Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Финансовое планирование и его роль в хозяйственной деятельности предприятия
Цели, задачи и методы финансового планирования
Сбалансированность финансовых показателей
ГЛАВА 2. Внутреннее финансовое планирование
2.1 Финансовый план как часть бизнес-плана
Прибыль представляет собой разницу между выручкой от реализации товарно-материальных ценностей (выполненных работ, оказанных услуг) и всеми расходами, которые понесло предприятие в отчетном периоде, включая себестоимость реализованных товаров (работ, услуг). Эта прибыль подлежит налогообложению. Оставшаяся после уплаты причитающихся налогов прибыль называется прибылью, остающейся в распоряжении предприятия.
Сальдо потоков денежных средств - это разница между всеми поступившими на предприятие денежными средствами (наличными, безналичными, в валюте, и др.), и всеми выплаченными предприятием денежными средствами за отчетный период.
Совокупность значений этих показателей, а также тенденция их изменений позволяет с высокой степенью достоверности судить об эффективности деятельности предприятия, а также об имеющихся у него проблемах. Очевидно, что рассматривать и анализировать эти показатели нужно за один общий для всех отчетный период. Иначе говоря, не имеет смысла анализировать финансовые показатели деятельности предприятия, если выручка от реализации товаров (работ, услуг) берется за январь, прибыль - за апрель, а сальдо потоков денежных средств — за июнь.
Показатели, характеризующие финансовое состояние можно условно разделить на группы, отражающие различные стороны финансового состояния предприятия. К ним относятся коэффициенты ликвидности; показатели структуры капитала (коэффициенты устойчивости); коэффициенты рентабельности; коэффициенты деловой активности.
Система финансов - это кругооборот денежных средств предприятия в процессе осуществления производственной (операционной) и сбытовой деятельности, кредитно-финансовых отношений. Фонды денежных средств, создаваемые и используемые предприятием, представляют финансовые ресурсы предприятия.
В свою очередь, финансово-кредитная (финансово-инвестиционная) деятельность предприятия связана с вопросами прогноза продажи и покупки ценных бумаг, выпуском акций и облигаций, операций с недвижимостью, получением и погашением займов, прочей деятельностью, связанной с операциями на фондовом рынке и в банковской сфере.
Финансовое состояние предприятия характеризуется размещением его средств и структурой источников их формирования, обеспеченностью оборотными средствами, величиной их иммобилизации, оборачиваемостью оборотных средств, платежеспособностью.
Хорошее финансовое состояние - это устойчивая платежеспособность, постоянное наличие достаточных сумм денежных средств на счетах, эффективное использование оборотных средств, правильная организация расчетов, рентабельность производства.
Затруднительное, плохое финансовое состояние - это постоянное или периодическое наличие просроченной задолженности перед банком, поставщиком, а иногда и перед собственными рабочими и служащими. Ухудшение положения предприятия в большинстве случаев обусловлено неправильной организацией работы, нарушениями расчетно-платежной дисциплины, непродуманным выбором. Имеются два наиболее распространенных подхода к планированию финансов: стратегическое планирование и система долгосрочного планирования.
В системе бизнес-планов финансовый план вбирает в себя результаты расчетов планов производства и маркетинга. Финансовый план состоит из пяти основных расчетов (смет):
-смета объема реализации продукции;
-баланс денежных поступлений и расходов;
-план прибылей и убытков (смета доходов и затрат);
-плановый бухгалтерский баланс;
-О расчет безубыточности продажи товаров.
Помимо финансового плана в финансовую часть бизнес-плана входят расчеты по обоснованию стратегии инвестиций, товарно-материального обеспечения кредитов, расчеты рентабельности, оценка финансовых рисков и страхование.
Ниже перечислим важнейшие расчеты, производимые при разработке бизнес-плана.
Расчет 1. Расчет объема реализации продукции
На основе прогнозов объемов продаж отдельных товаров формируется смета объема продаж.
Обычно прогноз на первый год дается помесячно, на второй - поквартально, на третий - на год в целом.
В разработке бизнес-плана главную задачу представляет маркетинг- анализ сбыта и управление объемом продаж, лежащий в основе управления производством и реализацией продукции. Используются следующие методы исследования рынка продаж. Эвристические методы прогнозирования, основанные на усреднении сведений, полученных путем опроса специалистов:
Расчет 2. Баланс денежных поступлений и расходов
Баланс денежных поступлений и расходов позволит оценить, сколько денег необходимо вложить в бизнес в разбивке по времени, проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, проверить будущую ликвидность предприятия.
Баланс доходов и расходов средств состоит из четырех разделов: 1) доходы и поступления средств; 2) расходы и отчисления; 3) кредитные взаимоотношения; 4) взаимоотношения с бюджетом. По всем этим разделам осуществляется балансовая взаимоувязка доходов и расходов как по каждому разделу, так и по финансовому плану в целом. Главная цель этого баланса - проверка синхронности поступления и расходования денежных средств, и, как результат, определение будущей ликвидности.
После составления такого баланса выбирают стратегию получения необходимых денежных средств. Наиболее распространено финансирование через кредиты, однако банки охотнее выдают деньги под расширение уже действующего производства, так как материальным обеспечением кредита могут выступать все активы предприятия. В целях финансирования можно привлекать акционерный и партнерский капитал, что тоже достаточно выгодно при правильной организации управления таким капиталом. Управление финансами фирмы осуществляет финансовый менеджер по двум направлениям.
Управление активами. Руководитель определяет соотношение, тип и состав, активов на балансе предприятия, поддерживает конечные оптимальные уровни текущих и фиксированных активов. Текущие активы — это наличность, ценные бумаги, которые по первому требованию могут быть реализованы на рынке, сюда входят и материально-производственные запасы. Фиксированные активы — это земля, сооружения, оборудование, транспортные средства, долгосрочно арендованные средства.
Управление пассивами. Выявляется оптимальное соотношение краткосрочных и долгосрочных финансовых ресурсов, определяются наиболее выгодные финансовые ресурсы. Выгодность финансовых ресурсов зависит от ряда факторов: экономической конъюнктуры, финансовой политики государства и т.д. Оборотные фонды фирмы есть разница между текущими активами и текущими пассивами (счета и расписки, подлежащие оплате, и проценты по кредитам). Долгосрочные фонды - лизинг и долгосрочные кредиты.
Касаясь фондов предприятия, можно дать некоторые рекомендации по управлению наличностью, оборотными средствами, товарными запасами:
1) если фонды, вложенные в активы фирмы, могут быть более эффективно использованы в другом деле, это не означает что фонды используются неправильно;
2) если есть возможность выбора, то финансирование за счет долгосрочных кредитов предпочтительнее, так как имеет меньший ликвидный риск;
3) доходы на фиксированный капитал всегда выше доходов на текущий капитал.
Таким образом, задачи финансового планирования сводятся к более точному определению предстоящих расходов и доходов, правильному расчету необходимой суммы средств и будущих финансовых результатов.
Из всего вышесказанного видно, что планирование финансов предприятия - важная часть работы по обеспечению устойчивого финансового положения фирмы, позволяющая принять к осуществлению мероприятия по ликвидации “узких мест”, выбрать наиболее выгодные источники финансирования и зоны вложения финансовых ресурсов.
Финансовое планирование является и отправной точкой, и конечным пунктом всей системы планирования, включая в себя всю производственно-хозяйственную деятельность предприятия.
Расчет 3. Расчет доходов и затрат (план прибылей и затрат)
Пример таблицы расчета доходов и затрат (план прибылей и затрат) может быть составлена по форме, приведенной в табл. 1.
Таблица доходов и затрат покажет, как будет формироваться и изменяться прибыль.
Таблица 1.
Формирование и изменение прибыли
Показатели |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Оборот |
||
Себестоимость [производственная) |
||
Брутто (валовая) прибыль |
||
Общие издержки (общехозяйственные) |
||
Прибыль |
||
Остаток готовой продукции |
Расчет 4. Плановый баланс активов и пассивов
На основе результатов расчета объемов выпуска продукции производится расчет активов (при действующем техническом уровне). Затем проводится расчет пассивов. При этом добиваются сбалансированности расчетов, что обычно достигается использованием кредитов. В нашей стране объем обязательств рекомендуется не более 50% (в США — до 60%). При этом может возникнуть необходимость внесения исправлений во все другие расчеты.
Расчет 5. Условия безубыточности
Анализ безубыточности производства и реализации продукции проводится по методу CVP (затраты — объем — прибыль).
По каждому товару определяется порог рентабельности (находится критическая точка), т.е. точка безубыточности производства или реализации продукции.
Порог рентабельности можно определить графическим или аналитическим методами.
Графический метод определения порога рентабельности (Приложение 1).
В прямоугольной системе координат строится график зависимости себестоимости (затрат) и дохода от количества единиц выпущенной продукции. По вертикали откладываются данные о себестоимости и доходе, по горизонтали - количество единиц продукции. В точке критического объема производства (А) нет прибыли и нет убытка. Справа от нее заштрихована область чистых прибылей (доходов). Для каждого значения Q (количества единиц продукции) чистая прибыль определяется как разность между величиной маржинального дохода и постоянных расходов.
Слева от критической точки заштрихована область чистых убытков, которая образуется в результате превышения величины постоянных расходов над величиной маржинального дохода.
Проекция точки К на ось Q дает критический объем производства (реализации) в физических единицах измерения (штук, метров, кг).
Проекция точки К на ось N дает критический объем производства (продаж) в стоимостном измерении (ден. ед.).
Пользуясь графиком, проведем некоторые полезные расчеты для анализа зависимости “затраты - объем - прибыль”.
Аналитический метод определения порога рентабельности.
Пользуясь графиком, проведем некоторые расчеты для анализа зависимости “затраты - объем - прибыль”. В точке критического объема производства имеем
Из этого соотношения определяется предельная величина физического объема продукции по формуле
где (Q кр* - объем производства продукции в критической точке (количество единиц);
р - цена единицы продукции;
v - удельные переменные затраты на единицу продукции;
С- постоянные расходы
Сбалансированность финансовых показателей
Соста.в пока.за.те.ле.й фина.нсового пла.нового ба.ла.нса или ба.ла.нса доходов и ра.сходов опре.де.ляе.тся источника.ми поступле.ния сре.дств, с одной стороны, и за.тра.та.ми и ра.схода.ми, проводимыми в ходе фина.нсово-хозяйстве.нной де.яте.льности, с другой стороны. На.ряду с этим, в пла.новом ба.ла.нсе доходов и ра.сходов на.ходят отра.же.ние фина.нсовые отноше.ния с госуда.рстве.нным бюдже.том, ба.нковской и стра.ховой систе.ма.ми и по опе.ра.циям по приобре.те.нию и выпуску це.нных бума.г.
Помимо ба.ла.нса доходов и ра.сходов фина.нсовый пла.н соде.ржит ра.сче.ты ряда основопола.га.ющих пока.за.те.ле.й: прибыли от промышле.нной де.яте.льности;
-а.мортиза.ционных отчисле.ний на восста.новле.ние основных фондов;
-поступле.ний сре.дств в порядке долгосрочного и сре.дне.срочного кре.дитова.ния;
-проце.нтов ба.нка.м по кре.дита.м, фина.нсовых ре.зульта.тов от других видов де.яте.льности и т.д.