Файл: Ббк 74. 3 П78 Все права защищены.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 374

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ДЛЯ ЧТЕНИЯ, РАССКАЗЫВАНИЯ, ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

Произведения народного творчества

Малые формы фольклора

Песенки, потешки, прибаутки: «Баю-баю,баю-баю...» (рус), «Валенки» (рус), «Солнышко-ведрышко!» (рус), «Травка-муравка» (рус), «Буренушка» (рус), «Перекликание петухов» (рус), «Сидит, сидит зайка» (рус), «Жили у бабуси...» (рус), «Скок-скок-поскок» (рус.)» «Как у нашего кота» (рус), «Пошел кот под мосток» (рус)» «У Аленки в гостях» (рус), «Наши уточки» (рус), «Ай, ду-ду» (рус), «Котик серенький» (рус), «Киска, киска» (рус), «Кисонька-Мурысенька» (рус), «Сорока-белобока» (рус), «Идет коза рогатая» (рус.), «Ладушки»

«Водичка-водичка» (рус), «Наша Маша» (рус), Заинька» (рус), «Гуси вы, гуси» (рус), «Ехал Тит на «рожках» (рус), «На зеленом на лужку» (рус) «Топ-топ» (кабардино-балкарск.), «Едем, едем на лошадке» /р1ведск.), «Топ, топ» (польск.) и др. Сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Волк и семеро «озлят» (обр. А. Толстого), «Теремок», «Колобок».

произведения классической и современной литературы

Я.Аким «Мама», «Елка наряжается»;

3. Александрова «Пляска», «Грузовик»; Н. Артюхова «Ручеек»;

А. Барто «Мишка», «Бычок», «Лошадка», «Слон», «Зайка», «Грузовик», «Мячик», «Машенька», «Капитан», «Самолет», «Собака»;

В. Берестов «Больная кукла», «Про машину»;

B. Благинина «С добрым утром», «Дождик», «Улетают, улетели», «Мы пускаем пузыри»;

А. Бродский «Солнечные зайчики»;

П. Воронько «Спать пора», «Пирог»;

О. Высотская «На санках», «Холодно», «Весело, весело»;

Ю. Гарей «Колыбельная»;

В. Жуковский «Котик и козлик», «Птичка»; МБ. Иовлев «У крылечка»;

С. Капутикян «Хлюп-хлюп», «Маша обедает»; fcM. Клокова «Мой конь», «Белые гуси»;

0. Кригер «На прогулку»;

А. Кузнецова «На зеленом на лугу»; ВТ. Ладонщиков «Я под краном руки мыла...»;

О. Маршак «Мяч», «Два котенка», «Кошкин дом», «Ёлка»;

Ю. Михалков «Песенка друзей»;

Ю. Мориц «Ручеек», «Ежик резиновый»;

Э Мошковская «Я — машина»;

ИМуравейка «Я сама»;

Н Найденова «Наши полотенца»;


М. Пожарова «Толя и медвежонок»;

A. Прокофьев «Мишка косолапый по лесу идет»;
Н. Саконская «Где мой пальчик?»;

Е. Серова «Колокольчик», «Одуванчик»;

B. Сутеев «Цыпленок и утенок»;
Я. Тайц «Поезд», Кубик на кубик»;

И. Токмакова «Как на горке снег, снег», «На машине ехали»;

Л. Толстой «Была у Насти кукла», «Пошла Катя поутру», «У Миши были сани»;

К. Ушинский «Васька», «Два козлика», «Уточки» «Коровка»;

Е. Чарушин «Кошка», «Курочка», «Собака», «Утка с утятами », « Медвежонок »;

К. Чуковский «Цыпленок», «Свинки», «Поросенок»;

А. Шабад «Лесенка»;

А. Шибаев «Сани» и др.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Современный взгляд на место изобразительной деятельности детей в коррекционно-педагогическом процессе существенно изменился. Она рассматривается как деятельность, цели, строение, мотивы и средства которой совершенно отличаются от изобразительной культуры взрослых. Изобразительная деятельность, по существу, возникает в русле коммуникативной потребности ребенка и наряду с игрой и речью является действенным средством удовлетворения этой потребности.

Ребенок, даже нормально развивающийся, очень долго не ставит перед собой цель рисовать «правильно». Освоение «графического языка» происходит медленно даже в норме. Поэтому основные усилия при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью рисованию, лепке и аппликации направляются прежде всего на стимулирование и развитие «графической активности», формирование пригодных для изображения представлений, обеспечение содержательно-смысловой стороны детской деятельности, так как ребенок с интеллектуальной недостаточностью испытывает большие трудности уже при решении вопроса «О чем сообщать в рисунке?».

Изобразительная продукция детей во всех случали получает одобрение взрослых. Учитывая доминирование социальных потребностей у ребенка дошкольного возраста (в том числе и ребенка с интеллектуальной недостаточностью), в содержание гения с самого начала вводится рисование взрослом человека (на доступном ребенку уровне).

Занятия изобразительной деятельностью тесно связаны с разделами «Игра», «Формирование предъявлений о себе и окружающем мире», «Развитие речи »

Занятия изобразительной деятельностью проводит воспитатель; они происходят в подгруппах, как правило, в первую половину дня 3 раза в неделю, изобразительные игры используются и другими специалистами: на занятиях по развитию речи, при формировании представлений об окружающем

, на прогулке, во время, предусмотренное для свободной деятельности, и т.д. На начальных этапах важно демонстрировать детям процесс рисования, лепки, привлекать их внимание к полученному результату. Во время демонстрации необходимо активно привлекать детей к выполнению изображения вместе со взрослым (прибегая к совместным действиям), с другими детьми, что постепенно сделает полученный результат личностно значимым для ребенка.

Любое занятие изобразительной деятельностью на первом этапе обучения должно протекать в форме эмоционально насыщенной, привлекательной для ребенка игры, построенной на тесном его взаимодействии со взрослым. При несформированности на первом этапе обучения у детей с интеллектуальной недостаточностью предпосылок изобразительной деятельности (крайне низкий уровень сенсорно-перцептивной сферы и аналитико-синтетической деятельности, представлений о себе и окружающем мире, отсутствие интереса к деятельности и потребности в ней, несформированность предметной деятельности и самых элементарных изобразительных операционально-технических умений и др.) невозможным является решение собственно изобразительных задач (слепить, нарисовать и т. п.), поэтому более корректным будет говорить о проведении изобразительных игр — игр, построенных на использовании техники рисования, лепки, аппликации.

Изобразительные игры проводятся с детьми как на занятиях в соответствии с расписанием работы воспитателя, так и во время, отведенное для свободной деятельности, а также на прогулке. Учитывая низкий уровень самостоятельности детей, Недоразвитие познавательной активности и познавательной деятельности, внимания, целесообразно их проводить индивидуально или с небольшими группами детей. Проведение изобразительных игр учителем-дефектологом, логопедом и психологом в рамках индивидуальной работы обеспечит формирование предметной деятельности у детей и обогащение их жизненного опыта. В условиях группы необходимо продумать работу таким образом, чтобы обеспечить активное участие в занятии всех детей, так как активность ребенка является необходимым условием формирования у него предпосылок изобразительной деятельности.

Педагогический замысел:

— вызывать интерес к рисованию, лепке, аппликации, желание рисовать, лепить и т. д. вместе со взрослым и самостоятельно; .

_- учить воспринимать изображения как отражение реальных объектов, узнавать предмет в различных изображениях;


—- формировать положительное эмоциональное отношение к изобразительной деятельности (как к процессу, так и к готовому результату), пробуждать желание самим участвовать в изобразительной деятельности, показывать рисунки, поделки взрослом и другим детям, поощрять гордость ребенка за свои достижения;

— развивать игровую направленность изобразительной деятельности, учить действовать с готовыми изображениями (обыгрывать лепные поделки, Соотносить предмет с рисунком и аппликацией);

- развивать восприятие готовых изображений как важнейшую предпосылку возникновения собственной изобразительной деятельности: рассматривать иллюстрации в детских книжках, учить понимать содержание изображенных на картинках бытовых действий, подражать им, сопровождать естественными жестами, речью;

— формировать необходимые операционально-технические умения в ходе рисования, лепки, аппликации, развивать целенаправленные движения кисти и пальцев рук, движения обеих рук под контролем зрения;

— познакомить со способами зрительно-двигательного моделирования формы объектов (обведение по контуру перед рисованием и ощупывание двумя руками перед лепкой), учить использовать их как основу и вспомогательные средства для построения изображений, связывать обводящее и исполнительское движение;

— развивать ассоциирование графического следа с предметами, стимулировать «узнавание» каракулей, направлять детей на «опредмечивание» изображения путем лепетного слова или указательного жеста, закреплять связь в слове;

  • знакомить детей в процессе изобразительной деятельности с основными цветами: красным, желтым, синим, зеленым;

  • знакомить с материалами, орудиями и их названиями, с правилами и первоначальными приемами рисования;

  • знакомить с приемами работы с пластическими материалами (разминать, разрывать на крупные куски, соединять, отщипывать маленькие кусочки, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать);

  • знакомить с основными правилами работы с пластическими материалами (лепить на дощечке, не вытирать руки об одежду, мыть руки после лепки);

  • знакомить с основными правилами работы с материалами и орудиями, необходимыми для аппликации, и их названиями (клей, кисть, бумага, салфетка, заготовка, образец);

  • развивать чувство ритма;

  • развивать координацию движений обеих рук, формировать систему «взор — рука», зрительно-двигательную координацию.


Оборудование и материалы:

  • бумага разного формата и плотности (А4, A3, А2), большие листы упаковочной бумаги, рулоны обоев;

  • доска настенная для рисования мелом, расположенная на доступном детям уровне;

  • индивидуальные доски для рисования фломастерами;

  • «стена для рисования» — в групповой комнате к стене прикреплен часто меняющийся большой лист плотной бумаги, на котором дети могут самостоятельно в качестве «тренировки» рисовать мелом, углем, фломастерами и т. п. или выполнять коллективные работы под руководством педагога;

— мольберты;

- наборы белого и цветного мела, цветных карандашей, цветных фломастеров разной толщины, цветных восковых мелков, уголь; наборы цветных красок; кисти разной ширины (от 1 до 8 см) и разного диаметра (от 1 до 3—4 см);

— стаканчики для кисточек, для краски, фартуки, подносы для выполнения поделок из глины, пластилина;

- материалы для аппликации (цветная бумага разной плотности, ткани разного вида и цвета, природный материал);

- материалы для лепки: цветное тесто (пат), пластилин, глина;

— палочки разной длины и ширины для рисования на песке во время прогулки.

Содержание

Рисование

Рисование взрослым на глазах у детей мелом на доске или кистью, фломастером, волоконным карандашом, маркером на большом листе бумаги. Заинтересованное, эмоциональное, быстрое, схематическое, сопровождаемое речью отражение самого простого, понятного детям содержания, взятого из к личного бытового, игрового, эмоционального, коммуникативного опыта («Мама берет Сашеньку на руки», «Петя играет с шариком», «Вова везет шишку на машине», «Таня и Сережа играют в мяч», «Тома встречает маму», «Лепим снежную бабу», «Юля и Маша радуются подаркам» и т. п.).

Игры на соотнесение реальных предметов, простых бытовых и игровых действий с их изображениями: подкладывание, демонстрация, показ с использованием указательного и соотносящего жестов, называние («Мы тебе покажем, что мальчик делает, а ты найди, где это нарисовано», «Покажи, что делает здесь девочка»).

Игры и упражнения на идентификацию и простейшую группировку по образцу (с помощью взрослого) статических и динамических изображений предметов, животных, людей.

Рассматривание картинок с изображением действий взрослых и детей в разное время года (осень идет дождь, дети бегут под зонтом; зима, снег, дети лепят снежную бабу и пр.), их демонстрация с по