Файл: Конституционноправовой статус органов исполнительной власти Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 206

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

75

76
Заключение
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать выводы о процессе становления исполнительной власти, о проблемах её развития и путей совершенствования системы и структуры органов исполнительной власти, об общей характеристике конституционно- правовых основ исполнительной власти в Российской Федерации.
Стоит начать с того, что становление исполнительной власти в России
– это исторически длительный процесс, который вызван целым рядом причин. Историю становления исполнительной власти в России принято разделять на этапы. Первый этап соотносится с образованием
Древнерусского государства, данный этап послужил основой формирования первых структур исполнительной власти, последующие этапы становления и развития органов исполнительной власти характеризуются развитием первоначальных административных органов, постоянным совершенствованием системы управления. Система органов исполнительной власти постепенно к середине 19 века стремительно развивается, создаются так называемые «министерства». Многие историки и правоведы называют создание восьми министерств исходной точкой в развитии и становлении органов исполнительной власти. После создания органов потребовалась разработка нормативно-правовой базы, принималось огромное количество законов, связанных с организацией исполнительной власти в государстве.
Следовательно, система органов исполнительной власти и нормативно- правовая база с 1802-1905 годы претерпели существенные изменения и приобрели новые темпы развития. Характеризуя историю развития и становления органов исполнительной власти, можно утверждать, что на всей продолжительности, начиная с 9 века и по сей день система органов исполнительной власти и нормативно-правовая база кардинально менялась, вместе с тем, менялись и функциональные особенности органов. Основы таких перемен послужили главным фактором в становлении современной

77 системы исполнительной власти Российской Федерации.
Рассматривая вопрос о понятии, признаках и видах органов исполнительной власти можно сказать о том, что существуют теоретические и практические проблемы. Во-первых, существует проблема толкования термина «орган исполнительной власти», так как определение не закреплено ни в одном нормативно-правовом акте, принятом на территории Российской
Федерации, в свою очередь на всем протяжении времени, ученными упомянутый термин трактуется по-разному. Принято выделять несколько признаков, которые, как правило, характеризуют термин «орган исполнительной власти», к ним относится то, что орган исполнительной власти является государственным учреждением, наделен полномочиями государственно-властного характера, имеет собственную структуру, наделен административной правосубъектностью, имеет право издавать нормативно- правовые акты исполнительно-распорядительного характера. Также существует проблема разграничения понятий «орган исполнительной власти», «исполнительные органы», «органы государственного управления».
По результатам проведенного во второй главе анализа, установлено, что, во-первых, исполнительная ветвь власти самостоятельна и занимает особое место в системе разделения властей, так как органы исполнительной власти прежде всего наделены большим объемом полномочий, связанным с проявлением административного воздействия на объекты управления.
Анализируя соотношение понятий «государственное управление» и
«исполнительная власть», можно сделать вывод о том, понятие
«государственное управление» является более широким, потому что исполнительная власть осуществляется в рамках государственного управления.
Во-вторых, стоит сказать о столь существенной роли главы государства в деятельности органов исполнительной власти. Стоит выделить тот факт, что Президента РФ нельзя отнести ни к одной из ветвей власти, так как он, реализуя свои полномочия возвышается над всеми ветвями власти. Глава


78 государства играет ключевую роль в формировании органов исполнительной власти и наделен широким кругом полномочий в сфере её организации.
Стоит также отметить, что Президент осуществляет руководство деятельностью федеральных органов исполнительной власти, которые касаются вопросов безопасности государства, внешней разведки, внутренних дел, юстиции и других. Таким образом, Президент РФ оказывает особый спектр влияния на органы исполнительной власти и на исполнительную власть в целом, но не возглавляет её.
В-третьих, рассматривая конституционно-правовой статус различных органов государственной власти особое внимание уделяется Правительству
РФ, как высшему органу исполнительной власти. При рассмотрении конституционно-правового статуса высшего органа исполнительной власти в
РФ стоит обратить внимание на нормы, которые регулирую порядок формирования и отставки, сроков полномочия, нормы, регламентирующие компетенцию правительства и нормы, упорядочивавшие деятельность
Правительства РФ. Подытожив, можно утверждать, что Правительство РФ возглавляет систему органов исполнительной власти, создает потребность изучения взаимосвязей с Президентом РФ, с парламентом и судебными органами, а также органами исполнительной власти субъектов РФ, которые совместно с федеральными органами исполнительной власти составляют единую систему. Говоря о конституционно-правовом статусе органов исполнительной власти субъектов РФ стоит выделять несколько видов норм.
Во-первых, это нормы, позволяющие показать место и роль таких органов в единой системе, во-вторых, нормы, непосредственно связанные с правами и обязанностями, компетенцией и полномочиями таких органов, в-третьих, нормы, касающиеся предмета ведения органов исполнительной власти субъектов РФ, в-четвертых, взаимодействие с органами государственной власти и федеральными органами исполнительной власти. Исходя из этих норм, под органом исполнительной власти субъекта понимать вид органа государственной власти, который в свою очередь является обособленной

79 структурой частью в системе органов исполнительной власти в РФ, обладающий и реализующий исполнительную и распорядительную деятельность субъекта РФ в рамках своей компетенции, наделенного государственно-властными полномочиями, тесно связанного с деятельностью федеральных органов исполнительной власти, законодательных органов субъекта РФ и органами местного самоуправления.
Важным фактором является то, что система органов исполнительной власти субъектов РФ устанавливается регионами самостоятельно, данный принцип закреплен в федеральном законодательстве.
В заключительной главе работы, рассмотрена структура и функции федеральных органов исполнительной власти, принципы построения системы органов исполнительной власти и детально изучены проблемы развития исполнительной власти и вопросы совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти.
Конституционный суд РФ высказал свою точку зрения, касаемо вопроса о соотношении понятий «система» и «структура» органов исполнительной власти можно говорить, что под системой понимаются виды органов исполнительной власти, а под структурой – конкретный перечень таких органов.
Говоря о принципах построения системы органов исполнительной власти, стоит отметить, что основополагающие идеи являются целеуказателями в формировании и функционировании таких органов, именно они определяют пути развития норм права, которые обеспечивают права и свободы граждан. Также принципы разрешают проблему отсутствия нормы в законодательстве, которая не смогла бы решить проблему в организации и функционировании системы органов исполнительной власти, иными словами, такие принципы создают своего рода опору для органов исполнительной власти, являются обеспечением против принятия волюнтаристских решений, позволяют исключить разногласия, произвести законодательную оценку с точки зрения права в целом. В результате


80 развития основополагающих идей, правовая система приспосабливается к совершенствованию построения системы исполнительной власти в целом.
Изучая вопрос, касающийся системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, стоит сказать о совершенствовании факторов развития органов на разных уровнях. За последние годы система и структура часто подвергалась реформированию, неоднократно менялась нормативно-правовая база, затрагивающая структуру органов исполнительной власти, именно поэтому многие учены подчеркивают, что нельзя утверждать об идеальности и уникальности современной структуры органов исполнительной власти. Кроме того, функциональные особенности таких органов неоднозначен и расплывчив, что порой приводит к нестабильности и дезорганизации структуры органов исполнительной власти.
Затрагивая вопрос о проблемах развития и совершенствования исполнительной власти, можно выделить факт того, что на сегодняшний день особое значение придается проблемам исполнительно-распорядительного характера, целью решения которых является создание совершенного исполнительного аппарата, который был бы полностью согласован с экономической ситуацией. Трудно говорить о том, что на сегодняшний день система исполнительной власти в Российской Федерации является полностью сложившейся и постоянной. Упомянутый факт связан с проведением затянувшейся административной реформы, где в итоге происходят постоянные изменения в количественном составе органов, в функциональных особенностях, что нередко нарушает конституционные нормы.
Учеными принято выделять две проблемы в развитии исполнительной власти. Первой выступает проблема двойственности всей системы исполнительной власти, суть проблемы заключается в том, что все полномочия в данной сфере разделены между Президентом РФ и
Правительством РФ. В результате чего происходит «застой» в развитии

81 исполнительной власти, кроме того нарушается взаимодействие между органами власти. Второй проблемой принято выделять «противостояние» между высшего органа исполнительной власти с парламентом. Сущность данной проблемы заключается в том, что обе палаты оказывают косвенное воздействие на главу государства, результатом чего является политический упадок последнего.
Решением таких проблем станет передача главе государства руководство над координационной функцией в системе разделения властей, то есть Президент РФ будет следить за координацией деятельности органов исполнительной власти.
Постоянно меняющаяся структура органов исполнительной власти способствует зарождению проблемы двойственности системы исполнительной власти и конфронтации, что выражается в постоянном сдвиге координационных функций на второй план, то есть зачастую органы исполнительной власти выполняют нехарактерные для себя функции.
Решением для модернизации структуры органов исполнительной власти может быть перераспределение вспомогательных функций специализирующим ведомствам, например, как во Франции, такие функции выполняют службы.
Существует также проблема смешения критерия разделения и форм реализации функций, то есть разделение органов исполнительной власти на федеральном уровне сомнительна из-за большого числа исключений. Ярким примером является возобновление в 2007 году государственных комитетов, и преобразование их в 2008 году, при этом при упразднении органов его функции передаются к другому органу и тем самым увеличивают нагрузку.
Решением данной совокупности проблем будет выступать принятие
Федерального закона «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». В научной литературе многие авторы поддерживают такую идею и выступают за принятие такого закона как можно скорее. Принятие такого нормативно- правового акта прежде всего


82 будет обладать большей юридической силой чем предыдущие указы
Президента РФ, а также это сподвигнет реформированию функциональных особенностей органов исполнительной власти на федеральном уровне.
Однако это не единственное решение данной проблемы, необходимо также задуматься о проблемах и перспективах развития нормативно- правовой базы о правовом статусе отдельных органов исполнительной власти.
Отдельной проблемой выступает проблема развития коррупции и бюрократизма в сфере исполнительной власти. Во-первых, разрастанию коррупции громоздкая структура органов исполнительной власти, во-вторых, огромное количество законов и принятых на их основе подзаконных актов способствует развитию данных явлений. С увеличением уровня норматично- правовой базы повышается уровень правовой безграмотности, это прежде всего связано с тем, что граждане попросту не успевают ознакомиться с вновь принятым законодательством.
Наиболее проблемным выступает вопрос о количественном составе высшего органа исполнительной власти и других органов исполнительной власти. Анализируя персональный состав Правительства РФ, можно говорить о большом количестве заместителей и федеральных министров, при том, что иностранные государства не позволяют себе такого. Однако данная проблема в 2020 году вышла на высокий уровень и Михаил Мишустин предпринял соответствующие действия на ограничение максимального числа заместителей руководителей федеральных органов. Политологи считают, что такие изменения оптимизируют структуру и штат сотрудников органов исполнительной власти, при этом финансирование удержатся в определенных органах исполнительной власти в целях улучшения структуры материального стимулирования служащих.
В результате, стоит сказать о сущности решения проблемы развития исполнительной власти, так как это в дальнейшем поспособствует созданию устойчивости процесса развития и обеспечения полномочий, увеличению функционала в экономической, политической областях, что положительным

83 образом воздействует на общественную жизнь.

84
1   2   3   4   5   6

Список используемой литературы и используемых источников
1.
Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. -М.: РЮИД, «Сашко», 2000. – 528 с.
2.
Авакьян, С.А. Современные проблемы организации публичной власти: монография / С.А.Авакьян. - М.: Юстицинформ, 2014. - 596 с.
3.
Агаев М. Президентская власть в системе государственной власти. М.: Норма, 1994.– 23 с.
4.
Административное право : Альбом схем : Учеб. пособие для образоват. учреждений по специальности 021100 - юриспруденция / Моск. акад. МВД России; [А. П. Коренев, Д. Ф. Богатов]. - М. : Щит-М, 2001. - 171 с.
5.
Административное право : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Н. Ф. Попова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство
Юрайт, 2018. — 341 с.
6.
Алебастрова И.А. и др. Конституционное право зарубежных стран: М.: Волтерс Клувер, 2006 – 262 с.
7.
Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М.
Административное право Российской Федерации: Учебник. — М.: ИКД
«Зерцало-М». 2003. — 608 с.
8.
Ашаев Д. С. Исполнительные полномочия Президента России и их место в системе разделения властей // Федерализм. 2003. № 1. С. 153–172.
9.
Баглай М.В Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов / под ред. Баглай М.В., Лейбо Ю.И., Энтин Л.М. - М., 2004. — 832 с.
10.
Бахрах Д. Н., Российский Б. В., Старилов Ю. Н. БЗО
Административное право: Учебник для вузов. — 2-е изд., изм. и доп. — М.:
Норма, 2005. — 800 с.
11.
Бачило И.Л Исполнительная власть в Российской Федерации.
Проблемы развития / отв. ред. Бачило И.Л. - М.: Юристъ, 1998. – 432 с.

85 12.
Безруков, А. В. Роль Президента России в механизме реализации конституционных принципов федерализма, единства государственной власти и разделения властей / А. В. Безруков // Политика и общество. - 2013. - № 3
(105). - С. 263-269.
13.
Братановский С.Н. Административное право: учебник. М.:
Директ-Медиа, 2013. – 305 с.
14.
Вишняков В.Г. Административная реформа в России: от кризиса государственного управления к эффективному государству // Журнал российского права. 2003. № 10. С. 18–20.
15.
Волков А.М., Лютягина Е.А. Аппарат Правительства Российской
Федерации как орган публичной администрации // Административное право и процесс. 2011. № 8. С. 19 – 22.
16.
Гончаров В.В. Место и роль института Президента Рф в системе исполнительной власти в стране // Юридический мир. - М.: Юрист, 2010, № 3
(159). - С. 55-60.
17.
Григорьева
С.В.
Современный подход к понятию
«исполнительная власть» в РФ / С.В. Григорьева // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2019. № 22. С. 282-287.
18.
Грязнова А.Г., Маркина Е.В., Седова М.Л. и др. Финансы: учебник /Грязнова А.Г., Маркина Е.В., Седова М.Л. и др.; под ред. Грязновой
А.Г., Маркиной Е. В. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.,2012. — 496 с.
19.
Давыдов К.В., Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации: вопросы теории /
Под ред. д-ра юрид. наук, проф. Ю.Н. Старилова. Монография — М.: NOTA
BENE, 2010. — 390 с.
20.
Демидов, М.В. Законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации: особенности конституционно-правового статуса и организации деятельности //
Конституционное и муниципальное право. - 2014. - № 4. – С. 32-36.
21.
Ежов М.В. История государственного управления России. Ч 1. IX