Файл: Функции менеджмента (Историческое развитие «менеджмента»).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 2
Практическое применение ситуативного подхода основано на умении менеджера владеть эффективными средствами профессионального управления, то есть понимать сущность процесса управления, индивидуального и группового поведения людей, знать методы планирования и контроля и количественные методы принятия решений; предусматривать позитивные и негативные последствия применения той или иной концепции или методики в определенной ситуации; правильно понимать и интерпретировать ситуацию, то есть определять важнейшие факторы и выбирать наиболее чувствительные элементы, влияние на которые обеспечит наибольший эффект; связывать конкретные приемы с конкретными ситуациями, обеспечивая достижения цели организации наиболее эффективным путем.
2.Система менеджмента организации
2.1. Цели и задачи менеджмента
Невозможно представить менеджмент без целевой деятельности управляющих субъектов.
Цель менеджмента — это относящееся к будущему желаемое состояние объекта менеджмента — организации. Значит, цель — это идеальное описание результата деятельности.
«Деятельность — процесс достижения результата или цели. Не сами цели как таковые приводят к результату, а процесс достижения их с помощью материальных средств или действий»[17].
Средства достижения — это существующие в природе и обществе предметы или действия (для организации — ее структура и процессы), включенные в систему целенаправленной деятельности обеспечивающие получение определенного результата. «Цели являются существенным элементом системы менеджмента, выполняя организующую, мотивирующую и контролирующую роль.
- организующая роль — организация и направление средств достижения целей на результат.
- мотивирующая роль — мотивация деятельности по активизации людей на достижение цели. Но сами цели, определяя значимые для коллектива результаты, имеют мотивирующее печение.
- контролирующая роль — сравнение фактического и заданного (целевого) параметров системы»[18].
Иерархия целей означает, что индивидуальные цели определяет цели более высокого уровня и, наоборот, цели верхнего уровня складываются (логически) из целей нижнего уровня и далее до главной цели.
Классификация целей: по уровню (народно-хозяйственные, отраслевые, территориальные, предприятия и т.д.), сроку действия (перспективные, текущие), охвату проблемы и масштабу действия (стратегические, тактические).
«Требования к целям:
- согласование и совместимость целей; т.е. цели организации должны быть не противоречивыми друг другу, а взаимодействующими элементами, которые в итоге приведут к достижению миссии предприятия.
- реалистичность (достижимость); какими не были бы цели, но они должны учитывать внутреннею и внешнею среду, имеющиеся ресурсы и возможности организации, так как с помощью внутреннего потенциала компании можно реализовать цели
- понятность для исполнителя;
- гибкость (обратная связь)» [19].
Управление в рыночной экономике характеризуется постоянной корректировкой или резкой сменой целей в организации в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Для своевременного приспособления системы производства и управления необходимы постоянный прогноз меняющейся обстановки и заблаговременное изменение целей, т.е. руководители должны быть стратегами и осуществлять стратегическое управление.
«Стратегия — это определенная на достаточно длительный период совокупность ориентиров и направлений, правил и норм деятельности, обеспечивающих организации стабильные экономические показатели и запланированный их рост па основе сохранения и роста конкурентных преимуществ и повышения эффективности всех трон деятельности»[20]. Стратегическое управление использует различные средства достижения целей: управление по целям, гибкие организационные структуры, менеджмент человеческих ресурсов и др.
Обязательную процедуру целевого управления составляет построение дерева целей и задач.
«Метод дерева целей предусматривает структуризацию целей и выявление связей между целями и средствами достижения целей»[21].
Главная цель разбивается на несколько целей, выполнение которых позволит достичь ее. «Например, чтобы получить увеличение прибыли, необходимо снизить издержки, увеличить объемы производства и продаж и др. Каждая из этих целей в свою очередь разбивается на еще более мелкие цели, которые легче выполнять, контролировать и корректировать при необходимости. Такой ступенчатый подход делает более реальным достижение главной цели»[22].
Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать цели и задачи менеджмента.
Цели менеджмента:
- получение (увеличение) прибыли;
- повышение эффективности хозяйствования;
- удовлетворение потребностей рынка;
- решение социальных вопросов.
Задачи менеджмента:
Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности функционирования данной компании (фирмы). Которая достижима только по средствам удовлетворения потребностей рынка, следовательно важнейшей задачей является соответствующая организация производства товаров и услуг с учетом динамики спроса на основе наиболее эффективного использования имеющихся материальных и людских ресурсов, а также обеспечение прибыльности в деятельности компании (фирмы) и стабильного ее положения на рынке. В свою очередь все это возможно реализовать путем использования на предприятии основных функций управления, которые мы рассмотрим ниже.
2.2. Функция планирование
«При управлении реализуются как общие функции, характерные для всех систем, так и функции, присущие только данной системе. Наличие общих функций предопределяет принципиальное единство структуры процесса управления независимо от их отраслевой принадлежности. Основными функциями менеджмента являются: перспективное и текущее планирование; организация; мотивация; контроль»[23].
Таким образом, основа управленческой деятельности — это выполнение менеджером четырех общих функций, которые составляют так называемый цикл менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль. Рассмотрим по подробнее основные функции управления.
Планирование. Важнейшей функцией управления считают планирование. «Она позволяет поддерживать пропорциональность производства, слаженную работу всех подразделений предприятия, рационально использовать имеющиеся материальные, трудовые и финансовые ресурсы»[24]. Благодаря этому обеспечивается необходимая организация хода производства — динамическое равновесие внутренних процессов предприятия.
«Основными принципами планирования являются: комплексность, точность, непрерывность (органическое единство перспективных и текущих планов), гибкость, экономичность. Целостность перспективного и текущего планирования — одно из главных условий, обеспечивающих непрерывность производственного процесса, бесперебойную работу предприятия, стабильность его хозяйственных связей»[25]. План предприятия выступает как научно обоснованная программа его дальнейшего развития (состоит из 4-х этапов)
«Этапы процесса планирования:
- разработка общих целей;
- определение конкретных, детализированных целей,
- определение задач и средств их решения;
- контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими»[26].
Из этого следует, что при планировании не только ставятся определенные конечные цели, но и предусматриваются условия их достижения. Поэтому делается все, чтобы обеспечить наиболее тщательную проверку планов до внедрения их в производство.
Таким образом, необходимо осуществлять тщательное подготовительное планирование еще до принятия решения о начале производства того или иного изделия и даже до окончания работы над его конструкцией.
«В зависимости от направленности и характера рассматриваемых задач различают три вида планирования: стратегическое или перспективное; среднесрочное и тактическое или текущее»[27].
Стратегическое планирование ориентировано на продолжительное существование предприятия и охватывает срок 10-20 лет. «Оно предусматривает разработку общих целей фирмы на перспективу, определяет программу развития, содержание и последовательность осуществления мероприятий по достижению поставленных целей с учетом средств и обеспечения необходимыми ресурсами»[28]. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.
«Для стратегического планирования характерны следующие положения:
- небольшой плановый отдел (менее 6 человек) корпорации дополняется планированием на низших уровнях.
- возраст функции планирования даже в наиболее крупных корпорациях насчитывается менее десяти лет.
- стратегические планы разрабатываются на совещаниях высшего руководства корпорации, проводимых ежегодно.
- годовой стратегический план объединяется с годовым финансовым планом.
- в большинстве организаций считают, что функция планирования может быть усовершенствована»[29].
«Поскольку в условиях стихийного развития рынка выражение планов в количественных показателях невозможно, планы выражаются в качественных показателях в виде прогнозов и программ»[30]. На их основе осуществляется координация перспективных направлений развития фирмы с учетом потребностей и ресурсов.
«Стратегическое планирование осуществляется в виде:
- долгосрочных планов: где показатели прошлого периода по принципу «будущее будет лучше прошлого» претворяются в программы действий, бюджеты, планы прибылей с определением отклонений фактических показателей от запланированных.
- стратегических планов: показатели развития фирмы на будущий период разрабатываются с учетом научного обоснования проблем, с которыми может столкнуться фирма. Здесь перспективы и цели связаны между собой для выработки стратегии»[31].
Стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию.
«Среднесрочное планирование чаще всего составляется на 5 лет, т.к. именно этот срок более всего соответствует периоду обновления производства и ассортимента продукции. В этих планах формулируются основные задачи на установленный период»[32], например производственная стратегия фирмы в целом и каждого подразделения; стратегия сбыта; финансовая стратегия; кадровая политика; определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материального снабжения с учетом внутрифирменной специализации и кооперирования производства.
«Среднесрочные планы предусматривают разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития. План обычно содержит количественные показатели, в том числе и в отношении распределения ресурсов»[33]. В нем приводятся детальные сведения в разбивке по продуктам, данные о капиталовложениях и источниках финансирования. Он разрабатывается в производственных подразделениях.
«Текущее (оперативное) планирование заключается в определении промежуточных целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использования ресурсов, внедрения новых технологий. Обычно это планирование осуществляется на год. Планы представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами»[34].
Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки оперативных планов для фирмы и её подразделений, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению. «Основными звеньями текущего плана являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами»[35]. Календарные планы составляются на основе сведений о наличии заказов, степени загруженности мощностей и их использовании с учетом обусловленных сроков исполнения каждого заказа, товарных запасов, товароснабжения, состояния конъюнктуры рынка. В календарных планах предусматриваются расходы на реконструкцию и замену оборудования, сооружения новых предприятий, обучение рабочей силы. В планы по сбыту продукции и предоставлению услуг включаются показатели по экспорту продукции, предоставлению технических услуг и обслуживанию.