ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Помимо этого, таможенные органы России очень часто сталкиваются с другой проблемой, решение которой урегулировать можно только законодательно. Речь идет о проблеме полного отсутствия информации о порядке таможенного оформления товаров при их экспорте из Китая. Оценить важность проведения совершенствования импорта товаров из Китая можно оценить, рассмотрев объем торговли (см. таблицу 3.1.1).
Таблица 3.1.1 – Объем внешней торговли ЕАЭС с КНР за 2015г [40]
Импорт, млн.долл. США | Доля к общему объему, % | Экспорт, Млн.долл. США | Доля к общему объему, % | Сальдо, Млн.долл. США |
35 073 | 9,38 | 43 773,8 | 21,31 | - 8 700,8 |
Как видно из представленных сведений, импорт товаров из Китая имеет достаточно высокую долю в общем импорте товаров. Нарушения в сфере определения таможенной стоимости товаров могут привести к снижению объемов взимания таможенных платежей. Комплекс проблемных ситуаций данного вопроса представлен на рисунке 3.1.1.
Рисунок 3.1.1 Основные проблемы, возникающие в деятельности ОКТС при таможенном оформлении китайских товаров
Кроме вышесказанного, должностные лица Отдела контроля таможенной стоимости при проведении контроля таможенной стоимости китайских товаров сталкиваются с такой проблемой как отсутствие информации о порядке таможенного оформления товаров при их экспорте из КНР. В частности, в распоряжении таможенных органов отсутствует форма ДТ КНР, расшифровка и порядок ее заполнения, а также информация о том, должна ли экспортная ДТ КНР заверяться печатями таможенного органа. Принципиально важным является вопрос о том, должны ли иметь лицензию китайские компании, осуществляющие экспортные поставки товаров в РФ, а также какой государственный орган должен заверять сертификаты происхождения товаров.
Для решения многих проблем, связанных, в основном, с недостаточностью информации о порядке таможенного оформления китайских товаров, необходимо, в первую очередь, улучшать межведомственное взаимодействие между ФТС РФ и таможенной службой КНР. Для этого необходимо принимать ряд мер, в частности, разрабатывать и издавать нормативно-правовые акты, международные соглашения, касающиеся обмена информацией между данными ведомствами. Таким документом может выступать, например, Протокол «Об организации обмена информацией между ФТС РФ и таможенной службой КНР о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу» или Соглашение «Об оказании содействия в получении информации при таможенном оформлении товаров, импортируемых РФ из КНР» или Договор «О сотрудничестве и взаимной помощи между КНР и РФ при таможенном оформлении товаров».
В таком документе следует регламентировать, прежде всего, порядок обмена сведениями при таможенном оформлении китайских товаров при их продаже на экспорт в РФ. В соответствии с таким протоколом или соглашением китайская сторона должна будет представить по запросу таможенных органов РФ форму ДТ КНР, ее расшифровку, порядок заполнения граф, подробно описать виды таможенных печатей, которые проставляются китайской таможенной службой при экспорте товаров. Особое внимание необходимо уделить языку, на котором должны оформляться коммерческие документы. Одним из первоочередных положений данного соглашения должен являться «Перечень документов, необходимых в КНР для оформления экспортной сделки». Наряду с этим, при заключении такого договора российской стороне необходимо обратить особое внимание на организационный аспект экспортной деятельности в КНР. В частности, каким государственным органом в КНР заверяется сертификат происхождения товара, какой порядок лицензирования экспортной деятельности в КНР и т.п.
Кроме того, для более тесного межведомственного сотрудничества и повышения квалификации должностных лиц таможенных органов, необходимо проведение межгосударственных консультаций и конференций по вопросам таможенного оформления товаров. Для российской стороны будет интересным прохождение стажировок в таможенных органах КНР.
Важное место должно отводиться номеру внешнеторгового контракта. Дело в том, что китайские экспортеры используют собственную нумерацию внешнеторговых контрактов – буквенные и цифровые обозначения: код провинции, города, наименование компании, номер регистрации юридического лица. Если такая информация в номере отсутствует – контракт не используется в ходе таможенного оформления в КНР.
Для устранения сомнений в подлинности печатей, проставленных на контракте, российским таможенным органам следует запрашивать у участников российско-китайского контракта справку государственного управления торгово-промышленной администрации правительства по месту регистрации китайского юридического лица. Получить такую справку достаточно легко, а подделывать ее очень опасно для китайской компании. Данное правило необходимо зафиксировать законодательно, например, в виде Распоряжения ФТС относительно особенностей определения таможенной стоимости, ввозимых с территории КНР.
В целом, развитие сферы нормативно-правового регулирования основано на устранении противоречий между уже принятыми нормативными актами, а также развитие сотрудничества с другими странами, в особенности с Китаем. Внедрение сформулированных мер позволит повысить уровень таможенного контроля, качество взимания и взыскания таможенных платежей, а также развивать внешнеторговые связи страны.
-
Совершенствование процедур таможенного декларирования при определении таможенной стоимости
Поскольку таможенная стоимость выступает в качестве базы начисления таможенных платежей, важно отслеживать правильность ее определения. При контроле таможенной стоимости товаров в деятельности структурных подразделений таможенных возникают проблемы следующего характера (см. рисунок 3.1.2).
Рисунок 3.1.2. Проблемы, возникающие в деятельности ОКТС при контроле таможенной стоимости товаров, оформляемых с применением ЭД
1.Сведения об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки содержатся как во внешнеторговом контракте, так и в иных документах, сопутствующих непосредственно сделке купли-продажи и иным операциям с товарами. Документы, подтверждающие заявленные сведения, а также иные документы, необходимые для таможенного оформления и таможенного контроля должны быть представлены в формализованном виде в форматах, определенных ФТС России. Но в настоящее время формализованы только основные документы, относящиеся к КТС: внешнеторговый контракт, инвойс и транспортные накладные (CMR, ж/д накладная).
Кроме того, в случае обжалования участниками ВЭД решений таможенных органов о корректировке таможенной стоимости, позиция таможенных органов в судебных заседаниях может быть существенно ослаблена.
2. В соответствии со статьей 65 ТК ТС заявляемая таможенная стоимость товаров и предоставляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации [4, ст.65]. В соответствии с Инструкцией по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости ввозимых товаров (утверждена приказом ФТС России от 14.02.2011 №272 (ред. от 29.07.2014)), при контроле таможенной стоимости осуществляется проверка не только достоверности величины (уровня) заявленной таможенной стоимости, но и достоверности представленных документов. Отсюда проблема – подтверждение достоверности электронных документов, предоставляемых при таможенном декларировании.
3. В Решении КТС №376 установлены формы решения о проведении дополнительной проверки, расчета суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Передача указанных документов в установленной форме от таможенного органа в адрес декларанта при применении электронной формы декларирования на данный момент представляется возможным. Однако не ясен юридический статус такого электронного обмена, например, в случае обжалования декларантом принятого решения в арбитражном суде.
При подаче декларантом ЭДТ должностным лицом, уполномоченным производить контроль таможенной стоимости, осуществляется проверка заявленных сведений в документах, которые подаются в формализованном виде. На данный момент проводится сверка данных в ЭДТ, ДТС, контракте, инвойсе, транспортных накладных, остальные документы вносятся только в опись. Среди первоочередных задач - формализация иных документов, имеющих важнейшее значение при определении и подтверждении таможенной стоимости товаров. Это решит и проблему обмена комплектами документов между структурными подразделениями таможни.
Что касается проверки достоверности документов, то такая проверка может проводиться в соответствии с процедурой КТС после выпуска товаров, то есть в течение 3 лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. При проведении таких проверочных мероприятий у декларанта могут быть затребованы все формализованные документы в оригинале.
В свою очередь, для формирования эффективной системы КТС после выпуска предлагается привлекать к нему ряд подразделений таможни, которые по своим функциям способны вместе эффективно выполнять поставленную задачу. Необходимо усилить контроль после выпуска товаров «проблемных» участников ВЭД, заявляющих стоимость товаров ниже стоимости идентичных товаров. Существует необходимость разработки типового положения по взаимодействию Отдела контроля таможенной стоимости (далее – ОКТС), и оперативного блока таможни при проведении контроля таможенной стоимости после выпуска товаров. Дело в том, что ОКТС помимо своих основных функций, выполняется ряд других функций по проверке недостоверности представляемых документов (например, направляет запросы иностранным контрагентам). Но здесь может возникнуть такая проблема, как недостаточная квалификация должностных лиц привлекаемых в части контроля и корректировки таможенной стоимости. В связи с этим необходимо проводить профессиональную учебу с должностными лицами других отделов, имеющих отношение к контролю таможенной стоимости.
Как говорилось в пункте 3.1., важной проблемой определения таможенной стоимости является отсутствие достоверной ценовой информации о товаре. Стоит отметить, что для этих целей должна применяться база данных «Мониторинг-Анализ», но по факту ее применение не является эффективным. Сейчас данная система содержит общие сведения о товаре, такие как наименование, цена, вес. Этого мало для эффективного контроля таможенной стоимости товаров. Необходимо создать систему сбора ценовой информации которая будет учитывать и условия поставки, и особенности перемещения, а также в случае необходимости, страну происхождения (для вин, овощей) и даже особенности упаковки товара. Для этого необходимо ввести сплошной учет информации о товаре на уровне таможенного поста. Анализировать собранную информацию необходимо ОКТС таможни с применением установленных критериев достаточности информации о товаре. Схематично применением рекомендуемой системы представлено на рисунке 3.1.3.
Рисунок 3.1.3 Новая схема сбора ценовой информации должностными лицами т/п
Хранение полученной информации следует осуществлять в системе «Мониторинг – Анализ» усовершенствовав ее. Также необходимо разработать признаки достоверности собираемой информации, такими признаками могут быть:
1.Определенный статус документа – инвойс, контракт купли-продажи, обзоры мировых рынков известных консалтинговых агентств (приниматься должны только документы на фирменных бланках, с обязательным указанием реквизитов).
2. Дополнительное подтверждение достоверности предоставленных документов (например, удостоверение их Торгово-промышленными палатами иностранного государства).
3.Наличие дополнительных признаков достоверности, таких как детализация цен, предоставление дополнительных характеристик товаров, дополнительной ценовой детализации.
Таким образом, используя подобную технологию сбора информации, должностное лицо при осуществлении контроля будет учитывать все особенности перемещения товаров, принимая верные решения относительно таможенной стоимости, произойдет снижение количества решений судебных органов не в пользу таможенной службы.
Для практической реализации данной схемы необходимо внести изменения в должностные регламенты уполномоченных должностных лиц закрепив за ними обязанность по сбору такой информации. Экономическая эффективность данной меры является косвенной и определяется ожидаемым эффектом, а именно повышение качества контроля таможенной стоимости товаров, снижение уровня судебных решений не в пользу таможенных органов. Расходы по введению такого контроля определяются необходимостью внесения поправок в должностной регламент сотрудников таможенного поста, а также возможным введением дополнительной должности на уровне таможни для осуществления анализа достоверности предоставленной информации и отслеживание актуальности применяемых профилей риска. В разном регионе заработная плата государственного инспектора колеблется на разном уровне, а также зависит от стажа работы. В Средней полосе России средняя зарплата данной должности составляет 20 000 рублей, в год это 240 000 руб. также необходимо оборудовать рабочее место. При этом, получаемый эффект в разы превышает понесенные затраты в виде пополнения федерального бюджета.
В целом, существующая система контроля таможенной стоимости абстрагирована от использования любого рода ценовой информации. Получается, что использование любой ценовой информации, находящейся в распоряжении таможенного органа при принятии решений о корректировке таможенной стоимости неправомерно изначально. Решений относительно данной проблемы может быть 2. Во-первых, можно внести изменения в Соглашение о порядке определения таможенной стоимости товара. В частности, необходимо в пункт 1 статьи 4 Соглашения добавить фразу: «вся ценовая информация по сделке основывается на достоверных и действительных документах». В таком случае корректировка таможенной стоимости с использованием СУР будет считаться правомерной. Однако, это достаточно сложный процесс, принятие нормативных актов и изменение их может затянуться на годы.