Файл: Оценка эффективности управления предприятием (Теоретические аспекты управления предприятиями малого бизнеса).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 186
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1. Нормативно-правовые акты предприятий малого бизнеса
1.2. Основные проблемы менеджмента, характерные предприятиям малого бизнеса
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ малого предприятия
2.1. Анализ менеджмента ИП Таможникова А.В.
2.2. Комплекс мероприятий по совершенствованию управления в ИП Таможникова А.В.
В результате проведения вышеописанных действий имеем:
- Описание всех технологических процессов, подпроцессов, операций и действий при проведении входного контроля (в том числе процессов … управления качеством) в форме функциональной модели
- «Новый» комплект стандартов по управлению качеством
- Макет хранилища данных (информационную модель) управления качеством
- Информационную систему управления данными о качестве
При системном развитии и совершенствовании проекта систем УК работы следует проводить по следующим стадиям:
- подготовка к совершенствованию системы;
- совершенствование проекта системы;
- внедрение усовершенствованного проекта.
1. Содержание работ на стадии подготовки к совершенствованию систем практически аналогично содержанию работ на подготовительной стадии при первоначальной разработке системы. Однако анализ состояния дел по качеству должен быть направлен в первую очередь на выявление резервов повышения и обеспечения качества и конкурентоспособности продукции, а также на повышение результатов функционирования систем УК.
При выполнении работ по анализу необходимо обеспечить увязку в рамках системы УК всех проводимых на предприятии мероприятий: организационных, технических, экономических, социальных и др. Кроме того, следует обращать внимание на уровень автоматизации функций УК. Данные анализа должны стать основой для пересмотра, уточнения функций и задач по повышению качества продукции, определения тех элементов системы, которые следует дополнить, переработать или разработать вновь. По результатам анализа составляется, как правило, отчет и разрабатывается техническое задание на совершенствование системы УК, которое должно включать следующие разделы: основание для совершенствования; характеристика действующей системы; цель и задачи совершенствования системы; уточнение состава и содержания функций системы при ее совершенствовании; структура плана повышения качества продукции (или программы «качество»); сроки формирования проекта усовершенствованной системы; основные нормативные и методические источники; перспектива продолжения работ; дополнительные указания; приложения (перечни подразделении и лиц, с которыми должны согласовываться СТП и другие системы).
2. На стадии совершенствования проекта системы следует осуществлять: проверку и пересмотр действующих стандартов и других НТД системы; разработку новых стандартов и других НТД; разработку комплексного плана повышения качества продукции (или программы «Качество»); составление усовершенствованного рабочего проекта.
3. Стадия внедрения включает разработку плана внедрения усовершенствованного проекта и его выполнение. План должен предусматривать подготовку и издание приказа о продлении действия пересмотренных и отмены не вошедших в проект СТП и другой НТД, введении новых СТП и других документов системы. На этой стадии выполняются все мероприятия по внедрению усовершенствованного проекта системы УК, осуществляется контроль за их реализацией и соблюдением требований НТД. Наряду с этим проводится оценка результатов функционирования системы, основными критериями которой в общем случае служат: повышение удельного веса экспортной продукции в общем объеме производства; уменьшение рекламаций и потерь от брака; улучшение показателей качества выпускаемой предприятием продукции; сокращение сроков разработки продукции и др.
На основе оценки результатов функционирования системы УК осуществляется приемка усовершенствованной системы, что может стать позитивной предпосылкой для вторичной сертификации системы УК.
Следующим направлением модернизации менеджмента качества в ИП Таможникова А.В. может стать совершенствование политики ИП Таможникова А.В. в области качества. Политика в области качества является одной из важнейших составных частей менеджмента, реализуемых в рамках систем УК. Соответственно одноименный документ должен быть первоочередным в составе нормативной документации системы. Это связано с необходимостью принятия высшим звеном менеджеров на себя ответственности за проведение политики в области качества, что в принципе становится первоначальным в разработке, внедрении и функционировании системы качества.
При совершенствовании политики ИП Таможникова А.В. в области качества следует учитывать требования, предъявляемые к ней, а именно:
- руководство должно определять политику в области качества в письменном виде;
- политика в области качества должна быть согласована с другими направлениями деятельности ИП Таможникова А.В.;
- руководство должно обеспечивать полное понимание каждым членом коллектива разработанной политики в области качества, неуклонно ее осуществлять и проводить в жизнь;
- политика в области качества должна быть сформулирована таким образом, чтобы она касалась каждого члена трудового коллектива ИП Таможникова А.В., а не только качества выпускаемой продукции; документ, раскрывающий политику в области качества, должен быть кратким, простым, доходчивым и запоминающимся, отражать требования к качеству работы каждого работника.
Таким образом, усовершенствованный вариант политики в области качества продукции ИП Таможникова А.В. должен соответствовать следующим требованиям:
1) политика должна быть краткой;
2) она должна касаться каждого работника коллектива предприятия;
3) в ней должны быть установлены стандарты (требования) к качеству работы;
4) в ней должны быть охвачены все аспекты качества продукции ИП Таможникова А.В.;
5) политика в области качества должна быть подписана директором ИП Таможникова А.В..
При этом документу «Политика в области качества» может предшествовать заявление о «Политике в области качества». Пример усовершенствованного варианта «Политики в области качества» представлен ниже.
Политика ИП Таможникова А.В. в области качества
Наш девиз: «Качество определяет наше будущее»
Целью деятельности ИП Таможникова А.В. удовлетворение потребностей нефтеперерабатывающей и нефтегазодобывающей отраслей промышленности в ремонте, техническом сервисе технологического и энергетического оборудования с соблюдением обязательных требований в отношении безопасности условий труда, защиты здоровья персонала предприятия, а так же окружающей среды.
Наши принципы:
1. Постоянное стремление к выполнению требований потребителей путем изучения запросов существующих и потенциальных потребителей и обеспечения качества продукции с учетом самых взыскательных требований.
2. Системный подход к менеджменту, постоянное улучшение взаимодействующих процессов и повышение результативности всей системы менеджмента качества путем лидирующей роли руководителя, применения современных методов управления, координации взаимодействующих процессов с повышением их результативности.
3. Повышение эффективности производства как главного процесса путем технического перевооружения, модернизации и реконструкции производства с оптимизацией издержек.
4. Взаимовыгодные отношения с поставщиками путем развития партнерских отношений, влияющих на стабильность производства и качество продукции.
5. Формирование коллектива профессионалов путем обучения персонала и совершенствования системы мотивации труда.
6. Постоянное совершенствование системы учета, контроля, анализа с использованием информационных технологий для принятия решений на основе фактов путем развития интегрированной системы управления предприятием.
7. Обеспечение промышленной и экологической безопасности производства путем выполнения законодательных требований, реализации природоохранных мероприятий, создания нормальных и безопасных условий труда, повышения культуры производства
Руководство ИП Таможникова А.В. берет на себя обязательства обеспечить реализацию данной политики с участием всего персонала предприятия. Следуя принципам нашей политики качества, мы будем конкурентоспособны и уверены в своем будущем.
Таким образом, основными мероприятиями по совершенствованию менеджмента качества в ИП Таможникова А.В. являются использование информационной системы обработки данных о качестве на основе стандартизованной методологии функционального моделирования IDEF/0 и совершенствование политики ИП Таможникова А.В. в области качества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Устойчивость развития малых предпринимательских структур должна обеспечиваться за счет формирования конкурентных преимуществ, реализуемых при соблюдении условия баланса между стратегией и организационными возможностями бизнес-модели, в процессе выбора и обоснования приоритетной бизнес-идеи на всех этапах жизненного цикла.
При этом важным требованием к системам управления становится наличие эффективных бизнес-технологий процесса разработки и принятия управленческих решений в предпринимательских структурах, их ориентированность на обеспечение устойчивости развития конкурентного преимущества в современных условиях.
Основным направлением менеджмента ИП Таможникова А.В. должно стать исследование менеджмента качества.
В работе был проведен анализ деятельности ИП Таможникова А.В., которое выполняет различные ремонтные, строительные, монтажные и пусконаладочные работы на предприятиях топливно-энергетического комплекса, транспортировки и переработки продуктов органической химии, коммунального хозяйства и др. Также ИП Таможникова А.В. осуществляет функции подрядчика при выполнении общестроительных, санитарно-технических работ, работ по устройству наружных и внутренних инженерных сетей и коммуникаций, специальных работ по монтажу стальных конструкций, технологического оборудования, пусконаладочных работ и работ, связанных с повышенной опасностью промышленных производств и объектов.
По результатам анализа менеджмента ИП Таможникова А.В. были сделаны следующие выводы.
Система управления ИП Таможникова А.В. представляет собой комплексную систему регулирования, контроля и анализа, существующих на предприятии бизнес-процессов. На фирме внедрена Интегрированная Система Менеджмента (ИСМ) ИП Таможникова А.В., которая основана на требованиях международных стандартов ISO 9001:2000, ISO 14001:2004, OHSAS 18001:1999.
На ИП Таможникова А.В. принята «Политика ИП Таможникова А.В. в области качества, промышленной и экологической безопасности до 2020 года». Руководство ИП Таможникова А.В. несёт ответственность за обеспечение реализации политики в области качества, промышленной и экологической безопасности всеми видами ресурсов, мотивацию работников к выполнению требований интегрированной системы управления.
ИП Таможникова А.В. оснащено специальной лабораторией, сотрудники которой осуществляют комплексный мониторинг качества оказываемых работ и производства продукции на всех стадиях: контроль сырья и материалов поставщиков, входной контроль сырья, оперативный контроль, контроль продукции после ее выпуска, контроль произведенных работ.
Для исследований и контроля качества при выполнении работ осуществляется пооперационный контроль за выполнением требований технологии на ремонтные работы, визуальный и измерительный контроль, магнитопорошковый контроль, соответствующий нормам для визуального контроля.
Повысить эффективность менеджмента качества в ИП Таможникова А.В. позволяет автоматизированная система «Управление качеством», который является конфигурацией системы программ «1С:Предприятие 8.2».
Проведение исследования менеджмента качества в ИП Таможникова А.В. позволило определить следующие основные направления совершенствования и развития технологии и системы:
- дальнейшее совершенствование всех элементов системы, при этом важнейшим средством улучшения их функционирования является дальнейшая автоматизация процессов управления качеством;
- расширение круга задач по управлению и создание на основе системного управления качеством многоцелевых систем управления производством, основанных на принципах рыночной экономики.
Основными мероприятиями по совершенствованию менеджмента качества в ИП Таможникова А.В. являются использование информационной системы обработки данных о качестве на основе стандартизованной методологии функционального моделирования IDEF/0 и совершенствование политики ИП Таможникова А.В. в области качества.
На реализацию проекта мероприятий по совершенствованию менеджмента качества в ИП Таможникова А.В. необходимо выделить 529520 руб., которые предприятие будет реинвестировать прибыль. Проведенные расчеты выявили, что предложенная программа эффективна, т.к. чистая приведенная стоимость больше нуля ( NPV = 12073,17), индекс прибыльности составит 1,08, срок окупаемости программы составит 11 месяцев.