Файл: Конституционноправовой статус органов исполнительной власти Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 205

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Институт права
(наименование института полностью)
Кафедра «Конституционное и административное право»
(наименование)
40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности
(код и наименование направления подготовки, специальности)
Государственно-правовая
(направленность (профиль)/специализация)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)
на тему: «Конституционно-правовой статус органов исполнительной власти
Российской Федерации»
Студент
Н.Ю. Родионов
(И.О. Фамилия)
(личная подпись)
Руководитель к. ю. н., доцент, А.Н. Станкин
(ученая степень, звание, И.О. Фамилия)
Тольятти 2021

2
Аннотация
Тема выпускной квалификационной работы: «Конституционно- правовой статус органов исполнительной власти Российской Федерации».
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что в российском законодательстве до сих пор не существует четкого понимания системы исполнительной власти, что существенно влияет на эффективность деятельности органов исполнительной власти, также стоит отметить, что при подробном изучении конституционно-правового статуса органов исполнительной власти Российской Федерации существуют некоторые неясности в терминологии и структуре, что выливается в единую проблему, связанную с функционированием и развитием системы исполнительной власти в Российской Федерации.
Цель выпускной квалификационной работы – теоретико-правовой анализ конституционно-правового статуса органов исполнительной власти
Российской Федерации.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить понятие органов исполнительной власти, его признаки и виды; 2) подробно рассмотреть конституционно-правовой статус органов исполнительной власти Российской Федерации; 3) детально изучить структуру и основные направления деятельности органов исполнительной власти Российский Федерации; 4) провести анализ проблем развития исполнительной власти и вопросов совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.


3
Оглавление
Введение ................................................................................................................... 4
Глава 1 Понятие органов исполнительной власти ............................................... 7 1.1 История становления и развития органов исполнительной власти в Российской Федерации ........................................................... 7 1.2 Понятие и признаки органов исполнительной власти РФ .......... 13 1.3 Виды органов исполнительной власти Российской Федерации 18
Глава
2
Общая характеристика конституционно-правовых основ исполнительной власти в Российской Федерации ............................................. 24 2.1 Место исполнительной власти в механизме разделения властей и ее соотношение с государственным управлением ......................... 24 2.2 Роль и полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти ........................................................................ 29 2.3 Конституционно-правовой статус Правительства РФ ................ 34 2.4 Конституционно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ ............................................................................. 47
Глава 3 Структура и основные направления деятельности органов исполнительной власти ......................................................................................... 57 3.1 Принципы построения системы органов исполнительной власти
................................................................................................................. 57 3.2 Система и структура федеральных органов исполнительной власти, их функциональные особенности .......................................... 61 3.3 Проблемы развития исполнительной власти и вопросы совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти ........................................................................ 67
Заключение ............................................................................................................ 76
Список используемой литературы и используемых источников ..................... 84

4
Введение
Отличительной чертой современного правового статуса органов исполнительной власти является то, что действующее законодательство в данной сфере нельзя назвать системным, потому что нет единого понимания системы исполнительной власти, что приводит к проблемам ее дальнейшего развития. Актуальность изучения исполнительной власти заключается в том, что с развитием и реформированием российского общества очень важное значение придается новым требованиям к исполнительной власти. Стоит отметить, что сынициированная В.В. Путиным административная реформа, включающая в себя процедуру изменения основных направлений деятельности исполнительной власти, значительно повлияла на изменение конституционно-правового статуса многих органов исполнительной власти
Российской Федерации. Отсутствие единообразия системы конституционно- правового регулирования органов исполнительной власти делает актуальным задачу выявления аспектов, которые требуют конституционного регулирования.
Также необходимо рассмотреть понятие конституционно-правового статуса органов исполнительной власти, это позволит говорить о том, что данное определение вводится с целью обозначения того объема деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации, который содержится в Конституции Российской Федерации. Подробное рассмотрение сущности конституционно-правового статуса органов исполнительной власти дает возможность утверждать о том, что в данной сфере, деятельность органов исполнительной власти должна играть значимую роль в построении правового и демократического государства. Необходимо уяснить понятие органов исполнительной власти, рассмотреть признаки и виды органов исполнительной власти и достигнуть ясности понимания относительно определения конституционно-правового статуса органов исполнительной власти. Все вышеперечисленное подчеркивает актуальность темы о


5 конституционно- правовом статусе органов исполнительной власти
Российской Федерации.
Целью настоящей выпускной квалификационной работы является теоретико-правовой анализ конституционно-правового статуса органов исполнительной власти Российской Федерации, анализ проблем развития исполнительной власти и вопросов совершенствование структуры органов исполнительной власти Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
– изучить историю становления и развития органов исполнительной власти в Российской Федерации;
– рассмотреть понятие, признаки и виды органов исполнительной власти Российской Федерации;
– проанализировать принципы построения системы органов исполнительной власти Российской Федерации;
– изучить систему и структуру федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, и их функциональные особенности;
– рассмотреть место исполнительной власти в механизме разделения властей и ее соотношение с государственным управлением;
– проанализировать роль и полномочия Президента Российской
Федерации в сфере исполнительной власти;
– изучить конституционно- правовой статус Правительства Российской
Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации;
– охарактеризовать проблемы и перспективы развития исполнительной власти, вопросы совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе функционирования системы исполнительной власти в Российской Федерации.
Предметом исследования выступают конституционно-правовые нормы

6 и положения иных нормативно-правовых актов, регулирующие деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели исследования и изучения конституционно- правового статуса анализировались труды следующих ученых: С.А. Авакъяна, И.А. Алебастровой, А.П. Алехина, М.В. Баглая, Д.Н.
Бахраха, И.Л. Бачило, А.В. Безрукова, В.В. Гончарова, М.В. Демидова, С.В.
Кузякина, Л.А. Окунькова и др.
Нормативно-правовой базой выпускной квалификационной работы являются: Конституция Российской Федерации, ФКЗ «О Правительстве
Российской Федерации», федеральные законы, подзаконные нормативно- правовые акты, регламентирующие деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации.
При написании работы использовались следующие методы:
– анализ законодательной базы;
– сравнительно-правовой;
– исторический метод, использовался при рассмотрении вопроса о становлении и развития органов исполнительной власти с 9 по 20 век;
– специально-юридический, использовался для терминологии, классифицирования разграничений отличительных свойств.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.


7
Глава 1 Понятие органов исполнительной власти
1.1 История становления и развития органов исполнительной
власти в Российской Федерации
Формирование исполнительной власти в России – это исторически длительный процесс, который прежде всего связан с изменениями в обществе и вызванный социально-экономическими причинами [21, с. 51].
В истории становления и развития органов исполнительной власти в
России принято выделять несколько основных этапов.
Первый этап непосредственно связан с образованием Древнерусского государства (9 – 12 века.), так как именно в это время начали формироваться первые структуры исполнительной власти в виде княжеской дружины.
Великий князь в этот период сосредотачивал всю полноту законодательной, исполнительной и судебной власти в своих руках и можно сказать, одновременно являлся главой администрации. Исполнительная власть в период с 9 по 12 век была представлена в виде десятичной системы, где бояре и дети бояр, старшие дружинники, вольные слуги ежедневно удовлетворяли потребности князи и княжьей семьи, князья на местах выполняли поручения великого князя, например, для формирования войска, посадники в городах, тиуны, старосты, наместники должны были быстро решать вопросы, касающиеся исполнения решений князя по поводу сбора налогов, дани с подданных ему территорий [53, с. 90]. Через некоторое время исполнительная администрация была объединена в Большой дворец, который состоял из дьяков, приказчиков, стольников и других придворных чинов.
Также стоит отметить, что в период с 9 – 14 века во времена феодальной раздробленности Древняя Русь состояла не в виде единого целого, а в виде раздробленных на территории княжеств и отличительной чертой этого периода является начало формирования исполнительных органов в княжествах, так, например, в Новгородской боярской республике

8 появились посадник и тысяцкий, которые осуществляли функции исполнения решений народного собрания. Данный период является важным в развитии исполнительной власти, так как происходит первоначальное ее формирование. До 14 века исполнительная власть носит дворцово- придворный характер и появляются первоначальные элементы государственной службы.
Второй этап (15 – 18 века) характеризуется развитием Государева
Двора и созданием органов центрального управления- приказов.
Возникновение приказной системы приходилось на конец 15 – начало 16 века. Но просуществовав небольшой отрезок времени, система приказов теряет свою роль в связи с тем, что была сложной и не отвечала новым требованиям, которые устанавливал Петр I, поэтому с 1717 по 1722 годы система приказов была заменена на одиннадцать коллегий. Коллегиями назывались центральные административные органы, которые заменяли устаревшую систему исполнительных органов. Учреждение такой системы стало ключевым этапом централизации государственных органов управления, так как было введено несколько новых идей, суть которых заключалась в разделении ведомств и принятии большинства решений коллегиальным методом. Второй этап становления и развития органов исполнительной власти в целом заключался в формировании приказов и органов судебно- административного управления [26, с. 3].
В конце 18 века в Российской империи с течением времени начали проявляться переломные события, которые заставили правительство начать исследование способов совершенствования системы государственного управления.
Появилась потребность изменения всей системы государственного управления. С этой целью в годы правления Александра I была создана тайная организация- Негласный комитет. Центральной задачей тайной организации было совершенствование государственного аппарата и создание полноценной административной системы [50, с 128].
Третий этап становления и развития органов исполнительной власти в


9 19- начале 20 веков недостаточно изучен современными исследователями, так как большинство научных работ не передают полноты картины становления органов исполнительной власти в данный период. Но все же некоторые историки и правоведы подчеркивают на третьем этапе два временных отрезка, связанных с реформированием исполнительной власти.
Во-первых, выделяют реформирование исполнительной власти в период с
1802 по 1857 годы. Этот период в развитии органов исполнительной власти прежде всего связан с изданием 8 сентября 1802 года манифеста «О учреждении министерств».
Многие исследователи называют министерскую реформа 1802 года исходным началом в развитии и становлении органов исполнительной власти. В результате изменений было создано восемь министерств: народного просвещения и юстиции, морское, военное, коммерции, финансов, иностранных дел, внутренних дел. Отличительной чертой министерств от коллегий являлся факт того, что в основу был заложен принцип единоначалия, то есть министр обладал всей полнотой власти в министерстве и единолично нес ответственность перед царем. Еще одним результатом реформирования исполнительной власти в данный период стало учреждение
Комитета министров. Данный орган являлся высшим совещательным и распорядительным органом Российской империи, основным направлением деятельности которого являлось рассмотрение и решение дел, которые выходили за рамки полномочий отдельных министерств, либо, когда было необходимо взаимодействие нескольких ведомств.
Во второй половине 19 века система органов исполнительной власти испытывает определенные перемены, что сказалось на реформировании нормативно- правовой базы империи. Следующим значимым событием в реформировании исполнительной власти стало формирование в 1861 году совещательного органа по общегосударственным делам – Совета министров.
Совет министров состоял из министров и приравненных к ним ведомств, председателя Госсовета и председателя Комитета министров, а также других

10 высших чиновников. В Совете министров периодически проводили заседания, которые регулярно назначались императором. К функциям совета относилось: устройство и введение новых положений различных частей, для отдельных министерств и главного управления, разработка мер, требующих помощи различных ведомств, анализ отчетов министерств и главных управлений [27, с. 445].
После значительных перемен в системе органов исполнительной власти возникла необходимость принятия новых законодательных актов, целью которых будет регулирование функционирования деятельности органов власти. Именно поэтому в начале 20 века правовыми основами работы органов исполнительной власти стали Манифест от 19 октября 1905 года, указ «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений» и Основные государственные законы 1906 года.
Перечисленные законодательные акты регламентировали ряд ключевых вопросов. Во-первых, преобразование Госсовета, учреждение Госдумы и создания Совета министров. Во-вторых, Основные государственные законы в большом объеме регламентировали деятельность органов исполнительной власти, а также закрепляли полномочия императора в исполнительной ветви власти. В - третьих, в данных нормативно- правовых актах заключались основные направления деятельности и полномочия органов исполнительной власти. В соответствии с указом «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений», Совет министров становился высшим правительственным учреждением, действовавшим на постоянной основе. Главными органами управления были министерства, что касалось министров, то они были ответственны перед монархом и соответственно назначались царем.
Также, согласно указу, законопроекты не могли вноситься в Госдуму без предварительного обсуждения в Совете министров, некоторые министры получили большую самостоятельность [29, с. 87].
Таким образом, система органов исполнительной власти и