Файл: Книга для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов СанктПетербург 1998.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 444

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


"Положи яйцо на полку,

В нем нет проку, в нем нет толку".

Тут мышка пробежала,

Полочка вдруг задрожала,

Мышка хвостиком вильнула,

И яйцо она столкнула.

326

Приложения

Тут яичко покатилось И разбилось. Плачет баба, плачет дед: "Что съедим мы на обед?" Курочка их утешает: "Не плачь, баба! Не плачь, дед! Будут яйца на обед. Вам не надо золотые, Яйца будут все простые".

Сказка "Теремок"

Вот домик-теремок стоит. Никто в нем не живет. Совсем он маленький на вид, Окошко в нем одно. Бежит тут мышка:

— Пи-пи-пи, какой красивый дом! Тук-тук, кто в домике живет?

— Ты заходи, никто. Вбежала мышка в теремок И стала в доме жить. Живет и песенки поет: "Ля-ля, ля-ля, ля-ля".

Тут мышка слышит:

— Ква-ква-ква, какой красивый дом! Тук-тук, кто в домике живет?

А мышь — в ответ:

— Ты кто?

— Лягушка я, ква-ква. А ты?

— А я мышонок, пи.

Ты заходи и будем жить с тобою мы вдвоем. Живут вдвоем: лягушка, мышка И дрркно песенки поют. Вдруг слышат:

— Прыг да прыг, скок, скок, Какой красивый дом! Тук-тук, кто в домике живет?

Игровая сказкотерапия для "особых" детей_______327

А мышь — в ответ:

— Ты кто?

— Зайчонок я, прыг-скок. А ты?

— А я мышонок, пи.

Еще здесь есть лягушка, ква. Давай с тобою жить. Запрыгнул зайчик в домик, прыг. И стали вместе жить: Лягушка, мышка и зайчишка. Живут и песенки поют: "Ля-ля, ля-ля, ля-ля". Тут вдруг лисичка пробегала, Тихонько хвостиком махала, Красивый домик увидала И постучала: тук-тук-тук.

— Кто в домике живет? В ответ услышала она:

— Пи-пи.

— Ква-ква.

— Прыг-скок.

— Лягушка, мышка и зайчишка, давайте вместе жить.

— Согласны мы. Зайди, лисичка, тут места хватит всем. Живут все звери и поют:

"Ля-ля, ля-ля, ля-ля". Вдруг слышат:

— Гав-гав, какой красивый дом! Тук-тук, кто в домике живет?

А мышь — в ответ:

— Ты кто?

— Собака я, гав-гав, гав-гав.

— А я мышонок, пи.

— Лягушка я, ква-ква, ква-ква.

— Зайчонок я, прыг-скок.

— А я лисичка.

— Давайте вместе жить, я буду домик сторожить. Живут все звери и поют:

— Дрркно мы живем в теремке, Песенки поем в теремке:

328

Приложения

Ля-ля, ля-ля, ля-ля. Вдруг слышат:

— У-у-у, какой красивый дом! Тук-тук, кто в домике живет? А мышь — в ответ:

— Ты кто?

— Я, косолапый мишка. А ты?


— Я, мышка, пи.

— Лягушка, ква.

— Зайчонок, прыг.

— Лисичка.

— Собака, гав-гав-гав.

— Хочу я в домике пожить. А звери плачут:

— Нет! Наш домик маленький, а ты, а ты такой большой!

— Ну, хорошо, я буду жить на крыше, Я, косолапый мишка!

Полез медведь на крышу, И поломался дом. Все звери плачут:

— Где мы будем жить? А им в ответ медведь:

— Не надо плакать, вместе мы построим новый дом, Такой большой, что вместе мы в нем будем жить,

И песни петь о том, как весело живем.

И вот построили они

Такой красивый дом — большой,

И звери стали жить

Все вместе в нем.

Все звери в доме-теремке живут

И песню весело поют:

— Дрркно мы живем в теремке, Песенки поем в теремке: Пи-пи,

Ква-ква, Прыг-скок, Гав-гав, У-у-у!

Игровая сказкотерапия для "особых" детей_______329

Сказка "Репка"

Посидите тихо, дети, Я вам сказку расскажу. А про что — вам не скажу, Я вам лучше покажу.

Дедка Репку посадил И про репку не забыл: Поливал, взрыхлял, И вот Репка выросла.

И в срок аж до небес поднялась, Сладким соком налилась. Выросла большая-пребольшая.

Дедка Репку потянул из земли:

Тянет эдак, тянет так

И... никак! (разводим руками)

Дедка Бабушку позвал:

Бабка, Репку помоги вытянуть мне из земли.

Тянут вместе эдак-так

И...никак! (разводим руками)

Бабка Внучку позвала:

— Внучка, репку помоги вытянуть из земли. Вместе за Репку взялись.

Тянут эдак, тянут так

Тянут вместе и...никак! (разводим руками)

Внучка Жучку позвала:

— Жучка, Репку помоги вытянуть нам из земли. Тянут вместе эдак-так

И... никак! (разводим руками)

Жучка Мурку позвала:

— Мурка, Репку помоги вытянуть нам из земли. Тянут вместе эдак-так

И никак... (разводим руками)



330_____________________________________Приложения

Стали плакать Бабка, Дед, Внучка, Жучка с Муркой:

— Что съедим мы на обед? Репку нам не вытянуть!

Мурка песенку запела:

— Мяу-мяу, вот в чем дело! Нам бы Мышка помогла, Позовем ее сюда!

— Мышка, Мышка, помоги Репку вытянуть нам из земли. Дрркно мы позьмемся, Песенку споем,

Вытянем Репку и съедим ее!

Мышка за Мурку, Мурка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за Репку. Вытянули Репку!

Ой, ура-ура-ура!!! Запевай, детвора, Праздник будет здесь у нас Репку будем есть сейчас! Вместе дрркно запевай! Репка — словно каравай: Круглая, гладкая, сладкая Выросла на грядке!



сказкотерапия для "особых" деупей_______331

Сказка "Колобок"

Эта сказка непростая, Это сказка "Колобок". Кто живет в ней, я не знаю, Ну, а может быть, и знаю. Ты послушай нас, дружок.

Жили-были Бабка с Дедкой. Дедка Бабке говорит:

— Испеки, Бабуля, хлеба Не простого, а большого, Круглого, гладкого, сладкого, Румяного колобка.

Бабка Дедке отвечает:

— А муки-то нет!

— А ты помети, поскреби, набери да испеки.

Бабка Дедке испекла Колобок, Положила на окно Колобок.

А ему надоело лежать,

Спрыгнул с окошка он и — бежать.

По дорожке бежал он, бежал, И в лесок забежал, забежал.

А навстречу Зайчишка ему: прыг да прыг, И ему говорит, говорит:

— Колобок-колобок, ты куда? Колобок, не беги от меня.

Ты румяный и нравишься всем, Я тебя, круглобокого, съем!

А Колобок ему песню пропел:

Я Колобок-колобок,

По амбару метен, по сусекам скребен, На сметане мешен, в печку сажен, На окошке стужен.

Я от Дедушки ушел, я от Бабушки ушел, От тебя, Зайца, нехитро уйти.

332

Приложения

Колобок песню спел и бежать, И Зайчишке его не догнать.

По дорожке бежал и бежал, Да вдруг Волка в лесу повстречал:

— Колобок-колобок, ты куда? Колобок, не беги от меня.

Ты румяный и нравишься всем, Я тебя, круглобокого, съем!

А Колобок ему песню пропел:

— Я Колобок-колобок,

По амбару метен, по сусекам скребен,

На сметане мешен, в печку сажен,

На окошке стужен.

Я от Дедушки ушел, я от Бабушки ушел,

Я от Зайца ушел, от тебя, Волка, нехитро уйти.

Колобок песню спел и бежать, Даже Волку его не догнать.

По дорожке бежал и бежал, Да Медведя в лесу повстречал:

— Колобок-колобок, ты куда? Колобок, не беги от меня.

Ты румяный и нравишься всем, Я тебя, круглобокого, съем!

А Колобок ему песню пропел:

— Я Колобок-колобок,

По амбару метен, по сусекам скребен, На сметане мешен, в печку сажен, На окошке стужен.

Я от Дедушки ушел, я от Бабушки ушел, Я от Зайца ушел, я от Волка ушел, А от тебя, Медведь, несложно уйти.

Колобок песню спел и бежать, И Медведю его не догнать.

По дорожке бежал и бежал, И Лисичку в лесу повстречал.

Игровая сказкотерапия для "особых" детей_______333

Он Лисе свою песенку спел И рке укатиться хотел. Но Лисичка хитрющей была, Колобочку сказала она:


— Как чудесна песенка твоя, Колобок, Но глуха я — ты сядь на носок, Да пропой еще песню разок.

Колобок засмеялся и — скок К плутовке Лисе на носок. Он запел свою песню опять. Тут Лисичка не стала зевать. Колобка она быстренько — ам! Не катиться тебе по лесам!

Вот и съела Лиса Колобка, Потому что хитрей всех была.

Поделом тебе, Колобок, Не садись Лисе на носок!

Хочу отметить ряд специфических моментов в работе: ни в коем случае не надо повышать голос при рассказывании сказки, излишне "переигрывать", четко выделять негативные, плохие поступки героев, а также сосредотачивать внимание детей на отрицательных героях.

Игнорирование этих особенностей приводит к отрицательным изменениям в эмоциональной сфере "особых" детей: они начинают плакать, суетиться, могут проявиться эхо-лалии, "зацикливания" на каком-то слове, высказывании персонажа, формируется неправильное понятие о добре и зле.

Последовательность работы над сказкой. Практические рекомендации

От первого знакомства "особых" детей со сказкой зависит их дальнейшее эмоциональное отношение к ней. Вот почему необходимо правильно, осторожно подойти к первому занятию, на котором дефектолог откроет для ребенка мир сказки. Исходя из многочисленных наблюдений и их анализа, я выработала основные этапы работы над сказкой:

334_____________________________________Приложения

1. Знакомство с персонажами сказки

Здесь важно обратить внимание ребенка на внешний облик персонажа, его величину, окраску (цвет), форму, звукоподражание, форму передвижения.

Задача педагога — вместе с детьми выделить и перечислить всех персонажей сказки, в соответствии с очередностью их появления. Педагог может начинать процесс знакомства с персонажами (их облик, величина, цвет, форма, издаваемые звуки, способ передвижения) только после того, как дети научатся четко их выделять. Если герой сказки вызывает у детей однозначную эмоциональную реакцию (положительную или отрицательную), можно сразу сказать о нем: "Он злой" или "Он добрый" и пояснить почему. Помощь детей в ответе на этот вопрос всемерно поощряется.

Продолжительность этапа зависит от выполнения вышеизложенных задач.