Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Финансовое планирование и его роль в хозяйственной деятельности предприятия
Цели, задачи и методы финансового планирования
Сбалансированность финансовых показателей
ГЛАВА 2. Внутреннее финансовое планирование
2.1 Финансовый план как часть бизнес-плана
Ка.ле.нда.рь пла.те.же.й соста.вляе.тся на основе сле.дующих докуме.нтов:
1. пла.на ре.а.лиза.ции продукции;
2. сме.ты за.тра.т на производство;
3. пла.на ка.пита.льных вложе.ний;
4. выписок по сче.та.м пре.дприятия и приложе.ний к ним;
5. договоров;
6. внутре.нних прика.зов;
7. гра.фика выпла.ты за.ра.ботной пла.ты;
8. сче.тов-фа.ктуры;
9. а та.кже уста.новле.нных сроков пла.те.же.й для фина.нсовых обяза.те.льств.
На многих фирма.х на.ряду с пла.те.жным ка.ле.нда.ре.м соста.вляе.тся на.логовый ка.ле.нда.рь, а та.кже пла.те.жные ка.ле.нда.ри по отде.льным вида.м движе.ния де.не.жных сре.дств.
Кроме пла.те.жного ка.ле.нда.ря на пре.дприятии долже.н соста.вляться ка.ссовый пла.н - пла.н оборота на.личных де.не.жных сре.дств. Этот пла.н отра.жа.е.т поступле.ние и выпла.ты на.личных де.не.жных сре.дств че.ре.з ка.ссу. Он не.обходим для контроля за поступле.ние.м и ра.сходова.ние.м на.личных сре.дств.
Ба.нку, обсужива.юще.му пре.дприятие та.кже не.обходим е.го ка.ссовый пла.н, чтобы соста.вить сводный ка.ссовый пла.н на обслужива.ние своих клие.нтов в уста.новле.нные сроки. Ка.ссовый пла.н ра.зра.ба.тыва.е.тся на ква.рта.л.
За.ключите.льным эта.пом фина.нсового пла.нирова.ния являе.тся соста.вле.ние сводной а.на.литиче.ской за.писки. В не.й да.е.тся ха.ра.кте.ристика основных пока.за.те.ле.й годового фина.нсового пла.на и де.ла.ются выводы о пла.новой обе.спе.че.нности пре.дприятия фина.нсовыми ре.сурса.ми и структуре их формирова.ния.
2.3 Составление смет
Сме.та - форма пла.нового ра.сче.та, опре.де.ляюща.я потре.бности пре.дприятия в де.не.жных ре.сурса.х на пре.дстоящий пе.риод и после.дова.те.льность де.йствий по исчисле.нию пока.за.те.ле.й.
Основные це.ли соста.вле.ния сме.т за.ключа.ются:
- в увязке те.кущих и пе.рспе.ктивных пла.нов;
- в координа.ции де.йствий ра.зличных подра.зде.ле.ний пре.дприятия;
- в де.та.лиза.ции общих це.ле.й производства и дове.де.нии их до руководите.ле.й ра.зличных це.нтров отве.тстве.нности;
-в упра.вле.нии и контроле за производством;
- в стимулирова.нии эффе.ктивной ра.боты руководите.ле.й и пе.рсона.ла пре.дприятия;
- в опре.де.ле.нии будущих па.ра.ме.тров хозяйстве.нной де.яте.льности;
- в пе.риодиче.ском сра.вне.нии те.кущих ре.зульта.тов де.яте.льности с пла.ном, выявле.нии отклоне.ний и причин не.удовле.творите.льной ра.боты.
При соста.вле.нии сме.т используются ра.зличные ме.тоды:
- норма.тивный;
- ра.сче.тно-а.на.литиче.ский;
- ба.ла.нсовый;
- оптимиза.ции;
- моде.лирова.ния.
Сущностью норма.тивного ме.тода соста.вле.ния сме.ты, являе.тся ра.сче.т объе.мов за.тра.т и потре.бности в ре.сурса.х путе.м умноже.ния норм ра.схода ре.сурсов на пла.нируе.мый объе.м экономиче.ского пока.за.те.ля (ре.а.лиза.ция, выпуск продукции, объе.м услуг и т.п.).
Сущностью ра.сче.тно-а.на.литиче.ского ме.тода соста.вле.ния сме.ты являе.тся ра.сче.т объе.мов за.тра.т и потре.бности в ре.сурса.х путе.м умноже.ния сре.дних за.тра.т на инде.кс их изме.не.ния в пла.новом пе.риоде.
Сущностью ба.ла.нсового ме.тода соста.вле.ния сме.ты являе.тся увязка объе.мов за.тра.т и источников ра.сшире.ния ре.сурсов (доходов).
Сущностью ме.тода оптимиза.ции при соста.вле.нии сме.т являе.тся многова.риа.нтность. Из не.скольких сме.т выбира.е.тся на.илучша.я с точки зре.ния минимума за.тра.т или ма.ксимума получа.е.мого эффе.кта (ре.зульта.та.).
Сущностью ме.тода моде.лирова.ния сме.т являе.тся фа.кторный а.на.лиз функциона.льных связе.й ме.жду ра.зличными эле.ме.нта.ми проце.сса производства. На.приме.р, моде.лируе.тся за.висимость прибыли от уровня за.тра.т и объе.мов ре.а.лиза.ции продукции (выручки).
При ра.зра.ботке бизне.с-пла.на соста.вляются сле.дующие сме.ты:
- сме.та прода.ж (ре.а.лиза.ции продукции);
- сме.та производства.;
-сме.та прямых ма.те.риа.льных за.тра.т (ра.схода основных ма.те.риа.лов);
- сме.та ра.сходов на опла.ту труда производстве.нного пе.рсона.ла (прямых трудовых за.тра.т);
- сме.та на.кла.дных (косве.нных) обще.производстве.нных ра.сходов;
- сме.та се.бе.стоимости ре.а.лизова.нной продукции:
- сме.та те.кущих пе.риодиче.ских обще.хозяйстве.нных ра.сходов;
- сме.та прибыле.й и убытков;
- сме.та ка.пита.льных за.тра.т;
-сме.та движе.ния де.не.жных сре.дств;
-сме.та ста.те.й а.ктива и па.ссива и др.
Сме.тное пла.нирова.ние включа.е.т два эта.па:
пла.нирова.ние - опре.де.ле.ние будущих це.ле.й;
мониторинг (сопровожде.ние.) - а.на.лиз те.куще.й хозяйстве.нной де.яте.льности, т. е. того ка.к в те.че.ние пла.нового пе.риода производится выполне.ние за.пла.нирова.нных ре.ше.ний.
Сме.ты соста.вляются на год в це.лом с поква.рта.льной (или поме.сячной) ра.збивкой. Ра.бота выполняе.тся обычно под руководством фина.нсового дире.ктора брига.дой ме.не.дже.ров, в которую включа.ются пре.дста.вите.ли бухга.лте.рии и других де.па.рта.ме.нтов (отде.лов) пре.дприятия. Ра.злича.ют два подхода к ра.сче.та.м сме.т:
1. Ра.зра.ботка сме.ты с “нуля”. Приме.няе.тся в случа.ях, когда прое.ктируе.тся новое пре.дприятие или когда пре.дприятие ме.няе.т профиль ра.боты;
2. Пла.нирова.ние от достигнутого. Приме.няе.тся в случа.ях, когда профиль ра.боты пре.дприятия не изме.няе.тся. Сме.ты подра.зде.ляются на два вида: сме.ты по основной де.яте.льности пре.дприятия; сме.ты по не.основным вида.м де.яте.льности пре.дприятия.
Ра.ссмотрим виды сме.т.
Сме.та прода.ж. Эта сме.та обычно соста.вляе.тся в пе.рвую оче.ре.дь. Оце.нка выручки в де.не.жном выра.же.нии служит основой, на которой ба.зируются все другие сме.ты. Объе.м прода.ж ока.зыва.е.т суще.стве.нное влияние на фа.кторы, связа.нные с формирова.ние.м те.куще.й прибыли.
Сме.та прода.ж включа.е.т в се.бя информа.цию 1) о пре.дпола.га.е.мых объе.ма.х ре.а.лиза.ции по ка.ждому това.ру и 2) ожида.е.мую це.ну е.диницы ка.ждого това.ра. Эти да.нные кла.ссифицируются по ре.гиона.м и/или по суще.ствующим пре.дста.вите.льства.м пре.дприятия.
При оце.нке пре.дпола.га.е.мого объе.ма прода.ж в на.тура.льном выра.же.нии отпра.вным пунктом обычно служит прошлогодний объе.м прода.ж. Эта ве.личина изме.няе.тся в те.куще.м году с уче.том фа.кторов, не.посре.дстве.нно влияющих на ре.а.лиза.цию, на.приме.р, ве.личины това.ров, за.ка.за.нных, но не отгруже.нных, пла.нируе.мой ре.кла.мной компа.нии, экономиче.ской конъюнктуры в отра.сли и в экономике в це.лом, производстве.нных мощносте.й, це.новой политики и ре.зульта.тов рыночных иссле.дова.нии. Для оце.нки возде.йствия этих фа.кторов на прошлогодний объе.м прода.ж може.т использова.ться ста.тистиче.ский а.на.лиз. Та.кой а.на.лиз позволяе.т уста.новить ма.те.ма.тиче.скую за.висимость ме.жду прода.жа.ми пре.дше.ствующе.го пе.риода и фа.ктора.ми, опре.де.ляющими будущие объе.мы прода.ж.
Получив пре.дпола.га.е.мый объе.м прода.ж в на.тура.льном выра.же.нии, можно за.те.м прогнозирова.ть выручку путе.м умноже.ния пре.дпола.га.е.мого объе.ма прода.ж на ожида.е.мую це.ну е.диницы това.ра. Сра.вне.ния фа.ктиче.ских прода.ж со сме.тными по вида.м продукции, ре.гиона.м и/или пре.дста.вите.льства.м пре.дприятия будут пока.зыва.ть ра.зницу ме.жду этими двумя ве.личина.ми. Упра.вле.нче.ский пе.рсона.л при этом сможе.т иссле.дова.ть причины суще.стве.нных отклоне.ний и принять ме.ры по улучше.нию положе.ния (та.бл.2).
Та.блица 2.
Смета продаж
Това.р и ре.гион |
Объе.м прода.ж в на.тура.льном выра.же.нии, е.диницы продукции |
Це.на е.диницы продукции, де.н. е.д |
Все.го прода.жи, де.н. е.д. |
Това.р X: |
528000- |
5 227 200 |
|
Ре.гион А. |
208000 |
9,90 |
2 059 200 |
Ре.гион Б |
162000 |
9.90 |
1 603 800 |
Ре.гион В |
158000 |
9,90 |
1 564 200 |
Това.р Y: |
280000 |
4 620 000 |
|
Ре.гион А. |
111 600 |
16,50 |
1 841400 |
Ре.гион Б |
78000 |
16,50 |
1300200 |
Ре.гион В |
89600 |
16,50 |
1478 400 |
Все.го выручка от ре.а.лиза.ции |
9 847 200 |
Сме.та производства. Объе.м производства, соотве.тствующий сме.тному объе.му прода.ж и не.обходимой ве.личине ма.те.риа.льных за.па.сов, опре.де.ляе.тся в сме.те производства. Сме.тный объе.м производства в на.тура.льном выра.же.нии скла.дыва.е.тся из ожида.е.мого объе.ма прода.ж плюс не.обходима.я ве.личина ма.те.риа.льных за.па.сов на коне.ц года минус ма.те.риа.льные за.па.сы на на.ча.ло года. Объе.мы производства должны быть тща.те.льно све.ре.ны со сме.той прода.ж с те.м, чтобы га.ра.нтирова.ть сба.ла.нсирова.нность производства и прода.ж в те.че.ние пе.риода. Лучше все.го, е.сли все производстве.нные мощности за.де.йствова.ны, а ве.личина ма.те.риа.льных за.па.сов оптима.льна (та.бл. 3)