Файл: Оценка эффективности управления предприятием (Теоретические аспекты управления предприятиями малого бизнеса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 185

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К преимуществам малого и среднего бизнеса также можно отнести следующие:

1) Финансовые - производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам - низкие затраты.

2) Управленческие - исключение лишних звеньев управления.

3) Маркетинговые - близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентур.

4) Инновационные - развито стремление к постоянному внедрению инноваций (технологических, социальных, экономических и т.д.).

5) Риски - риски, связанные с небольшими размерами самих предприятий[7].

Таблица 3

Основные преимущества малой формы бизнеса

Основные преимущества малого бизнеса:

создание и внедрение большей части нововведений и разработок

более высокая эффективность труда

более низкие издержки деятельности

гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений

более быстрая окупаемость

более низкая потребность в первоначальном капитале

меньшие затраты на удовлетворение потребностей в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья)

Функции и преимущества малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России. Многие страны давно ощутили эффективность малых предприятий в экономике и научились решать многие проблемы, связанные с фирмами, которые занимаются деятельностью в небольших масштабах. К примеру, экономика таких стран как Германия, США и других во многом основывается именно на малых предприятиях.

Примерно 18% предприятий малого бизнеса заняты в сфере услуг, около 15% - заняты в промышленности, 14% - в строительстве и 12% - в розничной торговле. Малый бизнес осваивает в США вдвое больше нововведений, чем крупные корпорации. Установлено, что малый бизнес США дал около 50% всех нововведений и большинство новейших технологий, которые определяют лицо современного научно-технического прогресса. Из 61 крупного открытия XX в. 48 были сделаны в малых и средних фирмах. По данным Национального научного фонда США в расчете на 1 доллар, вложенный в научно- исследовательские работы, малые предприятия дали в четыре раза больше новинок, чем средние, и в 24 раза больше, чем крупные корпорации. На одного сотрудника малого предприятия по статистике приходится в 2,5 раза больше инноваций, чем на работника крупного предприятия[8].


В экономически развитых странах малый бизнес (МБ) развивается более быстрыми темпами, чем в России. Это связано с более длительным периодом становления рыночного хозяйства, а также с тем, что там власти придают большое значение подобным предприятиям и оказывают им поддержку в развитии и предоставляют широкий спектр льгот (таблица 4).

Таблица 4

Направления и формы поддержки МБ в различных странах

Страна

Направления поддержки малого бизнеса

Формы поддержки малого бизнеса

1

2

3

ЕС

укрепление единого внутреннего рынка ЕС; устранение административных барьеров для ведения МСБ; унификация законодательной базы; усиление

взаимодействия стран ЕС для более глубокого экономического сотрудничества с другими странами.

Сформирована сеть государственных и частных организаций по регулированию развития и поддержке малого бизнеса. В каждой стране ЕС политика по развитию малого бизнеса разрабатывается министерствами экономики, промышленности и торговли, занятости.

Государственные учреждения, в частности торгово-промышленные палаты, занимаются обучением и повышением квалификации, технологическим консультированием кадров, задействованных на малых предприятиях, стимулированием международной торговли и сотрудничества, выдачей сертификатов качества, предоставлением деловой информации представителям малых предприятий.

Продолжение таблицы 4



США

устойчивая государственная система регулирования и поддержки предприятий МБ; есть развитая система гос. заказов; предоставление гос. гарантий по обеспечению кредитов для МБ; инвестиционное кредитование МБ.

Согласно «Закону о малом бизнесе», для МБ предоставляется доступ к финансовым ресурсам, размещение в секторе не менее 23% государственного заказа, оказание финансовой, консультационной, технической и организационной помощи.

Япония

обеспечение выполнения антимонопольного законодательства; установление различных льгот для МСП; регулирования цен на вы- пускаемую продукцию; оказание финансовой и консультативной поддержки МСП на всех уровнях их развития

Функционируют правительственные организации поддержки МП.
Законодательно установлен статус предприятий МБ и размер льгот для них в соответствии с видом деятельности, регулируется рыночная стоимость выпускаемой продукции, предусмотрена система государственных гарантий по кредитам.

Государство поддерживает МП, предоставляя услуги в сфере консалтинга, рекламы, подбора кадров, оказывая организационную помощь


Сравним уровень развития предпринимательства в России и за рубежом (таблица 5)[9]. Однако, определение МП в России не соответствуют определениям МП в Европе и США. Наиболее близким к российскому является определение сегмента МП, принятое в странах Европейского Союза. При этом, в России растёт число микро- и малых предприятий, а в Европе – средних. Также необходимо отметить, что в России доля средних предприятий существенно ниже, чем в ЕС и США.

Таблица 5

Основные показатели развития МП в мире

Показатель

Микропредприятия

Малые предприятия

Средние предприятия

Предельная численность сотрудников, чел.

Россия

15

100

250

Европа

10

50

250

США

10

100

500

Китай

1000

3000

Продолжение таблицы 5

Численность МП, единиц

Россия

1594 + 2490 ИП

243

16

Европа

19143

1357

226

США

3803

1109

85

Китай

Более 12500 предприятий

Доля МП от общего числа малого и среднего бизнеса, %

Россия

36,7 + ИП 57,4%

5,5

0,37

Европа

92,1

6,6

1,1

США

76,1

1,8

Китай

н/д

По состоянию на 1 января 2017 г., по данным Росстата и ФНС России, в Российской Федерации зарегистрировано 6037 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), на которых занято 17844,8 тыс. человек (без учета внешних совместителей) (рисунок 1)[10].

Рисунок 1. Основные показатели деятельности субъектов МП по итогам 2016 года

* уставной капитал у ИП отсутствует.

По сведениям European Commission, в России количество малых предприятий растёт более быстрыми темпами, чем в Европейском Союзе. Хотя данные по России несравнимы (из-за различной трактовки, что относить к малым предприятиям) количество малых предприятий неуклонно росло на протяжении всего периода – с кризисного 2008 г. до 2016 г. МП стало на 35% больше[11].


Однако занятость в МП в России сокращается постоянно, начиная с 2008 г. Причины российского снижения занятости в МП объясняются продолжающейся реструктуризацией сектора малого и среднего бизнеса, что особенно коснулось микро- и малых предприятий.

Динамика количества МП в Российской Федерации в 2013-2015 гг. приведена на рисунке 2.

Рисунок 2. Динамика численности МП в Российской Федерации

Основная доля МП сосредоточена в торговле (39,2%, приведены усредненные данные за 2016 г.), операциях с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (20,3%) (рисунок 3).

Рисунок 3. Структура предприятий по видам экономической деятельности в 2016 г. в Российской Федерации (на конец года; %)

Именно малое предпринимательство создаёт наибольшее число новых рабочих мест, особенно в сфере торговли (59,1%), гостиничного ресторанного бизнеса (53,3%), строительства (51,7%). Вклад сектора малого бизнеса в ВВП (рисунок 4)[12] в большинстве развитых стран колеблется 50% до 60% (в ЕС в среднем – 57,8%). В России предприятия малого бизнеса обеспечивают лишь 21% ВВП. Это очень низкое значение, требующие существенного корректировки.

Рисунок 4. Доля малого бизнеса в ВВП страны в 2016 г.

Сектор малого бизнеса ЕС составляет 99,8% предприятий ЕС и обеспечивает рабочими местами 66,5% занятого населения Европы. В России - 27% (рисунок 5).

Рисунок 5. Занятость в секторе малого бизнеса по данным за 2016 год

Тем не менее, по ряду показателей деятельности предприятий малого бизнеса в том же Евросоюзе наблюдаются негативные тенденции (рисунок 6)[13].

Рисунок 6. Количество малых и средних предприятий, занятости и добавленной стоимости за 2012-2016 гг. (2012 г. взят за 100%)

Как видно из рисунка 6, в 2016 г. количество малых предприятий практически не изменились по сравнению с 2012 г. В промежуточный период, там были колебания, например, в 2014 г. количество малых предприятий составило 3% выше, чем в 2012 г. Занятость в малом бизнесе оказались гораздо более устойчивой, чем занятость на крупных фирмах. В ЕС уровень, занятости в малом бизнесе не сильно колебался в течение всего периода. Начиная с 2012 г., изменения добавленной стоимости, произведенной субъектами малого бизнеса, находились под особенно сильным влиянием европейской экономики: они резко сократились в 2013 г., а в 2015 г. не достигли прежнего уровня и опять снизилась в 2016 г.


Итак, из проведённого анализа видно, что в ряде государств предприятия малого бизнеса развивались более эффективно, чем в России, и их вклад в экономику своих стран оказался значительней.

В целом, динамика развития малого предпринимательства в России положительная, в том числе и благодаря государственной поддержке субъектов малого бизнеса. Однако, в большинстве своем рост количества предпринимателей свидетельствует о наличии вынужденного предпринимательства, когда вследствие невозможности получения высокого дохода, население организовывает микро- и малый бизнес для поддержания семейного бюджета.

1.2. Основные проблемы менеджмента, характерные предприятиям малого бизнеса

В основе современных подходов к управлению предприятием независимо от его размера, масштаба и сферы деятельности, формы собственности лежит представление о предприятии как системе управления, в которой могут быть выделены управляющая и управляемая подсистемы[14].

Малый бизнес как отдельный субъект предпринимательства, рассматриваемый с системных позиций, является системой того же класса, что и малый бизнес в макроэкономическом смысле, а именно - сложной вероятностной открытой динамической экономической системой, обладающей самостоятельностью и возможностями саморегулирования. Однако, в отличие от малого бизнеса в макроэкономическом смысле, малое предприятие является целеориентированной системой и само является субъектом целеполагания.

Наибольшей универсальностью с позиций управления предприятием малого бизнеса, которое в большинстве случаев реализуется собственником или при его непосредственном активном участии, обладает модель, представленная на рисунке 7.

Данная модель базируется на выделении в системе предприятия следующих подсистем:

  • обеспечивающей, отвечающей за обеспечение предприятия финансовыми, материальными, кадровыми и информационными ресурсами;
  • производственной, обеспечивающей выпуск определенной номенклатуры продукции, ассортимента в рамках номенклатурных позиций, в заданных объемах и с соблюдением требований к качеству;
  • сбытовой, обеспечивающей прием и обработку заказов, хранение, отгрузку и транспортировку произведенной продукции
  • управляющей, обеспечивающей взаимодействие обеспечивающей, производственной и сбытовой подсистем и взаимодействие предприятия с внешней средой посредством обмена материальными, финансовыми и информационными потоками[15].