Файл: Конституционноправовой статус органов исполнительной власти Российской Федерации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 207
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
21 компетенции, так как они направляют свою деятельность на все или на большее количество отраслей управления.
К органам исполнительной власти смешанной компетенции относятся органы, реализующие свои полномочия в отраслевом и межотраслевом масштабе. Чаще всего только такого рода компетенция имеет особый характер для федеральных органов исполнительной власти разного рода организационно- правовых форм.
– по порядку принятия управленческий решений органы исполнительной власти подразделяются на: единоначальные органы и коллегиальные органы.
Под единоначальными органами стоит понимать те органы, в которых вопросы, относящиеся к их компетенции, решаются единолично руководителем данного органа. Во многих единоначальных органах можно заметить коллегии, но данный орган все равно является единоначальным, так как всю ответственность за принимаемые и выносимые решения несет индивидуально руководитель данного органа. К таким органам чаще всего относят министерства, высший орган исполнительной власти субъекта РФ.
Под коллегиальными органами исполнительной власти подразумеваются органы, в которых основная масса вопросов обсуждается и разрешается объединенной группой лиц большинством членов. Наиболее ярким примером коллегиального органа является Правительство РФ. Также стоит заметить тот факт, что существует некий перечень органов, которые в своей деятельности руководствуются принципом смешения единоначалия и коллегиальности.
– по источнику финансирования выделяют: органы, которые финансируются за счет средств федерального бюджета и органы, которые финансируются за счет бюджета субъектов РФ [18, с.340].
– по способу образования органы исполнительной власти подразделяются на: избираемые органы исполнительной власти, то есть органы, руководители которых избираются населением и органы,
22 формируемые высшими должностными лицами.
Таким образом, органы исполнительной власти образуют определенную систему, под которой понимается отношение между подчиненными органами, в основе которого лежит разделение полномочий и компетенций, во многом данная система зависит от федеративного устройства государства.
Подытожив, можно сказать о том, что еще начиная с 9 века система органов исполнительной власти претерпевала постоянные изменения. Это прежде всего трактовалось тем, что начинали проявляться переломные события, требующие начать исследования способов совершенствования системы государственного управления. В связи с этим менялись и направления деятельности, структура, полномочия и компетенции органов исполнительной власти, многие органы упразднялись. Первоначальный этапы становления исполнительной власти послужили основой для структуры органов, последующие этапы развития предполагали постепенное совершенствование системы органов и развитие нормативно-правовой базы с целью разграничения полномочий. Большое количество ученых в своих работах доносят мысли о том, что за такой огромный период времени можно выделить свыше десятка ключевых событий и именно такие основополагающие исторические изменения в системе органов исполнительной власти положили начало реформированию основы современной системы и структуры органов исполнительной власти. Однако, проблемы, связанные с осуществлением исполнительной власти в России, существуют и в настоящее время. Такие проблемы ученые подразделяют на теоретические и практические.
К одной из основных теоретических проблем в сфере исполнительной власти относится проблема толкования термина «орган исполнительной власти». Данный термин на всем протяжении времени толкуется учеными по-разному, однако на законодательном уровне по сей день данный термин не закреплен. В то же время существует проблема разграничения понятий
23
«орган исполнительной власти», «исполнительные органы», «органы государственного управления». К основным характеристикам органа исполнительной власти ученые относят тот факт, что такой орган является государственным учреждением, наделен полномочиями государственно- властного характера, имеет собственную внутреннюю структуру, наделен административной провосубъектностью, выносит подзаконные акты исполнительно-распорядительного характера.
С другой стороны, Россия на всем протяжении развития исполнительной власти стремилась к максимальной централизации уровня становления исполнительной власти, исходя из рассмотренных факторов в государстве исполнительная ветвь власти всегда была в развитии, не было какого-либо рода застоев, из-за пристального внимания со стороны государства за исполнительной ветвью власти приостанавливалось развитие других ветвей, что негативно отражалось на механизме сдержек и противовесов, в то же время данный аспект во многом послужил предпосылкой для революций в начале 20 века.
Главенствующую роль с теоретической точки зрения занимает разделение органов исполнительной власти с учетом территориального масштаба деятельности, характера компетенции, порядка принятия решений, так как при рассмотрении данного вопроса главенствующую роль выполняет принцип федерализма, согласно которому в Российской Федерации определяется вся система исполнительной власти.
24
Глава 2 Общая характеристика конституционно- правовых основ
исполнительной власти в Российской Федерации
2.1 Место исполнительной власти в механизме разделения властей
и ее соотношение с государственным управлением
Содержание исполнительной власти познается в рассмотрении теории государственной власти и теории разделения властей. Система разделения властей выступает в качестве одного из существенных условий и ключевого механизма функционирования большинства видов государственной власти. В настоящее время развитие механизма разделения властей стало одной из организационных основ государства, которое осуществляет свою работу как средство функциональной разграниченных, но в то же время объединенных учреждений, органов власти.
В соответствии с Конституцией РФ государственная власть в России осуществляется на основе разделения на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную, тем самым обеспечивается продуктивность и доступность государственной деятельности [33]. Каждая из ветвей власти обладает определенной самостоятельностью, поэтому нельзя утверждать о том, что какая–то из этих ветвей является главной. Органы законодательной, исполнительной, судебной власти выполняют обозначенные им направления деятельности, недостаток одной из них повлечет за собой нарушения принципов демократии. Между тем в научной литературе исполнительная власть, по сравнению с другими ветвями власти рассматривается более подробно.
Исполнительная власть отличается определенной самостоятельностью в компетенционном и функциональном факторах, потому как эта ветвь взаимодействует с законодательной и судебной ветвями.
Таким образом, исполнительная власть в системе разделения властей самостоятельна и занимает особое место, что выражается в ее
25 организационном и функциональном аспектах.
Рассматривая организационный аспект, можно сказать о том, что органы исполнительной власти не входят в структуру иных органов государственной власти.
Принцип самостоятельности находит свое выражение в том, что органы исполнительной власти не находятся в организационном подчинении у органов законодательной и судебной власти. Конечно нельзя говорить об полной самостоятельности данных органов, можно утверждать, что такая самостоятельность относительна, потому что органы исполнительной власти в какой-то степени находятся под контролем со стороны судебных органов, с другой стороны данные органы создаются для обеспечения прав и свобод граждан. Функциональный аспект выражается в главенствующей цели, выражающейся в исполнении законодательных актов Российской Федерации, состоящее в работе по руководству различными сферами общественной жизни [26, с. 30-35].
Органы исполнительной власти помимо принятия координационных решений в виде издания нормативно-правовой базы, реализуют большой объем полномочий, связанных с проявлением административного воздействия на объекты управления, гарантией исполнения поставленных правил, превращением в действительность условий и потребностей законодательных и иных актов. Осуществление в жизнь нормативно- правовой базы называется исполнением, что и является основополагающей функцией органов исполнительной власти. Но при этом для того, чтобы обеспечить исполнение объектами управления требований нормативно- правовых актов, субъекты управления обязаны обладать правовым статусом, механизмом для реализации своих полномочий, то есть распорядительство. В данном случае этот термин стоит рассматривать как использование органами исполнительной власти необходимых властных полномочий так как упомянутые органы осуществляют деятельность исполнительного и распорядительного характера. Поэтому именно через работоспособность органов власти, исполнительная власть принимает динамические качества.
26
В целом деятельность исполнительной власти нацелена на практическое использование законодательства, так как данной деятельности присущ организационный характер, действие на постоянной основе. Для обеспечения деятельности исполнительной власти требуется присутствие многоуровневой, иерархичной структуры и системы органов исполнительной власти.
Конечно же особую роль в исполнительной ветви власти играет
Правительство Российской Федерации, поскольку является высшим исполнительным органом власти. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть, обеспечивает взаимодействие и согласованность системы органов исполнительной власти, также реализует исполнение законов, оказывает влияние на законодательный процесс путем законодательной инициативы.
Вся система органов исполнительной власти базируется на принципах единства и централизованности. Данные принципы обозначают то, что во главе системы органов исполнительной власти находится Правительство РФ, а все органы, которые входят в упомянутую систему должны реализовывать свою деятельности и формироваться, основываясь на нормы Конституции
РФ.
Важным моментов в механизме разделения властей является система взаимного контроля или как ее называют многие правоведы, «сдержек и противовесов». Как уже говорилось ранее, исполнительная власть в системе разделения властей занимает особое место и относительно самостоятельна. В данном случае под относительностью будет пониматься некая совокупность контрольных и надзорных функций со стороны законодательной и судебной власти. Так, например, статья 111 Конституции РФ говорит о том, что председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ после утверждения его кандидатуры Государственной Думой. Рассматривая статья
Конституции РФ закрепляет факт участия законодательной власти в формировании состава высшего органа исполнительной власти РФ [33].
27
Кроме того, законодательная власть может вынести вотум недоверия
Правительству РФ. Особое место занимает судебный контроль за деятельностью органов исполнительной власти. Целью контрольной деятельности судов заключается в том, что суды при рассмотрении дел рассматривают факты законности вынесенных актов и действий самих органов исполнительной власти, либо их должностных лиц.
Именно поэтому, исполнительная ветвь власти занимает особое место в системе разделения властей и должна быть активной, обладать широким кругом полномочий для выражения своей самостоятельности, иначе управляемость общества понизится и органы государственной власти не смогут достаточном образом откликаться на изменения в общественной жизни.
Изучая вопрос о месте исполнительной власти в механизме разделения властей многие авторы затрагивают проблему соотношения понятий
«государственное управление» и «исполнительная власть». Данный вопрос о соотношении упомянутых понятий актуализировался в России со времен изменения общественно – политического строя. Еще в литературе советского периода использовался термин «государственная власть», однако
Конституция РФ 1993 года закрепила термин «исполнительная власть», что и привело к проблеме разграничения данных понятий [5, с. 20].
Большинство авторов считают, что органы государственного управления соотносятся с органами исполнительной власти. Государственное управление проводится и в пределах системы государственной власти, которая основана на принципе разделения властей. Исполнительная власть как показание единой власти, принимает истинный характер в работе отдельных составных частей государственного аппарата, которые называются органами исполнительной власти. В этом плане стоит рассматривать государственное управление как деятельность исполнительно- распорядительного характера, считавшаяся как деятельность субъектов исполнительной ветви власти [43, с. 72]. Но все же «государственное
28 управление» более широкое понятие по сравнению с понятием
«исполнительная власть». Многие правоведы утверждают о том, что исполнительная власть, это политико-правовая категория, а государственное управление – организационно-правовая. То есть государственное управление в своей практической деятельности проводится в контексте государственной власти [44, с. 313].
Изменения в понятиях находят отражение в появившихся изменениях форм и способов государственной управленческой деятельности, вызванные требованиями постепенного развития общества. Во многих сферах общественной жизни прекратилось влияние со стороны государства, то есть при использовании понятия «исполнительная власть» понимается отрицание основных направлений деятельности непосредственного управления, что является отличительной чертой для наибольшего распространения государственной собственности. Однако под государственным управлением как отличительным видом распорядительной деятельности не должно конфронтироваться исполнительной власти, так как между данными понятиями существует взаимосвязь, выражающаяся в том, что в рамках государственного управления реализуется исполнительная власть. Это доказывает факт того, что исполнительная власть производна от государственного управления и является ее обособленной частью.
Исполнительная власть должна определять количество и отличительные черты государственно- властных полномочий, осуществляемых в процедуре государственно- управленческой деятельности. С другой точки зрения государственное управление является одним из способов управления, который направлен на реализацию практической деятельности органов исполнительной власти. Исполнительная власть является элементом государственного управления и выражается в виде осуществления прав и обязанностей исполнительного характера [17, с. 284].
В настоящее время происходят изменения, которые свидетельствуют о том, что снижается значение государственного управления, особенно это
29 выражается в экономической сфере жизни общества, однако это не понижает роль исполнительной власти, а наоборот требуется совершенствование органов исполнительной власти, которые смогут в полной мере, достойно управлять общественными отношениями во всех областях.
Рассматривая соотношения понятий «государственное управление» и
«исполнительная власть», требуется уделить внимание основным направлениям деятельности исполнительной власти на современном этапе развития. К функциям исполнительной власти можно отнести: разработка и исполнение политики общегосударственных программ, создание основ хозяйственной жизни, управление учреждениями государственного сектора, обеспечение прав и обязанностей субъектов в сфере государственного управления, контроль за работой регулируемой сферы деятельности.
Подытоживая анализ понятий «государственное управление» и
«исполнительная власть», стоит сказать о том, что государственное управление представляет из себя вид государственной деятельности, в рамках которого осуществляется исполнительная власть, также стоит выделить тот факт, что понятие «государственное управление» является более широким понятием, чем «исполнительная власть». Последняя является лишь обособленной частью, которая выражается в содержании деятельности органов исполнительной власти, а именно в осуществлении государственного управления.
2.2 Роль и полномочия Президента Российской Федерации в сфере
исполнительной власти
Рассматривая ст. 80 Конституции РФ можно выделить несколько основных факторов конституционно- правового статуса Президента РФ в их тесной связи, которые находят выражение в том, что главу государства нельзя отнести ни к одной из ветвей государственной власти, он является гарантом Конституции РФ и обеспечивает взаимодействие органов