ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 282
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос 1. Российская империя к началу XX века.
Вопрос 2. Внешняя политика России в начале XX века в.
Вопрос 3. Первая революция в России 1905 – 1907 гг. Причины, характер, основные этапы и итоги.
Вопрос 4. Политические партии в России в начале XX века. Начало российского парламентаризма.
Вопрос 6. Причины Первой мировой войны. Боевые действия русской армии в 1914–1917 гг.
Таким образом, культура преобразовалась и активно развивалась, сопротивляясь жесткой, несправедливой системе. Многие деятели культуры выбирали различные пути самореализации, появилось такое понятие как «самиздат», многие публиковали свои произведения за рубежом.
Развитие наук
Государство стало уделять внимание и развитию науки, и к концу 60-х гг. было значительным образом увеличено финансирование этой отрасли. Открывались новые научные центры, которые делали новые открытия был запущен первый синхрофазотрон в мире, первый атомный ледокол был спущен на воду, впервые запустили искусственный спутник Земли.
Многие исследования советский ученых получили мировое признание: теория сверхтекучести Л. Ландау, исследования молекулярных квантовых генераторов Н. Басова, А. Прохорова, исследования химии цепных реакций Н. Семенова. А в 1961 году космонавт Юрий Гагарин совершил настоящий подвиг - он первым в мире совершил пилотируемый полет в космос.
На первый взгляд, советское общество развивалось куда стремительнее, чем западное, но многие отрасли науки значительно отставали от фундаментальных мировых наук на то время. Идеологическая диктатура мешала полноценному развитию духовной жизни советского общества, большинство культурных деятелей (диссидентов) были скованы и не имели возможности развивать свое творчество полностью.
41 СССР и мировая социалистическая система в 1965 – первой половине 1980-х гг. «Доктрина Брежнева».
Доктрина Брежнева (англ. Brezhnev Doctrine или Доктрина ограниченного суверенитета) — сформулированное западными политиками и общественными деятелями описание внешней политики СССР 60-80-х годов. По их мнению доктрина заключалась в том, что СССР мог вмешиваться во внутренние дела стран Центрально-Восточной Европы, которые входили в социалистический блок для того, чтобы обеспечивать стабильность политического курса, строившегося на базе реального социализма и направленного на тесное сотрудничество с СССР.
Понятие появилось после выступления Леонида Брежнева на пятом съезде Польской объединённой рабочей партии в 1968 году:
Хорошо известно, что Советский Союз немало сделал для реального укрепления суверенитета, самостоятельности социалистических стран. КПСС всегда выступала за то, чтобы каждая социалистическая страна определяла конкретные формы своего развития по пути социализма с учётом специфики своих национальных условий. Но известно, товарищи, что существуют и общие закономерности социалистического строительства, отступление от которых могло бы повести к отступлению от социализма как такового. И когда внутренние и внешние силы, враждебные социализму, пытаются повернуть развитие какой-либо социалистической страны в направлении реставрации капиталистических порядков, когда возникает угроза делу социализма в этой стране, угроза безопасности социалистического содружества в целом — это уже становится не только проблемой народа данной страны, но и общей проблемой, заботой всех социалистических стран.
— Брежнев Л. И. Ленинским курсом, т. II. М., 1970, с. 329
Именно этот подход, по мнению политиков и деятелей Запада, стал идеологическим обоснованием военного вмешательства войск стран Варшавского договора во главе с СССР в Чехословакию в августе 1968 года.
Советская внешняя политика в период с 1965-1980 гг. находилась во власти «доктрины Брежнева», внешнеполитической установки на сохранение сложившегося социалистического режима в странах Варшавского договора. Порою Москва не гнушалась и военными интервенциями как случилось с Чехословакией в 1968 году и почти случилось с Польшей в 1981 году. Исходя из задач исследования, поставленных в начале работы, можно сделать следующие выводы: 1. Было изучено формирование «доктрины Брежнева» и ее внешнеполитический контекст; 2. Проанализирована практическая имплементация «доктрины Брежнева» в отношениях СССР со странами Варшавского договора. В целом, хотелось бы отметить, что в рассмотренный период времени, начиная с 1960-х в политической философии появились новые авторы, говорящие о том, что капитализм исчерпал себя, и зарождающееся общество потребление не несет в себе блага. Это Мишель Фуко, Маркузе, Жижек и другие. Мысли и идеи этих мыслителей об обновленном обществе оказали значительное влияние на Францию, Великобританию и дошли до США. Также они сумели проникнуть и в страны Варшавского договора. Но, после недолгих экспериментов, Москва приняла решение бороться с «инакомыслием» вместо того, чтобы экспериментировать с новыми идеями. Такое решение имело далекоидущие последствия, в конечном итоге вылившиеся в стагнацию и «застой», а затем и повлияли на появление «нового мышления» Горбачева. Теоретическая значимость проведенного исследования обусловлена анализом контекста событий 1960-х, 70-х и 80-х. Исследованием причин и связей между событиями, происходящими в Западной Европе и имплементацией «доктрины социалистического интернационализма» в Восточной. Практическая значимость определяется тем, что данное исследование может быть использовано для проведение более детального анализа. Также оно может быть взято за основу при написании курсовой работы или выпускной квалификационной работы. В качестве перспектив проведенной работы можно обозначить расширение хронологических рамок исследования, рассмотрение других акторов (Франция или США), а также анализ событий, происходивших внутри СССР в указанный период.
42 СССР и страны Запада в 1965 – первой половине 1980-х гг.: политика разрядки и продолжение «холодной войны». Война в Афганистане
РАЗРЯ́ДКА МЕЖДУНАРО́ДНОЙ НАПРЯЖЁННОСТИ, процесс в системе междунар. отношений, характеризующийся смягчением межгосударств. противоречий. Проявляется в снижении уровня воен. напряжённости, укреплении взаимного доверия и расширении возможностей для сотрудничества, активизации переговорных процессов, поиске взаимоприемлемых компромиссов, урегулировании острых междунар. проблем. Термин «Р. м. н.» применяется преим. для характеристики отношений между США и СССР и в целом между социалистич. государствами и странами – членами НАТО с кон. 1960-х гг. до 1979. В СССР термин «Р. м. н.» впервые прозвучал в речи Г. М. Маленкова на 5-й сессии ВС СССР 8.8.1953, стал широко использоваться со 2-й пол. 1950-х гг.; на Западе термин «разрядка» (франц. détente) получил распространение с 1960, впервые был использован Ш. де Голлем. Предпосылками для Р. м. н. стали: осознание руководством СССР и США в результате Карибского кризиса 1962 колоссальных рисков, связанных с эскалацией напряжённости в отношениях между двумя государствами; достижение Сов. Союзом воен.-стратегич. паритета с Соединёнными Штатами, обеспечившего взаимное гарантированное уничтожение в случае вооруж. конфликта; нарастание воен. и политич. трудностей в США в связи с «Вьетнамской войной»; стремление некоторых европ. государств (Франция, ФРГ) к расширению собств. внешнеполитич. возможностей путём смягчения противоречий в отношениях с Сов. Союзом и др. социалистич. государствами. Осн. проявления Р. м. н.: достижение договорённостей между СССР и США об ограничении ракетно-ядерных вооружений и систем противоракетной обороны (Договор о нераспространении ядерного оружия 1968, Договор об ограничении систем ПРО 1972, Договоры об ограничении стратегических вооружений 1972, 1979), активизация сов.-амер. сотрудничества в разл. областях (торговой, научно-технич. и др.), укрепление безопасности в Европе на базе признания территориальных и политич. реальностей, сложившихся после 2-й мировой войны, и отказа от их изменения силовыми методами (см. в статьях Заключительный акт, Московский договор 1970, «Новая восточная политика»). Вместе с тем Р. м. н. не означала прекращения «холодной войны», военно-блоковое противостояние продолжалось, активно велась информац. война, Западом более активно использовались средства и методы, призванные вызвать внутр. трансформацию социалистич. стран. Окончание Р. м. н. традиционно связывается с вводом сов. войск в Афганистан в 1979 (см. Афганский конфликт 1979–89).
Афганская война началась в 1979 году и длилась на протяжении 10 лет. Этот вооруженный конфликт на территории Республики Афганистан был спровоцирован иностранной интервенцией во внутриполитический кризис страны. С одной стороны, выступали союзные войска, а с другой - мусульманско-афганское сопротивление. Решение о вводе советских войск было принято в конце 1979 года. Фактически, в стране разгоралась гражданская война, в которую вмешались и другие страны.
Советские войска входили в ДРА (Демократическую Республику Афганистан) по нескольким направлениям. Десант высаживался как в Кабуле, так и в Кандагаре и Баграме. Во время осады Кабула скончался президент страны. Некоторые мусульманские группировки, в частности моджахеды, были недовольны появлением советских солдат. Под их предводительством в Афганистане начались народные волнения и восстания. Моджахедам (душманам) в ходе вооруженного конфликта, в основном, помогали Пакистан и США. Также были задействованы некоторые европейские страны из альянса НАТО.
В первый год сопротивления советское командование надеялось получить хоть какую-то поддержку от кабульских войск, но те были слишком ослаблены массовым дезертирством. Вооруженные силы СССР в ходе этой войны носили название Ограниченный контингент. Им удалось контролировать ситуацию в ключевых городах Афганистана на протяжении нескольких лет, тогда как повстанцы оккупировали близлежащие сельские пространства. С 1980 по 1985 год на территории страны шли широкомасштабные боевые действия, в которых были задействованы не только советские, но и афганские соединения. Благодаря высокой мобильности, мятежникам удавалось избежать вертолетных и танковых атак.
С 1985 по 1986 год советская авиация совместно с артиллерией поддерживала афганские войска. Велась активная борьба с группировками, доставляющими оружие и боеприпасы из-за рубежа. В 1987 году по инициативе афганского руководства началась операция по национальному примирению, а через год советские войска начали подготовку к возвращению на родину. Весной 1988 года страны-участники афганского конфликта подписали Женевское соглашение, согласно которому советские войска должны были покинуть страну до 1989 года, а США и Пакистан обязались прекратить военную поддержку моджахедов.
В результате этого ожесточенного многолетнего конфликта, по некоторым данным, пострадало более 1 млн. человек.
43 Социально-экономическая политика СССР в годы «перестройки» (1985–1991 гг.).
«Перестро́йка» — общее название реформ и новой идеологии советского партийного руководства, используемое для обозначения перемен в экономической и политической структуре СССР, инициированных генеральным секретарём ЦК КПСС М. С. Горбачёвым в 1985—1991 годах. Началом перестройки считают 1987 год, когда на январском пленуме ЦК КПСС перестройка была объявлена новым государственным курсом.
Целью реформ была заявлена всесторонняя демократизация сложившегося в СССР общественно-политического и экономического строя. Планы экономических реформ разрабатывались ещё в 1983—1984 годах по поручению генерального секретаря ЦК КПСС Ю. В. Андропова[1].
Впервые необходимость совершенствования существовавшей экономической системы — так называемого Ускорения — была провозглашена М. С. Горбачёвым на пленуме ЦК КПСС 23 апреля 1985 года[2]. Однако эти меры касались только экономики, носили в основном административный характер и не затрагивали существа «развитого социализма». Кардинальная же реформа всей системы, включая политические изменения, началась после пленума ЦК КПСС 27 января 1987 года. Перестройка была обозначена в качестве задачи и как необходимое «преодоление эпохи застоя и обновление всех сторон жизни страны».
Важную роль в разработке идей перестройки играли видные учёные-обществоведы: А. Яковлев (ИМЭМО), С. Шаталин (ЦЭМИ), Т. Заславская (ВЦИОМ), Е. Примаков (ИМЭМО), Л. Абалкин (Институт экономики АН СССР).
Оценки результатов перестройки в обществе разнятся. Цели реформ были достигнуты лишь частично: произошла демократизация общества, внедрена гласность, отменена цензура, достигнута разрядка в отношениях с Западом. В то же время в экономике СССР наступил спад, а с политической точки зрения итогами перестройки стали межэтнические конфликты, вооружённая борьба за власть и распад Советского Союза.
К 1989 г. стало ясно, что попытка реформирования экономики в рамках социалистической системы провалилась. Введение в государственно-плановую экономику отдельных элементов рынка (хозрасчёт государственных предприятий, мелкое частное предпринимательство) не дало положительного результата. Страна всё глубже погружалась в пучину хронического товарного дефицита и общего экономического кризиса. Осенью 1989 г. в Москве впервые после войны были введены талоны на сахар. Значительно увеличился процент бракованной продукции, участились катастрофы и аварии на производстве. Государственный бюджет на 1989 год был впервые за долгое время свёрстан с дефицитом.