Файл: Книга для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов СанктПетербург 1998.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 440

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, притчи, анекдоты, наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие. Кроме того, работа со сказкой, моделирование в рамках сказочной формы развивают личность педагога, создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближают родителей и детей.

Многие психологи, педагоги, дефектолога, воспитатели и родители применяют магическое воздействие сказки в своей работе и процессе воспитания. Однако еще не все возможности и достоинства сказок используются специалистами в полной

12

Введение

мере. В форме сказки, метафоры могут быть синтезированы современные многочисленные психологические технологии, так необходимые педагогам, воспитателям, дефектологам, и, конечно же, родителям. С ними дети проводят значительную часть времени. Именно они на современном этапе становятся основными потребителями психологических технологий. Однако психологические подходы многочисленны, сложно сформулированы, и это делает их недостаточно доступными для потенциальных пользователей. Поэтому основной задачей сказкотерапии стало синтезирование наиболее эффективных психологических технологий в рамках сказочной формы; объединение и адаптация множества психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст. В этом заключается актуальность и новизна комплексной сказкотерапии. Это метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности, развития творческих способностей, развития адаптативных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции.

Вы, наверное, замечали, что стоит только обычный предмет назвать «волшебным», как он приобретает для нашего восприятия (неважно, детского или взрослого) другое значение. Бессознательно мы начинаем относиться к нему, если не с восторгом, то с уважением. Многие педагоги рассказывали, что стоит только ручку или карандаш назвать «волшебными», рассказать о них маленькую сказочную историю, как у ребенка появляется интерес в глазах и желание воспользоваться этим предметом. Часто для того, чтобы ребенок выпил лекарстю, врачи и родители называют его «волшебным» и «выздоровительным».

По-видимому, само слово «волшебный», «магический» обладает особой, положительно мотивирующей семантикой. «Веди обычную жизнь необычным способом» — советует древняя мудрость. Наделяя обычные предметы сказочными и волшебными свойствами, активизируя свое воображение, мы действительно начинаем совершать обычные действия необычным способом. А это значит, мы начинаем ТВОРИТЬ, становимся самыми настоящими Волшебниками!


Всем известно, что Волшебники могут значительно больше, нежели обычные люди. Однако бытует мнение, что

Введение

13

Волшебники живут только в сказках. Но разве это именно так? Бывали ли у Вас, дорогой читатель, ситуации, когда Вам вдруг неожиданно удавалось дело, каким-то особым образом складывались обстоятельства, приходила помощь в тот момент, когда она была особенно нужна, но Вы даже не могли на нее рассчитывать? Про такие ситуации люди говорят: «Прямо как в сказке!» Но ведь это случилось в реальности... И как же нам быть с популярным выражением: «Чудес не бывает» ?..

Конечно, чудеса бывают, но не всегда. Однако вера в них живет внутри нашей души, как ее потенциальная способность. Поэтому очень важно создать такие условия для психологической и педагогической работы, в которых эта способность проявляется, усиливается и помогает человеку преодолевать то, что тормозит его развитие.

Собственно, этот аспект стал осноюполагающим в создании концепции сказкотерапии. Ибо сказкотерапия — это и ТЕРАПИЯ СРЕДОЙ, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные части личности.

Создавая сказочную атмосферу, наполняя ее разнообразными «волшебными» психологическими приемами, которые будут описаны в этой книге, присоединяя к этому собственный профессиональный и жизненный опыт, Вы, дорогой читатель, собственно, и будете заниматься сказкотерапией.

Принципы сказкотерапевтической психодиагностики, коррекции и развития близки к принципам гуманистической, позитивной терапии:

1. Под психодиагностикой с помощью «сказочных» приемов подразумевается проективная диагностика, описывающая как целостную картину личности, так и отдельные ее проблемные и потенциальные элементы.

2. Под сказкотерапевтической коррекцией понимается систематическое усиление потенциальности и творческих способностей человека, за счет которого происходит преодоление проблемных элементов.

3. Сказкотерапевтическая коррекция исключает директивное изменение негативных форм поведения. Вместо этого предлагается принцип «расширения спектра альтернативных реакций». То есть человеку в сказочной форме предлагается

14

Введение

множество моделей поведения в различных ситуациях и предоставляется возможность проиграть, «прожить* как можно больше из этих моделей. Опыт показывает, что чем больше у человека арсенал возможных реакций, моделей поведения, тем лучше он адаптирован к условиям окружающего мира. Источниками концепции сказкотерапии стали работы Л.С. Выготского, Д. Б. Эльконина, исследования и опыт Б. Бет-тельхейма, терапия историями Р. Гарднера, работы Э. Фромма, Э. Берна, идеи К.-Г. Юнга и М.-Л. фон Франц, позитивная терапия притчами и историями Н. Пезешкяна, исследования детской субкультуры М. Осориной, работы В. Проппа, идеи Е. Романовой, психотерапевтические сказки и идеи А. Гнез-дилова, опыт А. Захарова а также собственные разработки.



В последнее время к методу сказкотерапии тяготеет все больше специалистов: психологов, психотерапевтов, психиатров, педагогов, воспитателей, дефектологов. Появились сказко-терапевтические программы Г. Азовцеюй, А. Лисиной, Т. Ре-чицкой. Коллективом Института сказкотерапии получены сведения о новых областях применения метода. Это не только детские дошкольные учреждения и школы, но и центры реабилитации инвалидов, детей с различными проблемами развития, исправительные учреждения (для особо «трудных» подростков) , высшие учебные заведения. Уникальную сказкотерапев-тическую работу с онкологическими больными и другими сложнейшими пациентами проводит Андрей Владимирович Гнезди-лов (в хосписе и в созданном им домашнем театре «Комтемук»). Быть может, действительно в наше непростое время, когда у многих теряется смысл жизни, вера и надежда, сказки с хорошим концом могут помочь найти маленьким и взрослым свой Путь...

Конечно, дорогой читатель, Вы заметили, что сказко-терапия тесно связана с арттерапией (терапия искусством) и игровой терапией. Более того, Вы найдете ее связь с гештальт-терапией, психосинтезом, телесноориентиро-ванной терапией, психоанализом и ТРИЗом. Вы почувствуете, что пути развития сказкотерапии предполагают включение лучших элементов различных психологических и педагогических разработок.




Глава 1. Истоки волшебства

достоинства сказок

Давайте попробуем понять, чем же привлекательны сказки для психологической, терапевтической и развивающей работы. И привлечем для этого собственные рассуждения, идеи коллег, опыт детского психотерапевта Бруно Беттельхейма, изложенный им в книге «О пользе колдовства», и исследования Носсрата Пезешкяна.

1. Гпубинный смысп сказки и ее морапь не дидактичны

В сказках нет прямых нравоучений, как например в баснях. «Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок». Всем известно, что когда на нас кто-то психологически «давит», диктуя: «Делай именно так, а не иначе», оценивает наши действия, в душе (особенно детской или подростковой) рождается протест и желание сделать все наоборот.

В связи с этим хочется привести одно интересное наблюдение. Быть может, Вы замечали, что многие дети любят сказку «Три поросенка». Особенно привлекательным для них является Старший Поросенок, который может и веселиться, и построить вовремя дом, и друзей приютить, и свою жизнь отстоять. Он очень гибко соотносит принцип удовольствия с

16

Истоки волшебства

принципом реальности, являясь примером социально адаптированного, творческого существа. Аналогом образа Старшего Поросенка в жанре басни часто называют Муравья (из басни И.Крылова «Стрекоза и Муравей»). Муравей очень хорошо знает урок «делу — время, потехе — час». Однако дети больше любят легкомысленную Стрекозу, сочувствуют, когда Муравей выносит ей самый настоящий приговор: «Ты все пела — это дело, так пойди же, попляши!»

Вероятно, ситуация в басне «Стрекоза и Муравей» во многом напоминает детям о собственных проказах и родительских выговорах за них. В некоторых детях исход басни может укрепить уверенность в том, что приходить со своими проблемами к родителям бесполезно, потому что вместо понимания можно получить укор: "Я же тебе говорил!.."

Другое дело сказка. Бессознательно идентифицируя себя со Старшим Поросенком, ребенок может научиться прогнозировать будущие проблемы и вовремя их решать, гибко совмещая удовольствия и необходимые дела. В сказке никто не учит ребенка "жить правильно". События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, закономерности, существующие в этом мире.


Сказочным свойством "мягкого намека" обладают также притчи, истории из жизни. Опыт показывает, что метафора глубоко проникает в бессознательное человека и активизирует психологические "иммунные тельца" — потенциальные части нашей личности, которые, в свою очередь, помогают человеку найти свой собственный, лучший на данный момент, выход из проблемного состояния. Тем самым, психолог, другой специалист, или просто человек, к которому пришли за советом, обезопасит себя от непроизвольного "навязывания" решения своему визави. Метафора недирективна, она лить мягко намекает и направляет. Эта особенность метафоры позволяет создавать вокруг человека ауру психологической защищенности. С другой стороны, человек получает возможность "приподняться" над своей проблемой, посмотреть со стороны на то, что ему мешает. По мнению Н. Пезешкяна, через истории, притчи, мифы и сказки психо-

^рапоинства сказок

17

терапевт сознательно прокладывает путь к интуиции и фантазии пациента, учит его мыслить в образах данной истории, тем самым мягко изменяя позицию пациента. Это особенно важно тогда, когда разум пациента не может справиться с ситуацией.

Лучше всего данное достоинство сказок проиллюстрирует восточная притча:

«Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: "Повелитель, я вынужден сообщить тебе печальную весть — ты потеряешь одного за другим всех сюих близких!" Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя. Тот, выслушав сон, сказал: "Я счастлив сообщить тебе радостную новость — ты переживешь всех сюих родных!" Властелин был обрадован и щедро вознаградил толкователя. Придворные очень удивились: "Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой несчастный предшественник!" На что последовал ответ: "Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит от того, не что сказать, а КАК сказать"».

С давних времен люди использовали сказки, притчи, мифы как воспитательное средство. Они передавали и закрепляли нравственные ценности, правила поведения. Занимательные приключения героев сказок, образность языка делают интересной, безопасной и приемлемой даже самую суровую мораль. Иногда смысл сказки или притчи понятен сразу, а бывает, что мы сталкиваемся с явлением "отсроченного эффекта". Человек осознает связь сказочной истории и своего поведения или ситуации через какой-то срок, часто как озарение. Поэтому сказкотерапевту важно быть терпеливым, ибо эффект от его работы может проявиться как сразу, так и через некоторое время. Одно можно сказать с уверенностью — воздействие с помощью метафоры является глубинным и удивительно стойким, ибо затрагивает не