Файл: Вопрос Российская империя к началу xx века.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 288

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопрос 1. Российская империя к началу XX века.

Вопрос 2. Внешняя политика России в начале XX века в.

Вопрос 3. Первая революция в России 1905 – 1907 гг. Причины, характер, основные этапы и итоги.

Вопрос 4. Политические партии в России в начале XX века. Начало российского парламентаризма.

Вопрос 5. Внутренняя политика самодержавия в 1907–1914 гг. Аграрная реформа П.А. Столыпина и ее результаты.

Вопрос 6. Причины Первой мировой войны. Боевые действия русской армии в 1914–1917 гг.

Вопрос 7. Особенности внутриполитического и экономического положения России в годы Первой мировой войны.

Вопрос 8. Причины и начало Великой российской революции 1917 г. Февральское восстание и падение самодержавия. Временное правительство и его программа.

Вопрос 9. Россия весной–летом 1917 г.: организация власти и политические кризисы в стране. Выступление генерала Л.Г. Корнилова.

Вопрос 10. Октябрьское вооруженное восстание 1917 г. В Петрограде и взятие власти большевиками. Первые декреты Советской власти.

Общественно-политическая жизнь страны в 1985-1991 гг.



Отношение с Англией и Францией 

Заключение Мюнхенского договора усыпило бдительность Англии и Франции и никак не повлияло на Германию, продолжавшую свои походы. Немецкие войска ворвались в Чехословакию и захватили территорию. На этом фашисты не остановились и напали на литовские земли, они подчинили Мемельскую область. Следующей на очереди оказалась Польша, от нее потребовали передать ряд владений, а также присоединить Вольный город Данциг. Италия тоже не стояла на месте и захватила Албанию. Эти действия немного отрезвили английских  и французских политиков, и они решились на сотрудничество с СССР.

После долгих переговоров представители зарубежных стран посетили   Москву. Согласно плану, который разработали советские политики, в случае опасности возможно оперативно выслать 136 дивизий. Английская сторона по этому поводу высказалась, что сможет помочь лишь 6 дивизиями. СССР не граничила с Германией, поэтому могла провести свои войска лишь через содружественные страны Англии и Франции — Польше и Румынии. Но приехавшие переговорщики не стремились убедить в этом своих сторонников, более того существовала договоренность среди западных стран, что такие вопросы не будут решаться в Москве. Вскоре выяснилась, что все эти переговоры не имели смысла, ведь европейцы послали лиц, не наделенных полномочиями в решении таких вопросов.

            Отношение с Германией

                В этот же период со стороны Гитлера последовало предложение о мировом соглашение, а также рассмотрение  сферы интересов в Восточной Европе. Перед Сталиным вновь возник непростой выбор.

Причиной положительного ответа стало:

  • немецкие войска значительно превышали польские, их захват был вопросом времени, поэтому СССР получила бы врага около границ;

  • англо-французские переговоры затягивались;

  • на монгольской территории шла война с Японией.

В августе 1939 года советские и немецкие стороны подписали договор, к нему прилагались секретные документы, в которых указывалось разграничение территорий. Это соглашение являлось выгодным для обоих государств.

                Решив западные вопросы, СССР обратило внимание на восточные дела. Советское войско под предводительством Г.К. Жукова разгромило японскую армию. В сентябре 1939 года состоялось подписание мирного договора.

                Внешняя политика СССР в 30-е годы была направлена на создание организации по обеспечению безопасности. Когда эта политика не встретила одобрения со стороны западных стран, пришлось пойти на сотрудничество с Германией.

23. Особенности общественно-политического развития СССР в 1930-е годы. Конституция СССР 1936 г. Массовые политические репрессии.


21 декабря
 1929 года Иосифу Виссарионовичу Джугашвили (Сталину) исполнилось 50 лет. Именно в этот день он был объявлен единственным «вождем партии». Начался бум восхваления «отца народов». Его стали называть мудрым, гениальным, выдающимся полководцем, лучшим другом советских детей. И еще много разных эпитетов в превосходном выражении. Так был заложен культ личности Сталина.


Быстрое развитие промышленности


К концу 1929 года началось форсированное строительство промышленных объектов. Инженеров, квалифицированных рабочих катастрофически не хватало. Участились аварии на производстве, которые объяснялись «вредительством тайных контрреволюционеров». Массовые аресты специалистов и интеллигенции прокатились по всей стране. 

Развивающаяся промышленность в городах требовала увеличения продуктового снабжения. 


Коллективизация

На селе в это время проходил основной этап коллективизации. Раскулачивание (ликвидация зажиточного хозяйства) приняло максимальные обороты. Под одну гребенку попадали и середняки, и даже бедные слои сельского населения. Много кулаков было расстреляно на местах по решению органов местной власти.

Быстрый темп создания колхозов вызвал волнение среди крестьянского населения. Начались восстания, массовый забой скота, сельское хозяйство пришло в упадок. Колхозное хозяйство оказалось безжалостным к крестьянам. Постоянные увеличения поставок хлеба привели к голоду в 1932 году. Это стало крупной социальной катастрофой. От голода умерло примерно 7 миллионов человек. 


Восхваление строя СССР
В городах в это время еще больше увеличилась необходимость в грамотных специалистах. Стали вводиться новые образовательные программы. Агитационная компания повсеместно прославляла достижения СССР, во многом их преувеличивая. Так в 1937 году было объявлено о досрочном выполнении плана пятилетки

Хотя фактически он был выполнен на 50%.


Новая конституция


В 1936 году была принята новая Конституция. Было объявлено, что в СССР построен социализм и взят курс на строительство коммунизма. Конституция стала гарантом демократических свобод граждан. Но эти свободы (в т. ч. политические) были лишь на бумаге. Высшим органом власти стал Верховный Совет СССР. Действовала конституция до 1977 года.


Репрессии

Политика Сталина вызывала недовольства среди партийных кадров. В 1934 году, после убийства С. М. Кирова, в стране начался политический террор. Партия большевиков стала единственной правящей партией. Произошло еще большее укрепление диктатуры Сталина. Только он один решал важные государственные вопросы. Что бы поддерживать стабильность своего культа, Сталину нужна была атмосфера страха в стране. «Враги народа», «предатели» – недоверие и подозрительность процветали в обществе. 
Ложные обвинения, доносы, аресты без санкций, это стало привычным делом. Дошло до того, что приговоры стали утверждаться списком. Прокатились по стране крупные судебные процессы. Под удар попали руководители различных предприятий, врачи, военные кадры. Всего за годы репрессий пострадало около 10 миллионов человек. 

В ГУЛАГе количество осужденных насчитывалось более 2 миллионов, из них 20% политических. Труд грамотных специалистов, так необходимых обществу, использовался на строительстве железных дорог и лесозаготовках.

К 1939 году в красной армии было уничтожено примерно 40000 офицеров. Большая часть высшего командного состава армии была расстреляна.

А в стране продолжалось восхваление коммунистической партии во главе с великим товарищем Сталиным. Политическая система в 1930-е годы гарантировала гражданам страны социальные права. Но заплатить за них пришлось высокую цену.

24. Наука и культура в СССР в 19201930-е гг. Культурная революция. Государство и церковь в 19181930-е гг.

Главной целью культурных преобразований, проводившихся 
большевиками в 1920—1930-х гг., было подчинение науки и искусства марксистской идеологии. Культура была поставлена под контроль государства, стремящегося руководить духовной жизнью общества, воспитывать его членов в духе господствующей идеологии.

1) Просвещение

Первым наркомом просвещения РСФСР был А.В. Луначарский (1917-1929) 1919 – декрет «О ликвидации безграмотности», по которому население от 8 до 50 лет было обязано учиться грамоте – ликбез

Была создана государственная единая система народного образования, возникла советская школа нескольких ступеней. В 1-й пятилетке было введено обязательное четырехлетнее, а во 2-й пятилетке – семилетнее образование. Открывались вузы и техникумы, действовали рабфаки (факультеты для подготовки рабочих к поступлению в высшие и средние учебные заведения). Обучение носило идеологизированный характер. Сформировалась новая, советская интеллигенция, к старой же интеллигенции власть большевиков относилась с подозрением. Первые годы Советской власти действовала новаторская школа: не было парт, отмена урочной системы, домашних заданий, учебников, экзаменов, отметок.

Май 1934 – декрет о структуре образовательной школы: введение начальной, неполной средней и средней школы.

Усиливается воспитательная роль школы: ученик обязан чтить вождя, разоблачать врагов народа, даже если это члены его семьи.

Политика советского руководства в области культуры в 20-30-е гг. получила название культурная революция.

Цель:

- повышение культурного уровня народа

- укрепление марксизма-ленинизма как идейной базы жизни общества

Итоги:

- ликвидация неграмотности

- обязательное семилетнее обучение

- открытие 20 тыс. школ

- внедрение марксистских идей в систему обучения

- репрессии в отношении неугодных педагогов и студентов.

2) Наука

Привлечение старой интеллигенции, не поддерживающей большевиков, но видевшие свой долг в работе для страны: Н. Жуковский (авиатор), В. Вернадский (биохимик), Н. Зелинский (химик), К. Циолковский (основатель космонавтики), И. Павлов (физиолог), К. Тимирязев (ботаник), И. Мичурин (биолог-селекционер).

Успехи в естественных науках: С. Вавилов (оптика), Н. Вавилов (генетика и селекция), С. Лебедев (изготовление синтетического каучука), И. Курчатов (исследования атомного ядра), П. Капица (физика низких температур и сильных магнитных полей), П. Флоренский (математика), А. Чижевский (историометрия, гелиобиология).


В 30-е гг. Сталин заявил, что все науки носят политический характер. Начались гонения на генетику, социологию, психоанализ, что привело к свертыванию их разработок в СССР. Историю стали использовать в целях воспитания народа, развивая идеи советского патриотизма.

Осенью 1922 г. из России было выслано 160 крупнейших ученых, философов, историков, экономистов, не разделявших идеологические установки большевизма. Господство большевистской идеологии утверждалось также в антицерковной пропаганде, разрушении храмов, разграблении имущества церкви. Патриарх Тихон, избранный в ноябре 1917 г. Поместным собором, был арестован. Репрессированы ученые-аграрники Н. Д. Кондратьев, А. В. Чаянов, философ П. А. Флоренский, крупнейший биолог-генетик Н. М. Вавилов, писатели О. Э. Мандельштам, А. Б. Бабель, Б. А. Пильняк, актер и режиссер В. Э. Мейерхольд и многие другие. Арестованы авиаконструкторы А. Н. Туполев, Н. Н. Поликарпов, физик Л. Д. Ландау, один из создателей аэродинамического института С. П. Королев и др. Последние работали в т.н. «шарашках» (конструкторские бюро и лаборатории в местах заключения).

Главным ориентиром в общественно-политических исследованиях стал вышедший в 1938 г. «Краткий курс истории ВКП(б)» под редакцией И. В. Сталина.

3) Литература