Файл: Оценка эффективности управления предприятием (Теоретические аспекты управления предприятиями малого бизнеса).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1. Нормативно-правовые акты предприятий малого бизнеса
1.2. Основные проблемы менеджмента, характерные предприятиям малого бизнеса
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ малого предприятия
2.1. Анализ менеджмента ИП Таможникова А.В.
2.2. Комплекс мероприятий по совершенствованию управления в ИП Таможникова А.В.
Рисунок 7. Структура предприятия малого бизнеса как системы управления
Данная модель малого предприятия как системы управления, хорошо соответствуя потребностям и реалиям операционной деятельности предприятия, не включает явным образом элементов, основное назначение которых заключается в обеспечении развития, то есть инновационно-инвестиционной деятельности. По нашему мнению, за формирование портфеля инвестиционных проектов, в том числе, инновационного характера отвечает информационная составляющая обеспечивающей подсистемы, а материальная, финансовая и кадровая составляющие поставляют необходимые ресурсы на инвестиционной стадии принятых к реализации проектов. Генерирование инноваций в рамках данной модели предстает как один из планомерно реализуемых производственных процессов.
Подобный способ включения в модель инвестиций и инноваций связан с тем, что собственники малого бизнеса как правило избегают сочетания в рамках одного предприятия старых и новых технико-технологических основ и часто предпочитают на новой или радикально обновленной технико-технологической базе создавать новое предприятие. Обособление предприятия как имущественного комплекса, создаваемого на базе новых инвестиций и/или инноваций, объяснимо с точки зрения управления рисками, так как позволяет в течение некоторого времени сохранять действующий бизнес, не подвергая его рискам, связанным c обновлением. В данном случае статус малого предприятия становится фактором эффективности[16].
Управление предприятием должно обеспечивать консолидацию и целенаправленность деятельности всех его составных частей, при этом особенностью малого бизнеса является распространенность совмещения его работниками нескольких функций, что затрудняет идентификацию субъекта и объекта управления с позиций отдельных управленческих решений. В общем виде процесс управления предприятием можно представить как циклическую последовательность принятия и реализации управленческих решений, реализующих отдельные функции управления.
К числу наиболее общих функций управления принято относить:
- планирование, то есть формирование генеральной цели управления, декомпозиция цели в совокупность целей для отдельных элементов системы (подразделений, процессов и т.п.) и определение путей и методов достижения целей;
- организацию, то есть формирование структуры управления и системы делегирования полномочий и прав распоряжения ресурсами в процессе его осуществления;
- мотивацию, то есть это совокупность методов, стимулирующих работников предприятия к деятельности, направленной на достижение цели, целесообразное использование ими предоставленных полномочий и прав, выполнение плановых заданий;
- контроль и учет, то есть регулирование деятельности работников по использованию прав и полномочий и выполнению работ с позиций соответствия поставленным задачам[17].
Малое предприятие подвержено влиянию внешних и внутренних факторов, вызывающих возмущения в ходе деятельности по реализации планов достижения целей, что вызывает потребность в изменении направления движения, а в ряде случаев – в изменении целей. В динамике выполнение каждой из функций управления представляет собой последовательность принимаемых и реализуемых управленческих решений. Определяющими факторами при построении системы принятия решений на малом предприятии являются ограниченность ресурсов, доступных для использования в сфере управления, отсутствие диверсификации по направлениям управленческой деятельности и высокая чувствительность результатов деятельности к качеству управленческих решений.
В процессе деятельности малого предприятия формируется информация, сбор и анализ которой должны обеспечивать возможность выработки управленческих решений, направленных на обеспечение стабильности бизнеса и его развитие. Обязательной составляющей информационной базы принятия решений являются данные учета, а методология принятия управленческих решений в обязательном порядке должна включать анализ информации[18].
На рисунке 8 показаны направления распространения управляющих воз- действий в рамках предприятия. Сплошными стрелками показаны директивные управляющие воздействия, имеющие характер приказов, распоряжений, утвержденных плановых заданий, а пунктирные стрелки соответствуют косвенным управляющим воздействиям, возникающим в результате информационного обмена, обусловленного совмещением функций и/или характерными для малого бизнеса неформальными взаимодействиями сотрудников, в том числе, родственными связями. Косвенные управляющие воздействия формируют три замкнутых контура, которые потенциально способны как усиливать, так и ослаблять прямые управляющие воздействия.
Рисунок 8. Распространение управляющих воздействий в системе малого предприятия
Таким образом, данная системная модель малого предприятия и модель распространения управляющих воздействий соответствуют принципу информационности, который реализуется через признание информации важнейшим ресурсом, доступ, использование и распространение которого определяют эффективность управления в малом бизнесе, результаты функционирования предприятия и возможность достижения малым бизнесом целей макро- и микроэкономического уровня.
Поскольку малое предприятие имеет в своем составе малое число сотрудников важно дать каждому из них возможности для личного развития. Так, менеджер малого бизнеса должен заниматься разработкой принципов деятельности для своих подчиненных, согласно которым сотрудники смогут действовать самостоятельно, генерировать идеи по улучшению функционирования предприятия, предлагать новые способы осуществления деятельности. Таким образом, создаются условия для творческой работы коллектива, что является основой успеха бизнеса. При организации рабочего процесса подобным образом бизнес получает новые возможности для развития, расширяются границы его функционирования и растет общая продуктивность. Все это безусловно является возможностями как для развития менеджмента, так и конкретного бизнеса, в рамках которого он реализуется.
В то же время для менеджмента на малых предприятиях существует множество ограничений. В частности, на большинстве предприятий практикуется лишь краткосрочный и среднесрочный менеджмент. Это позволяет бизнесу функционировать «здесь и сейчас», удовлетворять текущие потребности потребителей.
Что касается стратегического менеджмента в малом бизнесе, тут встречается ряд преград, среди которых в первую очередь можно выделить финансовую и ресурсную ограниченность. Малый бизнес не имеет достаточно средств для проведения масштабных исследований, которые позволяли бы составлять долгосрочные планы и прогнозировать функционирование бизнеса. Кроме того, на малом предприятии не развит инновационный менеджмент. Это объясняется рядом факторов:
- отсутствие человеческих ресурсов с инновационным, творческим мышлением;
- недостаток средств для найма высококвалифицированного персонала способного генерировать новые идеи высокого качества;
- сосредоточенность менеджеров бизнеса на выполнение текущих задач, направленность на достижение стандартных целей по повышению роста продаж, увеличению прибыли.
Очевидно, что наличие одного из приведенного фактора ограничивает менеджмент и делает невозможным его развитие.
Таким образом, менеджмент малого бизнеса имеет и возможности, и преграды. В зависимости от подхода и стиля руководства менеджера, бизнес может процветать за счет использования возможностей менеджмента и преодоления ранее обозначенных преград.
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ малого предприятия
2.1. Анализ менеджмента ИП Таможникова А.В.
С самого начала создания руководство ИП Таможникова А.В. взяло курс на внедрение менеджмента, который бы позволил создать конкурентоспособную фирму, способную выполнять работы и оказывать услуги, удовлетворяющие всем требованиям заказчика.
Обобщенно суть менеджмента ИП Таможникова А.В. представляет собой комплексную систему регулирования, контроля и анализа, существующих на фирме бизнес-процессов. Именно благодаря точности и комплексности удаётся оперативно решать стоящие перед ИП Таможникова А.В. задачи, развивать производственную базу, грамотно планировать производство и выполнение работ.
Любая система управления эффективно работает, если сформирован коллектив, состоящий из профессионалов, разделяющих ценности компании. В настоящее время на ИП Таможникова А.В. сформирован высококвалифицированный коллектив, состоящий из опытных, ответственных и активных сотрудников. Что касается кадровой и корпоративной политики ИП Таможникова А.В., то её концентрированным содержанием является Корпоративный кодекс. Организуя работу в коллективе, руководство ИП Таможникова А.В. видит основной целью создание команды, сплочённой общей идеей и ценностями предприятия.
Главные требования, предъявляемые к сотрудникам ИП Таможникова А.В. - профессионализм, желание повысить квалификацию, высокий культурный уровень, ответственность. Эти качества гармонично вписываются в общую корпоративную культуру компании и служат основой всех её достижений.
Со своей стороны, ИП Таможникова А.В. гарантирует предоставление гарантий и льгот, предусмотренных как действующим законодательством, так и Коллективным договором, который устанавливает повышенные социальные гарантии. Кроме того, ИП Таможникова А.В. относится с уважением и по мере возможностей поощряет сотрудников, занимающихся спортом.
ИП Таможникова А.В. специализируется на ремонте и сервисном обслуживании промышленного оборудования, что требует грамотных технических решений и производственного управления. Грамотное управление производством зависит от многих факторов. При этом основными являются компетентность технических специалистов, используемое оборудование, уровень автоматизации производственных процессов.
На ИП Таможникова А.В. создана и внедрена система менеджмента качества, соответствующая требованиям международного стандарта ISO 9001:2000. В июне 2015 года Система Менеджмента Качества (СМК) ИП Таможникова А.В. прошло успешную сертификацию на соответствие международному стандарту ISO 9001:2000 в компании «SGS».
Современные стандарты управления, широкая производственная база, отлаженная система планирования производства и выполнения работ, высокий уровень организации бизнес-процессов являются отличительными характеристиками ИП Таможникова А.В.
Несмотря на создание и успешное внедрение СМК руководство ИП Таможникова А.В. приняло решение, что помимо обеспечения качества предприятие должно стремится обеспечивать соответствие мировым требованиям экологии и промбезопасности. В результате на основе действующей системы менеджмента качества была документально разработана, внедрена и поддерживается в рабочем состоянии Интегрированная Система Менеджмента (ИСМ) ИП Таможникова А.В., которая основана на требованиях международных стандартов ISO 9001:2000, ISO 14001:2004, OHSAS 18001:1999. Результативность созданной системы менеджмента постоянно повышается, о чём свидетельствует успешное прохождение сертификационного аудита ИСМ, проводившегося компанией «TUV NORT SERT» в декабре 2015 года, а также надзорного аудита, проводившегося в июне 2016 года компании «SGS».
Аудит показал, что политика в области экологии доступна для сотрудников и наглядна, на ИП Таможникова А.В. происходит эффективное управление значимыми экологическими аспектами, которые потенциально могут нанести вред окружающей среде, кроме этого менеджмент и персонал осведомлен в области управления окружающей средой. Внедрение стандарта ИСО 14001 позволило создать на предприятии эффективную систему контроля и управления за состоянием окружающей среды, обеспечить порядок и последовательность решения экологических вопросов, минимизировать воздействие производства на окружающую среду.
Стандарт OHSAS 18001-1999 «Система менеджмента здоровья и безопасности» представляет собой требования к системе управления охраной труда ИП Таможникова А.В., как составной части общей системы менеджмента. Основная задача системы - управление профессиональными рисками безопасности и здоровья.
Требования системы менеджмента здоровья и безопасности распространяются на следующие категории персонала:
- постоянные сотрудники;
- временные сотрудники;
- посетители на рабочем месте.
Система менеджмента здоровья и безопасности, созданная по стандарту OHSAS 18001:1999 позволила ИП Таможникова А.В.: