Файл: Оценка эффективности управления предприятием (Теоретические аспекты управления предприятиями малого бизнеса).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 185
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1. Нормативно-правовые акты предприятий малого бизнеса
1.2. Основные проблемы менеджмента, характерные предприятиям малого бизнеса
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ малого предприятия
2.1. Анализ менеджмента ИП Таможникова А.В.
2.2. Комплекс мероприятий по совершенствованию управления в ИП Таможникова А.В.
К преимуществам малого и среднего бизнеса также можно отнести следующие:
1) Финансовые - производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам - низкие затраты.
2) Управленческие - исключение лишних звеньев управления.
3) Маркетинговые - близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентур.
4) Инновационные - развито стремление к постоянному внедрению инноваций (технологических, социальных, экономических и т.д.).
5) Риски - риски, связанные с небольшими размерами самих предприятий[7].
Таблица 3
Основные преимущества малой формы бизнеса
Основные преимущества малого бизнеса: |
создание и внедрение большей части нововведений и разработок |
более высокая эффективность труда |
более низкие издержки деятельности |
гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений |
более быстрая окупаемость |
более низкая потребность в первоначальном капитале |
меньшие затраты на удовлетворение потребностей в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) |
Функции и преимущества малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России. Многие страны давно ощутили эффективность малых предприятий в экономике и научились решать многие проблемы, связанные с фирмами, которые занимаются деятельностью в небольших масштабах. К примеру, экономика таких стран как Германия, США и других во многом основывается именно на малых предприятиях.
Примерно 18% предприятий малого бизнеса заняты в сфере услуг, около 15% - заняты в промышленности, 14% - в строительстве и 12% - в розничной торговле. Малый бизнес осваивает в США вдвое больше нововведений, чем крупные корпорации. Установлено, что малый бизнес США дал около 50% всех нововведений и большинство новейших технологий, которые определяют лицо современного научно-технического прогресса. Из 61 крупного открытия XX в. 48 были сделаны в малых и средних фирмах. По данным Национального научного фонда США в расчете на 1 доллар, вложенный в научно- исследовательские работы, малые предприятия дали в четыре раза больше новинок, чем средние, и в 24 раза больше, чем крупные корпорации. На одного сотрудника малого предприятия по статистике приходится в 2,5 раза больше инноваций, чем на работника крупного предприятия[8].
В экономически развитых странах малый бизнес (МБ) развивается более быстрыми темпами, чем в России. Это связано с более длительным периодом становления рыночного хозяйства, а также с тем, что там власти придают большое значение подобным предприятиям и оказывают им поддержку в развитии и предоставляют широкий спектр льгот (таблица 4).
Таблица 4
Направления и формы поддержки МБ в различных странах
Страна |
Направления поддержки малого бизнеса |
Формы поддержки малого бизнеса |
1 |
2 |
3 |
ЕС |
укрепление единого внутреннего рынка ЕС; устранение административных барьеров для ведения МСБ; унификация законодательной базы; усиление взаимодействия стран ЕС для более глубокого экономического сотрудничества с другими странами. |
Сформирована сеть государственных и частных организаций по регулированию развития и поддержке малого бизнеса. В каждой стране ЕС политика по развитию малого бизнеса разрабатывается министерствами экономики, промышленности и торговли, занятости. Государственные учреждения, в частности торгово-промышленные палаты, занимаются обучением и повышением квалификации, технологическим консультированием кадров, задействованных на малых предприятиях, стимулированием международной торговли и сотрудничества, выдачей сертификатов качества, предоставлением деловой информации представителям малых предприятий. |
Продолжение таблицы 4
|
устойчивая государственная система регулирования и поддержки предприятий МБ; есть развитая система гос. заказов; предоставление гос. гарантий по обеспечению кредитов для МБ; инвестиционное кредитование МБ. |
Согласно «Закону о малом бизнесе», для МБ предоставляется доступ к финансовым ресурсам, размещение в секторе не менее 23% государственного заказа, оказание финансовой, консультационной, технической и организационной помощи. |
Япония |
обеспечение выполнения антимонопольного законодательства; установление различных льгот для МСП; регулирования цен на вы- пускаемую продукцию; оказание финансовой и консультативной поддержки МСП на всех уровнях их развития |
Функционируют правительственные организации поддержки МП. Государство поддерживает МП, предоставляя услуги в сфере консалтинга, рекламы, подбора кадров, оказывая организационную помощь |
Сравним уровень развития предпринимательства в России и за рубежом (таблица 5)[9]. Однако, определение МП в России не соответствуют определениям МП в Европе и США. Наиболее близким к российскому является определение сегмента МП, принятое в странах Европейского Союза. При этом, в России растёт число микро- и малых предприятий, а в Европе – средних. Также необходимо отметить, что в России доля средних предприятий существенно ниже, чем в ЕС и США.
Таблица 5
Основные показатели развития МП в мире
Показатель |
Микропредприятия |
Малые предприятия |
Средние предприятия |
Предельная численность сотрудников, чел. |
|||
Россия |
15 |
100 |
250 |
Европа |
10 |
50 |
250 |
США |
10 |
100 |
500 |
Китай |
1000 |
3000 |
Продолжение таблицы 5
Численность МП, единиц |
|||
Россия |
1594 + 2490 ИП |
243 |
16 |
Европа |
19143 |
1357 |
226 |
США |
3803 |
1109 |
85 |
Китай |
Более 12500 предприятий |
||
Доля МП от общего числа малого и среднего бизнеса, % |
|||
Россия |
36,7 + ИП 57,4% |
5,5 |
0,37 |
Европа |
92,1 |
6,6 |
1,1 |
США |
76,1 |
1,8 |
|
Китай |
н/д |
По состоянию на 1 января 2017 г., по данным Росстата и ФНС России, в Российской Федерации зарегистрировано 6037 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), на которых занято 17844,8 тыс. человек (без учета внешних совместителей) (рисунок 1)[10].
Рисунок 1. Основные показатели деятельности субъектов МП по итогам 2016 года
* уставной капитал у ИП отсутствует.
По сведениям European Commission, в России количество малых предприятий растёт более быстрыми темпами, чем в Европейском Союзе. Хотя данные по России несравнимы (из-за различной трактовки, что относить к малым предприятиям) количество малых предприятий неуклонно росло на протяжении всего периода – с кризисного 2008 г. до 2016 г. МП стало на 35% больше[11].
Однако занятость в МП в России сокращается постоянно, начиная с 2008 г. Причины российского снижения занятости в МП объясняются продолжающейся реструктуризацией сектора малого и среднего бизнеса, что особенно коснулось микро- и малых предприятий.
Динамика количества МП в Российской Федерации в 2013-2015 гг. приведена на рисунке 2.
Рисунок 2. Динамика численности МП в Российской Федерации
Основная доля МП сосредоточена в торговле (39,2%, приведены усредненные данные за 2016 г.), операциях с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (20,3%) (рисунок 3).
Рисунок 3. Структура предприятий по видам экономической деятельности в 2016 г. в Российской Федерации (на конец года; %)
Именно малое предпринимательство создаёт наибольшее число новых рабочих мест, особенно в сфере торговли (59,1%), гостиничного ресторанного бизнеса (53,3%), строительства (51,7%). Вклад сектора малого бизнеса в ВВП (рисунок 4)[12] в большинстве развитых стран колеблется 50% до 60% (в ЕС в среднем – 57,8%). В России предприятия малого бизнеса обеспечивают лишь 21% ВВП. Это очень низкое значение, требующие существенного корректировки.
Рисунок 4. Доля малого бизнеса в ВВП страны в 2016 г.
Сектор малого бизнеса ЕС составляет 99,8% предприятий ЕС и обеспечивает рабочими местами 66,5% занятого населения Европы. В России - 27% (рисунок 5).
Рисунок 5. Занятость в секторе малого бизнеса по данным за 2016 год
Тем не менее, по ряду показателей деятельности предприятий малого бизнеса в том же Евросоюзе наблюдаются негативные тенденции (рисунок 6)[13].
Рисунок 6. Количество малых и средних предприятий, занятости и добавленной стоимости за 2012-2016 гг. (2012 г. взят за 100%)
Как видно из рисунка 6, в 2016 г. количество малых предприятий практически не изменились по сравнению с 2012 г. В промежуточный период, там были колебания, например, в 2014 г. количество малых предприятий составило 3% выше, чем в 2012 г. Занятость в малом бизнесе оказались гораздо более устойчивой, чем занятость на крупных фирмах. В ЕС уровень, занятости в малом бизнесе не сильно колебался в течение всего периода. Начиная с 2012 г., изменения добавленной стоимости, произведенной субъектами малого бизнеса, находились под особенно сильным влиянием европейской экономики: они резко сократились в 2013 г., а в 2015 г. не достигли прежнего уровня и опять снизилась в 2016 г.
Итак, из проведённого анализа видно, что в ряде государств предприятия малого бизнеса развивались более эффективно, чем в России, и их вклад в экономику своих стран оказался значительней.
В целом, динамика развития малого предпринимательства в России положительная, в том числе и благодаря государственной поддержке субъектов малого бизнеса. Однако, в большинстве своем рост количества предпринимателей свидетельствует о наличии вынужденного предпринимательства, когда вследствие невозможности получения высокого дохода, население организовывает микро- и малый бизнес для поддержания семейного бюджета.
1.2. Основные проблемы менеджмента, характерные предприятиям малого бизнеса
В основе современных подходов к управлению предприятием независимо от его размера, масштаба и сферы деятельности, формы собственности лежит представление о предприятии как системе управления, в которой могут быть выделены управляющая и управляемая подсистемы[14].
Малый бизнес как отдельный субъект предпринимательства, рассматриваемый с системных позиций, является системой того же класса, что и малый бизнес в макроэкономическом смысле, а именно - сложной вероятностной открытой динамической экономической системой, обладающей самостоятельностью и возможностями саморегулирования. Однако, в отличие от малого бизнеса в макроэкономическом смысле, малое предприятие является целеориентированной системой и само является субъектом целеполагания.
Наибольшей универсальностью с позиций управления предприятием малого бизнеса, которое в большинстве случаев реализуется собственником или при его непосредственном активном участии, обладает модель, представленная на рисунке 7.
Данная модель базируется на выделении в системе предприятия следующих подсистем:
- обеспечивающей, отвечающей за обеспечение предприятия финансовыми, материальными, кадровыми и информационными ресурсами;
- производственной, обеспечивающей выпуск определенной номенклатуры продукции, ассортимента в рамках номенклатурных позиций, в заданных объемах и с соблюдением требований к качеству;
- сбытовой, обеспечивающей прием и обработку заказов, хранение, отгрузку и транспортировку произведенной продукции
- управляющей, обеспечивающей взаимодействие обеспечивающей, производственной и сбытовой подсистем и взаимодействие предприятия с внешней средой посредством обмена материальными, финансовыми и информационными потоками[15].