Файл: Книга для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов СанктПетербург 1998.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 439

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сказку можно использовать на занятиях по формированию элементарных математических представлений, в сю-жетно-ролевой игре, на занятиях по формированию культурно-гигиенических навыков, конструированию. Отрывки из сказок настраивают детей на положительный эмоциональный фон, концентрируют внимание детей, и, как правило, результат этих занятий достаточно высок.

Предложенная мною программа может быть полезна не только дефектологам, но и воспитателям "обычных" яслей и детских садов.

Тяжелой особенностью нашего времени является, среди прочих, и рост числа детей с мультидефектами. Дефектологи и специальные психологи ищут новые пути коррекции и абилитации, формы общения с "особыми" детьми. Уверена, что в этом нелепсом поиске и процессе внедрения новых методик игровое моделирование на основе метафоры, сказки является наиболее перспективным

342

Приложения

Андрей Гнездилов

Сказочные сюжеты: тайный смысп и философское значение

Учение дается через примеры и притчи. Как в восточной, так и в западной традиции. Например, "Сказки 1001 ночи" являются литературным и философским памятником, имеют эзотерические корни, ибо сам образ Шехерезады олицетворяет Учителя, через которого к ученику Шахрияру приходит Знание. И Христос говорил притчами, его последователи также использовали их для передачи Учения.

Сказки — это первое знание о Мире, первая модель поведения. Люди, любящие сказки, не могут быть злыми. Ибо сказки являются трансформированным Учением, несущим в себе тайный смысл за увлекательной фабулой. Как ни вспомнить имена великих сказочников — Гофман, Андерсен, Топпелиус, Гауф, Мюзеус, братья Гримм, а также многочисленных бабушек и дедушек, рассказывающих сказки своим внукам. Причем их роль в воспитании едва ли не больше, чем родителей.

Попробуем проинтерпретировать глубинный символический смысл известных сказок. Во многих из них содержится идея Бессмертия и Трансформации.

Вспомним историю Спящей Красавицы. Фея Карабос мстит родителям принцессы за то, что они забыли пригласить ее на крестины, предсказывая смерть их дочери — Авроре. Принцесса должна умереть, уколовшись о веретено в день своего совершеннолетия. Все так и случилось. Веретено, запрещенное во всем королевстве, сохранилось у одной старушки, до которой не дошел приказ короля. Принцесса засыпает на сто лет. Затем Аврору спасает Принц, полюбивший ее.


В этой сказке можно увидеть несколько идей:

1. Грех родителей ложится на дочь. То есть наши дети должны искупать вину, карму родителей.

2. Карабос — злая фея. Как только нарушается равновесие сил Добра и Зла в пользу первого, немедленно появляют-

Сказочные сюжеты

343

ся силы противодействия. В данном случае, на крестины Авроры были созваны только добрые феи. Налицо нарушение равновесия, пусть даже в сторону Добра. И оскорбленная Карабос, как это ни парадоксально, восстанавливает равновесие. Мы помним, что добрые силы вмешиваются, но в их силах не отмена проклятья, а его изменение. Жизнь Авроры все равно состоится, но через 100 лет — в следующем воплощении. Вместе с нею состоится и жизнь двора, что свидетельствует об общей карме. Через 100 лет Принц с помощью светлых сил находит спящую принцессу- Любовь побеждает смерть.

3. Сама Аврора нарушает закон по незнанию: берет в руки веретено и находит смерть. Отсутствие Знания несет Смерть. Само веретено хранится у старушки. Часто старость связывают с образом смерти. В сказке происходит борьба добра и зла, жизни и смерти. Аврора, символ утра, молодости, находит свою судьбу через 100 лет. Истинная красота не может быть уничтожена. Погубленная в этом воплощении, она возрождается в следующем.

4. Любопытна в этой сказке и линия Принца, спасающего Аврору. Его влечет к ней Тайна Смерти, хранящая в себе Тайну Жизни. Быть может, именно проблема Смерти, встающая перед человечеством, заставляет нас искать смысл Жизни. Не исключено, что Принцем руководит любовь к прошлому золотому веку, к детству человечества, когда Истина была в Красоте. Ежели трактовать поведение Принца с психоаналитической точки зрения, то в этой истории прабабушка выходит замрк за своего правнука. Внук-принц тянется к бабушке, владеющей тайной Красоты и Смерти.

Идея бессмертия проявляется и в многочисленных сказках, содержащих истории о "живой и мертвой воде", где умерший герой олсивает; в сказке Г.-Х. Андерсена "Снежная Королева" Кай попадает в ледяное царство смерти, а Герда освоболс-дает его; в легенде "О граде Китяже" этот город не погиб, а ушел под воду и виден тем, кто обладает даром ясновидения.

Вспомним любимую многими сказку "Золушка". Второе название сказки "Хрустальный башмачок". Хрусталь-

344

Приложения



ные туфли — символ Посвященных. Они не для ношения смертными. Сам образ Золушки несет в себе идею жертвенности, вознаграждаемую счастьем. Столь огромный потенциал жертвенности можно найти, наверное, лишь в царстве растений. Деревья дают людям свет, тепло, жизнь. Но есть ли награда для них в жизни? Награда существует в сказке. Можно вспомнить Р.Тагора, говорившего: "Топор просил топорища у дерева, и оно дало ему... для собственной смерти".

Вероятно, Золушка и является душой дерева. Ведь ее прозвище напрямую связано с миром растений: зола — древесный продукт, получаемый в результате взаимодействия с огнем. Душа дерева в образе Золушки, благодаря своей жертвенности, смогла обогнать эволюцию животных и получить человеческую душу, став принцессой в хрустальных башмачках.

Хрусталь — символ горного царства, иного Высшего Мира. Хорошо исполненный долг вознаграждается ускорением эволюции, приносит счастье. Золушка обретает Красоту.

В сказке принимают участие и представители Высшего Мира: хрустальными башмачками Золушку награждает ее крестная мать — Волшебница. Она же дает Золушке волшебную одежду, которая может слркить ей только до полуночи, когда заканчивается царство Света и приходят темные силы. Платье, карета, сопровождающие исчезают, остаются только волшебные туфельки — зло не имеет над ними власть.

Одеть же туфельки может только посвященный, адепт, отмеченный Высшим Миром.

Идея жертвенности и любви воплощена в сказке Андерсена "Русалочка". Героиня принесла себя в жертву Принцу и его счастью и была вознаграждена возможностью иметь бессмертную душу.

В сказке "Красавица и чудовище" ("Аленький цветочек") героиня берет на себя искупление вины отца и идет жить к чудовищу. Исполнение долга, своей кармы, вознаграждается. Однако здесь есть и психологическая модель женского поведения, идея которого: "Перетерпи в мужчине чудовище, и он станет Принцем".

Сказочные сюжеты

345

Итак, во многих сюжетах мы видим общее. Реализованная глубокая любовь приносит бессмертие. Соединение людей дает жизнь. Старая женщина, будучи одна, нередко символизирует Смерть. Высший Мир отмечает достойных. Искренняя жертвенность не бывает бесполезной.

Вспомним сказку "Синяя Борода". Она, зачастую, вызывает много вопросов, домыслов и несогласие. Сюжет известен: странный вельможа, с отталкивающей синей бородой, женится на молодой девушке. Дарит ей свои богатства, свой замок, ключи от всех комнат, при условии, что она не откроет дверь в одну из них. Девушка нарушает запрет и в тайной комнате находит тела своих убитых предшественниц, первых жен Синей Бороды. Вернувшись, мрк собирается убить ее, но ее братья приходят на помощь.


В этой истории реализуется несущий агрессивность и смерть аспект мужского начала. Мы знаем, что Космический Человек — есть мркчина и женщина в целом. Парадоксально, что целостность мркского и женского держится на взаимоисключающих и, в то же время, взаимоопределя-юших началах — Смерти и Жизни. В данной сказке мркчина воплощает в себе Смерть, а женщина — Жизнь. Мужчина, Синяя Борода, скрывает свою агрессивную сущность: "Владей всем, — обращается он к жене, — но не пытайся узнать мою тайну!" Но не смерть предшествующих жен является тайной. Ведь и первой жене он запретил заглядывать за дверь...

Что же было в этой таинственной комнате, что же он скрывал от своей первой жены?

Там было пусто, но там была Смерть. Тот, кто заглядывает в Смерть, приобщается к ней. Синяя Борода был Сторожем Смерти.

В этой сказке зло и смерть объединены. Суть зла в смерти. Власть ее мнимая, она держится на СТРАХЕ ПЕРЕД смертью.

Жизнь, воплощенная в последней жене Синей Бороды, заключает в себе жажду знания. Ища Истину, пытаясь узнать тайну человека, с которым живет, женщина преодолевает страх а вместе с ним и Смерть. В итоге, Синяя Борода умирает.



346_____________________________________Приложения

Многие любят сказку "Кот в сапогах". Что же "спрятано" за увлекательным сюжетом?

Животное, взяв атрибут более высокого человеческого мира — сапоги (опять обувь!), вступает в человеческие отношения. Символически став человеком, Кот выплачивает хозяину свой долг — добывает ему богатство и Принцессу. Изменение образа самого себя меняет и судьбу (это идея сказкотерапевтической имидж^герапии). Любопытная деталь: встреча Людоеда и Кота. Людоед ест людей, а не котов. Хоть Кот и в человеческом обличье, по сути он — животное. Именно истинная сущность, естественное предназначение, смекалка дает возможность Коту убить людоеда.

Выбор кота как основного героя сказки тоже не случаен. Кот — древнее мистическое животное, игравшее немалую роль в лунной эволюции и имеющее немалое влияние на человеческую судьбу.

Помните сказку "Мальчик-с-пальчик" ? По фабуле, бедные родители, не в силах прокормить своих детей, отводят их в лес. Тем самым инициируя их во взрослую жизнь. Самый маленький сын спасает остальных. Здесь отмечается присущая детству смышленность. Во многих сказках именно младший сын играет важную роль. Последние дети часто бывают умнее и успешнее первых. Даже не в силу очередности, а из-за того, что являются носителями генетики своих родителей. Не случайно, существует пословица: "Первого ребенка — Богу, второго — Царю, третьего — себе".


Веками люди наблюдали за жизнью, отмечали ее закономерности. А может, передавали из уст в уста древнее Знание, полученное когда-то. При этом менялись действующие лица, ситуации. Но глубинный смысл оставался, не деформировался. Не случайно, многие исследователи говорят о том, что все сказки имеют один общий корень, сюжет, Смысл. Наверное, это и есть Великое Знание, которое каждый из нас преломляет и понимает в соответствии с Ритмом своей Души...

Об авторах

347

Об авторах

ЗИНКЕВИЧ-ЕВСГИГНЕЕВА ТАТЬЯНА ДМИТРИЕВНА, доктор психологии, ректор Института сказкоте-рапии, психолог, психотерапевт. Преподает в Институте специальной педагогики и психологии Международного Университета семьи и ребенка имени Рауля Валленберга и Институте сказкотерапии, осуществляет психолого-педагогическое сопровождение экспериментальной программы "Особый Ребенок:" для детей-инвалидов.

Является автором психолого-педагогической технологии "Комплексная сказкотерапия" (Авторское свидетельство Комитета по судебной и правовой реформе Госдумы РФ №1201152). Закончила факультет психологии ЛГУ. Проходила профессиональную подготовку у лучших психотерапевтов:

"Техники креативной терапии" (Д-р Р.Гарднер; 1995, 1997), "Основы поведенческой терапии" (Д-Р Х.Зенг; 1994), "Технология данс-терапии" (Д-р М.Бергер; 1995), "Техника песочной терапии" (Д-р Д.Бержер; 1996, 1997), "Игра как средство гуманистической терапии" (М.Кондра-това; 1997).

Верит, что именно Волшебство спасет Мир. Открыта к сотрудничеству и творческому поиску.

ФРОЛОВ ДМИТРИЙ ФЕДОРОВИЧ, по жизненному опыту — дедушка, по натуре — психолог, по квалификации — системный аналитик, кандидат технических наук, по призванию — литератор. Стремится смотреть на мир глазами ребенка.

348

Приложения

Его стихи учат взрослых уникальному, взаимо-обогащающему общению с детьми "на равных". Ведь именно этот стиль прогрессивные педагоги, психологи и психотерапевты называют "стилем общения XXI века".

ЕПАНЧИНОВА ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНА, психолог, педагог, замечательная поэтесса и просто творческий человек. Ее сценарные разработки делают жизнь взрослых и детей намного светлее и радостней. Живет и работает в г. Ка-менске-Уральском в Свердловской области.

СМИРНОВА ОКСАНА ВИКТОРОВНА, ищущий, творческий педагог-дефектолог. Работает с "особыми" детьми, имеющими множественные проблемы развития. Автор уникальных настольных коррекционно-развивающих игр для детей.