Файл: Руководство для профессиональных аналитиков москва 2009 rv удк 001. 51 Ббк72 с 40.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 532
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Часть II
СИСТЕМНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ
И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 25
Глава 4
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ И
ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
4.1. Управление - наука и искусство
Управление различными социальными процессами
- занятие такое лее древнее, как само человеческое общество. Однако в различных социальных системах и на разных его уровнях существуют различные типы, формы и методы управления. По мере усложнения общественной жизни они тоже усложняются.
Естественно, что в различных условиях и разнообразных ситуациях цели управления могут быть разными, например, предотвратить финансовый крах организации, повысить безопасность населения страны от террористических актов, поднять квалификацию инженеров и рабочих предприятия для повышения качества выпускаемой продукции и т.д. Различными могут быть также средства, которыми достигаются эти цели, методы и приемы выработки наиболее эффективных управленческих решений. В современной рыночной экономике главная цель управления коммерческими, общественными, политическими организациями - достижение определенной выгоды, сохранение и укрупнение власти, получение того или иного результата в области культуры, науки, образования и других видов человеческой деятельности.
Но люди, осуществляющие процесс управления, могут испытывать различные эмоции и переживания: позитивные - в случае удачи, негативные, если цели не достигнуты, а организация потерпела убытки или поражение. Поэтому управляющим теми или иными организациями или процессами приходится заботиться не только о не-
118
посредственной выгоде в конкурентной борьбе или в политической деятельности, но и стремиться к тому, чтобы как руководители, так и исполнители осуществляемых управленческих решений испытывали максимум позитивных переживаний, плодотворно сказывающихся на всей их деятельности.
Говоря об управлении, следует всегда иметь в виду, что в социально-экономической сфере управление сколько-нибудь сложным процессом или организацией само представляет собой сложную систему. Ее компонентами являются определение и распределение различных ресурсов, включая финансовые, планирование деятельности, контроль за выполнением поставленных задач и достижением целей, правильная расстановка кадров, учет изменения ситуации, своевременный и адекватный анализ достижений и просчетов в управленческой деятельности
16
. В ходе решения различных задач, возникающих в тех или иных ситуациях, у персонала, вырабатывающего решения и осуществляющего контроль за его выполнением, может накапливаться как позитивный, так и негативный опыт. В процессе выработки управленческих решений могут формироваться более или менее устойчивые штампы и стандарты. При изменении ситуации и возникновении новых, неожиданных проблем они могут оказаться неэффективными и даже вредными. Именно в этих случаях для принятия правильных и эффективных управленческих решений необходим системный анализ.
Для того чтобы применять его умело и своевременно, важно овладеть методологией системно-аналитических исследований.
Еще великий греческий философ Г
ЕРАКЛИД
(520-
460 гг. до н.э.) говорил, что все в мире течет и меняется и нельзя дважды войти в одну и ту нее текущую реку. Однако в происходящих вокруг нас изменениях
16. Проблемы системного мышления, возникающие в управленческих процессах, рассмотрены в книге О'К
ОННОР
Д
Ж
.,
М
АК
-Д
ЕРМОТТ
Я. Искусство системного мышления. Творческий подход к решению проблем и его основные стратегии. -
К.: «София-, 2001. - 304 с.
119
мы всегда можем выделить более или менее устойчивые, стабильные ситуации и процессы.
То, что окружает данную системную целостность, по отношению к ней выступает как объект, с которым она взаимодействует, сотрудничает или которому противодействует. Если такая целостность представляет собой социальный институт, группу, организацию или учреждение, то она сама становится объектом управления, а человек (менеджер) или группа людей, осуществляющие управление в интересах данной целостности, могут рассматриваться как управляющий, или менеджериальный субъект. Главной функцией такого субъекта является выработка рациональных управленческих решений, ориентированных на достижение основных целей и решение промежуточных задач.
В явной форме знания об управлении как особом виде действия обнаруживаются уже в Древнем Египте
(5 тыс. лет назад), Китае и в Античной Греции (3 тыс. лет назад). За прошедшие века они обросли многими традициями и стереотипами, более или менее значительно влияющими на человеческую жизнь в целом, историю народов, функционирование различных учреждений, организаций, институтов.
Понятие
«управление» оказалось в центре внимания науки благодаря трудам Н. В
ИНЕРА
,
У.Р. Э
ШБИ и ряда других зарубежных и отечественных исследователей, которые развивали специальную науку
«кибернетику», рассматривая ее как общую теорию управления
17
. Само слово
«кибернетика» происходит от греческого
«Kvfiepvr]oig» (управление кораблем, управление) и на протяжении многих десятилетий начиная с середины XX в. обозначало одно из наиболее «модных» направлений в общем русле системно-структурных исследований.
Управление часто рассматривают как единство науки и искусства. При этом понятие «наука» используется, когда речь заходит о применении в тех или иных управленческих решениях экономических и социальных закономерностей, математических моделей и статистиче-
17. Люди и кибернетика // Под ред. Н.Н. М
ОИСЕЕВА
- М.: Мол. Гвардия, 1984. - 224 с.
ских вычислений. Термин же «искусство» применяется не в том смысле, в каком он используется, когда речь идет о живописи, ваянии, театре, кино, музыке и т.п., а как понятие, обобщающее успешный управленческий опыт, позволяющий в неожиданных и нестандартных ситуациях принимать наиболее эффективные решения.
Но если об искусстве управления можно говорить в некотором переносном смысле и относить его к специфическим приемам управленческой деятельности, вырабатываемым наиболее успешными и удачными менеджерами, то научные основы управленческой деятельности требуют обширных и строгих знаний. Они опираются на точные методы, составляющие методологическую основу современного менеджмента.
Однако реальные процессы управления в реальных социально-экономических ситуациях, организациях и учреждениях требуют сочетания как знания социально- экономических закономерностей, регулярностей и правил, количественных методов их выражения, так и группового и индивидуального опыта, опоры на аналитические исследования и творчество, которое мы назвали искусством управления.
4.2. Стратегия и тактика
Понятия
«стратегия», или
«стратегическое управление», а также «тактика», или «оперативное управление», являются центральными для учения .об эффективном управлении социально-экономическими процессами, институтами, организациями, предприятиями, учреждениями. В античном мире они применялись в военном деле. В теории управлении они приобрели новый смысл
18
Хорошо продуманная и обоснованная стратегия всегда направлена на достижение цели, являющейся наиболее желательным для данной организации результатом в данной ситуации, в данном месте, в данном интервале времени. Научно обоснованная стратегия должна также учитывать реальные ресурсы, которыми располагает или
18. М
ИНЦБЕРГ
Г., А
ЛЬСТРЕНД
Б., Л
ЭМПЕЛ
Дж. Школы стратегий // Под ред. Ю.Н.
К
АПТУРЕВСКОГО
- СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 336 с.
120 121
То, что окружает данную системную целостность, по отношению к ней выступает как объект, с которым она взаимодействует, сотрудничает или которому противодействует. Если такая целостность представляет собой социальный институт, группу, организацию или учреждение, то она сама становится объектом управления, а человек (менеджер) или группа людей, осуществляющие управление в интересах данной целостности, могут рассматриваться как управляющий, или менеджериальный субъект. Главной функцией такого субъекта является выработка рациональных управленческих решений, ориентированных на достижение основных целей и решение промежуточных задач.
В явной форме знания об управлении как особом виде действия обнаруживаются уже в Древнем Египте
(5 тыс. лет назад), Китае и в Античной Греции (3 тыс. лет назад). За прошедшие века они обросли многими традициями и стереотипами, более или менее значительно влияющими на человеческую жизнь в целом, историю народов, функционирование различных учреждений, организаций, институтов.
Понятие
«управление» оказалось в центре внимания науки благодаря трудам Н. В
ИНЕРА
,
У.Р. Э
ШБИ и ряда других зарубежных и отечественных исследователей, которые развивали специальную науку
«кибернетику», рассматривая ее как общую теорию управления
17
. Само слово
«кибернетика» происходит от греческого
«Kvfiepvr]oig» (управление кораблем, управление) и на протяжении многих десятилетий начиная с середины XX в. обозначало одно из наиболее «модных» направлений в общем русле системно-структурных исследований.
Управление часто рассматривают как единство науки и искусства. При этом понятие «наука» используется, когда речь заходит о применении в тех или иных управленческих решениях экономических и социальных закономерностей, математических моделей и статистиче-
17. Люди и кибернетика // Под ред. Н.Н. М
ОИСЕЕВА
- М.: Мол. Гвардия, 1984. - 224 с.
ских вычислений. Термин же «искусство» применяется не в том смысле, в каком он используется, когда речь идет о живописи, ваянии, театре, кино, музыке и т.п., а как понятие, обобщающее успешный управленческий опыт, позволяющий в неожиданных и нестандартных ситуациях принимать наиболее эффективные решения.
Но если об искусстве управления можно говорить в некотором переносном смысле и относить его к специфическим приемам управленческой деятельности, вырабатываемым наиболее успешными и удачными менеджерами, то научные основы управленческой деятельности требуют обширных и строгих знаний. Они опираются на точные методы, составляющие методологическую основу современного менеджмента.
Однако реальные процессы управления в реальных социально-экономических ситуациях, организациях и учреждениях требуют сочетания как знания социально- экономических закономерностей, регулярностей и правил, количественных методов их выражения, так и группового и индивидуального опыта, опоры на аналитические исследования и творчество, которое мы назвали искусством управления.
4.2. Стратегия и тактика
Понятия
«стратегия», или
«стратегическое управление», а также «тактика», или «оперативное управление», являются центральными для учения .об эффективном управлении социально-экономическими процессами, институтами, организациями, предприятиями, учреждениями. В античном мире они применялись в военном деле. В теории управлении они приобрели новый смысл
18
Хорошо продуманная и обоснованная стратегия всегда направлена на достижение цели, являющейся наиболее желательным для данной организации результатом в данной ситуации, в данном месте, в данном интервале времени. Научно обоснованная стратегия должна также учитывать реальные ресурсы, которыми располагает или
18. М
ИНЦБЕРГ
Г., А
ЛЬСТРЕНД
Б., Л
ЭМПЕЛ
Дж. Школы стратегий // Под ред. Ю.Н.
К
АПТУРЕВСКОГО
- СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 336 с.
120 121
может располагать организация, и фактическую расстановку сил на рынке, в политической борьбе, на
«фронте» научных исследований и т.д. Обоснованная стратегия должна быть изложена в форме документа, содержащего описание фактов, содействующих ее реализации, реальных и потенциальных препятствий, учитывающего интересы сотрудников и подразделений данной организации или учреждения и механизмы стимуляции их деятельности. Только тщательно проработанная и реалистическая стратегия может привести к желаемому успеху.
Стратегия любой организации может быть охарактеризована с трех сторон. Во-первых, стратегия должна приводить наиболее экономичным, эффективным способом к достижению главной стратегической цели организации и содействовать созданию конкурентоспособной продукции и услуг, наиболее привлекательных для потенциальных потребителей. Во-вторых, на основании выделения целей, подцелей и тактических задач стратегия должна содействовать четкому распределению функций между всеми подразделениями и отдельными исполнителями организации. Она должна служить фактором мобилизации и активизации деятельности всех руководителей и рядовых сотрудников. В-третьих, стратегия должна строиться с учетом действующего законодательства стран, в которых она реализуется, а также с учетом договорных отношений и обязательств, заключенных ранее с другими субъектами деятельности.
Стратегическое управление не может ограничиваться только внутренними проблемами и задачами организации. Управление должно учитывать реальное состояние и потенциальные изменения окружающей среды, поскольку оно, как уже говорилось в первой части, может существенно влиять на функционирование и развитие каждой системной целостности. Успешное функционирование и развитие частной, корпоративной или государственной организации не должно приводить к игнорированию потенциальных неожиданностей, возникающих в окружающей среде, тем более что такая среда в реальных социально-экономических ситуациях и процессах насыщена конкурентами и различными обстоятельствами, которые при определенных условиях могут создать серьезные трудности для достижения стратегических целей данной организации.
Принципы, установки и цели стратегии, принятые руководством той или иной организации, как правило, облекаются в особую документальную форму в виде плана, проекта или программы деятельности. Все эти понятия по-разному трактуются различными исследователями. Здесь нелишне напомнить, что опыт долгосрочного стратегического планирования, хозяйственной, социально-политической деятельности в государственном, ведомственном и корпоративном масштабе был в значительной степени апробирован в советской централизованной плановой системе.
Несмотря на все ее недостатки (громоздкость, низкая адаптабельность в быстро меняющейся ситуации, недостаточно высокая эффективность в решении ряда проблем), она оказала заметное влияние на разработку основных положений стратегического планирования почти во всех развитых странах мира.
Термин «проект» может рассматриваться как текстовое
(документальное), графическое или материально-конструктивное представление крнечного результата, в котором воплощена стратегическая цель планирования.
Под
программой,
реализующей стратегический план (так называемая целевая функциональная программа), имеют обычно в виду перечень мероприятий, ведущих к реализации стратегического плана, то есть к воплощению проекта создаваемых продуктов и услуг. При этом такие мероприятия обычно планируются в соответствии с определенным календарным графиком и более или менее точным распределением материальных, финансовых и человеческих, ресурсов на каждом этапе выполнения программы. Таким образом, понятия
«стратегического планирования»,
«проекта» и
«функциональной целевой программы в рамках данного плана»
122 123
«фронте» научных исследований и т.д. Обоснованная стратегия должна быть изложена в форме документа, содержащего описание фактов, содействующих ее реализации, реальных и потенциальных препятствий, учитывающего интересы сотрудников и подразделений данной организации или учреждения и механизмы стимуляции их деятельности. Только тщательно проработанная и реалистическая стратегия может привести к желаемому успеху.
Стратегия любой организации может быть охарактеризована с трех сторон. Во-первых, стратегия должна приводить наиболее экономичным, эффективным способом к достижению главной стратегической цели организации и содействовать созданию конкурентоспособной продукции и услуг, наиболее привлекательных для потенциальных потребителей. Во-вторых, на основании выделения целей, подцелей и тактических задач стратегия должна содействовать четкому распределению функций между всеми подразделениями и отдельными исполнителями организации. Она должна служить фактором мобилизации и активизации деятельности всех руководителей и рядовых сотрудников. В-третьих, стратегия должна строиться с учетом действующего законодательства стран, в которых она реализуется, а также с учетом договорных отношений и обязательств, заключенных ранее с другими субъектами деятельности.
Стратегическое управление не может ограничиваться только внутренними проблемами и задачами организации. Управление должно учитывать реальное состояние и потенциальные изменения окружающей среды, поскольку оно, как уже говорилось в первой части, может существенно влиять на функционирование и развитие каждой системной целостности. Успешное функционирование и развитие частной, корпоративной или государственной организации не должно приводить к игнорированию потенциальных неожиданностей, возникающих в окружающей среде, тем более что такая среда в реальных социально-экономических ситуациях и процессах насыщена конкурентами и различными обстоятельствами, которые при определенных условиях могут создать серьезные трудности для достижения стратегических целей данной организации.
Принципы, установки и цели стратегии, принятые руководством той или иной организации, как правило, облекаются в особую документальную форму в виде плана, проекта или программы деятельности. Все эти понятия по-разному трактуются различными исследователями. Здесь нелишне напомнить, что опыт долгосрочного стратегического планирования, хозяйственной, социально-политической деятельности в государственном, ведомственном и корпоративном масштабе был в значительной степени апробирован в советской централизованной плановой системе.
Несмотря на все ее недостатки (громоздкость, низкая адаптабельность в быстро меняющейся ситуации, недостаточно высокая эффективность в решении ряда проблем), она оказала заметное влияние на разработку основных положений стратегического планирования почти во всех развитых странах мира.
Термин «проект» может рассматриваться как текстовое
(документальное), графическое или материально-конструктивное представление крнечного результата, в котором воплощена стратегическая цель планирования.
Под
программой,
реализующей стратегический план (так называемая целевая функциональная программа), имеют обычно в виду перечень мероприятий, ведущих к реализации стратегического плана, то есть к воплощению проекта создаваемых продуктов и услуг. При этом такие мероприятия обычно планируются в соответствии с определенным календарным графиком и более или менее точным распределением материальных, финансовых и человеческих, ресурсов на каждом этапе выполнения программы. Таким образом, понятия
«стратегического планирования»,
«проекта» и
«функциональной целевой программы в рамках данного плана»
122 123
оказываются системно связанными и образуют особую целостность, содержащую замыслы и намерения руководителей организации.
В соответствии с принятыми планами, проектами, программами распределяются задания для аналитических исследователей с учетом позитивных и негативных изменений как внутри данной системной целостности, так и в окружающей среде.
Для каждого блока стратегического плана, элемента проекта и этапа целевой функциональной программы, ориентированной на осуществление стратегического плана, характерны три общих обязательных показателя:
• эффективность менеджмента;
• качество выполняемого задания;
• надежность, полнота и безопасность информаци онного обеспечения выполняемой деятельности.
Эти показатели, несмотря на свои особенности, тесно взаимосвязаны. Стратегический менеджмент должен обеспечить своевременное принятие основных решений, контроль за деятельностью менеджеров и исполнителей более низких уровней, соблюдение законодательства, норм и правил, соблюдение устава организации, финансовый контроль и точное выполнение целевых функциональных программ. В понятии «качество» внимание акцентируется на удовлетворении потребностей потребителей в продукции и услугах при постоянном снижении издержек производства. Здесь решаются задачи оценки потребностей, эффективной работы с поставщиками и коррекции стратегических решений. Информационное обеспечение включает в себя все, что связано с компьютерной и телекоммуникационной деятельностью, программированием, «безопасностью» данных и знаний, обеспечивающих эффективную бесперебойную работу данной организации по достижению поставленных стратегических целей. Таким образом, стратегическое планирование связывает в единую систему ряд разнородных явлений: коллектив сотрудников, необходимые для деятельности организации ресурсы, включая финансовые, поставщиков ресурсов, потребителей продукции, струк- турное взаимодействие внутри организации и взаимодействие организации как системной целостности с позитивными и негативными воздействиями окружающей среды. Стратегическое планирование играет решающую роль в деятельности средних и крупных предприятий. Как правило, оно носит долгосрочный характер и выполняет функцию каркаса, определяющего текущие задачи и тактические шаги, рассчитанные на достижение стратегической цели. Такие шаги зависят от характера ситуации, существующей в относительно кратких временных границах.
За большой промежуток времени могут качественно измениться производственные технологии, могут быть сделаны научные открытия, влияющие на тип и качество наукоемких продуктов и услуг, могут смениться менеджеры, может резко измениться состав персонала, работающего в организации, характер экономического развития, наступить непредвиденный спад или подъем экономики. Чем длиннее временной интервал, в котором должны совершиться события, являющиеся объектом деятельности организации, тем более размыты и неопределенны черты будущего.
Учитывая, что серьезный менеджмент не должен быть рассчитан на приблизительные, а тем более фантастические, представления о будущем, аналитики, работающие над составлением стратегического плана, должны разрабатывать, и предлагать руководителям организации несколько вариантов стратегических планов, в которых будет предусмотрено возможное позитивное, негативное и промежуточное развитие событий. В этом случае возможно предвидение, хотя бы и приблизительное, вероятностное, действий организации, руководствующейся принятым стратегическим планом.
За последние десятилетия во многих странах теоретики стратегического менеджмента и планирования все чаще занимаются поиском так называемых альтернативных форм управления. Они, в основном, сводятся к тому, что для решения менеджериальных задач привле-
В соответствии с принятыми планами, проектами, программами распределяются задания для аналитических исследователей с учетом позитивных и негативных изменений как внутри данной системной целостности, так и в окружающей среде.
Для каждого блока стратегического плана, элемента проекта и этапа целевой функциональной программы, ориентированной на осуществление стратегического плана, характерны три общих обязательных показателя:
• эффективность менеджмента;
• качество выполняемого задания;
• надежность, полнота и безопасность информаци онного обеспечения выполняемой деятельности.
Эти показатели, несмотря на свои особенности, тесно взаимосвязаны. Стратегический менеджмент должен обеспечить своевременное принятие основных решений, контроль за деятельностью менеджеров и исполнителей более низких уровней, соблюдение законодательства, норм и правил, соблюдение устава организации, финансовый контроль и точное выполнение целевых функциональных программ. В понятии «качество» внимание акцентируется на удовлетворении потребностей потребителей в продукции и услугах при постоянном снижении издержек производства. Здесь решаются задачи оценки потребностей, эффективной работы с поставщиками и коррекции стратегических решений. Информационное обеспечение включает в себя все, что связано с компьютерной и телекоммуникационной деятельностью, программированием, «безопасностью» данных и знаний, обеспечивающих эффективную бесперебойную работу данной организации по достижению поставленных стратегических целей. Таким образом, стратегическое планирование связывает в единую систему ряд разнородных явлений: коллектив сотрудников, необходимые для деятельности организации ресурсы, включая финансовые, поставщиков ресурсов, потребителей продукции, струк- турное взаимодействие внутри организации и взаимодействие организации как системной целостности с позитивными и негативными воздействиями окружающей среды. Стратегическое планирование играет решающую роль в деятельности средних и крупных предприятий. Как правило, оно носит долгосрочный характер и выполняет функцию каркаса, определяющего текущие задачи и тактические шаги, рассчитанные на достижение стратегической цели. Такие шаги зависят от характера ситуации, существующей в относительно кратких временных границах.
За большой промежуток времени могут качественно измениться производственные технологии, могут быть сделаны научные открытия, влияющие на тип и качество наукоемких продуктов и услуг, могут смениться менеджеры, может резко измениться состав персонала, работающего в организации, характер экономического развития, наступить непредвиденный спад или подъем экономики. Чем длиннее временной интервал, в котором должны совершиться события, являющиеся объектом деятельности организации, тем более размыты и неопределенны черты будущего.
Учитывая, что серьезный менеджмент не должен быть рассчитан на приблизительные, а тем более фантастические, представления о будущем, аналитики, работающие над составлением стратегического плана, должны разрабатывать, и предлагать руководителям организации несколько вариантов стратегических планов, в которых будет предусмотрено возможное позитивное, негативное и промежуточное развитие событий. В этом случае возможно предвидение, хотя бы и приблизительное, вероятностное, действий организации, руководствующейся принятым стратегическим планом.
За последние десятилетия во многих странах теоретики стратегического менеджмента и планирования все чаще занимаются поиском так называемых альтернативных форм управления. Они, в основном, сводятся к тому, что для решения менеджериальных задач привле-