ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 7 «Проблема периодизации психического развития. Основные этапы психического развития человека».
План:
-
Отечественные периодизации психического развития -
Зарубежные периодизации психического развития
I. Отечественные периодизации психического развития. В отечественной и зарубежной психологии много классификаций периодизации возрастного развития. Наиболее распространенными являются периодизации развития в детстве и отрочестве. В то же время существует и периодизация развития взрослого человека.
В основу периодизации детского развития, разработанной Л.С. Выготским, легло представление о динамике возраста:
Кризис новорожденности | Младенческий возраст (2 мес. – 1 год) |
Кризис 1 года | Раннее детство (1-3 года) |
Кризис 3 лет | Дошкольный возраст (3-7 лет) |
Кризис 7 лет | Школьный возраст ( 8-12 лет) |
Кризис 13 лет | Пубертатный возраст (14-18 лет) |
Кризис 17 лет | |
Идеи Л.С. Выготского о возрасте были развиты в отечественной психологии Д.Б. Элькониным. Он предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе:
- социальной ситуации развития — той конкретной формы отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период;
- ведущего типа деятельности, реализующего социальные отношения;
- психологических новообразований, возникающих в этот период.
Д.Б. Эльконин выделил шесть периодов детского развития. Каждому из них соответствует свой ведущий тип деятельности:
Младенческий возраст (0-1 год) | Непосредственно-эмоциональное общение |
Раннее детство (1-3 года) | Предметно-манипулятивная деятельность |
Дошкольное детство (3-7 лет) | Сюжетно-ролевая игра |
Младший школьный возраст (7-10 лет) | Учебная деятельность |
Подростковый возраст (10-15 лет) | Общение |
Ранняя юность (15-17 лет) | Учебно-профессиональная деятельность |
И.Ю. Кулагина и В.Н. Колюцкий дают периодизацию развития не только в детстве и отрочестве, но и развитие зрелой личности:
Младенчество | до 1 года |
Раннее детство | от 1 года до 3 лет |
Дошкольное детство | от 3 до 7 лет |
Младший школьный возраст | от 7 до 11 лет |
Подростковый возраст | 11-15 лет |
Старший школьный возраст: ранняя юность | 16, 17 лет |
Юность | от 17 до 20-23 лет |
Молодость | от 20 до 30 лет |
Зрелость | от 30 до 60-70 лет |
Поздняя зрелость | после 60-70 лет |
II. Зарубежные периодизации психического развития. Периодизация Рене Заззо (системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства): 0-3 года раннее детство; 3-5 лет дошкольный возраст 6-12 лет начальное школьное образование 12-16 лет обучение в средней школе 17 и старше высшее или университетское образование
Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Детская сексуальность понимается З. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, - поглаживания, сосание, освобождение кишечника и т.д.
0 – 1 - год оральная стадия (эрогенная зона - слизистая рта и губ). Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пиши - собственный палец или какой-нибудь предмет. Люди начинают делиться на оптимистов и пессимистов, может сформироваться ненасытность, жадность. Кроме бессознательного "Оно" формируется "Я" ).
1 - 3 года - анальная стадия (эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника). Формируется опрятность, аккуратность, скрытность, агрессивность. Возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция - "Сверх-Я" как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть.
3 - 5 лет - фаллическая стадия (высшая стадия детской сексуальности). Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования "Сверх-Я".
5 - 12 лет - латентная стадия как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из "Оно", хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д.
12 - 18 лет - генитальная стадия соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению.
Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже.
Выделяется 2 основных периода становления с момента рождения и до 15-летнего возраста:
1) период сенсомоторного интеллекта (от 0 до 2 лет);
2) период организации конкретных операций (от 3 до 15 лет). В этом подпериоде он различает стадии:
а) 8-11 лет – конкретные операции;
б) 12–15 – период формальных операций, когда подросток может успешно действовать в отношении не только реально окружающей его действительности, но и в отношении мира абстрактных (словесных) предположений.
Периодизация Колберга, основанная на изучении уровня морального развития человека. Выявленные в исследованиях Колберга 3 уровня и 6 ступеней нравственного развития соответствуют библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка.
I уровень: Страх наказания (до 7 лет).
1. Страх перед правом силы.
2. Страх быть обманутым и недополучить благ.
II уровень: Стыд перед окружающими людьми (13 лет).
3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением.
4. Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.
III уровень: Совесть (после 16 лет).
5. Желание соответствовать своим нравственным принципам.
6. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей.
Э. Эриксон. Периодизация личностного развития
Стадия развития | Нормальная линия | Аномальная линия |
0 - 1 год - раннее младенчество социальное качество - надежда | -доверие к людям, к окружающему миру. - взаимная любовь, связь ребенок - родитель - удовлетворение потребности в общении с родителями | - недоверие к людям в результате лишения любви, эмоциональной изоляции ребенка, раннее отлучение от груди |
1-3 года - позднее младенчество (ранний возраст) социальное качество - воля | - самостоятельность - уверенность в себе | - сомнения в себе - гипертрофированное чувство стыда |
3-5 лет - возраст игры социальное качество- целеустремленность | - инициативность - активность, живое воображение - подражание взрослому - признаки полоролевого поведения | - чувство вины - пассивность - отсутствие инициативы - отсутствие признаков полоролевого поведения |
5-11 лет среднее детство социальное качество- компетентность | - стремление к достижению - трудолюбие - развитие познавательных и коммуникативных навыков | - чувство собственной неполноценности - избегание сложных заданий, ситуаций соревнования - слаборазвитость познавательных и трудовых навыков - конформность |
11-20 лет половая зрелость, подростничество, юность социальное качество- верность | - эгоидентичность (собственная уникальность) - жизненное самоопределение - поиск себя - формирование мировоззрения - половая поляризация в формах поведения | - диффузия идентичности (не может найти себя, не знает чего хочет) - путаница ролей - смещение временных перспектив - смешение форм полоролевого поведения |
20-40 (45) лет ранняя взрослость социальное качество - любовь | - интимность - стремление к контактам с людьми - желание и способность посвятить себя другим людям - рождение и воспитание детей | - изоляция - избегание других людей (первичные симптомы в изменении психики человека - трудный характер, непредсказуемое поведение) |
40 (45) - 60 лет средняя взрослость социальное качество - забота | - творчество (особенно в труде) - продуктивная и творческая работа над собой и другими | - застой (особенно в труде) - эгоизм, эгоцентризм - непродуктивность в работе - ранняя инвалидность |