ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 370
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Раскатываем тесто на доске (печем печенья)» й
т. п.
Примерный перечень игр
«Накроем кастрюли крышками», «Разложим посуду на подносы», «Чашки и ложки», «Мамин стол», «Сервируем стол», «Наливаем чай в чашки», «Наливаем суп в тарелку», «Укачаем куклу (мишку, кошечку, собачку и т. п.)», «Уложим куклу (мишку, кошечку, собачку, белку и т. п.) спать», «Постелим куклам кроватку», «Кормим кукол», «Моем голышей», «Кукла идет на прогулку» , «Кукла идет в гости», «Какую одежду носят девочки?», «Какую одежду носят мальчики?», «Постель куклы», «Поможем кукле», «Перемешанные картинки», «Что нужно кукле?», «Чистоплотные дети», «Что ты можешь о них сказать (показать)?», «Найди свою метку», «Ремни с рамками» (материал Монтессори) и т. п.
Литературный материал, используемый в процессе формирования навыков самообслуживания
Песенки и потешки: «Баю-баю,баю-баю...» (рус), «У Аленки в гостях» (рус), «Кисонька-Мурысенька» (РУС), «Водичка-водичка» (рус), «Наша Маша» (рус), «Топ-топ» (кабардино-балкарск.).
Стихотворения и рассказы:
Я. Аким «Мама»;
Н. Артюхова «Ручеек»;
A. Барто «Мишка», «Машенька»;
B. Берестов «Больная кукла»;
Е. Благинина «С добрым утром», «Мы пускаем пузыри»;
П. Воронько «Спать пора»;
C. Капутикян «Хлюп-хлюп», «Маша обедает»;
О. Кригер «На прогулку»;
Г. Ладонщиков «Я под краном руки мыла...»;
И. Муравейка «Я сама»;
Н. Найденова «Наши полотенца»;
ДО. Пожарова «Толя и медвежонок»;
д. Саконская «Где мой пальчик?»; Л..Толстой «Была у Насти кукла», «Пошла Катя поутру» и др.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ И ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ
Работа по данному разделу имеет огромное знание в связи с необходимостью пробуждения у ребенка Я-позиции, формирования образа Я, стремления к самостоятельности как основных условий восприятия окружающего мира с позиции собственного Я. Восприятие себя в качестве самостоятельного субъекта, впервые испытанная гордость за свои маленькие достижения являются, по сути, основой Понимания предметного и социального мира и формирования отношения к нему. ;, Занятия по формированию представлений о себе в окружающем мире учитель-дефектолог проводит с подгруппами детей от 2 до 5 человек (в зависимости от особенностей психофизического развития воспитанников) и с каждым ребенком индивидуально. Занятия имеют форму увлекательных игр, «экскурсий, наблюдений, бесед и пр. Групповые занятия проводятся один раз в неделю. Содержание данного раздела непосредственно обвязано с игровой деятельностью: играми с природным, бросовым материалом, с бумагой, с бытовыми предметами-орудиями, конструктивными, театрализованными, подвижными играми и играми с образными игрушками. На первом этапе для расширения представлений об окружающем важное значение имеет воспитание навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков. Работа по данному разделу неразрывна с решением задач речевого развития детей, так как в речи отражается их практический и познавательный опыт. Формирование у детей представлений о себе и окружающем мире осуществляется в ходе режимных
моментов, совместных игр, прогулок, стихийно возникающих бытовых ситуаций, в повседневном общении.
В процессе формирования представлений об окружающем мире у детей возникают познавательные установки «Что это такое?», «Что с ним можно делать?», «Зачем он нужен?», «Почему он такой? ». Ребенок учится не только выделять предмет или явление из фона, но знакомится с функциональными качествами и назначением объектов, овладевает умением анализировать их и связывать с внешними, пространственными свойствами.
Педагогический замысел:
-
вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, минералов, к явлениям природы); -
формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении («я и взрослый», «я в семье», «я в детском саду»); учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я); -
формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях («у меня глаза — я умею смотреть», «это мои руки — я умею...» и т. д.); -
развивать восприятие сверстника как объекта взаимодействия на положительной эмоциональной основе; -
привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица взрослого (перед зеркалом и без него) и его действиям (жалеет — обнимает, гладит по головке; радуется — хлопает в ладоши и т. п.);
-
развивать способность выражать свое настроение и потребности с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств; -
формировать элементарные представления о Предметах быта, необходимых в жизни человека (одежда, обувь, мебель, посуда и др.);
— формировать первоначальные представления 0,макросоциальном окружении (двор, магазин, деятельность людей, транспорт и др.);
— знакомить с разными местами обитания человека, животных (вода, земля, воздух); — знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
— формировать первоначальные представления о явлениях природы (вода, ветер, огонь, снег, дождь), сезонных и суточных изменениях (лето—зима, день—ночь);
— формировать первоначальные экологические представления (люди, растения и животные: строение тела, способ передвижения, питание, взаимодействие со средой — обладают способностью приспосабливаться к среде обитания, к суточным (день, ночь) и сезонным (лето, зима) изменениям в природе, отношение человека к растениям и животным);
— развивать сенсорно-перцептивную способность: выделение знакомых объектов из фона зрительно, по звучанию, на ощупь и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
— знакомить с праздниками (Новый год, день рождения, проводы осени, спортивный праздник);
— закреплять полученные представления в процессе театрализованных, дидактических игр;
— использовать малые формы фольклора (потешки, песни, сказки) для формирования представлений о простейших явлениях природной и социальной действительности;
— знакомить с художественными промыслами
(расписная матрешка, деревянные ложки и т. п.).
Оборудование и материалы:
-
фотографии каждого ребенка группы, сотрудников, родителей, любимых животных и т. п.; -
картинный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей; -
природный уголок — маленький садик или уголок леса, в котором представлена обстановка, ситуация мира природы. В таком уголке должны создаваться ситуации, которые отражают характерную картину реального растительного и животного мира. При этом периодически его необходимо менять, объединяя каким-то сюжетом. В уголке присутствуют реальные растения, аквариум, природный материал, игрушки — аналоги животных, искусственные цветы и деревья. Ситуация в природном уголке может быть дополнена коллективными работами детей, выполненными совместно со взрослыми; -
мольберт или специальная доска для рисования, подставки для ног с шершавой поверхностью; -
специальный стол с углублениями для поддонов, в которые в соответствии с целями и задачами обучения наливается вода, насыпается песок, фасоль, ракушки, камешки и другие сыпучие материалы; -
фланелеграф; -
ковролинограф; -
магнитная доска; -
макеты времен года (диорамы в нишах шкафов, стеллажей); -
водонепроницаемые деревянные (пластмассовые) ящики (средний размер 60 х 80 х 10 см) для совместных игр детей; -
разноцветные пластмассовые ванночки, тазы, подносы различных размеров (большие, средние, маленькие);
— прозрачные емкости или емкости с доступной
пониманию детей маркировкой, в которых хранятся сыпучие материалы (манка, песок, фасоль, рис, ракушки, камешки и т. п.);
— емкость по типу аквариума;
—- прозрачные емкости или емкости с доступной пониманию детей маркировкой, в которых хранятся бросовые материалы (скорлупа орехов, яиц, бабочки из-под различных продуктов питания, коробки, пакеты и т. п.);
—- прозрачные пластмассовые пузырьки, металлические и пластмассовые баночки и т. п.;
— чистый просеянный песок, не слишком крупный и не мелкий (может быть прокален в духовом шкафу);
— натуральные предметы домашнего обихода: разноцветные пластмассовые, деревянные, металлические кувшины, миски, ложки, кастрюли трех-четырех размеров;
— совочки, формочки, миски, ведра, флажки, цветы и т. п.;
— специально оборудованная вешалка, на которой располагаются фартуки, накидки, нарукавники из полиэтилена и т. п.;
— сачки, сита различных размеров, ковшики и т. п.;
— лейки;
— игрушечные удочки с магнитами;
— мелкие игрушки с магнитами (рыбки, шарики и т. п.);
— мелкие резиновые, бумажные, пластмассовые, пенопластовые игрушки, изображающие людей, животных, насекомых, растения, птиц, транспорт, различные строения и т. п.;
— игрушки, изображающие сказочных персонажей, — Лесовичка, Домового, Деда Мороза, Снеговика и т. п.;
-
народные игрушки (свистульки, матрешки, бочонки и т. п.); -
животные (мягкие, пластмассовые, резиновые игрушки, изображающие кошку, собаку, утенка, курочку, цыпленка и т. д.); -
мебель большого размера (стол, стул, кровать, шкаф, плита); -
посуда разной величины (чашка, блюдце, ложка, тарелка, чайник); -
постельные принадлежности (подушка, матрац, одеяло, простыня); -
принадлежности для мытья куклы (ванночка, кувшин, мыло, губка, полотенце); -
куклы-бибабо (заяц, мышка, кошка, собака, девочка, мальчик, бабушка, дедушка и т. д.); -
бумага различной фактуры и плотности; -
наборы ткани разной фактуры, цвета; -
различные грузовые и легковые машины, игрушки с подвижными частями на колесах, передвигающиеся с помощью специальной палочки, например бабочки; -
объемные или плоскостные изображения (солнце, тучи, деревья, елки, дома и т. д.) и др.
Содержание
Я — ребенок
Мое тело. Голова (глаза, нос, рот, уши) — я все вижу, дышу, нюхаю, говорю, кушаю, слышу. Руки — я все делаю. Ноги — я хожу. Я смеюсь, радуюсь, плачу. Я играю, мои игрушки. Моя кукла — она похожа на меня. Моя одежда, обувь зимой и летом. Одежда, обувь, посуда, мебель для меня и для моей куклы.
Ребенок в семье
Семья. Члены семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра). Ребенок — член семьи. Любовь, доброе (заботливое) отношение членов семьи друг к другу. Занятия членов семьи дома. Общие праздники в семье (Новый год, дни рождения). семейный альбом — фотографии членов семьи. Жизнь семьи вне дома: покупка продуктов в магазине на рынке, прогулки в парке, поход в театр, в цирк, в гости и др.
ребенок и его дом
дом и домашний очаг. Основные предметы быта убранства дома (посуда, мебель, самые необходимые бытовые приборы, элементарные предметы народного творчества). Игры детей дома с родными.
Ребенок в детском саду
Детский сад. Групповая комната. Туалет. Спальня. Разные помещения детского сада: кабинет учителя-дефектолога, логопеда, музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет врача, кухня и различите игровые помещения детского сада.
Взрослые и их имена, основные занятия. Игры мальчики и девочки группы. Узнавание друг друга по фотографиям, по голосам, в зеркале.
Участок детского сада. Игрушки для игр на проулке. Участок детского сада зимой и летом. Игры детей на прогулке зимой и летом.
Общие праздники, игры и развлечения в детском (раду (Новый год, дни рождения детей, проводы осени, спортивные праздники).
Ребенок и мир животных
Животные (строение туловища, способ передвижения, питание, повадки, среда обитания). Животные дома и в лесу. Забота о домашних питомцах. Человеческая семья и семья животного. Родственные взаимоотношения в семье животного и человека: животные, как и люди, растят детенышей, кормят иx, живут вместе с ними, пока они не вырастут,и т. п. (на примере наиболее известных домашних и диких животных).
Изменения в жизни животных и человека в зависимости от времени года и суток. Изменения внешнего вида в процессе роста и развития животных и человека.
Ребенок и мир растений
Взаимосвязь и взаимозависимость жизни человека и мира природы. Растения — живые организмы. Разнообразие растений (деревья, кусты, цветы, трава). Деревья, кусты, цветы (на участке, в лесу, парке...). Растения в природном уголке и дома. Общее в жизни человека и растений (спят, питаются, дышат...). Заботливое отношение человека к растениям.
Ребенок и мир минералов
Наиболее известные виды минералов (песок, глина, камни, соль). Игры ребенка с песком, глиной, камнями. Знакомство с некоторыми предметами повседневного обихода из глины, камня.
Ребенок в разнообразном мире цвета и звука