Файл: Книга для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов СанктПетербург 1998.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 441
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Знакомство с главным объектом (героем) сказки
Из всех героев сказки педагог совместно с детьми выделяет главного и комментирует, почему.
На этом этапе рекомендуется произвести:
— его основную характеристику (величина, основные части, форма, цвет),
— закрепление образа путем конструирования его из объемных и плоскостных фигур, палочек.
Для закрепления образа главного героя молено использовать короткие стихотворения и потешки.
3. Рассказывание сказки с акцентом на эмоциональное состояние
Главная цель — установление эмоционального контакта с ребенком, обращение внимания ребенка на эмоции педагога, его отношение к рассказываемому. На этом этапе можно предъявлять детям картинки, изображающие различные эмоциональные состояния героя. Для развития эмоционально-волевой сферы важно научить их соотносить мимику с состоянием и настроением Продолжительность — 2—4 занятия.
Игровая сказкотерапия для "особых" детей_______335
4. Рассказывание сказки с акцентом на причинно-следственные связи
Цель — научить ребенка правильно воспроизводить последовательность появления каждого героя, осознавать события, ггредшествующие их появлению.
5. Анализ сказки
На этом этапе педагог задает ребенку вопросы по содержанию сказки, выясняет отношение ребенка к каждому персонажу.
Вот пример вопросов, которые можно задавать по сказке "Колобок":
1. Как называется эта сказка? (Можно показать книгу с изображением Колобка.)
2. Кто слепил Колобка?
3. Куда положили Колобка Бабка с Дедкой?
4. Что сделал Колобок?
5. Куда покатился Колобок?
6. Кого Колобок встретил первым, сначала?
7. Что ответил Колобок Зайцу?
8. Кого Колобок встретил в лесу потом?..
9. О чем попросила Лиса Колобка?
10. Что сделал Колобок?
11. Что после этого произошло?
12. Почему Лиса съела Колобка? Вам его жалко?
Вопросы к сказке формулируются с учетом интеллектуального и психологического уровня развития детей.
6. Стимулирование детских "подсказок" (повторное рассказывание сказки педагогом)
Здесь предполагается, что ребенок знэком с содержанием сказки, поэтому, рассказывая сказку вновь, педагог стимулирует и поощряет помощь ребенка.
7. Совместное рассказывание сказки: педагог и ребенок
На этом этапе рекомендуется использовать фланел-леграф с плоскостными изображениями персонажей, настольный театр, кукольный театр.
336
Приложения
Пример совместного рассказывания сказки "Курочка Ряба":
Педагог Ребенок
"Жили-были..." "Дед и баба..."
"И была у них..." "Курочка Ряба"
И кудахтала... Ко-ко
"Каждый день несла..." "Яички" и пр.
Желательно в процессе рассказывания задавать ребенку простые короткие вопросы (— Какие? — Белые. — Что? — Яички? и пр.). Эти вопросы не мешают ребенку, а являются для него "стимулирующей подсказкой".
8. Проведение игр-импровизаций с ребенком
Педагог спрашивает, какой персонаж больше всего понравился ребенку, и предлагает изобразить его внешний облик, способ передвижения, звукоподражание. Ребенок изображает "любимого" персонажа. Для создания положительного эмоционального фона педагог в процессе игры использует литературный материал: потешки, стихи, припевки о данном персонаже.
Необходимо отметить, что все этапы работы над сказкой педагог "проходит" сначала только на индивидуальных занятиях, а затем на подгрупповых.
Опыт показывает, что данная последовательность знакомства со сказкой наиболее эффективна в работе с глубоко умственно отсталыми детьми. Ибо она включает большую подготовительную работу перед первичным знакомством со сказкой, что позволяет ребенку сформировать определенный круг представлений о персонажах сказки. А это, в свою очередь, играет существенную роль в процессе усвоения им содержания сказки и причинно-следственных связей, актуализированных в ней.
Сценарий занятия "Путешествие в мир сказок" 337
Сценарий занятия "Путешествие в мир сказок"
Цели
Образовательные:
♦ закрепить знания детьми содержания сказки "Курочка Ряба": правильно называть и выделять персонажей сказки и главного героя, знать звуки, издаваемые курочкой, соблюдать последовательность при рассказывании,
♦ учить отгадывать загадки о персонажах сказок, опираясь на их характерные признаки, правильно показывать персонажи-отгадки на картинках и объемных игрушках-куклах,
♦ учить понимать эмоциональные состояния персонажей на картинках, правильно их показывать и называть,
♦ учить рассказывать сказку, используя плоскостные фигуры фланеллеграфа,
♦ закрепить понятия "большой — маленький". Воспитательные:
♦ воспитание доброго отношения детей друг к другу и взрослому,
♦ воспитание чувства товарищества, взаимопомощи,
♦ воспитание спокойного отношения к приглашенным на занятие.
Коррекционные:
♦ коррекция речевой деятельности,
♦ коррекция памяти,
♦ коррекция мышления,
♦ коррекция внимания,
♦ коррекция восприятия,
♦ коррекция эмоциональной сферы,
♦ коррекция координации движений. Оборудование: фланеллеграф с плоскостными фигурами, д/игры: "Угадай, из какой я сказки", "Сказочное лото", "Веселый — грустный", "Расскажем сказку вместе", куклы из кукольного театра, домик из фанеры (теремок), магнитофон (песня "Антошка").
338_____________________________________Приложения
Ход занятия:
1. Организационный момент. Дети входят в кабинет дефектолога.
2. Появление сюрпризного момента.
Дети слышат стук в дверь и звукоподражание "кар-кар". Дефектолог обращается к детям с вопросом: "Кто это?" Дети отвечают. Появляется Ворона, которая по очереди здоровается с каждым ребенком. Она сообщает детям, что хочет вместе с ними поиграть, и спрашивает их разрешения.
3. Ворона играет с детьми.
Ворона загадывает детям загадки, а отгадки-куклы появляются в окошке теремка в случае правильного ответа. При этом каждый персонаж передает свой характерный признак (голос или звукоподражание, способ передвижения).
Затем Ворона продолжает загадывать загадки, но теперь отгадки — это предметные картинки, которые находятся в перевернутом состоянии (в случае правильного ответа — картинку переворачивает дефектолог, и дети еще раз называют то, что изображено на картинке). В конце игры Ворона хвалит детей.
4. Ворона слушает сказку "Курочка Ряба".
Ворона обращается к детям с просьбой рассказать сказку о курочке. Дети сообщают название сказки и с помощью дефектолога рассказывают сказку (используя плоскостные фигуры фланеллеграфа). Дефектолог задает детям вопросы:
— Кто был у деда с бабой?
— Как кудахтала курочка?
— Какие яички курочка несла каждый день?
— Какое яичко снесла курочка?
— Кто разбил яичко?
— Как утешала курочка деда с бабой? (использование эмоционального состояния на картинках, выбор правильной).
5. Физкультминутка.
Использование песенки "Антошка" (дети пляшут и поют).
Сценарий занятия "путешествие в мир сказок" 339
6. Игра: "Лото".
Дефектолог спрашивает детей, кто нарисован на картинках. Дети подбирают "такую же картинку". Называют всех персонажей, а затем название сказки. Осуществляют подборку по величине (курочка большая — маленькая).
7. Игра "Кто в какой сказке живет".
Ворона предлагает выбрать из имеющихся картинок персонажей сказки "Курочка Ряба" (есть лишние картинки, дети их должны выделить).
8. Прощание с Вороной
Ворона благодарит детей за сказку и игру. Хвалит их за правильное выполнение заданий. Дети совместно с педагогом договариваются с Вороной о новой встрече и прощаются с ней.
Занятие окончено.
Оценка результативности
Данное занятие, а затем и серия подобных "уроков" оказались результативными. Было отмечено более глубокое усвоение программного материала по разделу "Сказки", а также существенное влияние на формирование у детей доброжелательности и сочувствия. Об этом рассказывали родители, приводя реплики-выводы своих детей: "Надо быть добрым", "Не плачь", "Он хороший и добрый", "Я тебе помогу, ты только не плачь". По словам родителей, такие занятия сыграли большую роль в формировании бытовых навыков, способствовали усвоению алгоритма конкретного действия (например, постройка чего-либо, подготовка к чему-либо), пониманию причинно-следственных связей явлений и поступков.
Эти положительные результаты еще более укрепили меня в мысли, что необходимо использовать в работе с "особыми" детьми не только кукольный театр (который рке используется), но и пальчиковый, театр марионеток, теневой театр. Необходимо расширять коррегагионнснразвивающую среду применением игр в песок, разработкой новых дидактических игр и адаптированных сказок.
Сказки есть в каждом доме, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети их любят. Из них
340
Приложения
они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют ребенку испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.
Большое значение сказки заключается в том, что она оказывает решающее влияние на формирование эмоционально-волевой сферы ребенка.
Первое знакомство "особого" ребенка со сказкой всегда заинтересованное. Несмотря на то, что он может вести себя во время этого знакомства по-разному. Он может проявить интерес к какому-либо персонажу сказки, к песенке, которую исполняет педагог, к иллюстрациям сказки. Эгот интерес, как правило, кратковременный. Но это рке результат, ибо "особые" дети вообще могут быть безучастны к событиям, происходящим вокруг них.
Сказка положительно влияет на восприятие "особых" детей. Красочные иллюстрации, красивые кукольные персонажи вызывают у них положительные эмоции: радость, смех. Дети постепенно открывают свой внутренний мир. Сказка повышает речевую активность детей. Даже безречевые дети пытаются звукоподражать персонажам сказок на элементарном уровне: — "Ам" — съела Колобка Лиса, "У-у-у" — говорит Медведь, "Бум" — яичко упало и разбилось, "А-а-а" — плачет Баба, плачет Дед и пр.
Дети с диагнозом "ОНР 1-го уровня", как правило, пытаются воспроизвести звукоподражания персонажей сказок, пытаются повторить односложные и двусложные слова баба , дед , ряба , дом , лиса , волк , дом ).
"Особые" дети с диагнозом "ОНР 2-го уровня" используют в своей речи двухсложные и трехсложные слова ("со-бака , заика , мышка ;.
Дети с диагнозом "ОНР 3-го уровня" пытаются воспроизвести предложения, содержание которых стало устойчивым ("Плачет баба, плачет дед", "Тянут-потянут — вытянуть не могут", "Отворитеся, отопритеся — ваша мать пришла, молочка вам принесла", "Дрркно мы живем в теремке, песенки поем в теремке").
Сценарий занятия "путешествие в мир сказок" 341
Дети с диагнозом "выход из моторной алалии", как и некоторые дети с диагнозом "ОНР 3-го уровня", пытаются после вторичного прослушивания сказки на последующем занятии "помочь" педагогу рассказать сказку.
Сказка оказывает большое влияние на поведение ребенка, успокаивает его, настраивает на хороший лад.
Сказка положительно влияет на развитие мимики лица "особых" детей. Ведь им очень сложно произвольно улыбнуться, нахмурить брови, опустить уголки рта, широко раскрыть глаза, закрыть глаза. Сказки побркдают детей к смене мимического состояния лица: дети улыбаются, грустят, нахмуривают брови. Это особенно важно для детей с ДЦП, так как развитие мимики для них, в силу их дефекта, крайне затруднено.
Сказка оказывает огромное влияние на коррекцию психических процессов "особых" детей: коррекцию мышления (дети усваивают последовательность эпизодов сказки, названия основных персонажей, основные звукоподражания и т. д.), коррекцию внимания (дети сосредоточивают внимание, удерживают его сравнительно долгое время), коррекцию памяти (дети запоминают имена основных героев, характерные признаки) и т.д.