Файл: Функции менеджмента (Историческое развитие «менеджмента»).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 2
Введение
Время, в которое мы живем, - эпоха перемен. Наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необратимую перестройку. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике - от административно-командной системы к рынку.
Важная часть этого изменения, как показывает мировой опыт, - постижение науки и искусства менеджмента.
Термин «менеджмент» по сути, является аналогом термина «управление», его синонимом. Но в то же время, есть важное отличие, которое ясно дифференцирует область применения данных терминов. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством, т.е. управление, как понятие, является более широким. Термин «менеджмент» же применяется только в управлении социально-экономическими системами - совокупность различных составляющих элементов: принципов управления, функций, методов, технологий, информационного обеспечения, материального, технического обеспечения в условиях АСУ, а также правового обеспечения деятельности.
Однако при изучении менеджмента важно знать, что менеджмент - это также область человеческого знания, помогающего осуществлять управление, опираясь на определенные функции, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций. Сам процесс управления (менеджмент) имеет четыре наиболее общих взаимосвязанных функций: планирование, организация, мотивация, контроль.
Актуальность темы обусловлена ролью управления, или как еще называют эту науку на современный лад, менеджмента, в настоящее время – так как большинство руководителей в своей деятельности опираются на теоретические основы функций менеджмента для достижения оптимальных результатов предприятия.
Целью курсовой работы является исследование основных функций менеджмента. Для достижения данной цели в ходе работы необходимо решить следующие задачи:
- ознакомиться с теоретическими основами менеджмента
- рассмотреть и изучить систему управления организацией
Предметом исследования курсовой работы является менеджмент.
Объектом исследования, соответственно, будут основные функции управления, которые используют все менеджеры в любой организации, как для решения текущих задач, так и определения дальнейшей перспективы.
Курсовая состоит из: введения; 2-х глав; заключения и списка использованной литературы.
1.Теоретические основы менеджмента.
1.1. Историческое развитие науки «менеджмент»
Слово «менеджмент» в том виде, в котором оно существует в современном английском языке, возникло во времена Вильяма Шекспира исследователи отмечают, что этот термин имеет латинские, итальянские и французские корни.
«Слово «менеджмент» происходит от латинского manus (имеющего несколько значений), что означает не только «рука», но также и власть, и «сфера полномочий»»[1].
«Итальянское слово manneggiare возникло в Средние века в сфере управления собственностью и коммерческими предприятиями; примерно в тот же период вошло в употребление и французское manegerie»[2].
«Английское слово manage впервые появилось в 1561г., слово manager – в 1588г. и слово management – в 1589г., причем все они первоначально имели отношение к особенностям жизни в сельской местности».
«Согласно Краткому Оксфордскому словарю английского языка слово management впервые стало использоваться в своем современном значении в 1670г. и с тех пор означает «управление коммерческими делами» в противоположность прежнему значению, подразумевавшему умение «владеть» мечом или управлять лошадью»[3].
Несмотря на то что «управление» - слово русское и давно привычное, а английское слово «менеджмент» в широком использовании российской экономикой насчитывает не более 10-15 лет, в отечественной науке и практике эти термины рассматриваются как понятия идентичные, взаимозаменяемые.
Итак, то, что фактически рассматривается в качестве менеджмента, может быть в разных культурах и иметь более узкие или широкие границы в зависимости от научных, профессиональных или иных местных особенностей.
1.2. Развитие теории и практики менеджмента.
История развития менеджмента насчитывает уже несколько тысячелетий. Несмотря на огромное значение революционных преобразований, развитие менеджмента – это в основном эволюционный процесс; он характеризуется непрерывностью, отражая всю совокупность, изменений, происходящих в обществе, экономике, во всей системе социально-экономических отношений.
«Выделяют пять революционных этапов в истории развития теории и практики менеджмента:
- религиозно-коммерческий;
- государственно-законодательный;
- государственно-контрольный;
- индустриальный;
- бюрократический»[4].
«Первым этапом профессионального использования управленческих навыков многие специалисты считают зарождение письменности в Древнем Шумере»[5]. Именно это революционное достижение в жизни человечества привело к образованию особого слоя «жрецов-бизнесменов», связанных с торговыми операциями. За первой управленческой революцией, получившей название религиозно-коммерческой, последовали и другие.
«Второй важнейший этап развития (государственно-законодательный) относится к 1760г. до н.э. и связывается с деятельностью царя Хаммурапи»[6]. Он первым издал свод законов управления государством для регулирования всего многообразия общественных отношений между различными социальными группами населения.
«Третьим революционным шагом (назовем его государственно-контрольный) считаются достижения, произошедшие во время правления Навуходоносора II (605-562гг. до н.э.)»[7]. Именно в этот период проводилась политика, направления на соединение государственных методов правления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства.
«Четвертый этап (индустриальный) датируется XVII – XVIIIвв. Он связан с зарождением капитализма и началом индустриального процесса европейской цивилизации»[8]. Главным революционным преобразованием этого периода в области менеджмента было отделение управленческих функций от собственнических и возникновение профессионального менеджмента и профессиональных менеджеров.
«Пятая управленческая революция имела место в конце XIX – начале XXв. Ее часто называют бюрократической»[9]. Теоретической платформой преобразований в области управления была концепция бюрократии, позволившая сформировать крупные иерархические структуры менеджмента, осуществить разделение труда, ввести нормы и стандарты, установить должностные обязанности и ответственность менеджеров. Предприятия – гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами, стандартами.
«Именно поэтому к концу XIX - началу XXв. появились первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирование научных основ менеджмента»[10]. Это было ответом на потребности промышленного развития, которое все больше приобретало такие специфические черты, как массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ.
1.3. Современные концепции менеджмента.
Современной фазе развития науки менеджмента свойственен качественный переход от локальных направлений исследований к построению концепций как основы общей теории менеджмента.
«Концепция (лат. conceptio - восприятие) – система взглядов на определенное явление, способ понимания, толкования определенных явлений, процессов, основная идея любой теории»[11]……
Концепция является фундаментом формирования научного подхода – синтеза определенных взаимосвязанных научных взглядов, методов исследований, способов экспериментов и толкования объективных явлений и процессов. «Сформулированные в науке менеджмента концепции стали основой выделения ведущих научных подходов в теории менеджмента: процессного, системного и ситуационного»[12].
Процессный подход. «Определяет управление процессом, в котором деятельность, направлена на достижение целей организации, рассматривают как сумму взаимосвязанных действий – функций управления, а каждую из функций как комплекс однородных (элементарных) действий, операций, процедур»[13].
Проблема функций менеджмента требует отдельного рассмотрения, поскольку до сих пор не существует общепризнанного их перечня, а разные авторы называют от четырех до пятнадцати функций.
Системный подход. «Трактует организацию как совокупность взаимосвязанных элементов (люди, структура, задания, технология), ориентированных на достижение разнообразных целей в условиях изменяющейся внешней среды»[14]. Его основы сформулировал американский ученый Честер Бернард (1886 - 1961) в книге «Функции администратора» (1938). Однако он использовал не математический, а понятийный аппарат. Системный подход в современной трактовке сформировался в начале 60-х годов XXв., когда в теории управления начали применять методы прикладной математики.
Системный подход – это общий способ мышления и подхода относительно организации и управления. Его основой является трактовка системы как определенной целостности взаимосвязанных элементов, каждый из которых вносит свой вклад в характеристику целого. Составляющие такой системы взаимозависимы. При отсутствии хотя бы одной из них система не будет работать или будет работать неправильно.
Каждая производственно-хозяйственная организация является системой, созданной из людей (социальный компонент), капитала (экономический компонент) и техники. Все компоненты вместе используются для выполнения определенной работы, достижения определенной цели. Поэтому последователи системного подхода считают, что организации являются социотехническими системами.
Ситуативный подход. Утверждает, что выбор и применение методов управления зависит от ситуации. «Его сторонники главную задачу усматривают в обучении менеджеров ситуативному мышлению, то есть умению правильно оценивать управленческо-производственные ситуации и находить способы их разрешения. Ситуацию они считают совокупность обстоятельств, которые влияют на организацию в определенное время»[15].
При ситуативном мышлении сохраняется концепция процесса управления, которая может применяться ко всем организациям. «Одновременно ситуативный подход предусматривает выбор специфических приемов для достижения цели организации при определенных условиях функционирования»[16]. Например, каждая организация должна иметь структуру, которая, зависит от ситуации и может предусматривать большее или меньшее количество уровней управления, большую или меньшую степень делегирования полномочий.