Файл: Учебнометодическое пособие по дисциплине сапр в архитектуре и строительстве для бакалавров направлений подготовки 270100 Архитектура, 270200 Реставрация и реконструкция архитектурного наследия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
65 ному географическому местоположению. Ползунками ниже –«Time» и
«Date»назначаем время года, месяц и дату. Заметим только, что этими ползунками можем просто регулировать положение «солнца на небосво- де», а значит - характер (направление) теней, как нам требуется.
«Light» / «Dark» (Свет, Темнота) - ползунки, фактически регулирующие контрастность теней на освещенных и затененных частях сцены за счет изменения соотношения этих параметров.
Прежде чем перейти в нижнюю часть диалогового окна - небольшое отступление, поясняющее последующие параметры настройки. Тени в
SketchUp создаются двух типов: собственные (затенение поверхностей объектов) и падающие (от объектов на земле и на поверхностях соседних объектов). А поскольку вычислительная нагрузка на визуализацию от теней, как уже говорили, весьма значительна, предусмотрен очень продуманный и рациональный механизм их раздельного включения/выключения.
«Use sun for shading» (Использовать солнце для затенения) - переключатель, активирующий возможность использования и изменения настроек собственных теней поверхностей при выключенном солнечном освещении в сцене - т.е. без теней падающих. Эта опция и есть самый простой способ, пусть ограниченного по возможностям, но все-таки достаточно достоверного показа теней внутри закрытых объемов
(например, в интерьерах), поскольку из всех возможностей лишаемся только управления падающими тенями от прямого солнечного освещения.
Понятно, что в «помещении без окон» его и не может быть...
«Onface»(На поверхностях) - переключатель включения/выключения показа теней, падающих на поверхности от других объектов (рис.54).
Рис. 54
«Onground» (На земле) - переключатель включения/выключения показа теней, падающих на «землю» (рис. 55).
66
Рис. 55
«From edges» (От ребер) - переключатель включения/выключения показа падающих теней от линий - например, ребер без поверхностей (рис. 56).
Рис. 56
Кроме рассмотренных, доступен
«пообъектный» механизм управления тенями любых элементов построений и объектов через контекстные меню объектов в опции«Entity Info» (Информация по объекту).
Геолокация
Для начала необходимо в главном меню выбрать:«Window» >
«Preferences» > «Extensions» (Расширения)и включить пункт«Solar
North Toolbar» (Север). Далее требуется сделать еще один шаг - поместить панель управления этого модуля в интерфейс включением пункта меню«View» > «Toolbars» > «Solar North» (Север) (рис. 57).
Рис. 57
67
Итак, перед нами еще один дополнительный «солнечный» механизм, чаще востребованный в случае, когда не требуется абсолютно точная географическая и временная достоверность показа солнечного освещения.
Например, нужно только быстро изменить (повернуть) направление падающей тени в выгодное для представления сцены положение, поскольку не всегда удается получить требуемый результат только
«ползунками» диалогового окна«Shadows» (Тени).
Первая кнопка«Toggle North Arrow» (Направление на Север) - переключатель вкл/выкл постоянного показа в сцене (на «земле») направления на североранжевой линией.
Вторая кнопка«Set North Tool» (Инструмент указания Севера) - вызов в сцену и вращение в плоскости «земли» вектора этого направления.
Таким вращением можно быстро и удобно поменять характер тени.
Третья кнопка«Enter North Arrow» - вызов окошка ввода углового значения того же направления относительно «Севера» в градусах.
Нетрудно заметить, что значение равное нулю, совпадает с направлением зеленой оси.
Сцены (Scenes). Анимация (Animation)
Сцены
Так же, как и другие основные опции, и инструменты визуализации проекта, этотмеханизм эффективно работает и на стадии рабочего моделирования и на финальном, «презентационном» этапе. Суть механизма «Сцен» заключается в возможностисоздания, выбора, изменения и сохранения ряда последовательных «снимков» проекта с различной
«режиссурой» кадра - ракурсами (точками взгляда) и другими параметрами оформления.
Для сохранения «Сцены» (снимка) необходимо настроить подходящий ракурс и из главного меню выбрать «View» (Вид) >
«Animation» (Анимация) > «Add Scene» (Добавить сцену). После этого в верхнем левом углу рабочего поля появляется закладка «Scene 1»
(Сцена 1). Для сохранения другого ракурса команды повторить (рис. 58).
Рис. 58
68
После сохранения «Сцен» можно продолжать работать, менять ракурсы, редактировать любые объекты. Для возвращения к сохраненному виду (сцене) достаточно кликнуть на нужной закладке. Для редактирования сцены необходимо перейти на нее, затем внести необходимые изменения в ракурс и выбрать из главного меню «View»
(Вид) > «Animation» (Анимация) > «Update Scene» (Обновить сцену).
Для сохранения «Сцены» (видового кадра) в качестве растрового изображения из главного меню выбрать «File» (Файл) > «Export»
(Экспорт) > «2D Graphic» (2D графика). В появившемся окне «Export
2D Graphic» (Экспорт 2D графики) ввести имя файла, выбрать тип файла, а также нажав кнопку «Options...» (Опции), установить необходимое разрешение файла, далее нажать «Export».
Анимация - настройка параметров
Основной принцип создания анимации вSketchUp прост: фильм
«монтируется» из последовательного ряда созданных в проекте«Сцен»
(от первой - к последней), фактически «ключевых кадров» по терминологии видеоредакторов. Вторая принципиальная составляющая - механизм автоматического создания промежуточных «кадров» перехода от одной сцены к другой. Уточним, что под анимацией здесь и далее понимается именно «плавное, постепенное» изменение доступных для этой опции параметров. И наконец - результат можно сохранить
(экспортировать) в файл видеоформата«AVI».
Базовые, основные параметры механизма анимации в текущем проекте назначаются в диалоговом окне, которое открывается через меню
«Window» (Окно) > «Model Info» (Информация по модели) >
«Animation» (Анимация).Продолжительность презентации (фильма) зависит от количества«Сцен» в проекте и параметров перехода между ними (рис. 59):
Рис. 59
69
«Enable scene transitions» (Включить переход сцен) - вкл /выкл, эффекта плавного перехода между сценами за счет автоматического создания промежуточных «кадров». Окошко ниже служит для ввода продолжительности (фактически - скорости) перехода в секундах.
Очевидно, что число «0» аналогично по действию выключению этого пункта;
«SceneDelay» (Задержка сцен) - опция назначения (в секундах) времени демонстрации одной сцены, то есть фактически паузы между переходами от одной сцены к другой.
Для анимации доступны следующие объекты:
- управление позицией камеры;
- управление включением/выключением объектов;
- управление видимостью слоев;
- управление положением секущих плоскостей;
- управление визуальными стилями и эффектом тумана;
- управление настройками теней;
- управление модельными осями.
Для управления вышеперечисленными объектами в анимации существует диалоговое окно «Scenes» (Сцены), которое можно загрузить через главное меню «Window» (Окно) > «Scenes» (Сцены). Для каждой сцены можно индивидуально изменить набор параметров (рис. 60).
Рис. 60
70
В качестве примера разберем принцип анимации секущей плоскости.
Принцип действия такой анимации прост: в каждой из сцен показываем разные активные разрезы, и в итоге при проигрывании
«фильма» видим как бы плавный «проезд» от одного активного разреза до другого, от сцены к сцене. Разберем подробней, как это сделать, на примере тестового домика:
1. Создаем три разреза на разных уровнях от «земли» и три сцены.
2. В каждой из трех сцен включаем (делаем активным) один из трех разрезов и не забываем зафиксировать это в«Update»сцены. Кроме того, в сценах фиксируем настройки - должны быть включены«Display Section
Cuts» (Показать сечения)и выключены«Display Section Plans» (Показать
секущие плоскости).
3. Запускаем проигрывание анимации - видим плавный «подъем» разреза от одного положения до другого, как бы последовательное
«строительство» домика (рис. 61).
Рис. 61
Для предварительного просмотра анимации необходимо выбрать из главного меню «View» (Вид) > «Animation» (Анимация) > «Play»
(Проиграть).
Анимация - запись в файл
Итак, фильм создан, отлажен..., но пока доступен для просмотра только в самом SketchUp. Для записи (сохранения) анимации в видеоформат открываем меню«File» (Файл) > «Export» (Экспорт) >
«Animation» (Анимация), в открывшемся диалоговом окне«Export
71
Туре»(Формат экспорта) выбираем«Avi File (*.avi)» и вводим имя файла. Далее открываем окно настроек«Options» (Опции), где доступны для назначения (изменения) следующие параметры (рис. 62):
«Width/Height» (Ширина/Высота) - размеры кадра в пикселях.
Известно, что видеофайлы - одни из самых «тяжелых» цифровых форматов, и размеры кадра очень существенно влияют на «вес» файла, поэтому имеет смысл назначать минимально необходимые под конкретную задачу. Здесь по умолчанию «замкнута цепочка» кнопки сохранения пропорций - при изменении одного из измерений имиджа соответственно будет меняться и второе. В окошке правее можем выбрать один из вариантов стандартных пропорций видеокадра -
4:3 или 16:9. Если хотим отключить эту функцию, коротко кликаем на кнопке для
«разрыва цепочки» - при этом каждое из измерений становится возможным менять независимо друг от друга, то есть назначать свои габариты кадра. Однако этого лучше не делать, поскольку видеоформаты жестко стандартизированы по пропорциям кадра.
Рис. 62
«Frame Rate» (Показатель кадров)- выпадающий список выбора скорости записи/ воспроизведения - количества кадров в секунду(fps). Это ключевой фактор восприятия плавности движения в фильме, который определяется психофизиологией зрения - для обычного видео используется число 24, 25 или 30. Поскольку принятое число(
1 2 3 4 5 6 7 8
fps) напрямую влияет на продолжительность видео, а значит, и на размер видеофайла, там, где возможно (например, для учебных роликов), принято назначать этот параметр значительно меньшим, 10-16.
72
«Loop to Starting Page» (Зацикливание на стартовую страницу) - опция создает дополнительный кадр перехода от последнего кадра (сцены) снова на первую, организуя непрерывный цикл воспроизведения видео.
«Play When Finished» (Проиграть после завершения) - опция после завершения экспорта запускает воспроизведение созданного видеофайла на установленном в системе по умолчанию видеопроигрывателе для файлов«avi».
«Codec» (Кодек) - выбор для создаваемого видеофайла видеокодека компрессии/декомпрессии. После нажатия на кнопку с установленным по умолчанию кодеком открывается окно со списком других поддерживаемых
SketchUp кодеков и опциями их настроек. Последним пунктом в списке кодеков можно выбрать вариант отказа от использования кодека (без сжатия), что гарантирует его воспроизведение без проблем на любом другом компьютере, но... за это придется «расплачиваться» резким, а чаще - просто неприемлемым увеличением размера файла.
«Anti-Alias» - переключатель включения/выключения опции сглаживания
«ступенек» граничных пикселей в имидже (аналогично опции в настройках экспорта графических файлов).
«Always Prompt for Animation Options» (Всегда выводить окно
опций) - переключатель включения/выключения показа по умолчанию диалогового окна настроек при каждом открытии опции экспорта анимации.
«Restore Defaults» - опция «сброса» настроек.
Печать
Распечатка - один из самых простых и доступных вариантов пред- ставления проекта, который фактически является одним из частных случаев экспорта «картинки» из рабочего окна на бумажный носитель.
Рассмотрим работу с принтером ниже.
За распечатку отвечают три пункта главного меню:«File» > «Print
Setup» (Настройка принтера) или «Print Preview...» или «Print...». На самом деле можно использовать любой из этих пунктов - разными шагами, но все равно будут открываться одинаковые окна и настроечные параметры (рис. 63).
«Printer» (Принтер) - выбираем нужный принтер из выпадающего списка (если в системе установлено несколько). При необходимости изменяем его «внутренние» настройки (через кнопку«Properties»). Ниже видим информацию по выбранному принтеру - тип, готовность к печати, порт подключения. Причем обратим внимание, если принтер виртуальный
(например,«Adobe PDF»), увидим информацию по месту сохранения