Файл: Учебнометодическое пособие по дисциплине сапр в архитектуре и строительстве для бакалавров направлений подготовки 270100 Архитектура, 270200 Реставрация и реконструкция архитектурного наследия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
18
Рис. 8
Заметим, что дуга - первый типичный представитель «псевдокривых»
SketchUp, которые на самом деле состоят из последовательного набора прямолинейных сегментов. И чем их больше, тем визуально более
«плавней изгиб» кривой. Изменить количество сегментов можно через главное меню: «Window» (Окно) > «Entity Info» (Информация по
объекту).
Freehand (От руки)
Инструмент рисования нерегулярных непрерывных линий в форме криволинейных элементов из связанных прямолинейных сегментов.
Фактически это рисование «свободным карандашом», точнее - мышкой с постоянно нажатой кнопкой. Здесь работают все те же механизмы рисования кривых, что и для линий, и для дуг.
Кроме того, есть вариант этого же инструмента«3D Polyline» (3D
Полилиния) - рисуется аналогично, но при нажатой клавише«Shift». Этот тип фактически вообще не является элементом построений, никак не вос- принимается процессором и годится, пожалуй, только для
«декорирования».
Rectangle (Прямоугольник)
Инструмент используется для рисования плоских фигур (фактически - сразу поверхностей) прямоугольной формы.
Для создания прямоугольника: кликаем в стартовой точке (это будет первый угол прямоугольника) > растягиваем > кликаем второй раз, обозначая конечную точку построения - противолежащий диагональный угол. Есть и второй вариант (если так покажется удобней): кликаем в стартовой точке > тянем линию > отпускаем клавишу в конечной точке > в поле «Измеритель» вводим длину и ширину (через точку с запятой) > нажимаем «ввод». Естественно, тут же автоматически образуется«Face»
(Поверхность), а стороны прямоугольника становятся его«Edges»
19
(Ребрами). И сразу запоминаем принципиальную «ограничительную» особенность инструмента - стороны прямоугольника могут строиться только параллельно (и перпендикулярно) осям сцены.
Рис. 9
Если перед завершающим кликом подвигать мышку, меняя пропорции сторон прямоугольника на близкие к квадрату, в какой-то момент можно «поймать» положение, когда у курсора появится подсказка
«Square» (Квадрат) и точечная диагональная линия, говорящие о том, что получили требуемый результат. Аналогичные подсказки возникают при достижения пропорций «золотого сечения» -«Golden Section» (рис. 9).
Circle (Окружность)
Инструмент рисования правильных окружностей. Начинаем с указания первым кликом точки центра > перемещаем курсор на нужный радиус > кликаем второй раз, обозначая конечную точку построения.
Второй способ: кликаем в точке центра > перемещаем курсор на нужный радиус > отпускаем клавишу в конечной точке > в поле «Измеритель» вводим радиус > нажимаем «ввод». Тут же автоматически образуется
«Face» (Поверхность), а сегменты ограничивающего контура круга становятся ее«Edges» (Ребрами).
Существует возможность изменить радиус и количество сегментов, которые влияют на плавность контура окружности. Для этого необходимо выбрать через главное меню: «Window» > «Entity Info».
Polygon (Многоугольник)
Инструмент создания многоугольныхфигур, фактически - вписанных в окружность, с числом сторон от 3 до 999.
После выбора инструмента стандартный курсор изменяется на
«карандаш» с дополнительным символом. В поле «Измеритель» вводим количество сторон и нажимаем «ввод». Начинаем построение кликом в намеченной точке центра > перемещаем курсор в сторону на нужный радиус > в поле «Измеритель» вводим радиус > нажимаем «ввод».
20
Так же, как и предыдущем случае, изменить радиус и количество сторон многоугольника можно через главное меню: «
1 2 3 4 5 6 7 8
Window» > «Entity
Info».
В большинстве случаев объекты создаются или в плоскости «XY» или на грани другого объекта. Существует возможность создать элемент отдельно, в любом месте пространства, в плоскости, параллельной грани любого другого объекта. Для этого необходимо: выбрать любой инструмент рисования > навести курсор на грань объекта > нажать и удерживать клавишу «Shift» > отвести курсор в свободное место пространства и нарисовать объект.
Инструменты редактирования. Move (перемещение)
Инструмент «Move» используется для перемещения любых объектов, элементов построений или для их искажения за счет перемещения отдельных частей, а так же обладает еще несколькими дополнительными функциями (рис. 10).
Для перемещения одного объекта предварительный выбор необязателен. Если перемещаете объект, состоящий из нескольких частей, то необходимо до переноса воспользоваться инструментом «Select»
(выбор) для их выделения.
Начинаем перенос модели кликом в базовой точке > перемещаем курсор в нужную сторону (цветная подсветка означает параллельно осям)
> в поле «Измеритель» вводим расстояние > нажимаем «ввод».
Рис. 10
Во время переноса при использовании клавиши «Shift» движение будет зафиксировано только по одному направлению. Аналогичный механизм фиксации управляется клавишами клавиатуры со стрелками.
Еще одна очень замечательная функция инструмента - возможность одновременного с перемещением копирования перемещаемого элемента.
Выбрав инструмент, перед или во время перемещения кликаем клавишу
21
«Ctrl» (удерживать не обязательно). При этом, кроме подсказки направле- ния, цветом линии рядом с курсором появляется еще одна подсказка - символ «+» и появляется копия объекта.
Для создания нескольких копий (массив из элементов), воспользуйтесь следующими способами:
1. Если заранее известно количество копий и расстояния между ними, то начинаем копирование модели кликом в базовой точке > перемещаем курсор в нужную сторону (цветная подсветка означает параллельно осям)
> в поле «Измеритель» вводим расстояние > нажимаем «ввод» > в поле
«Измеритель» вводим *n (n - количество элементов) > нажимаем
«ввод».
2. Если заранее известно общее расстояние между первым и последним элементом и количество копий, то начинаем копирование модели кликом в базовой точке > перемещаем курсор в нужную сторону > в поле «Измеритель» вводим общее расстояние > нажимаем «ввод» > в поле «Измеритель» вводим /n (n - количество промежутком между элементами) > нажимаем «ввод».
Rotate (вращение)
Инструмент вращения объектов «целиком» или их искажения за счет вращения отдельных элементов построений.
После выбора инструмента стандартный курсор изменяется на изображение транспортира(Protractor) с круговыми стрелками. Заметим, что работа«Protractor», как и других инструментов модификаций, контролируется точными числовыми измерениями, точнее - угловыми величинами.
Важный момент - плоскость и ось вращения объекта определяются положением и ориентацией в пространстве «Транспортира» перед началом вращения. Для фиксации «Транспортира» в пространстве необходимо навести курсор на нужную плоскость (грань), нажать и удерживать «Shift» до момента установки базовой точки (рис. 11).
Рис. 11
22
Для вращения одного объекта предварительный выбор необязателен.
Если вращаете объект, состоящий из нескольких частей, то необходимо заранее воспользоваться инструментом «Select» (Выбор) для их выделения.
Начинаем вращение модели кликом в базовой точке > поворачиваем курсор в нужную сторону > в поле «Измеритель» вводим угол в градусах
> нажимаем «ввод».
Так же, как и при переносе, клавиша «Ctrl» позволяет создавать копии. Тот же принцип заложен для создания кругового массива. Только вместо значения расстояния в миллиметрах вводятся углы в градусах.
Scale (масштабирование). Зеркальное отражение (Mirror)
Инструмент используется для изменения размеров и пропорций объектов целиком и их отдельных элементов для искажения. Для указания объекта будущего масштабирования возможны два варианта выбора (как и для других ранее рассмотренных инструментов модификаций): можно или предварительно выбрать его инструментом«Select» (выбор), а затем выбрать (включить) инструмент кликом на кнопке (стандартный курсор изменяется на изображение инструмента), или сначала включить инструмент, а затем кликнуть его курсором на объекте (элементе).
Прежде всего, запомним принципиальное ограничение механизма масштабирования SketchUp - он работает только и всегда по направлениям осей сцены (красной, зеленой, синей)! Рассмотрим это на примере кубика,
«правильно» ориентированного по осям, т.е. такого, в котором каждая из граней (поверхностей) параллельна одному из планов осей, а ребра, соответственно, параллельны осям.
Сначала выберем для масштабирования одну из граней, например - верхнюю, т.е. фактически рассмотрим работу инструмента на плоской форме. Появляется габаритные грани из желтых линий с зелеными кубиками -«grip»
(зажимами) в углах и в серединах ребер - всего 8 шт. на поверхность.
Каждая пара зажимов «отвечает» за возможное направление масштабиро- вания в одну и другую сторону. В этом «плоском» примере, понятно, будут задействованы только две оси - зеленая и красная (рис. 12).
Рис. 12
23
Разобраться с тем, что происходит при перемещении зажимов в середине ребер, достаточно просто - грань будет масштабироваться вдоль оси в направлении «перетягивания» зажима. Аналогично инструмент работает с зажимами, расположенными в углах грани, только теперь уже происходит пропорциональное
(uniform) масштабирование, т.е. одновременно по двум осям (в примере на третьем рисунке выше - красной и зеленой), поскольку направление масштабирования находится под углом к планам осей сцены.
Теперь обратим внимание на следующие возможности:
- с нажатой клавишей«Ctrl» происходит двунаправленное масшта- бирование (в обе стороны) по линии, соединяющей зажимы от центра выбранного элемента;
- переключатель попеременного нажатия клавишей«Shift» пропорционального /не пропорционального масштабирование по задействованным осям.
Кроме того, если одновременно будем удерживать«Ctrl» +«Shift», получим масштабирование от центра - за угловые «зажимы» - непропорциональное, за все остальные - пропорциональное.
Еще сложней ситуация с трехмерным объектом, поскольку любая опция масштабирования, в т.ч. с клавишами«Ctrl» и«Shift» будет влиять на геометрию уже по всем трем осям сцены одновременно. Посмотрим, что при этом происходит - выберем весь кубик целиком и включим инструмент. Здесь, прежде всего, видим появление еще одного «зажима» по центру каждой грани - это и понятно, поскольку появляется возможность масштабирования еще по одной оси, нормальной к плоскости грани (рис. 12).
В случае ввода в поле «Измеритель» отрицательных значений получаем зеркальное отражение (Mirror) объекта. Можно получить тот же результат, если перенести «зажимы» в противоположную сторону, за границы объекта.
Offset (подобие)
Сам инструмент не создает новые трехмерные объекты, однако чрезвычайно полезен и постоянно используется в работе, значительно облегчая задачи добавления деталей в модель и создания объектов со сложными объемами.
Коротко принцип действия - создается копия лежащих в одной плоскости ребер поверхностей любых очертаний (а также отдельных кривых) за счет их копирования на одинаковом расстоянии от исходного положения элементов - как внутрь, так и наружу. Причем под «кривыми» понимается два и более смежных прямых линейных сегмента, лежащие в одной плоскости - по 3D-терминологии -«coplanar» . Таким образом, если
24 попытаться применить инструмент к отдельной прямой линии-ребру или кривой, все сегменты которой не«coplanar», появится «запрещающий знак» с соответствующей текстовой подсказкой. И еще - для отдельных кривых требуется предварительный выбор всех ее сегментов инструментом«Select» (выбор).
В случае с поверхностями, поскольку создаются новые ребра, всегда создается и новая поверхность (пропорционально больших или меньших размеров), которую они ограничивают.
После выбора поверхности (ребра) на одном из ребер(On Edge) появляется красная точка, показывающая «точку отсчета» воздействия инструмента. После этого тянем курсор с нажатой клавишей внутрь
(создаем внутренний, меньший контур) или наружу (создаем внешний, больший контур) от исходного ребра, и для завершения опции отпускаем клавишу мыши в нужный момент (можно ввести в строку «Измеритель» точное значение для смещения). Движение сопровождается временной черной точечной линией, подсказывающей направление действия инструмента.
На рисунке ниже показана возможность использования инструмента для быстрого построения объема, в виде полого цилиндра (здесь новая внешняя поверхность далее поднята инструментом«Push/Pull», образуя
«стенку») (рис. 13).
Рис. 13
Инструмент можно использовать с тем же принципом действия и для работы с «Arc» (Дугами), и с кривыми, нарисованными инструментом
«Freehand» - их копии также создаются в той же плоскости, что и исходный элемент.
Push / Pull (Выдавить / Вытянуть)
Инструмент используется для «выдавливания» (вытягивания) 2D- поверхностей в третье измерение (рис. 14).
25
Рис. 14
Инструмент не работает с ребрами, а только споверхностями и - только в направлении, перпендикулярном самой исходной поверхности. И еще - «за раз» можно применить инструмент только к одной, единичной поверхности, т.е. он «не умеет» одновременно работать с несколькими
(собранными множественным выбором) поверхностями, даже лежащими в одной плоскости. Если к поверхности, которую мы выбрали для выдавливания невозможно применить этот инструмент, появляется под- сказка рядом с курсором в виде символа «запрещающего знака». Такой типичный случай - попытка «выдавить» криволинейную (точнее - сглаженную) поверхность, например - боковую поверхность цилиндра, поскольку в этом случае она воспринимается не как плоская.
Применить этот инструмент просто: выделить нужную грань > выбрать инструмент «Выдавить» > кликнуть курсором на грань > переместить курсор в нужную сторону > в поле «Измеритель» ввести расстояние > нажать «ввод».
При использовании клавиши «Ctrl» выдавливание будет завершаться созданием новой стартовой поверхности, которая при дальнейшем движении курсора остается на месте... и так далее - как бы «поэтажно».
Таким образом, фактически происходит воздействие не на саму выбранную поверхность, а на ее копию, при этом «оригинал «остается на месте.
И еще одна очень полезная функция - если сразу после применения на одной поверхности дважды быстро кликнуть (двойной клик) инструментом курсора на другой - будет выполнено то же действие на ту же величину и в том же направлении!
Follow Me (Следуй за мной)
Инструмент фактически является продвинутым вариантом предыдущего: то же выдавливание плоскости 2D-фигуры (профиля), но уже по (вдоль) определенной направляющей линии (пути). При этом профилем выдавливания может быть любая поверхность(Face),а