Файл: 1. Предмет философии и ее основные функции Место философии в системе культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
:

  • переход противоположностей друг в друга;

  • "победа" одной из противоположностей;

  • исчезновение (гибель) обеих противоположностей при коренном преобразовании системы и др.

В то же время могут быть противоречия, окончательно не разрешаемые.

Билет №22. Категории диалектики и их методологическое значение.
Категория - это наиболее общее понятие ( универсальная форма человеческого

мышления ), в котором фиксируются, отражаются наиболее общие и существенные

свойства, связи отношения природы, общества и мышления.

1. Категории - универсальная форма человеческого мышления, отражающая

всеобщее в сумме мир - человек

2. Развертывание категорий позволяет говорить о содержании науки, сумма

категорий диалектики - раскрывает содержание, законы и принципы диалектики.

3. Парные категории диалектики выступают законами диалектики,

раскрывающими систему связей, явлений.
Роль философских категорий – аккумулируют человеческий опыт. Опыт не передается генетически, он накопляется. Категории выступают парами. Это объясняется тем, что это предельно общие понятия. Содержание раскрывается в противопоставлении.
Основные категории:

Единичное и общее,

Форма (это способ существования, совокупность устойчивых связей образующих вещь) и содержание (это совокупность всех составных элементов данного предмета их взаимодействий определяющих его характер). Закон диалектики : всякое содержание оформлено, всякая форма содержательна
сущность (это совокупность необходимых свойств и внутренних устойчивых, определяющих природу объекта.) и явление (обнаружение внутреннего в вещи на поверхности через массу случайных свойств и связей, данной человеку в его ощущениях.)

причина и следствие,

необходимость (внутренняя устойчивая связь явлений, обусловленная всем предшествующим ходом развития) и случайность (внешняя связь явлений, которая имеет основания вне себя.). Случайность несет в себе необходимость.

возможность и действительность (Эти категории наиболее распространены. Ибо вся жизнь - это переход возможности)


Вопрос №23 Свобода в контексте универсальной и объективной необходимости.
Идеалисты рассматривают Свободу и необходимость как взаимоисключающие понятия и понимают Свободу как самоопределение духа, которая не детерминирована внешними условиями. Сторонники механического детерминизма отрицают свободу воли, мотивируя тем, что действия человека во всех случаях определены внешними обстоятельствами.

Античные философы считали, что свобода доступна лишь богам.. Этот взгляд отражал тот уровень общественного развития, когда человек был слаб и беспомощен в борьбе со стихийными силами природы. Христианские богословы и философы - Свобода, по их мнению, состоит в возможности выбора одного из двух путей.

материалист Спиноза считал, что в природе господствует необходимость. Человек же, обладая разумом, в состоянии познать эту необходимость. Благодаря этому он становится свободным. Свобода, согласно Спинозе,— познанная необходимость.

Например, можем ли мы летать? В мире действует множество различных необходимостей, различных объективных закономерностей. Наряду с законом земного тяготения существуют и законы сопротивления воздуха движущимся предметам. Мы не можем освободиться ни от одного из этих законов, ни от одной из этих необходимостей. Однако, познав объективные необходимости, мы можем преодолеть действие одной из них, опираясь на другую

Ф. Энгельс подчеркивал, что свобода состоит не в воображаемой независимости от объективной необходимости, а в умении принимать решения со знанием дела.

Свобода в этом смысле доступна человеку только как общественному существу. Быть свободным вне общества невозможно.
Свобода возможна лишь при условии, если каждый человек в состоянии ограничить свои действия и намерения самостоятельно, без внешнего принуждения, с тем чтобы не ущемлять свободу других.

24. Философский аспект проблемы сознания. Сознание и язык.

Сознание - это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе.

В качестве главных функций сознания выделяются:

  • познавательная

  • коммуникативная (средство общения)

  • рефлексивная (обращенность сознания на самоё себя)

Подчеркивается историчность (изменчивость) сознания, зависимость от общественно-исторической практики общества, связь с предметной и орудийной деятельностью.



Будучи адекватным осмыслением реальности, сознание реализуется в виде различного рода практической и теоретической деятельности. Эта реализация предполагает формулирование замысла, цели или идеи.

Сознание выступает как особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способам общения, которые возникают и развиваются на основе практически-преобразовательной деятельности. Оно не только отражает, но и творит мир.
Практический мир вещей существует в сознания человека. в виде мира понятий, слов.

Сознание и язык

Язык формировался и развивался в тесной связи с развитием труда и общества.

Прежде всего язык выступает как средство общения, передачи мыслей, выполняет коммуникативную функцию. Мысль представляет собой идеальное отображение предмета и поэтому не может быть ни выражена, ни передана без материального обрамления. В роли материальной, чувственной оболочки мысли и выступает слово как единство знака, звучания и значения.

Однако язык не только средство общения, но и орудие мышления, средство выражения и оформления мыслей. Дело в том, что мысль, понятие лишены образности, и потому выразить и усвоить мысль - значит облечь ее в словесную форму. Наконец, язык выполняет роль инструмента, накопления знаний, развития сознания. В языковых формах наши представления, чувства и мысли приобретают материальное бытие и благодаря этому могут стать и становятся достоянием других людей.

Отсутствие тождества языка и мышления просматривается и в том, что порой мы понимаем все слова, а мысль, выраженная с их помощью, остается для нас недоступной, не говоря уже о том, что в одно и то же словесное выражение люди с различным опытом вкладывают далеко не одинаковое смысловое содержание.

25. Проблема познания в философии. Роль практики в познании.
Познание – общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий. Сложность и важность проблемы обусловлена тем, что в познании раскрывается природа человека, и гносеологическое исследование оказывается неотделимым от антропологического.

Главная ценность познания - истина.

Три основные познавательные формы - это чувствование, объяснение и понимание.


Роль практики в познании

Особое место в социальном опосредовании познания занимает практика как материально-предметная деятельность по преобразованию действительности. Познание и практика взаимосвязаны между собой. Они различны уже потому, что познание представляет собой духовную, а практика - материально-предметную деятельность. Но они и связаны между собой, поскольку практика имеет свою познавательную сторону, а познание - практическую.

Основные виды практики – это:

  • во-первых, материально-производственная, трудовая деятельность

  • во-вторых, социально-преобразующая деятельность, вносящая изменения в основные сферы общества

  • в – третьих научно-экспериментальная практика в виде экспериментов, наблюдений, измерений и т.д.

Связь познания и практики взаимная. Прежде всего практика выступает как источник познания, поскольку она формирует объект познания. Естественно, далеко не все знания мы получаем, отталкиваясь непосредственно от практики, а на основе опыта. Часть знания, мы получаем априорно, до опыта из книг и иных источников. Но эти знания априорны лишь по отношению к данному индивиду, но не к человечеству.

Однако практика не только источник, но и основа, движущая сила познания.

Наконец, практика выступает и как цель познания. Роль практики как цели познания особенно ярко проявляется в наши дни в том, что наука превращается в непосредственную производительную силу, играет все большую роль в развитии и материально-производственной и социальной сферы общественной жизни.

Наряду с этим важно видеть и учитывать, что познание в свою очередь оказывает влияние на практику, формируя идеальные планы деятельности.

26 вопрос. Чувственное познание и его специфика. Образное и знаковое в познании.
Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств.

Органы чувств – это единственные ворота, через которые в наше сознание могут проникать сведения об окружающем нас мире. Материальные предметы и явления воздействуют на органы чувств и вызывают многообразные впечатления.

Чувственное познание осуществляется в трех основных формах: ощущений, восприятий и представлений.


Ощущения – это отражение в мозгу отдельных качеств, свойств, сторон материальных предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Восприятие – это целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств.

Восприятия человеческие отличаются от чувственных восприятий животных тем, что животные восприятия не связаны с целенаправленным отражением внешнего мира.

Представление – это чувственный образ предмета, который в данный момент не воздействует на органы чувств, но ранее в той или иной форме воспринимался ими. Представления и восприятия – это конкретные наглядные образы – это их объединяет, но между ними есть и различия:

1. Представления не обладают той отчетливостью, которая свойственна восприятию.

2. Представления по сравнению с восприятием они носят более обобщенный характер.
Знаки являются основными элементами и средствами мыслительной деятельности. С их помощью осуществляются операции абстрагирования, обобщения и опосредования свойств и отношений предметов и явлений.

Знаки являются носителями и средствами фиксации мысленных образов обозначаемых предметов.

шесть функций знаков:

  • сигнальная

  • наглядно-образная;

  • информирующую;

  • интегративную;

  • структурирующую;

  • коммуникативную.

Образ любой отдельный элемент знания, несущий содержательную информацию о некотором классе объектов.

Идеальные познавательные образы:

1) чувственно-наглядные

2) рациональные (понятийные), недоступные органам чувств.

27 вопрос. Рациональное познание и его формы. Роль рационального познания в освоении человеком действительности.
Рациональное познание - это познавательный процесс, который осуществляется посредством форм мыслительной деятельности, существует в 3х формах: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие - это мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов действительности. Составляя себе понятие о предмете, мы отвлекаемся от всех его индивидуальных черт, и оставляем только его общие, существенные черты.

Суждение - это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете или явлении. Суждения закрепляются в языке с помощью предложения.