Файл: Предмет, задачи и методы возрастной психологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По мнению Д.Б. Эльконина, прежде всего надо обратить внимание на возникновение произ­вольного поведения.

К концу дошкольного возраста возникает три линии развития:

- линия формирования произвольного поведения;

- линия овладения средствами и эталонами позна­вательной деятельности;

-линия перехода от эгоцентризма к децентрации.
Развитие по этим линиям определяет готовность ребенка к школьному обучению.

К этим трем линиям, которые были проанализиро­ваны Д.Б. Элькониным, следует добавить мотивационную готовность ребенка к школьному обучению (Л.И. Божович).

Тема 11 «Психологическая характеристика младшего школьного возраста».

План:

  1. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте

  2. Познавательные процессы младшего школьника

  3. Развитие личности младшего школьника


I. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. В современной периодизации психического раз­вития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жиз­ни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности — учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые зна­ния и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни. С физиологической точки зрения — это время физичес­кого роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на времен­ном ослаблении нервной системы. Проявляются повышен­ная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.

Социальная ситуация в младшем школьном возрасте:

Учебная деятельность становится ведущей деятельно­стью.

Завершается переход от наглядно-образного к словес­но-логическому мышлению.

Отчетливо виден социальный смысл учения (отноше­ние маленьких школьников к отметкам).

Мотивация достижения становится доминирующей.

Происходит смена референтной группы.

Происходит смена распорядка дня.

Укрепляется новая внутренняя позиция.

Изменяется система взаимоотношений ребенка с ок­ружающими людьми.

Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте — учебная деятельность. Ее характеристики: результатив­ность, обязательность, произвольность.

Основы учебной деятельности закладываются именно в первые годы обучения. Учебная деятельность должна, с одной стороны, строиться с учетом возрастных возможно­стей детей, а с другой — должна обеспечить их необходимой для последующего развития суммой знаний.



Мотивы учения:

- познавательные (направленные на овладение знания­ми, способами получения знаний, приемами самосто­ятельной работы, приобретение дополнительных зна­ний, программы самосовершенствования);

- социальные (ответственность, понимание социальной значимости учения, стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение);

- узколичные — получить хорошую отметку, заслужить похвалу (по Е.Е. Сапоговой).

Школьное обучение отличается не только особой соци­альной значимостью деятельности ребенка, но и опосредованностью отношений со взрослыми образцами и оценками, следованием правилам, общим для всех, приобретением науч­ных понятий.

В результате учебной деятельности возникают психичес­кие новообразования: произвольность психических процес­сов, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать).

II. Познавательные процессы младшего школьника.

Речь. Увеличивается словарный запас до 7 тыс. слов. Прояв­ляет собственную активную позицию к языку. При науче­нии легко овладевает звуковым анализом слов. Ребенок прислушивается к звучанию слова. Потребность в общении младших школьников определяет развитие речи. Контекст­ная речь — показатель уровня развития ребенка. В письменной речи различают правильность орфогра­фическую (правильное написание слов), грамматическую (построение предложений, образования морфологических форм) и пунктуационную (расстановка знаков препина­ния).

Мышление. Мышление в младшем школьном возрасте становится доминирующей функцией, завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. К концу младшего школьного возраста проявляются ин­дивидуальные различия в мышлении (теоретики, мыслите­ли, художники). В процессе обучения формируются научные понятия (ос­новы теоретического мышления).

Память. Память развивается в двух направлениях — произволь­ности и осмысленности. В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная. Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Активно формируется произвольное за­поминание.


Внимание. Дети способны концентрировать внимание, но у них еще преобладает непроизвольное внимание. Произвольность познавательных процессов возникает на пике волевого усилия (специально организует себя под воз­действием требований). Внимание активизируется, но еще не стабильно. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации.

Восприятие. Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте. Восприятие отличается слабой дифференцированностью (путают предметы, их свойства). В младшем школьном возрасте нарастает ориентация на сенсорные эталоны формы, цвета, времени.

Воображение. Воображение в своем развитии проходит две стадии: на первой — воссоздающее (репродуктивное), на второй — про­дуктивное. В первом классе воображение опирается на кон­кретные предметы, но с возрастом на первое место выступа­ет слово, дающее простор фантазии.

III. Развитие личности младшего школьника. 7-8 лет - сензитивный период для усвоения моральных норм (ребенок психологически готов к пониманию смысла норм и правил к их повседневному выполнению).

Самосознание. Интенсивно развивается самосознание. Становление са­мооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое зна­чение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспеваю­щих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие отметки снижают уверенность в себе, в своих воз­можностях, У них возникает компенсаторная мотивация. Дети начинают утверждаться в другой области — в заняти­ях спортом, музыкой. Ценностные ориентации на имя становятся нормой жиз­ни. Потребность в самоутверждении. Большое значение име­ет авторитет взрослых. Существенное значение имеет мес­то, которое занимает ребенок в семье.
Тема 12 «Психологические особенности подростка».

План:

  1. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте

  2. Развитие личности подростка

  3. Познавательное развитие подростка


I. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте. Границы подросткового возраста (от 10-11 до 14-15 лет). Принято выделять младший (10-12 лет) и старший (13-15 лет) подростковый периоды.

Социальная ситуация развития.
Подростковый возраст «начинается» с изменения соци­альной ситуации развития. В психологии этот период назы­вают переходным, трудным, критическим возрастом. Этот возраст исследовали многие видные психологи. Впервые описал психологические особенности подростково­го возраста С. Холл, который указал на противоречивость поведения подростка (например, интенсивное общение сме­няется замкнутостью, уверенность в себе переходит в неуве­ренность и сомнения в себе и т.п.). Он ввел в психологию представление о подростковом возрасте как кризисном пе­риоде развития. Кризисные, негативные явления подрост­кового возраста С. Холл связывал с переходностью, проме­жуточностью данного периода в онтогенезе. Он исходил из представления о биологической обусловленности процессов развития в подростковом возрасте.

Как указывает В.И. Слободчиков, основания для та­кого объяснения очевидны. Подростковый возраст харак­теризуется бурными изменениями в анатомии и физиоло­гии подростка. Он интенсивно растет, увеличивается масса тела, интенсивно растет скелет (быстрее, чем мышцы), развивается сердечнососудистая система. Идет половое созревание. В ходе перестройки организма подростка может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбу­димость, депрессия. Многие начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими, появляются обеспокоенность внешним видом, низким (мальчики), высоким (девочки) ростом и т.п. Подростковый возраст является по сути кризисным. Для этого существуют как внешние, так и внутренние (биологические и психологические) предпосылки.

Внешние предпосылки. Изменение характера учебной деятельности: многопредметность, содержание учебного материала представляют собой теоретические основы наук, предлагаемые к усвоению абстракции, вызывают каче­ственно новое познавательное отношение к знаниям; нет единства требований: сколько учителей, столько различ­ных оценок окружающей действительности, поведения ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности. Отсюда — необходимость собственной позиции, эмансипации от непосредственного влияния взрослых; введение общественно-полезного труда в школьное обу­чение. У подростка появляется осознание себя как учас­тника общественно-трудовой деятельности; предъявляются новые требования в семье (помощь по хозяйству, с под­ростком начинают советоваться); подросток начинает интенсивно рефлексировать себя.