Файл: Оценка эффективности управления предприятием (Теоретические аспекты управления предприятиями малого бизнеса).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 194
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1. Нормативно-правовые акты предприятий малого бизнеса
1.2. Основные проблемы менеджмента, характерные предприятиям малого бизнеса
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ малого предприятия
2.1. Анализ менеджмента ИП Таможникова А.В.
2.2. Комплекс мероприятий по совершенствованию управления в ИП Таможникова А.В.
- расширение круга задач по управлению и создание на основе системного управления качеством многоцелевых систем управления производством, основанных на принципах рыночной экономики.
В современных условиях оперативности и эффективности управления принадлежит решающая роль, поэтому характерной тенденцией в совершенствовании и развитии технологии управления качеством стало автоматизированное решение задач. Это неизбежно приводит к модернизации автоматизированной системы управления качеством (АС УК). Поскольку управление качеством - один из элементов единого процесса управления организацией, то применительно к уровню управления ИП Таможникова А.В. АС УК должны функционировать в составе и во взаимодействии со всеми другими подсистемами АСУ.
Автоматизированная система УК должна быть предназначена для решения задач по УК на всех стадиях создания и использования продукции. Главная цель АС УК - оптимизация производственных процессов для систематического повышения качества продукции по удовлетворению требований потребителей и получения максимального эффекта от затрачиваемых трудовых и материальных ресурсов. Она должна быть неразрывно связана с другими АСУ: информационной, нормативной базой, общими техническими средствами, математическим обеспечением.
Структурно АПС УК следует строить по функциональному признаку. Между тем механически воспроизводить в АПС УК целиком структуру системы управление качеством нельзя, так как при наличии АСУ ряд функций уже реализуется в других производственных подсистемах. Даже при создании новых АПС целесообразно ряд функций по УК переносить в них, чтобы АС УК обеспечивала только координацию основных функций.
В современных условиях целесообразно использовать следующий состав подсистем АС УК, реализующий функции на всех стадиях создания и использования продукции:
- маркетинг и изучение рынков;
- разработка продукции, материально-техническое снабжение, разработка технологических процессов и постановка продукции на производство;
- входной контроль и производственный процесс изготовления;
- обеспечение идентификации и прослеживаемости;
- контроль и испытания готовой продукции;
- упаковка, хранение и подготовка к транспортированию продукции;
- техническая помощь потребителям в обслуживании, ремонте и утилизации продукции; организация товарооборота;
- организация использования (эксплуатации или потребления) продукции;
- обеспечение утилизации или уничтожения продукции после использования.
Разработка и внедрение эффективной АС УК - процесс трудоемкий и сложный. Осуществлять его целесообразно поэтапно, по очереди.
С целью модернизации менеджмента качества в ИП Таможникова А.В. можно рекомендовать использование информационной системы обработки данных о качестве.
Система управления качеством предполагает решение как минимум двух вопросов – наглядной демонстрации наличия системы управления качеством (1) (это демонстрируется всем комплексом нормативной документации по качеству от СТП и МИ до технологических карт) и самое главное (2) действующей системой регистрации, хранения и анализа данных о качестве. Современные технологии структурного анализа и реинжиниринга бизнес процессов предлагают решение этих вопросов на основе стандартизованной методологии функционального моделирования IDEF/0.
Методология предполагает:
- описание процессов деятельности «как есть» с помощью функциональной модели с точки зрения руководителя фирмы по качеству,
- проведение анализа процессов «как есть» на соответствие требованиям международных стандартов по качеству и построение модели процессов «как должно быть» на основе результатов анализа процессов «как есть»,
- разработка нового комплекта Стандартов фирмы по качеству,
- разработку и построение на основе функциональной модели «как должно быть» информационной модели хранилища данных о качестве и получение стандартного SQL-файла для построения базы данных,
- загрузку полученного SQL-файла в СУБД, получение таблиц базы данных и на их основе разработку системы сбора, анализа и хранения данных о качестве на всех этапах жизненного цикла продукции.
Функциональная модель позволит получать все необходимые документы по менеджменту качества в ИП Таможникова А.В., а разработанная на ее основе информационная система – позволит оперативно управлять данными о качестве.
Для примера рассмотрим построение фрагмента информационной системы, описывающего процессы входного контроля.
Этап 1. Построение функциональной модели процессов предприятия.
Построение модели всегда начинается со сбора и анализа данных об объекте моделирования. В данном случае исходными данными могут быть существующие Стандарты ИП Таможникова А.В. по качеству (СТП), методические инструкции (МИ) и технологические карты (Т или ТК) выполнения операций..
Для того, чтобы модель была полной и отражала все имеющиеся информационные связи процессов, моделирование начинается с описания процессов самого верхнего уровня – диаграммы модели А-0. При разработке этой диаграммы определяются главная задача существования ИП Таможникова А.В., основные взаимосвязи процессов фирмы с окружающей средой, определяется цель и точка зрения моделирования, формулируются вопросы, на которые должна отвечать модель.
Основная задача ИП Таможникова А.В. формулируется как «Выпускать конкурентоспособную продукцию для получения максимально возможной прибыли». При выявлении входных и выходных потоков целесообразно выделить потоки следующих типов: материальные, информационные и финансовые. При таком делении удобно рассматривать как преобразование потока внутри каждого типа, так и между типами. Например, как финансовый поток преобразуется в средства производства или в подготовленный персонал.
Когда определена главная задача деятельности фирмы, выделяются виды деятельности, при проведении которых эта задача достигается, например:
- Управление фирмой;
- Проведение маркетинговых исследований;
- Разработка (проектирование) продукции и подготовка производства;
- Выпуск и реализация продукции;
- Обслуживание и ремонт продукции;
- Совершенствование продукции и производства, подготовка кадров;
Указанные виды деятельности описывают практически весь жизненный цикл продукции и соответствуют «петле качества», как того требуют стандарты ИСО серии 9000 в редакции 2001 года. Рассмотрение взаимосвязей видов деятельности составляет предмет декомпозиции второго уровня, или диаграммы А0.
Процесс дальнейшего моделирования необходимо продолжать до тех пор, пока модель не будет отвечать на все поставленные вопросы. В рассматриваемом примере это декомпозиция деятельности предприятия по цепочке (в глубину модели) декомпозиции "Выпускать и реализовывать продукцию" – "Осуществлять закупки" – "Проводить входной контроль" вплоть до выполнения конкретных действий специалистов Бюро входного контроля на их рабочих местах. Такая глубина декомпозиции позволяет непротиворечиво и целостно описать все процессы преобразования входных потоков, возникающие при входном контроле.
Результатом выполнения первого этапа создания системы качества является программно-поддерживаемая модель выполнения процессов «как есть» входного контроля.
Этап 2. Анализ функциональной модели на соответствие требованиям системы качества и построение функциональной модели «как должно быть»
При анализе функциональной модели выявляют все происходящие процессы, подпроцессы, операции и действия, связанные с управлением качеством, например:
- Проверяют наличие сопроводительной документации;
- Проверяют внешний вид упаковки;
- Проверяют образцы и т. д.
Выявленные элементы разделяют по принципу «элемент – регистрация результата выполнения элемента – анализ результата» для каждого выявленного элемента. Отсутствие одного или нескольких составляющих указывает на неполноту менеджмента качества. Следующим шагом анализа может быть проверка наличия в рассматриваемых процессах тех или иных необходимых для этих процессов элементов системы качества.
После того, как проведен анализ модели, выявлены недостатки в системе качества, разработанная функциональная модель дорабатывается до состояния «как должно быть».
В рассматриваемом случае не была предусмотрена возможность анализа некоторых результатов контроля механических свойств образцов. В результате преобразования выполнения этих операций и отражения изменений в модели, была построена модель «как должно быть».
Этап 3. Разработка нового комплекта Стандартов фирмы по качеству.
Для рассматриваемых операций входного контроля объем модели составляет около 30 диаграмм. Поэтому отчеты из нее позволяют легко поверить существующие документы на непротиворечивость, так как база данных модели автоматизированно генерирует отчеты о технологиях выполняемых операций. Эти отчеты являются по своему содержанию технологическими картами операций, а более укрупненные отчеты – стандартами предприятия и Руководством по качеству.
Полученные в форме текстовых файлов стандартные отчеты из модели словесно по пунктам описывают выполнение процессов, подпроцессов, операций и действий в системе качества «как должно быть». Подвергнутые стилистической обработке с использованием любых текстовых редакторов, эти файлы становятся электронными образами новых стандартов и могут быть распечатаны на бумажные носители в любом виде и в любом количестве.
Этап 4. Разработка и построение на основе функциональной модели «как должно быть» информационной модели хранилища данных о качестве и получение стандартного SQL-файла для построения базы данных.
Процедура построения информационной модели стандартизована международным стандартом IDEF/1X. Выявляется все без исключения информационные потоки (входные, выходные, управляющие и ресурсы), затем выявляются все преобразования с потоками, затем из их числа выявляются сущности и атрибуты и отношения между ними.
Сущность - множество реальных или абстрактных предметов, обладающих общим набором характеристик, отдельный элемент которого называется экземпляром сущности.
Отношение - вид связи между сущностями.
Атрибут - тип характеристик или свойств, ассоциированных с множеством реальных или абстрактных объектов, определенная характеристика отдельного элемента множества называется экземпляром атрибута.
Рассмотрим чуть подробнее процедуру выбора сущностей и атрибутов на примере упрощенной модели входного контроля.
Выберем сущности и их атрибуты: дефект; деталь; контракт; поставщик; оборудование; сотрудник; процедура контроля; операция контроля из модели (рисунок 9).
Рисунок 9. Выбор сущностей и атрибутов на примере упрощенной модели входного контроля
Полученные таким образом таблицы сущностей с их атрибутами остается связать информационными отношениями. Эти отношения выбираются из названий блоков и соединяются специальными стрелками. Отметим, что все указанные элементы модели выбираются из всей модели, а не какой-либо одной диаграммы, и описывают информационные преобразования всех технологических процессов, поэтому информационная модель относится ко всей функциональной модели. В результате получается информационная модель нового вида.
Стандартным отчетом из информационной модели является SQL-файл, поддерживаемый большинством систем управления данными.
Этап 5. Загрузка полученного SQL-файла в СУБД , получение таблиц базы данных и разработка на их основе системы сбора, анализа и хранения данных о качестве на всех этапах жизненного цикла продукции
Одной из самых простых СУБД является MS Access из комплекта MS Office. Сгенерированная база данных (пока только таблицы) выглядит следующим образом (рисунок 11).
Рисунок 10. Сгенерированная база данных
Полученные таблицы практически полностью совпадают с описанием сущностей в информационной модели, а имена полей в таблицах – с атрибутами сущностей. Связи, установленные между таблицами, также совпадают со связями в информационной модели. Это соответствие позволяет сверять сгенерированную базу с разработанной информационной моделью, а также вносить изменения в уже сгенерированную базу при изменениях в функциональной модели.
Полученная база данных становится ядром информационной системы входного контроля и позволяет вводить, хранить и обрабатывать информацию о качестве на всех этапах производственного цикла входного контроля от оформления приходных ордеров по получения отчетов по результатам лабораторных испытаний отдельных образцов и партий. Обязательным условием работы информационной системы становится перенесение мест ввода первичной информации к местам ее появления – в лаборатории, бюро приемки, склады временного хранения и т.д., а места обработки данных должны быть отнесены в службы качества, отдел маркетинга и другие.