Файл: Книга для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов СанктПетербург 1998.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 444
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
"Положи яйцо на полку,
В нем нет проку, в нем нет толку".
Тут мышка пробежала,
Полочка вдруг задрожала,
Мышка хвостиком вильнула,
И яйцо она столкнула.
326
Приложения
Тут яичко покатилось И разбилось. Плачет баба, плачет дед: "Что съедим мы на обед?" Курочка их утешает: "Не плачь, баба! Не плачь, дед! Будут яйца на обед. Вам не надо золотые, Яйца будут все простые".
Сказка "Теремок"
Вот домик-теремок стоит. Никто в нем не живет. Совсем он маленький на вид, Окошко в нем одно. Бежит тут мышка:
— Пи-пи-пи, какой красивый дом! Тук-тук, кто в домике живет?
— Ты заходи, никто. Вбежала мышка в теремок И стала в доме жить. Живет и песенки поет: "Ля-ля, ля-ля, ля-ля".
Тут мышка слышит:
— Ква-ква-ква, какой красивый дом! Тук-тук, кто в домике живет?
А мышь — в ответ:
— Ты кто?
— Лягушка я, ква-ква. А ты?
— А я мышонок, пи.
Ты заходи и будем жить с тобою мы вдвоем. Живут вдвоем: лягушка, мышка И дрркно песенки поют. Вдруг слышат:
— Прыг да прыг, скок, скок, Какой красивый дом! Тук-тук, кто в домике живет?
Игровая сказкотерапия для "особых" детей_______327
А мышь — в ответ:
— Ты кто?
— Зайчонок я, прыг-скок. А ты?
— А я мышонок, пи.
Еще здесь есть лягушка, ква. Давай с тобою жить. Запрыгнул зайчик в домик, прыг. И стали вместе жить: Лягушка, мышка и зайчишка. Живут и песенки поют: "Ля-ля, ля-ля, ля-ля". Тут вдруг лисичка пробегала, Тихонько хвостиком махала, Красивый домик увидала И постучала: тук-тук-тук.
— Кто в домике живет? В ответ услышала она:
— Пи-пи.
— Ква-ква.
— Прыг-скок.
— Лягушка, мышка и зайчишка, давайте вместе жить.
— Согласны мы. Зайди, лисичка, тут места хватит всем. Живут все звери и поют:
"Ля-ля, ля-ля, ля-ля". Вдруг слышат:
— Гав-гав, какой красивый дом! Тук-тук, кто в домике живет?
А мышь — в ответ:
— Ты кто?
— Собака я, гав-гав, гав-гав.
— А я мышонок, пи.
— Лягушка я, ква-ква, ква-ква.
— Зайчонок я, прыг-скок.
— А я лисичка.
— Давайте вместе жить, я буду домик сторожить. Живут все звери и поют:
— Дрркно мы живем в теремке, Песенки поем в теремке:
328
Приложения
Ля-ля, ля-ля, ля-ля. Вдруг слышат:
— У-у-у, какой красивый дом! Тук-тук, кто в домике живет? А мышь — в ответ:
— Ты кто?
— Я, косолапый мишка. А ты?
— Я, мышка, пи.
— Лягушка, ква.
— Зайчонок, прыг.
— Лисичка.
— Собака, гав-гав-гав.
— Хочу я в домике пожить. А звери плачут:
— Нет! Наш домик маленький, а ты, а ты такой большой!
— Ну, хорошо, я буду жить на крыше, Я, косолапый мишка!
Полез медведь на крышу, И поломался дом. Все звери плачут:
— Где мы будем жить? А им в ответ медведь:
— Не надо плакать, вместе мы построим новый дом, Такой большой, что вместе мы в нем будем жить,
И песни петь о том, как весело живем.
И вот построили они
Такой красивый дом — большой,
И звери стали жить
Все вместе в нем.
Все звери в доме-теремке живут
И песню весело поют:
— Дрркно мы живем в теремке, Песенки поем в теремке: Пи-пи,
Ква-ква, Прыг-скок, Гав-гав, У-у-у!
Игровая сказкотерапия для "особых" детей_______329
Сказка "Репка"
Посидите тихо, дети, Я вам сказку расскажу. А про что — вам не скажу, Я вам лучше покажу.
Дедка Репку посадил И про репку не забыл: Поливал, взрыхлял, И вот Репка выросла.
И в срок аж до небес поднялась, Сладким соком налилась. Выросла большая-пребольшая.
Дедка Репку потянул из земли:
Тянет эдак, тянет так
И... никак! (разводим руками)
Дедка Бабушку позвал:
Бабка, Репку помоги вытянуть мне из земли.
Тянут вместе эдак-так
И...никак! (разводим руками)
Бабка Внучку позвала:
— Внучка, репку помоги вытянуть из земли. Вместе за Репку взялись.
Тянут эдак, тянут так
Тянут вместе и...никак! (разводим руками)
Внучка Жучку позвала:
— Жучка, Репку помоги вытянуть нам из земли. Тянут вместе эдак-так
И... никак! (разводим руками)
Жучка Мурку позвала:
— Мурка, Репку помоги вытянуть нам из земли. Тянут вместе эдак-так
И никак... (разводим руками)
330_____________________________________Приложения
Стали плакать Бабка, Дед, Внучка, Жучка с Муркой:
— Что съедим мы на обед? Репку нам не вытянуть!
Мурка песенку запела:
— Мяу-мяу, вот в чем дело! Нам бы Мышка помогла, Позовем ее сюда!
— Мышка, Мышка, помоги Репку вытянуть нам из земли. Дрркно мы позьмемся, Песенку споем,
Вытянем Репку и съедим ее!
Мышка за Мурку, Мурка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за Репку. Вытянули Репку!
Ой, ура-ура-ура!!! Запевай, детвора, Праздник будет здесь у нас Репку будем есть сейчас! Вместе дрркно запевай! Репка — словно каравай: Круглая, гладкая, сладкая Выросла на грядке!
сказкотерапия для "особых" деупей_______331
Сказка "Колобок"
Эта сказка непростая, Это сказка "Колобок". Кто живет в ней, я не знаю, Ну, а может быть, и знаю. Ты послушай нас, дружок.
Жили-были Бабка с Дедкой. Дедка Бабке говорит:
— Испеки, Бабуля, хлеба Не простого, а большого, Круглого, гладкого, сладкого, Румяного колобка.
Бабка Дедке отвечает:
— А муки-то нет!
— А ты помети, поскреби, набери да испеки.
Бабка Дедке испекла Колобок, Положила на окно Колобок.
А ему надоело лежать,
Спрыгнул с окошка он и — бежать.
По дорожке бежал он, бежал, И в лесок забежал, забежал.
А навстречу Зайчишка ему: прыг да прыг, И ему говорит, говорит:
— Колобок-колобок, ты куда? Колобок, не беги от меня.
Ты румяный и нравишься всем, Я тебя, круглобокого, съем!
А Колобок ему песню пропел:
— Я Колобок-колобок,
По амбару метен, по сусекам скребен, На сметане мешен, в печку сажен, На окошке стужен.
Я от Дедушки ушел, я от Бабушки ушел, От тебя, Зайца, нехитро уйти.
332
Приложения
Колобок песню спел и бежать, И Зайчишке его не догнать.
По дорожке бежал и бежал, Да вдруг Волка в лесу повстречал:
— Колобок-колобок, ты куда? Колобок, не беги от меня.
Ты румяный и нравишься всем, Я тебя, круглобокого, съем!
А Колобок ему песню пропел:
— Я Колобок-колобок,
По амбару метен, по сусекам скребен,
На сметане мешен, в печку сажен,
На окошке стужен.
Я от Дедушки ушел, я от Бабушки ушел,
Я от Зайца ушел, от тебя, Волка, нехитро уйти.
Колобок песню спел и бежать, Даже Волку его не догнать.
По дорожке бежал и бежал, Да Медведя в лесу повстречал:
— Колобок-колобок, ты куда? Колобок, не беги от меня.
Ты румяный и нравишься всем, Я тебя, круглобокого, съем!
А Колобок ему песню пропел:
— Я Колобок-колобок,
По амбару метен, по сусекам скребен, На сметане мешен, в печку сажен, На окошке стужен.
Я от Дедушки ушел, я от Бабушки ушел, Я от Зайца ушел, я от Волка ушел, А от тебя, Медведь, несложно уйти.
Колобок песню спел и бежать, И Медведю его не догнать.
По дорожке бежал и бежал, И Лисичку в лесу повстречал.
Игровая сказкотерапия для "особых" детей_______333
Он Лисе свою песенку спел И рке укатиться хотел. Но Лисичка хитрющей была, Колобочку сказала она:
— Как чудесна песенка твоя, Колобок, Но глуха я — ты сядь на носок, Да пропой еще песню разок.
Колобок засмеялся и — скок К плутовке Лисе на носок. Он запел свою песню опять. Тут Лисичка не стала зевать. Колобка она быстренько — ам! Не катиться тебе по лесам!
Вот и съела Лиса Колобка, Потому что хитрей всех была.
Поделом тебе, Колобок, Не садись Лисе на носок!
Хочу отметить ряд специфических моментов в работе: ни в коем случае не надо повышать голос при рассказывании сказки, излишне "переигрывать", четко выделять негативные, плохие поступки героев, а также сосредотачивать внимание детей на отрицательных героях.
Игнорирование этих особенностей приводит к отрицательным изменениям в эмоциональной сфере "особых" детей: они начинают плакать, суетиться, могут проявиться эхо-лалии, "зацикливания" на каком-то слове, высказывании персонажа, формируется неправильное понятие о добре и зле.
Последовательность работы над сказкой. Практические рекомендации
От первого знакомства "особых" детей со сказкой зависит их дальнейшее эмоциональное отношение к ней. Вот почему необходимо правильно, осторожно подойти к первому занятию, на котором дефектолог откроет для ребенка мир сказки. Исходя из многочисленных наблюдений и их анализа, я выработала основные этапы работы над сказкой:
334_____________________________________Приложения
1. Знакомство с персонажами сказки
Здесь важно обратить внимание ребенка на внешний облик персонажа, его величину, окраску (цвет), форму, звукоподражание, форму передвижения.
Задача педагога — вместе с детьми выделить и перечислить всех персонажей сказки, в соответствии с очередностью их появления. Педагог может начинать процесс знакомства с персонажами (их облик, величина, цвет, форма, издаваемые звуки, способ передвижения) только после того, как дети научатся четко их выделять. Если герой сказки вызывает у детей однозначную эмоциональную реакцию (положительную или отрицательную), можно сразу сказать о нем: "Он злой" или "Он добрый" и пояснить почему. Помощь детей в ответе на этот вопрос всемерно поощряется.
Продолжительность этапа зависит от выполнения вышеизложенных задач.