Файл: Конституционноправовой статус органов исполнительной власти Российской Федерации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 214
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 3 Структура и основные направления деятельности органов
исполнительной власти
3.1 Принципы построения системы органов исполнительной
власти
В первую очередь, при изучении принципов построения и организации органов исполнительной власти стоит упомянуть о том, что в данном аспекте под системой органов исполнительной власти понимается совокупность органов государственной власти и система взаимодействий, в основе которой лежит принцип разграничения полномочий и компетенции между ними, в области государственного управления. Целостность такой системы выражается в порядке, определенным основным законом Российской
Федерации, ее организации и задачами функционирования таких органов в зависимости от государственной политики.
Под принципами построения и организации системы органов исполнительной власти следует понимать основные руководящие, основополагающие начала формирования, развития и функционирования системы и структуры органов исполнительной власти. Принципы играют очень важную роль в системе построения органов исполнительной власти, так как именно через них выражается большинство важнейших функций: регулятивная, прогностическая, воспитательная и другие [54, с. 13].
Принципы выступают основополагающим аспектом развития деятельности субъектов публичной власти, создания устойчивости государственного аппарата, обеспечения законности деятельности органов власти, способствуют в поддержании идей бытия путем адаптации к условиям действительности [51, с. 27].
Именно поэтому основополагающие идеи призваны выступать основой построения и реализации основных направлений деятельности органов исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровне.
58
Однако рентабельность практического использования принципов в большинстве случаев зависит от дефицита их двусмысленного толкования.
В юридической литературе обычно принципы построения и организации системы органов исполнительной власти в зависимости от уровня регулирующего воздействия подразделяют на основные (общие, конституционные) и административные (организационные).
Кроме того, существуют и иные мнения по поводу классификации принципов построения системы органов исполнительной власти. Так, например, В.И. Опрятов распределяет принципы по объекту правового регулирования: на устанавливающие основы организации системы органов и на закрепляющие организационно- правовые формы, конституционные и общесистемные [48, с. 101].
Многие правоведы считают относительно противоречивым взгляд Т.М.
Макосейчук, так как автор распределяет общие принципы на федеральные и региональные, что реализуется в двух системах, в рамках первой системы должно реализовываться построение органов исполнительной власти на региональном уровне в рамках единой системы органов власти, в рамках второй системы в границах отдельно взятого региона Российской Федерации
[41, с. 108]. Однако, как говорилось ранее, большинство правоведов критикуют данную точку зрения, потому что считают, что происходит слияние понятий системы исполнительной власти и системы органов исполнительной власть, кроме того принципы обладают признаком универсальности.
К общим принципам большинство ученых- юристов относят принципы обеспечения прав и свобод человека и гражданина, верховенство
Конституции
РФ и федерального законодательства, законности, федерализма, самостоятельности, гласности, ответственности, сочетания централизации и децентрализации.
Принцип обеспечения прав и свобод гражданина проявляется в том, что согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и
59 свободы являются высшей ценностью, поэтому при построении системы и организации, а также функционировании органов исполнительной власти прежде всего должны учитываться права и свободы человека и гражданина.
Принцип верховенства
Конституции
РФ и федерального законодательства находит выражение в ст. 4 Конституции РФ [33], где говорится о том, что основной закон страны и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ, это соответствует тому, что вся система органов исполнительной власти должна строиться на основе российского законодательства, особенности построения системы таких органов не могу противоречить в частности нормам Конституции РФ.
Принцип законности играет основополагающую роль в системе исполнительной власти в целом. Данный принцип выражается в том, что все построение системы органов основывается на законных основаниях, все функционирование органов исполнительной власти действует на основание и во обеспечение законов РФ, за упомянутыми органами ведется соответственный законодательный и общественный контроль.
Принцип федерализма в данной системе характеризуется государственным устройством страны. Как упоминалось в предыдущих параграфах существует разделение на федеральные и региональные органы исполнительной власти, поэтому данный принцип выражается в полномочиях органов исполнительной власти и их взаимодействия на основании законодательство о разграничении предметов ведения, а также в том, что нормативно- правовые акты, издаваемые на федеральном уровне должны соблюдаться регионами РФ [61, с. 36-38]. Регламентируя данные положения не стоит забывать о важности административного договора, потому что именно этот документ выступает в роли ключевого звена по обеспечению указанного принципа. Суть заключается в том, что на основании такого документа федеральные органы исполнительной власти могут передавать часть своих полномочий органам власти отдельных регионов РФ.
60
Ключевыми принципами также являются принципы самостоятельности и гласности. Принцип самостоятельности особо значим при реализации системы сдержек и противовесов в механизме разделения властей на три ветви, где каждая из них обладает самостоятельной и в большей мере независима друг от друга. Принцип гласности означает, что каждый человек может свободно искать, передавать информацию о построении, функционировании органов исполнительной власти. Также данный принцип реализуется посредством того, что органы исполнительной власти и должностные лица обязаны ознакомить человека с документами, которые затрагивают его права и свободы.
Принцип ответственности закреплен в ст. 53 Конституции РФ [33], где говорится о том, что граждане имеют право на возмещение вреда, причинённого государственными органами от незаконных действий должностных лиц.
Принцип сочетания централизации и децентрализации в осуществлении исполнительной власти очень тесно пересекается с принципом федерализма, однако имеет немного различное значение, так как данный принцип не обязательно способствует государственному устройству.
Под централизацией понимается концентрации большой части предметов ведения в ведении федеральных органов власти, например, Правительства
РФ, а под децентрализацией стоит понимать консолидацию за органом исполнительной власти полномочий, которые он реализует и осуществляет самостоятельно, то есть без вмешательства каких – либо вышестоящих органов.
Таким образом, принципы построения системы органов исполнительной власти играют роль целеуказателей в формировании и функционировании таких органов. Именно принципы построения органов исполнительной власти определяют пути развития норм права, являются частью обеспечения личных прав и свобод человека. В результате развития основополагающих идей, правовая система приспосабливается к
61 совершенствованию построения системы исполнительной власти в целом.
Зачастую принципы разрешают проблему отсутствия нормы в законодательстве, которая не смогла бы решить проблему в организации и функционировании системы органов исполнительной власти, иными словами, такие принципы создают своего рода опору для органов исполнительной власти, являются обеспечением против принятия волюнтаристских решений, позволяют исключить разногласия, произвести законодательную оценку с точки зрения права в целом.
3.2 Система и структура федеральных органов исполнительной
власти, их функциональные особенности
В законодательстве Российской Федерации до настоящего времени, как на федеральном, так и на региональном уровне не существует унифицированного подхода к пониманию системы и структуры органов исполнительной власти. Как уже отмечалось ранее, Конституционный суд
Российской Федерации выразил свою точку зрения по поводу соотношения понятий «системы» и «структуры» органов исполнительной власти. Под структурой федеральных органов исполнительной власти, согласно
Постановления Конституционного суда Российской Федерации, понимается конкретный перечень всех федеральных органов исполнительной власти, а под системой подразумеваются виды органов исполнительной власти. Тем не менее система и структура федеральных органов взаимосвязаны между собой
[45].
Так, например, Ю.Н. Старилов имеет схожую точку зрения, утверждая о том, что под структурой федеральных органов исполнительной власти понимается практически действующая система органов федеральной исполнительной власти. Таким образом, структура федеральных органов исполнительной власти является
«надстройкой», которая может периодически меняться в зависимости от условий общественной и
62 политической жизни [55, с. 509].
В.А. Козбаненко выделяет тот факт, что понятие «система» является более широким по смыслу, чем «структура», так как перечень органов входит в систему федеральных органов исполнительной власти с целью осуществления направлений деятельности исполнительной власти в государстве в целом [30, с. 125-126].
С.Н. Чернов же считает, что структура федеральных органов исполнительной власти представляет собой форму взаимосвязи структурных элементов системы. Стоит также заметить, что автор говорит о том, что территориальные органы федеральных органов исполнительной власти также входят в упомянутую систему [65, с. 125-126].
Система органов исполнительной власти является урегулированной нормами права, внутренне согласованным комплексом различных по своей организационно правовой форме органов. Согласно Указу Президента РФ от
9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», в систему федеральных органов исполнительной власти входят: федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства [57].
Именно поэтому отсутствие единообразия в толковании данных понятий, приводят к проблеме их объединения в законодательстве отдельно взятых регионов. К примеру, такая проблема существует в законодательстве
Самарской и Оренбургской областях, так в преамбуле одного из нормативно- правовых актов
Оренбургской области, затрагивающего систему исполнительных органов, утверждается о том, что данный законодательный акт закрепляет систему таких органов, однако содержание упомянутого акта не соотносится с наименованием и преамбулой, потому что в отдельных статьях, система органов исполнительной власти определяется посредством отождествления с их структурой, без уяснения направлений деятельности каждой организационно- правовой формы [62].
Нормативно урегулирует работу отдельно взятого органа
63 исполнительной власти субъект, которому подконтролен данный орган.
Другими словами, глава государства, высший орган исполнительной власти в
РФ формирует подзаконный акт о федеральном органе исполнительной власти, который им подчинен.
Основополагающим нормативно- правовым актом при рассмотрении вопроса, затрагивающего термин «структура органов исполнительной власти», является Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 21 (ред. от
20.11.2020) «О структуре федеральных органов исполнительной власти», однако в подзаконном акте не уточняется, что понимается под термином структура. В Указе Президента утвержден перечень органов исполнительной власти, поделенный на три блока [60].
К первому блоку относят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам.
Ко второму блоку, федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам.
К третьему блоку, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ.
Федеральное министерство представляет собой федеральный орган исполнительной власти, реализующий свои основные направления деятельности по разработке государственной политики и законодательному регулированию в установленной актами главы государства и высшего органа исполнительной власти области применения. Н.А. Игнатюк под министерством понимает органы отраслевого управления, у которых главной задачей является государственное управление [22, с. 134].
К основным направлениям деятельности министерств относят: регулирование и контроль деятельности органов исполнительной власти,
64 находящихся в ведении министерства, напрямую руководит подведомственными государственными учреждениями, осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов. Еще одной немаловажной функцией является нормотворчество, что отличает федеральные министерства от иных органов исполнительной власти.
Говоря о административно- правовом статусе министерства, прежде всего стоит говорить об области, сфере, в которой министерство реализует управление и координацию деятельности. К задачам федерального министерства относятся реализация государственной политики в различных сферах управления [66, с. 50].
На сегодняшний день в России министерства разделяют на две группы:
– министерства, находящиеся под руководством Президента РФ:
Министерство внутренних дел, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство иностранных дел, Министерство обороны,
Министерство юстиции;
– министерства, находящиеся под руководством Правительства РФ:
Министерство здравоохранения, Министерство культуры, Министерство науки и высшего образования, Министерство природных ресурсов и экологии, Министерство промышленности и торговли, Министерство просвещения, Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики,
Министерство сельского хозяйства, Министерство спорта, Министерство строительства и ЖКХ, Министерство транспорта, Министерство труда и социальной защиты, Министерство финансов, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, Министерство экономического развития, Министерство энергетики.
Под федеральной службой понимается федеральный орган исполнительной власти, реализующий направления деятельности по осуществлению контроля и надзора в установленных в различных областях.
Некоторые правоведы условно разделяют федеральные службы по их
65 функциональным особенностям на несколько видов.
К первому виду относятся службы, непосредственно связанные с национальной безопасностью, обороной Российской Федерации, в основном руководство над такими органами исполнительной власти осуществляет непосредственно глава государства. Некоторые ученые утверждают о том, что федеральные службы указанного вида выражаются в тесной форме взаимоотношений, так как обладают функционалом по принятию нормативной базы, контролю и надзору, управлению государственным имуществом.
Ко второму виду относятся федеральные службы, целью деятельности которых являются именно контрольно- надзорные функции государства.
Отличительной чертой правового статуса федеральной службы является ее направления деятельность, то есть функционал и иерархичность контрольных органов, взаимосвязь с другими государственными органами.
Стоит также заметить, что у большей части федеральных служб отсутствуют правотворческие полномочия, что оказывает влияние на реализацию своих функциональных особенностей.
Самостоятельными федеральными службами, руководство деятельностью которыми осуществляет глава государства, являются:
Государственная фельдъегерская служба РФ, Служба внешней разведки РФ,
Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба войск национальной гвардии РФ, Федеральная служба охраны РФ, Федеральная служба по финансовому мониторингу.
Высший орган исполнительной власти в РФ осуществляет руководство над: Федеральной антимонопольной службой, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки,
Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
66
Заключительным звеном системы федеральных органов исполнительной власти является федеральное агентство. Федеральное агентство также выступает федеральным органом исполнительной власти, реализующим в определенной области основные направления деятельности по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, однако не обладают контрольными и надзорными функциями.
Большую часть федеральных агентств закреплены в составе федеральных министерств, однако Президент РФ осуществляет руководство деятельностью за Федеральным архивным агентством, Главным управлением специальных программ Президента РФ, Управлением делами Президента
РФ.
В федеральным агентствам руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ относятся: Федеральное агентство по государственным резервам, Федеральное медико- биологическое агентство,
Федеральное агентство по делам молодежи, Федеральное агентство по делам национальностей, Федеральное агентство по туризму.
Проанализировав подзаконные нормативно- правовые акты о структуре федеральных органов исполнительной власти можно увидеть тенденцию к уменьшению таких органов. Например, сравнив Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [57] и Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 21 (ред. от 20.11.2020) «О структуре федеральных органов исполнительной власти»
[60] можно говорить об упразднении некоторых федеральных органов исполнительной власти, что прежде всего связано с перераспределением и передачей полномочий другим органам. Ярким примером такой ситуации является Министерство внутренних дел, именно данному органу в 2016 году были переданы полномочия Федеральной миграционной службы.
В настоящее время положение о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти является очень значительным, поскольку
исполнительной власти
3.1 Принципы построения системы органов исполнительной
власти
В первую очередь, при изучении принципов построения и организации органов исполнительной власти стоит упомянуть о том, что в данном аспекте под системой органов исполнительной власти понимается совокупность органов государственной власти и система взаимодействий, в основе которой лежит принцип разграничения полномочий и компетенции между ними, в области государственного управления. Целостность такой системы выражается в порядке, определенным основным законом Российской
Федерации, ее организации и задачами функционирования таких органов в зависимости от государственной политики.
Под принципами построения и организации системы органов исполнительной власти следует понимать основные руководящие, основополагающие начала формирования, развития и функционирования системы и структуры органов исполнительной власти. Принципы играют очень важную роль в системе построения органов исполнительной власти, так как именно через них выражается большинство важнейших функций: регулятивная, прогностическая, воспитательная и другие [54, с. 13].
Принципы выступают основополагающим аспектом развития деятельности субъектов публичной власти, создания устойчивости государственного аппарата, обеспечения законности деятельности органов власти, способствуют в поддержании идей бытия путем адаптации к условиям действительности [51, с. 27].
Именно поэтому основополагающие идеи призваны выступать основой построения и реализации основных направлений деятельности органов исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровне.
58
Однако рентабельность практического использования принципов в большинстве случаев зависит от дефицита их двусмысленного толкования.
В юридической литературе обычно принципы построения и организации системы органов исполнительной власти в зависимости от уровня регулирующего воздействия подразделяют на основные (общие, конституционные) и административные (организационные).
Кроме того, существуют и иные мнения по поводу классификации принципов построения системы органов исполнительной власти. Так, например, В.И. Опрятов распределяет принципы по объекту правового регулирования: на устанавливающие основы организации системы органов и на закрепляющие организационно- правовые формы, конституционные и общесистемные [48, с. 101].
Многие правоведы считают относительно противоречивым взгляд Т.М.
Макосейчук, так как автор распределяет общие принципы на федеральные и региональные, что реализуется в двух системах, в рамках первой системы должно реализовываться построение органов исполнительной власти на региональном уровне в рамках единой системы органов власти, в рамках второй системы в границах отдельно взятого региона Российской Федерации
[41, с. 108]. Однако, как говорилось ранее, большинство правоведов критикуют данную точку зрения, потому что считают, что происходит слияние понятий системы исполнительной власти и системы органов исполнительной власть, кроме того принципы обладают признаком универсальности.
К общим принципам большинство ученых- юристов относят принципы обеспечения прав и свобод человека и гражданина, верховенство
Конституции
РФ и федерального законодательства, законности, федерализма, самостоятельности, гласности, ответственности, сочетания централизации и децентрализации.
Принцип обеспечения прав и свобод гражданина проявляется в том, что согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и
59 свободы являются высшей ценностью, поэтому при построении системы и организации, а также функционировании органов исполнительной власти прежде всего должны учитываться права и свободы человека и гражданина.
Принцип верховенства
Конституции
РФ и федерального законодательства находит выражение в ст. 4 Конституции РФ [33], где говорится о том, что основной закон страны и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ, это соответствует тому, что вся система органов исполнительной власти должна строиться на основе российского законодательства, особенности построения системы таких органов не могу противоречить в частности нормам Конституции РФ.
Принцип законности играет основополагающую роль в системе исполнительной власти в целом. Данный принцип выражается в том, что все построение системы органов основывается на законных основаниях, все функционирование органов исполнительной власти действует на основание и во обеспечение законов РФ, за упомянутыми органами ведется соответственный законодательный и общественный контроль.
Принцип федерализма в данной системе характеризуется государственным устройством страны. Как упоминалось в предыдущих параграфах существует разделение на федеральные и региональные органы исполнительной власти, поэтому данный принцип выражается в полномочиях органов исполнительной власти и их взаимодействия на основании законодательство о разграничении предметов ведения, а также в том, что нормативно- правовые акты, издаваемые на федеральном уровне должны соблюдаться регионами РФ [61, с. 36-38]. Регламентируя данные положения не стоит забывать о важности административного договора, потому что именно этот документ выступает в роли ключевого звена по обеспечению указанного принципа. Суть заключается в том, что на основании такого документа федеральные органы исполнительной власти могут передавать часть своих полномочий органам власти отдельных регионов РФ.
60
Ключевыми принципами также являются принципы самостоятельности и гласности. Принцип самостоятельности особо значим при реализации системы сдержек и противовесов в механизме разделения властей на три ветви, где каждая из них обладает самостоятельной и в большей мере независима друг от друга. Принцип гласности означает, что каждый человек может свободно искать, передавать информацию о построении, функционировании органов исполнительной власти. Также данный принцип реализуется посредством того, что органы исполнительной власти и должностные лица обязаны ознакомить человека с документами, которые затрагивают его права и свободы.
Принцип ответственности закреплен в ст. 53 Конституции РФ [33], где говорится о том, что граждане имеют право на возмещение вреда, причинённого государственными органами от незаконных действий должностных лиц.
Принцип сочетания централизации и децентрализации в осуществлении исполнительной власти очень тесно пересекается с принципом федерализма, однако имеет немного различное значение, так как данный принцип не обязательно способствует государственному устройству.
Под централизацией понимается концентрации большой части предметов ведения в ведении федеральных органов власти, например, Правительства
РФ, а под децентрализацией стоит понимать консолидацию за органом исполнительной власти полномочий, которые он реализует и осуществляет самостоятельно, то есть без вмешательства каких – либо вышестоящих органов.
Таким образом, принципы построения системы органов исполнительной власти играют роль целеуказателей в формировании и функционировании таких органов. Именно принципы построения органов исполнительной власти определяют пути развития норм права, являются частью обеспечения личных прав и свобод человека. В результате развития основополагающих идей, правовая система приспосабливается к
61 совершенствованию построения системы исполнительной власти в целом.
Зачастую принципы разрешают проблему отсутствия нормы в законодательстве, которая не смогла бы решить проблему в организации и функционировании системы органов исполнительной власти, иными словами, такие принципы создают своего рода опору для органов исполнительной власти, являются обеспечением против принятия волюнтаристских решений, позволяют исключить разногласия, произвести законодательную оценку с точки зрения права в целом.
3.2 Система и структура федеральных органов исполнительной
власти, их функциональные особенности
В законодательстве Российской Федерации до настоящего времени, как на федеральном, так и на региональном уровне не существует унифицированного подхода к пониманию системы и структуры органов исполнительной власти. Как уже отмечалось ранее, Конституционный суд
Российской Федерации выразил свою точку зрения по поводу соотношения понятий «системы» и «структуры» органов исполнительной власти. Под структурой федеральных органов исполнительной власти, согласно
Постановления Конституционного суда Российской Федерации, понимается конкретный перечень всех федеральных органов исполнительной власти, а под системой подразумеваются виды органов исполнительной власти. Тем не менее система и структура федеральных органов взаимосвязаны между собой
[45].
Так, например, Ю.Н. Старилов имеет схожую точку зрения, утверждая о том, что под структурой федеральных органов исполнительной власти понимается практически действующая система органов федеральной исполнительной власти. Таким образом, структура федеральных органов исполнительной власти является
«надстройкой», которая может периодически меняться в зависимости от условий общественной и
62 политической жизни [55, с. 509].
В.А. Козбаненко выделяет тот факт, что понятие «система» является более широким по смыслу, чем «структура», так как перечень органов входит в систему федеральных органов исполнительной власти с целью осуществления направлений деятельности исполнительной власти в государстве в целом [30, с. 125-126].
С.Н. Чернов же считает, что структура федеральных органов исполнительной власти представляет собой форму взаимосвязи структурных элементов системы. Стоит также заметить, что автор говорит о том, что территориальные органы федеральных органов исполнительной власти также входят в упомянутую систему [65, с. 125-126].
Система органов исполнительной власти является урегулированной нормами права, внутренне согласованным комплексом различных по своей организационно правовой форме органов. Согласно Указу Президента РФ от
9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», в систему федеральных органов исполнительной власти входят: федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства [57].
Именно поэтому отсутствие единообразия в толковании данных понятий, приводят к проблеме их объединения в законодательстве отдельно взятых регионов. К примеру, такая проблема существует в законодательстве
Самарской и Оренбургской областях, так в преамбуле одного из нормативно- правовых актов
Оренбургской области, затрагивающего систему исполнительных органов, утверждается о том, что данный законодательный акт закрепляет систему таких органов, однако содержание упомянутого акта не соотносится с наименованием и преамбулой, потому что в отдельных статьях, система органов исполнительной власти определяется посредством отождествления с их структурой, без уяснения направлений деятельности каждой организационно- правовой формы [62].
Нормативно урегулирует работу отдельно взятого органа
63 исполнительной власти субъект, которому подконтролен данный орган.
Другими словами, глава государства, высший орган исполнительной власти в
РФ формирует подзаконный акт о федеральном органе исполнительной власти, который им подчинен.
Основополагающим нормативно- правовым актом при рассмотрении вопроса, затрагивающего термин «структура органов исполнительной власти», является Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 21 (ред. от
20.11.2020) «О структуре федеральных органов исполнительной власти», однако в подзаконном акте не уточняется, что понимается под термином структура. В Указе Президента утвержден перечень органов исполнительной власти, поделенный на три блока [60].
К первому блоку относят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам.
Ко второму блоку, федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам.
К третьему блоку, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ.
Федеральное министерство представляет собой федеральный орган исполнительной власти, реализующий свои основные направления деятельности по разработке государственной политики и законодательному регулированию в установленной актами главы государства и высшего органа исполнительной власти области применения. Н.А. Игнатюк под министерством понимает органы отраслевого управления, у которых главной задачей является государственное управление [22, с. 134].
К основным направлениям деятельности министерств относят: регулирование и контроль деятельности органов исполнительной власти,
64 находящихся в ведении министерства, напрямую руководит подведомственными государственными учреждениями, осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов. Еще одной немаловажной функцией является нормотворчество, что отличает федеральные министерства от иных органов исполнительной власти.
Говоря о административно- правовом статусе министерства, прежде всего стоит говорить об области, сфере, в которой министерство реализует управление и координацию деятельности. К задачам федерального министерства относятся реализация государственной политики в различных сферах управления [66, с. 50].
На сегодняшний день в России министерства разделяют на две группы:
– министерства, находящиеся под руководством Президента РФ:
Министерство внутренних дел, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство иностранных дел, Министерство обороны,
Министерство юстиции;
– министерства, находящиеся под руководством Правительства РФ:
Министерство здравоохранения, Министерство культуры, Министерство науки и высшего образования, Министерство природных ресурсов и экологии, Министерство промышленности и торговли, Министерство просвещения, Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики,
Министерство сельского хозяйства, Министерство спорта, Министерство строительства и ЖКХ, Министерство транспорта, Министерство труда и социальной защиты, Министерство финансов, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, Министерство экономического развития, Министерство энергетики.
Под федеральной службой понимается федеральный орган исполнительной власти, реализующий направления деятельности по осуществлению контроля и надзора в установленных в различных областях.
Некоторые правоведы условно разделяют федеральные службы по их
65 функциональным особенностям на несколько видов.
К первому виду относятся службы, непосредственно связанные с национальной безопасностью, обороной Российской Федерации, в основном руководство над такими органами исполнительной власти осуществляет непосредственно глава государства. Некоторые ученые утверждают о том, что федеральные службы указанного вида выражаются в тесной форме взаимоотношений, так как обладают функционалом по принятию нормативной базы, контролю и надзору, управлению государственным имуществом.
Ко второму виду относятся федеральные службы, целью деятельности которых являются именно контрольно- надзорные функции государства.
Отличительной чертой правового статуса федеральной службы является ее направления деятельность, то есть функционал и иерархичность контрольных органов, взаимосвязь с другими государственными органами.
Стоит также заметить, что у большей части федеральных служб отсутствуют правотворческие полномочия, что оказывает влияние на реализацию своих функциональных особенностей.
Самостоятельными федеральными службами, руководство деятельностью которыми осуществляет глава государства, являются:
Государственная фельдъегерская служба РФ, Служба внешней разведки РФ,
Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба войск национальной гвардии РФ, Федеральная служба охраны РФ, Федеральная служба по финансовому мониторингу.
Высший орган исполнительной власти в РФ осуществляет руководство над: Федеральной антимонопольной службой, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки,
Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
66
Заключительным звеном системы федеральных органов исполнительной власти является федеральное агентство. Федеральное агентство также выступает федеральным органом исполнительной власти, реализующим в определенной области основные направления деятельности по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, однако не обладают контрольными и надзорными функциями.
Большую часть федеральных агентств закреплены в составе федеральных министерств, однако Президент РФ осуществляет руководство деятельностью за Федеральным архивным агентством, Главным управлением специальных программ Президента РФ, Управлением делами Президента
РФ.
В федеральным агентствам руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ относятся: Федеральное агентство по государственным резервам, Федеральное медико- биологическое агентство,
Федеральное агентство по делам молодежи, Федеральное агентство по делам национальностей, Федеральное агентство по туризму.
Проанализировав подзаконные нормативно- правовые акты о структуре федеральных органов исполнительной власти можно увидеть тенденцию к уменьшению таких органов. Например, сравнив Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [57] и Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 21 (ред. от 20.11.2020) «О структуре федеральных органов исполнительной власти»
[60] можно говорить об упразднении некоторых федеральных органов исполнительной власти, что прежде всего связано с перераспределением и передачей полномочий другим органам. Ярким примером такой ситуации является Министерство внутренних дел, именно данному органу в 2016 году были переданы полномочия Федеральной миграционной службы.
В настоящее время положение о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти является очень значительным, поскольку