Файл: Предмет, задачи и методы возрастной психологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тема 7 «Проблема периодизации психического развития. Основные этапы психического развития человека».

План:

  1. Отечественные периодизации психического развития

  2. Зарубежные периодизации психического развития


I. Отечественные периодизации психического развития. В отечественной и зарубежной психологии мно­го классификаций периодизации возрастного развития. Наиболее распространенными являются периодизации раз­вития в детстве и отрочестве. В то же время существует и периодизация развития взрослого человека.

В основу периодизации детского развития, разработан­ной Л.С. Выготским, легло представление о динамике воз­раста:

Кризис новорожденности

Младенческий возраст (2 мес. – 1 год)

Кризис 1 года

Раннее детство (1-3 года)

Кризис 3 лет

Дошкольный возраст (3-7 лет)

Кризис 7 лет

Школьный возраст ( 8-12 лет)

Кризис 13 лет

Пубертатный возраст (14-18 лет)

Кризис 17 лет




Идеи Л.С. Выготского о возрасте были развиты в отече­ственной психологии Д.Б. Элькониным. Он предложил рас­сматривать каждый психологический возраст на основе:

- социальной ситуации развития — той конкретной формы отношений, в которые вступает ребенок со взрос­лыми в данный период;

- ведущего типа деятельности, реализующего со­циальные отношения;

- психологических новообразований, возникающих в этот период.

Д.Б. Эльконин выделил шесть периодов детского разви­тия. Каждому из них соответствует свой ведущий тип дея­тельности:

Младенческий возраст (0-1 год)

Непосредственно-эмоцио­нальное общение

Раннее детство (1-3 года)

Предметно-манипулятивная деятельность

Дошкольное детство (3-7 лет)

Сюжетно-ролевая игра

Младший школьный возраст (7-10 лет)

Учебная деятельность

Подростковый возраст (10-15 лет)

Общение

Ранняя юность (15-17 лет)

Учебно-профессиональная деятельность


И.Ю. Кулагина и В.Н. Колюцкий дают периодизацию развития не только в детстве и отрочестве, но и развитие зрелой личности:

Младенчество

до 1 года

Раннее детство

от 1 года до 3 лет

Дошкольное детство

от 3 до 7 лет

Младший школьный возраст

от 7 до 11 лет

Подростковый возраст

11-15 лет

Старший школьный возраст: ранняя юность

16, 17 лет

Юность

от 17 до 20-23 лет

Молодость

от 20 до 30 лет

Зрелость

от 30 до 60-70 лет

Поздняя зрелость

после 60-70 лет


II. Зарубежные периодизации психического развития. Периодизация Рене Заззо (системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства): 0-3 года раннее детство; 3-5 лет дошкольный возраст 6-12 лет начальное школьное образование 12-16 лет обучение в средней школе 17 и старше высшее или университетское образование

Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Детская сексуальность понимается З. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, - поглаживания, сосание, освобождение кишечника и т.д.

0 – 1 - год оральная стадия (эрогенная зона - слизистая рта и губ). Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пиши - собственный палец или какой-нибудь предмет. Люди начинают делиться на оптимистов и пессимистов, может сформироваться ненасытность, жадность. Кроме бессознательного "Оно" формируется "Я" ).

1 - 3 года - анальная стадия (эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника). Формируется опрятность, аккуратность, скрытность, агрессивность. Возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция - "Сверх-Я" как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть.


3 - 5 лет - фаллическая стадия (высшая стадия детской сексуальности). Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования "Сверх-Я".

5 - 12 лет - латентная стадия как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из "Оно", хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д.

12 - 18 лет - генитальная стадия соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению.

Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже.

Выделяется 2 основных периода становления с момента рождения и до 15-летнего возраста:

1) период сенсомоторного интеллекта (от 0 до 2 лет);

2) период организации конкретных операций (от 3 до 15 лет). В этом подпериоде он различает стадии:

а) 8-11 лет – конкретные операции;

б) 12–15 – период формальных операций, когда подросток может успешно действовать в отношении не только реально окружающей его действительности, но и в отношении мира абстрактных (словесных) предположений.

Периодизация Колберга, основанная на изучении уровня морального развития человека. Выявленные в исследованиях Колберга 3 уровня и 6 ступеней нравственного развития соответствуют библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка.

I уровень: Страх наказания (до 7 лет).

1. Страх перед правом силы.

2. Страх быть обманутым и недополучить благ.

II уровень: Стыд перед окружающими людьми (13 лет).

3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением.

4. Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.

III уровень: Совесть (после 16 лет).

5. Желание соответствовать своим нравственным принципам.

6. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей.

Э. Эриксон. Периодизация личностного развития


Стадия развития

Нормальная линия

Аномальная линия

0 - 1 год - раннее младенчество социальное качество - надежда

-доверие к людям, к окружающему миру.

- взаимная любовь, связь ребенок - родитель

- удовлетворение потребности в общении с родителями

- недоверие к людям в результате лишения любви, эмоциональной изоляции ребенка, раннее отлучение от груди

1-3 года - позднее младенчество (ранний возраст) социальное качество - воля

- самостоятельность

- уверенность в себе

- сомнения в себе

- гипертрофированное чувство стыда

3-5 лет - возраст игры
социальное качество- целеустремленность

- инициативность

- активность, живое воображение

- подражание взрослому

- признаки полоролевого поведения

- чувство вины

- пассивность

- отсутствие инициативы

- отсутствие признаков полоролевого поведения

5-11 лет среднее детство социальное качество- компетентность

- стремление к достижению

- трудолюбие

- развитие познавательных и коммуникативных навыков

- чувство собственной неполноценности

- избегание сложных заданий, ситуаций соревнования

- слаборазвитость познавательных и трудовых навыков

- конформность

11-20 лет половая зрелость, подростничество, юность социальное качество- верность

- эгоидентичность (собственная уникальность)

- жизненное самоопределение

- поиск себя

- формирование мировоззрения

- половая поляризация в формах поведения

- диффузия идентичности (не может найти себя, не знает чего хочет)

- путаница ролей

- смещение временных перспектив

- смешение форм полоролевого поведения

20-40 (45) лет ранняя взрослость социальное качество - любовь

- интимность

- стремление к контактам с людьми

- желание и способность посвятить себя другим людям

- рождение и воспитание детей

- изоляция

- избегание других людей (первичные симптомы в изменении психики человека - трудный характер, непредсказуемое поведение)

40 (45) - 60 лет средняя взрослость социальное качество - забота

- творчество (особенно в труде)

- продуктивная и творческая работа над собой и другими

- застой (особенно в труде)

- эгоизм, эгоцентризм

- непродуктивность в работе

- ранняя инвалидность