ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рассмотрим следующий пример. Компания ОАО «Спортмастер» ввозит спортивные костюмы, происхождением из Германии. Товар ввозится в количестве 4500 шт. вес 9200 кг. Заявляемая таможенная стоимость партии товара 25 000 000 рублей. Таможенная пошлина (таблица). НДС 18%. Курс евро 70 рублей за 1 евро. Ставка пошлины – 10%, но не менее 5 евро за 1кг. В связи с проведением дополнительной проверки таможенным органом таможенная стоимость определена в размере 30 000 000 рублей. Определим влияние условия поставки и сумму обеспечения, которая должна быть предоставлена в данном случае.
Сначала необходимо рассчитать таможенные платежи соответственно стоимости, заявленной декларантом. Определим сумму сборов за совершение таможенных операций. Таможенная стоимость свыше 10 000 тыс. 01.коп, а значит ставка сборов составит: 30 000 руб. Поскольку декларирование осуществляется в электронном виде, сумма сборов составит 75% от ставки – 22 500 руб.
Далее определим сумму таможенной пошлины. Ставка пошлины комбинированная, поэтому необходимо определить обе составляющие и выбрать большую. Рассчитаем суммы адвалорной и специфической составляющих:
ТПа = 25 000 000 руб. х 10%/100% = 2 500 000 руб. (2.2.1)
ТПс = 9 200 кг. х 5 евро/кг. х 70 руб./евро = 3 220 000 руб. (2.2.2)
Сумма таможенной пошлины составит: 3 220 000 руб.
Далее определим сумму НДС. Основу для расчета составит сумма таможенной стоимости и таможенной пошлины. Рассчитаем сумму НДС:
НДС = (25 000 000 + 2 500 000) х 18/100 = 4 950 000 руб. (2.2.3)
Теперь необходимо определить таможенные платежи по скорректированной таможенной стоимости. Сборы за таможенные операции будут такими же. Определим сумму таможенной пошлины. Поскольку ранее мы выяснили, что адвалорная часть больше, ее и рассчитаем:
ТПа = 30 000 000 руб. х 10%/100% = 3 000 000 руб. (2.2.4)
Теперь определим сумму НДС. Основой начисления станет сумма таможенной стоимости, таможенной пошлины. Расчет НДС будет следующим:
НДС = (30 000 000 + 3 000 000) х 18/100 = 5 940 000 руб. (2.2.5)
Далее определим сумму обеспечения, которую необходимо доплатить (см. таблицу 2.2.2).
Таблица 2.2.2 – Расчет суммы обеспечения для выпуска товаров
Расчет суммы обеспечения | Сумма таможенных пошлин, налогов уплаченных декларантом (в соответствии с декларацией на товары) | |||||
Вид | Основа начисления | Ставка | Сумма 1 | Вид | Сумма 2 | |
1010 | 30000000 | 30000 | 22500 | 1010 | 22500 | |
2010 | 30000000 | 10% | 3000000 | 2010 | 2500000 | |
5010 | 33000000 | 18% | 5940000 | 5010 | 4950000 | |
Итого (сумма 1) 8962500 руб. | Итого (сумма 2):7472500 руб. | |||||
Итого сумма обеспечения по товару (сумма 1 – сумма 2) 1490000 руб. | |
Таким образом, сумма обеспечения составит 1490000 руб.
Стоит отметить, что для разных товаров применяются разные условия поставки, также во многом это зависит от страны контрагента. Так, китайские партнеры предпочитают осуществлять поставку товара до клиента, тогда как европейские контрагенты предпочитают условия поставки CIP и CIF с пунктом на границе. Также важное влияние имеет то какой именно товар перемещается, в особенности относительно биржевых товаров. Так, для фьючерсных сделок относительно сахарного тростника используются условия поставки FOB, тогда как для черных металлов EXW.
В целом, применение условий поставки товаров позволяет конкретизировать ответственность обеих сторон сделки купли – продажи. Это удобно как для самих участников сделки, так и для государственных контролирующих органов. Так условие поставки товара заявляется при таможенном декларировании в графе 20, также при заявлении таможенной стоимости заявление условия поставки происходит в ДТС. Применение такого механизма распределения ответственности позволяет однозначно трактовать условия перемещения товаров, облегчая тем самым применение контрольных мероприятий государственными органами и ускорение таможенного декларирования в целом.
3. Проблемы и перспективы применения таможенного декларирования при определении таможенной стоимости
3.1. Проблемы таможенного декларирования товаров при определении таможенной стоимости
Определение и контроль таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС занимает важное место в системе таможенного контроля, поскольку оказывает прямое влияние на пополнение федерального бюджета. Чаще всего нарушение механизма определения таможенной стоимости заключается в заявлении таможенному органу заниженной таможенной стоимости товаров. Таможенный орган вынужден проводить корректировку такой стоимости, принимая соответствующее решение. Участники ВЭД вправе такое решение оспорить в судебном порядке, затягивая тем самым исполнения решения по корректировке. Этому способствуют и пробелы в законодательных актах по определению и контролю таможенной стоимости товаров. Используя одни и те же нормы, судебные и таможенные органы по-разному трактуют информацию, заявляемую декларантом при таможенном оформлении товара. Прямым следствием является принятие арбитражными судами «решений» в пользу участника ВЭД. Рассмотрим нормы, которые требуют доработки:
1.В соответствии со статьей 69 ТК ТС для проведения дополнительной проверки заявленных сведений, должностные лица вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливают срок их предоставления (Срок не может превышать 2 месяца, что установлено статьей 170 ТК ТС, а по письменному заявлению еще продлен на 2 месяца). Пунктом 14 Решения КТС №376 от 20.09.2010 (ред. от 03.11.2015) установлено, что срок проведения дополнительной проверки не может превышать 60-ти календарных дней [11, 14]. Таким образом, максимальный срок поведения дополнительной проверки не определен. Помимо этого, из-за разницы в количестве дней в месяце у декларантов неравные условия по срокам доказывания таможенной стоимости товаров.
2. Соглашением от 25.01.2008, статьей 2 установлено, что в случае невозможности определения таможенной стоимости могут проводиться консультации между таможенным органом и декларантом. Решением КТС № 376 данный механизм взаимодействия не предусмотрен.
3. В соответствии с пунктом 2 статьи 64 ТК ТС, таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется, если товары фактически пересекли таможенную границу и такие товары впервые после пересечения таможенной границы помещаются под таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита [4, п.2, ст.64]. При этом, пунктом 1 той же статьи установлено, что декларация может быть подана в отношении ввозимых товаров до момента их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС. В то же время пунктом 5 статьи 64 ТК ТС предусмотрена возможность отложить определение точной таможенной стоимости в том случае, если точная величина не может быть определена в процессе таможенного декларирования. В таком случае используются имеющиеся сведения о стоимости товаров. При этом, по факту в документах, подтверждающих таможенную стоимость нет отметок пограничных органов о фактическом пересечении границы ЕАЭС.
Исходя из данной ситуации, необходимо внести поправки в ТК ТС, в частности пункт 2 статьи 64 необходимо изменить на: «Таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза определяется, если товары фактически пересекли таможенную границу или подается таможенная декларация в отношении иностранных товаров до их ввоза на таможенную территорию таможенного союза и такие товары впервые помещаются под таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита».
4.Согласно статье 196 ТК ТС выпуск товаров должен быть завершен таможенным органов не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации [4,ст.196]. В такой ситуации возникает вопрос о соблюдении сроков в случае принятия решения о корректировке таможенной стоимости или же проведения дополнительной проверки.
Согласно ТК ТС решение о проведении дополнительной проверки не является основанием для отказа в выпуске товаров. Выпуск товаров осуществляется при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты пошлин, налогов. При этом ТК ТС не учтена возможность длительного поступления денежных средств. Например, в случае проведения таможенным органом дополнительной проверки таможенной стоимости товара и доведения сведений об этом декларанту, таможенный орган обязан предложить декларанту внести соответствующее обеспечение уплаты таможенных пошлин. Если при этом у декларанта на счетах таможенного органа будет недостаточно денежных средств, то ему будет необходимо провести соответствующую доплату. При этом срок поступления денежных средств составит не менее одного дня. Таким образом, может возникнуть ситуация, когда по независящим от декларанта причинам (так как в данном случае решение о дополнительной проверке принимается таможенным органом) в срок выпуска товара не будет выполняться одно из условий выпуска товара, а именно – в отношении товара не представлено обеспечение уплаты таможенных платежей. В данном случае продление срока выпуска товара является правомерным на срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня, следующим за днем регистрации таможенной декларации.
Предлагается следующий механизм продления сроков выпуска товаров:
- после принятия решения о проведении дополнительной проверки таможенный орган направляет декларанту уведомление/расчет обеспечения таможенных платежей;
- после получения от декларанта бланка КТС инспектор проводит проверку наличия и достаточности денежных средств. При отсутствии достаточного количества денежных средств инспектор направляет докладную записку начальнику таможенного поста с предложением продлить срок выпуска товара. Также возможно направление официального обращения декларанта о продлении срока выпуска товаров;
- на основании полученной докладной записки начальник таможенного поста принимает решение о продлении срока выпуска товаров путем наложения письменной резолюции.
5. Статьей 69 ТК ТС Решение о проведении дополнительной проверки не является основанием для отказа в выпуске товаров [ст.69, 5]. Выпуск товаров производится после внесения декларантом обеспечения уплаты таможенных платежей. Проблема возникает при необходимости проведения дополнительной проверки в отношении товаров с признаками возможного недостоверного декларирования – признаки взаимосвязи, неполное включение расходов. В таком случае невозможно рассчитать сумму обеспечения, а использование информации таможенного органа практически во всех случаях означает обращение декларанта в судебные органы.
Описанные проблемы, возникающие при осуществлении контроля таможенной стоимости, обусловлены неполнотой действующих норм законодательства, что приводит к отсутствию единообразия их понимания. Как следствие – признание решений таможни незаконными по результатам рассмотрения судами исков участников ВЭД. Практика обжалования решений судов в вышестоящие инстанции не приносит положительных результатов – решения суда первой инстанции остаются в силе, в удовлетворении апелляционных и кассационных жалоб таможне отказывают.
Признание решения о корректировке таможенной стоимости незаконным подразумевает, что начисление и взыскание в федеральный бюджет таможенных платежей как результат произведенной корректировки также незаконно. В этой связи при получении решения суда, вынесенного не в пользу таможенного органа, таможня обязана вернуть ранее взысканные суммы таможенных платежей, а иногда и возместить судебные издержки участника ВЭД. Это негативно сказывается на выполнении контрольного показателя эффективности деятельности ОКТС (показатель 1.2 «Доля таможенных платежей, фактически уплаченных или взысканных по решениям о корректировке таможенной стоимости товаров, которые впоследствии были отменены, в общей сумме таможенных платежей, фактически уплаченных или взысканных по решениям о корректировке таможенной стоимости товаров»).
Для улучшения арбитражной практики и снижения количества решений, принимаемых не в пользу таможенных органов необходимо принимать ряд организационных мер. В настоящее время создаются рабочие группы из должностных лиц правового отдела, Службы федеральных таможенных доходов, Отдела контроля таможенной стоимости для защиты интересов таможенных органов в суде. Помимо этого, одним из возможных путей улучшения арбитражной практики является проведение совещаний представителей таможенных органов с судьями Арбитражных судов различных инстанций для приведения доводов и разъяснения позиции таможенных органов при принятии ими решения по таможенной стоимости.
Это весьма сложная проблема, решение которой на уровне таможни крайне затруднено. В связи с этим, изменение процедуры предоставления документов таможенными службами иностранных государств возможно лишь на уровне ФТС и законодательной власти. Внесение изменений на федеральном уровне позволит таможенным органам на более высоком уровне осуществлять контрольные операции и одновременно с этим снизить количество судебных разбирательств относительно корректировки таможенной стоимости.