Файл: Книга для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов СанктПетербург 1998.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 436
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Серия "Ребенок и взрослый XXI века"
Татьяна Зинкевич-Евстигнеева
путь к волшебству
(теория и практика сказкотерапии)
Книга для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов
Санкт-Петербург 1998
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.
Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии.
— СПб.: "Златоуст", 1998. — 352 с.
Рецензент: к.мед.н.,доцент И.В.Добряков (факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета, Институт специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга, Медицинская академия постдипломного образования)
Художник: Р.И. Шустров
Редактор: Г.А.Седова
Оригинал-макет: Д.Н. Дойников, А.Д. Ефимов
Цель этой книги — в увлекательной форме познакомить родителей (настоящих и будущих), педагогов, воспитателей, психологов и других специалистов с новейшей системой творческого развития, обучения, коррекции и адаптации личности. Она поможет узнать о "сказочных" приемах общения с ребенком, подростком, самим собой; расскажет о сочинении, переписывании и дописывании сказок, об изготовлении специальных кукол для домашнего театра, о различных формах постановки спектаклей, о совместной игре в песочнице и технологии песочной терапии, о медитациях на сказку и других интереснейших вещах. На материале книги специалисты смогут составить собственные курсы сказкотерапии для детей, подростков и взрослых. Несомненно, книга станет настольной для широкого круга читателей.
ISBN 5-86547-073-6
Авторские права охраняются законом.
Перепечатка всей книги, а также отдельных частей запрещена. Всякое коммерческое использование данного издания возможно лишь с ведома авторов.
© Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., текст, 1998.
© Шустров Р.И., иллюстрации, обложка, 1998.
© АОЗТ "Златоуст", 1998.
Автор глубоко признательна мужу и Аруту Валерию и удивительному человеку, Сказочнику, психотерапевту Андрею Гнездилову за атмосферу глубокого понимания, вдохновения и поддержки.
Благодарю моих коллег и соратников
Дмитрия Фролова, Елену Романову, Галину Николаеву,
Юрия Тележко, Дарью Протасову, Елену Алешину,
Владимира Элькина, Татьяну Грабенко
за идеи и участие.
Огромное спасибо двум ирландским аналитикам, очаровательным женщинам, посвятившим автора в таинство песочной терапии — Джун Куин Бержер и Бриде Эллиот.
Содержание
От автора.......................................................7
Введение......................................................11
Глава 1. Истоки волшебства
Достоинства сказок.............. .......................15
Как строится сказочный сюжет..............23
Многообразие сказочных форм................34
Направления сказкотерапии,
формы работы со сказками.................47
Глава 2. Элементы практической сказкотерапии
Создание сказочной среды. Введение
ребенка в Сказочную страну.............123
Сценарии занятий.
Два первых путешествия...................134
Методы регистрации...............................151
Глава 3. Новые разработки
Постановка сказок на песке...................159
Систематизация наблюдений
и дальнейшие "шаги" ........................179
Заключение..............................................185
Список литературы..................................189
Приложения
Святая вода...............................................191
Сказкотерапевтические театрализованные
игры (сценарии).................................237
Пусть сказка былью станет....................282
Игровая сказкотерапия для "особых"
детей (в помощь дефектологам и
родителям)...........................................293
Дидактические игры, направленные на
коррекцию эмоциональной сферы
"особых" детей....................................299
Сценарий занятия "Путешествие
в мир сказок"......................................337
Сказочные сюжеты: тайный смысл и
философское значение........................342
Об авторах.................................................347
От автора
Сказки... Волшебство... Вы прочитали сейчас эти слова. Попробуйте на минуту закрыть глаза и прислушаться, как откликнулась на них Ваша душа? Может быть, Вам стало теплее, или вспомнились приятные минуты детства, перед глазами встал самый счастливый миг жизни, появилось удивительное ощущение надежды...
Часто слово "сказка" оживляет приятные воспоминания. Что же такое сказки? Кто-то скажет, что сказка — это зашифрованный в форме метафоры жизненный опыт многих предшествующих поколений. Другие определят сказку как проекцию нашей бессознательной жизни. Романтически настроенные назовут сказку мечтою о прекрасном... Наверное, в каждом из нас живет вера в чудо. И, быть может, именно она дает многим людям силы жить и творить.
Сказочные истории складываются в разных культурах, имеют свои оттенки и отличительные черты, но обладают общим свойством — ореолом особой ПРИТЯГАТЕЛЬНОСТИ для нашей души, для нашего бессознательного.
Мой дорогой читатель, нам предстоит увлекательное путешествие по страницам этой книги, и в начале пути я хочу подарить Вам одну из историй Сказочной страны.
«Давным-давно это было. Жил на свете один удивительный человек. Был он красив и добр. Сломаю сказать, сколько ему было лет. У него так задорно блестели глаза, что многие думали: "Он очень молод". Но глядя на его длинную седую бороду и волосы, другие говорили: "Он стар и мудр". Этот человек умел делать то, что не умели другие. Он разговаривал с деревьями и цветами, животными и рыбами, подземными водами и корешками. Он мог вылечить заболевшее растение, животное и даже человека. Он знал, когда пойдет дождь или снег, дружил с ветром и солнцем. Многие приходили к нему за советом.
Люди называли его Волшебником. Никто не знал, откуда он пришел, но говорили, что раньше он был обыкновенным человеком, таким как все.
Менялись поколения, а Волшебник все жил среди людей, и они чувствовали, что находятся под его защитой.
8
От автора
Как-то раз Волшебник сказал людям:
— Я долго жил среди вас. Чувствую, что пришло время мне отправляться в путь.
— Зачем же ты оставляешь нас? — грустно сказали люди. — Нам будет нелегко без твоей защиты и доброго совета. Передай нам хотя бы частичку своей мудрости, — попросили они.
— Посмотрите вокруг, — сказал Волшебник, — вы живете в прекрасном месте. Каждый день вы можете встречать и провожать солнце, слушать, как шумят деревья и плещется вода, потрескивают поленья в костре и дышит земля.
Давайте на минуту замрем и прислушаемся. Чувствуете, все, что нас окружает, живет в своем ритме. И свой ритм у каждого из нас.
Люди замерли, закрыли глаза и услышали, КАК дышит земля — ровно и спокойно, КАК плещутся о берег волны — то быстро, то не торопясь. И вдруг людей охватило чувство, что
с ними происходит что-то новое и необыкновенное:
— Удивительное и волшебное растет внутри нас", — воскликнули они.
— Похоже, вы открыли самый главный мой секрет, — улыбнулся Волшебник. — Ведь волшебство — это умение слышать и чувствовать ритм природы, всего, что нас окружает, и жить в соответствии с ним, совершая удивительные преобразования вокруг, созидая окружающий мир. Надо только услышать свой и попасть в природный ритм, пожелать сердцем — и начнется волшебство.
— Да ведь это непросто! — воскликнули люди. — Только мы ощутили что-то новое, как это чувство исчезло. Расскажи, как ты научился волшебству, — попросили они.
— Постигая это искусство, я записывал то, что чувствовал, события, которые происходили со мной и вокруг меня. Эти рассказы я назвал сказками. Оставляю их вам. Вы увидите, что не во всех аозках есть мое имя, а истории получились очень разные. Одни — о жизни, другие о том, как люди ищут согласие между собой, третьи — о волшебстве этого мира.
На свете живут разные люди. Есть добрые и честные, а есть такие, что держат пока свое сердце закрытым для добра
От автора
9
и волшебства. Сказки будут понятны человеку открытому и ищущему, от недоброго — они сохранят Тайну.
Пройдет немного времени, и вы сложите свои сказки о неповторимом и удивительном пути к Волшебству.
И отправился Волшебник в путь. А люди остались. Они хорошо запомнили слова Волшебника. Жили, наполняя их собственным смыслом. Передавали своим детям, складывая удивительные сказочные истории».
Может быть, так, а может быть, иначе появились первые сказки. С тех пор прошло много времени, но интерес человека к сказкам и волшебству не угас. Мечты наших предков о «Летучем корабле», «Ковре-самолете» стали реальностью с появлением самолетов и космических кораблей. Современному человеку больше не нужно катать волшебное яблочко по блюдечку, чтобы узнать о новостях, — достаточно включить телевизор. В качестве молодильных яблок нынче выступают витаминные комплексы ведущих фармацевтических фирм. Маги и колдуны обосновались в парапсихологических салонах или заняты в шоу-бизнесе.
Несмотря на технический прогресс, который «делает сказку былью», дети, подростки, взрослые тянутся к волшебству. Это неудивительно, ведь сказки будят воображение, приоткрывают дверь в непознанное, украшают нашу жизнь, объединяют людей, служат лекарством от старости. Родители говорят, что сказки сближают их с детьми, сокращая расстояние между их внутренними мирами.
В этой книге представлен восьмилетний опыт психологической работы со сказками, на основании которого сложилась новая психолого-педагогическая технология, названная комплексной сказкотерапией. Вы увидите, что форма многих описываемых приемов работы взята из наблюдений за игрой детей и взрослых: игра в песок, в куклы, фантазирование, переодевание и многое другое.
Может показаться, что сказкотерапия ориентирована только на детей. Но это не так. Взрослые, серьезные и не очень, с большим интересом тянутся к сказочным историям и притчам. А сколько удовольствия они получают, когда
10_______________________________________От автора
позволяют себе сочинять сказки, перевоплощаться в разных сказочных персонажей и ставить спектакли!
В 1997 году создан Санкт-Петербургский институт сказкотерапии, который открывает свои двери для детей, взрослых и специалистов, профессионально использующих форму метафоры, а также организует курсы повьппения квалификации педагогов, психологов и дефектологов.
Интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптативных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция — вот основные возможности сказкотерапии. А как это делается, Вы узнаете из этой книги.
Уверена, что книга будет полезной не только специалистам: психологам, педагогам, воспитателям, дефектологам, но и Вам, милые, добрые, заботливые родители, бабушки и дедушки. Ведь наши подрастающие малыши всех нас "делают" психологами... Верю, что процесс общения с детьми, подростками и друг с другом значительно обогатится и, главное, принесет в жизнь волшебные минуты и часы.
С уважением. Автор
Введение
Сегодня все больше внимания уделяется развитию творческих способностей, «креативности» ребенка и взрослого. Эрих Фромм сформулировал понятие креативности как «способность ребенка, взрослого удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Процесс познания Мира и собственных возможностей подобен сказочной дороге, полной неожиданных находок и приключений. А сказочная история, передающая жизненный опыт многих поколений, наполненная удивительными образами, тайной и волшебством, — часто бывает самой короткой дорожкой, по которой молено подойти к внутреннему миру ребенка, помочь ему понять «законы» окружающей действительности.