Файл: Понятие системы права и ее структурные характеристики.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 2
Правовая система имеет существенное значение для характеристики права, состояния законодательства, а также деятельности судов той или иной конкретной страны.[13]
Единая правовая система обеспечивает суверенитет государства. Однако могут вводиться законы, которые действуют на определенной территории, что специально оговаривается в тексте самого закона. Ограничивает действие некоторых законов, и введение на какой – либо территории чрезвычайного положения.[14]
Правовая система охватывает:
1) систему права;
2) систему законодательства;
3) правовые институты и правовые учреждения (правотворческие и правоприменительные);
4) правовые понятия, принципы, символику;
5) правовую политику, идеологию, культуру;
6) юридическую практику.
Понятие правовая система позволяет охватить все правовые явления, не только в их совокупности, но и во взаимовлиянии и взаимодействии, а также позволяя анализировать право в целом. В настоящее время существует около двухсот правовых систем, общее и различное в них, позволяет объединить их в определённые правовые семьи.[15]
Правовая семья – это категория, которая служит для обозначения относительного единства правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, и отражает именно те особенности названных систем, которые обусловлены сходством из конкретно – исторического развития.[16]
К. Цвайгерт в зависимости от происхождения и эволюции правовой системы, своеобразия юридического мышления, специфики правовых институтов, природы источников права, идеологии (правового стиля) предложил следующую классификацию:
а) романский правовой круг;
б) германский правовой круг;
в) скандинавский правовой круг;
г) англо – американский правовой круг;
д) социалистический правовой круг;
е) исламский правовой круг;
ж) индусское право.
А.Х. Сайдов, в свою очередь, предложил классификацию, в зависимости от исторического генезиса правовых систем, системы источников права и структуры правовой системы:
1) романо – германская система;
2) скандинавская система;
3) латиноамериканская система;
4) правовая семья общего права;
5) мусульманская система;
6) индусская система;
7) семья обычного права;
8) дальневосточная семья. [17]
Национальной правовой системой считается, прежде всего, элемент определенного (конкретного) общества. В ее состав входят история и культура, традиции и социальный уклад, географическое положение и так далее.[18]
Правовая семья – это несколько родственных, национальных правовых систем, которые характеризуются сходством некоторых важных признаков (пути формирования и развития; общность источников, принципов регулирования, отраслевой структуры; унифицированность юридической терминологии, понятийного аппарата; взаимозаимствование основных институтов и правовых доктрин).[19]
Рис. 2 Основные правовые семьи мира
«Источник: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.:Юристъ, 2004.»
Виды (семьи) правовых систем разделяются следующим образом:
1) романо – германская (семья континентального права);
2) англосаксонская (семья общего права);
3) религиозная (семья мусульманского и индусского права);
4) традиционная (семья обычного права).
Рене Давид, в зависимости от идеологии и юридической техники, предложил следующую классификацию правовых семей:
1. Романо – германская правовая система. Возникла в Центральной Европе, на основе заимствований из римского права (глоссаторы). Кодекс Наполеона 1804-го года, был целиком и полностью основан на римском частном праве, он был принят в ряде стран Центральной Европы. Норма в такой семье выступает в качестве общего правила. Основным источником права являются нормативно – правовые акты (следовательно, в большинстве своём законы). Для права характерно деление на частное и публичное, отрасли и институты. Большое распространение получили правовые кодификации. Суды лишены права на правотворчество, но на основе судебных толкований и решений складывается определённая практика.
2. Англосаксонская правовая система. Сложилась в Англии (1060г). Для этой семьи характерна большая роль судов, которые активно занимаются правотворчеством в виде судебных прецедентов (высшие судебные инстанции). Также существуют статусы (законы) принимаемые высшими законодательными органами. Нормы казуистичны, носят детальный характер. Всё право публично. Деления права на отрасли присутствует, но оно не так чётко обозначено как в романо – германской семье.
3. Мусульманская (религиозная) правовая система. Возникла на основе ислама. Основной источник - Коран, Сунна, Иджма, Кийас. Широкое распространение получила аналогия права. Всё право делится на уголовное, судебное и семейное, отсутствует деление права на публичное и частное.
4. Социалистическая правовая система. Возникла в России в 1917-ом году, на основе марксистско – ленинской идеологии. Для неё характерно доминирование публичного права над частным. В настоящее время к семье социалистической правовой системы относятся Китай, Вьетнам, КНДР, Куба.
Таким образом, правовые семьи можно считать неоднородными. В каждой из перечисленных семей имеются свои отличительные особенности, в которых одновременно неизбежно присутствуют и черты, присущие любому праву, и любой правовой системе. Общий признак правовой системы заключается в том, что все они выступают в качестве регуляторов общественной жизни, средством управления обществом, выполняют охранительную, защитительную и принудительную роль и стоят на страже прав человека и гражданина.[20]
Правовая система, по мнению С.С. Алексеева, понятие более широкое и объемное, чем просто понятие "право", а "просто" право – это система обязательных норм, выраженных в законе, иных признаваемых государством источниках. С точки зрения внутреннего строения, право, взятое в единстве и согласованности действующих правовых норм и их логическом распределении по отраслям и институтам, есть система права. Форма внешнего выражения правовых норм (нормативные акты, обычаи и другие источники права) это и есть система законодательства. Но жизнь права воплощается и в других элементах правовой действительности. И все это охватывается собирательным понятием "правовая система". По мнению В.М. Шарифова – «С.С. Алексеев предложил удачное определение: правовая система – это право, рассматриваемое в единстве с другими активными элементами правовой действительности – правовой идеологией и судебной (юридической) практикой».[21]
Под несколько иным углом зрения в правовой системе различают:
а) нормативную сторону (юридические нормы, принципы и формы их выражения);
б) организационную сторону (совокупность правовых учреждений, в первую очередь судебных, в том числе международных, в частности, Европейский Суд по правам человека в Страсбурге);
в) духовную сторону (правовые взгляды, идеи и представления). Не вполне точно относить правовую культуру всецело к духовной стороне, так как культура включает в себя элементы всех сторон правовой действительности.
Правовая система данного общества (страны), отражающая закономерности его развития, исторические, национальные, а также культурные особенности, именуется национальной правовой системой.[22]
Правовая система, претерпевает изменения, однако ее составные части меняются с разными скоростями, и ни одна из них не меняется также быстро, как другая. С возникновением преимущественно прогрессивных отношений, требующих правового регулирования, правовая система пополняется усовершенствованными нормами, институтами, а также отраслями и становится наиболее совершенной и эффективной.[23]
В то же время существуют некие постоянные, долго живущие элементы правовой системы – принципы системы, которые присутствовали в системе всегда (даже в прошлые века) и будут такими же в течение еще долгого времени. Они придают необходимую форму и определенность целому.[24]
Считается, что в не западных странах отношение к праву бывает двух видов:
- Признается большая ценность права, но само право понимается иначе, чем на Западе, имеет место переплетение права и религии;
- Отбрасывается сама идея права и утверждается, что общественные отношения должны регламентироваться иным путем.
К первой группе относятся страны мусульманского, индусского и иудейского права, ко второй – страны Дальнего Востока, Африки и Мадагаскара.[25]
Правовая система Российской Федерации сейчас представляет собой сложное и противоречивое соединение нормативного материала различной идеологической природы, включающего правовые ценности Российской Империи, советского государства и европейских государств.
Правовая система России принадлежит к особому типу правовой цивилизации. Для российского типа правовой идентификации, характерно стремление правосознания вкладывать в явление права собственный социально-этический смысл.
Без специально обученных и подготовленных юристов правовая система, любого государства, функционировать не может – это знали еще в Древнем Риме. И для современной российской действительности, эта проблема становится особенно актуальной. Только высококвалифицированный и эрудированный юрист, имеющий прочные правовые базовые знания, ориентированные на демократию, социально ориентированную рыночную экономику и на защиту прав и свобод человека, будет в состоянии продуктивно выполнять свою работу в современном мире.[26]
Таким образом, любая правовая система является универсальной категорией. Основная задача этой системы – укрепление государства.
1.2 Соотношение системы права и системы законодательства
Соотношение системы права и системы законодательства считается и остается на сегодняшний день, одним из самых дискуссионных вопросов в современной юриспруденции. Проблема данного вопроса – многообразие форм выражения содержания права. [27]
Система права – это объективное правовое явление, которое формируется, как правило, на основе общих закономерностей общественной жизни. Нормы права объективно и независимо от воли правотворческого органа, объединяются в относительно самостоятельные группы норм, которые регулируют данные отношения. Правотворческий орган не может по своему усмотрению, произвольно, отнести изданную им норму права к той или иной отрасли права. Если норма издана для регулирования определенного вида общественных отношений, то она и будет объективно входить в ту отрасль права, которая, в свою очередь, регулирует эти отношения.
Система законодательства – это совокупность источников права, которые являются, прежде всего, формой выражения правовых норм. Поэтому право не существует вне законодательства. Система законодательства, в таком случае, строится по иному принципу. В ее формировании наиболее значительное место занимает субъективный фактор, обусловленный потребностью правовой практики, необходимостью учитывать изменяющиеся формы человеческого общения.[28]
Законодательство включает в себя Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, постановления палат Федерального собрания, указы Президента Российской Федерации, а также постановления Правительства Российской Федерации.[29]
Как уже отмечалось выше, систему права следует отличать от системы законодательства, так как обе эти системы являются тесно взаимосвязанными и самостоятельными категориями, представляющими собой два аспекта одной и той же сущности – права. Систему права можно охарактеризовать, как внутреннее строение права, группировку его норм по отраслям и институтам, а система законодательства, в свою очередь, относится к внешним формам выражения права, характеризуя состояние источников права. Таким образом, они соотносятся между собой как содержание и форма.[30]
Следует отметить, что знания об основаниях системности права позволяют дать ответы на многие вопросы, связанные с системой права: «Об основаниях системности права можно говорить с учетом разных подходов к нему, руководствуясь целым комплексом научных методов. Существенным аспектом рассмотрения оснований системности права является учет системности, как признака целостности права, который взаимодействует и вплотную связан с функциями права, отражает качество системы в праве и качества самого права. Системность права проявляется как в правосистемном образовании, в правовой системе, в системе права, так и в элементах этих категорий; она тесно связана с объективностью права и, кроме того, несет в себе свойства объективности. По аналогии с системой права, системность права представляет собой двустороннее единство субъективных и объективных моментов в своей интерпретации как научной конструкции».[31]