Файл: Понятие системы права и ее структурные характеристики.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
Основания системности права всегда носят, как минимум субъективно – объективный или же чисто объективный характер, так как являются результатом, составляющим общественное развитие. К объективному основанию системности права можно отнести общественные отношения в их системном взаимодействии, к субъективно – объективным – государственно – волевой характер права, правовую политику, принципы права. Такие основания определяются и характеризуются, как базовые, ввиду их одинакового, равноправного и фундаментального воздействия на интеграцию и дифференциацию элементов системы права, системы законодательства и правовой системы общества. При этом равноправное влияние указанных факторов на социум в качестве оснований системности права не исключает их разноуровневой природы.[32]
При решении вопросов, которые связанны с соотношением первичных и вторичных социальных систем, важно учитывать связь экономических, политических, социальных и духовных отношений, возникающих помимо правового опосредования, то есть без вмешательства права, с теми отношениями, которые возникают в результате правового воздействия на общественные отношения. Разрешение указанной проблемы, в целом позволило вести речь о фундаментальных свойствах базовых оснований системности права, определять место таких оснований в общесоциальном процессе системообразования. В сферах общественной жизни происходит интегрирование социальных систем разных уровней. Первичные и вторичные социальные системы, в таком случае, действуют совместно. В конечном итоге взаимодействие общественных отношений в рамках разных сфер общественной жизни находит свое выражение в общественных отношениях иного, вторичного порядка, применительно к праву – правоотношениях.[33]
Таким образом, между общественными отношениями возникает взаимодействие, выраженное в единстве причинно – следственных и функциональных зависимостей. Это взаимодействие порождает единство общественных отношений и отражается в нормативах, которые призваны стабилизировать первичную социальную систему общественных отношений. В таком качестве общественные отношения в их взаимодействии выступают фактором системности не только права, но и других социальных регуляторов (морали, обычаев, традиций и проч.).[34]
Иные базовые основания системности права (государственно - волевой характер права, правовая политика, принципы права) способствуют формированию и становлению определенных норм в качестве правовых, что невозможно вне государственной воли. Но все же общественные отношения в их системном взаимодействии являются фундаментом системности права: при их отсутствии или несоответствии социальным ценностям общества будет непонятна причина их государственно - волевого опосредования. Обращаясь к уровневому подходу в понимании общественных отношений с позиции их генезиса, их роли в формировании и последующем усложнении социальной системы, нужно отметить, что первичные общественные отношения целесообразно рассматривать через призму человеческой деятельности и ее системности. Здесь необходимо понимать, что чем объективнее становятся первичные социальные отношения, тем большую силу они приобретают в качестве оснований системности права.[35]
Правовая политика, воплощая государственно – властную волю, является особо важным условием качественного преобразования системы права. Правовая политика государства задает связи интеграции и дифференциации в праве. Как правило, правовая политика имеет единые определенные цели и осуществляется в объективно существующих условиях, что предопределено функциональными связями государства и права, – это объясняет связи интеграции в системе права. Связи дифференциации, порождаемые государственной правовой политикой в системе права, обусловливаются именно спецификой общественной жизни, динамично меняющимися сообразно ее природе функциями государства.[36]
Принципы права являются специальным юридическим основанием системности права, они сами находятся в системном взаимодействии и представляют собой правосистемное образование, воздействующее как на систему права, так и на всю правовую систему общества. Принципы права в их системном единстве выполняют системоорганизующую функцию по отношению к праву, они выступают как органично связанная система несуммативного порядка. Принципы права являются микросистемными образованиями. Каждый отдельный принцип права имеет свою структуру и свои функции. Принципы разных уровней интеграции норм права (общеправовые, межотраслевые, внутриотраслевые и так далее) равнозначны в плане стабилизации системы права, имеют одинаковое системообразующее значение.[37]
Вместе с тем структура системы права не может быть раскрыта с достаточной полнотой и точностью, если не видеть ее органического единства с внешней формой права – системой законодательства. Законодательство – это форма существования, прежде всего правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты.[38]
Исторически сложилось так, что крупные массивы некоторых нормативно – правовых актов могут составить определенную отрасль законодательства, например, уголовное законодательство. И уголовное законодательство как отрасль полностью совпадает с той отраслью права, которая в теории обозначается как уголовное право. Уголовное законодательство – это единственная в своем роде форма выражения и существования уголовного права. Однако существуют отрасли права, которые в системе законодательства не имеют строго определенной отрасли законодательства для своего воплощения и выражения, например, аграрное право. Норма этой отрасли права может быть размещена в Конституции государства, а также в актах, регламентирующих государственную поддержку фермеров, в том числе типовых договорах на аренду земельных участков и тому подобное. Некоторые авторы отмечают, что существуют в системе законодательства и такие отрасли, которые не соотносятся с конкретными отраслями права, а имеют явно комплексный характер, например, чрезвычайное законодательство.[39] Его во многом можно отнести к конституционному праву, но ряд норм явно имеют уголовно – правовое и административно – правовое содержание. Впрочем, если санкции конституционных норм находятся в других нормативно – правовых актах, это еще не значит, что эти нормы не относятся к конституционному праву. Следует также иметь в виду, что некоторые новые отрасли права формируются вообще по общественно значимому предмету, в них может реализоваться принцип сочетания методов правового регулирования – диспозитивного и императивного критериев.
Как уже было сказано, система права и система законодательства должны рассматриваться как самостоятельные явления, хотя на первый взгляд соотносимы и взаимосвязаны, они различаются между собой как содержание и форма.
По мнению некоторых авторов, соотношение системы права и системы законодательства, заключается в следующем:
1) система права как его содержание – это внутренняя структура права, отвечающая характеру регулируемых им общественных отношений;
2) система законодательства – это внешняя форма права, показывающая строение его источников, которые находятся в отношениях взаимодействия и взаимосвязи друг с другом, образующих определенное единство, целостность, систему нормативно-правовых актов;
3) право, в свою очередь, не может работать вне законодательства, а законодательство в его широком понимании и является правом;
4) проводить анализ структуры системы права необходимо вместе с внешней формой права, которой является система законодательства, что позволит правильнее и полнее определить и различить два на первый взгляд одинаковых правовых явления.
Законодательство является, прежде всего, местом закрепления правовых норм и средством придания им определенности и объективности, их организации и объединения в правовые акты.
Строение законодательства воспринимается правоведами как система только потому, что оно является внешним проявлением объективно действующей структуры права.
Структура права является закономерностью. При исследовании системы законодательства, строении нормативно-правовых актов проявляется реальная, объективно обусловленная потребность работы самостоятельных отраслей права, подотраслей и юридических норм.
Между системой права и системой законодательства, можно выделить такие различия, как:
1) норма права – это первичный элемент системы права. В то же время первичным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт;
2) система законодательства по своему объему материала, обширнее системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву;
3) деление права на отрасли и институты, в отличие от законодательства, базируется на предмете и методе правового регулирования;
4) структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства;
5) система права имеет объективный характер, а система законодательства создается под большим влиянием субъективного взгляда законодателя.
Разграничение между системой законодательства и системой права вызвано главным образом потребностями классификации, систематизации законодательства, деятельностью органов государственной власти, направленной на упорядочение законодательства, а также создание стройной и логичной системы.
В результате вышеизложенного, можно сказать, что понимание правильного соотношения системы права и системы законодательства – это характеристики, которые позволяют различить два термина правовой теории, выражающиеся в доступности и сокращении ненужной множественности актов, реализации их работы по их согласованию и правильному применению.
2. Структурные элементы системы права
В системе российского права принято выделять простые и сложные отрасли права. Простые отрасли права – это отрасли, состоящие только из правовых институтов. Сложные отрасли права – это отрасли, содержащие не только институты права, но и еще и подотрасли права. Например, в составе гражданского права наряду с институтами права принято выделять некоторые подотрасли права: право собственности, наследственное право, обязательное право и др.
По составу (строению) структурные элементы нормы права могут быть простыми, сложными, а также альтернативными.
Простая гипотеза нормы права предусматривает одно обстоятельство, которое является условием действия правовой нормы, а простая диспозиция или санкция – это одно правовое последствие.
Сложная гипотеза нормы права предусматривает несколько обстоятельств, совокупность которых является условием действия правовой нормы, а сложная диспозиция или санкция – несколько (совокупность) правовых последствий.
Альтернативная гипотеза нормы права, в свою очередь, предусматривает несколько обстоятельств, наступление, одного из которых, является условием действия правовой нормы. Альтернативная диспозиция или санкция – это наступление одного из нескольких сформулированных в норме последствий. Большинство норм Особенной части Уголовного кодекса имеет альтернативные санкции.
Рис. 3 Структура нормы права
Источник: «А.В. Баранов. Теория государства и права в схемах и определениях. Учебное пособие. Томск 2014.»
Диспозиция нормы права содержит правило или модель поведения участников регулируемых отношений, установленное государством, если имеются обстоятельства, предусмотренные гипотезой.
Простая диспозиция нормы права указывает и называет вариант конкретного поведения, но не раскрывает его.
Сложная, или описательная диспозиция указывает и перечисляет все существенные признаки поведения.
Альтернативная диспозиция указывает на несколько вариантов поведения, и участники правоотношений могут следовать одному из них.
Санкция – это логически завершающий элемент (структурный элемент), содержащий указание на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции. Это понятие санкции дано с правовой точки зрения. С точки зрения философского и социологического подходов, под санкцией понимают не только отрицательные явления (показание, порицание), но и положительные последствия (поощрение, одобрение) за социально полезное поведение.
Простой, или абсолютно определенной санкцией является та, где размер неблагоприятных последствий точно указан.
Сложной или относительно определенной санкцией, является санкция, где границы неблагоприятных последствий указаны от минимального до максимального, или только до минимального.
Альтернативная санкция – это санкция, где названы и перечислены несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает только одно, наиболее целесообразное для решаемого случая.[40]
Принято также различать штрафные и правовосстановительные санкции.
Правовосстановительные санкции предусматривают такие меры, которые применяются к правонарушителю для обеспечения реального исполнения неисполненной им обязанности и для защиты (восстановления) нарушенного им субъективного права.
Штрафные санкции, в свою очередь, предусматривают различные меры юридической ответственности и содержат дополнительные обязанности для правонарушителя – определенные негативные последствия. Примером таких санкций являются санкции норм Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.[41]
Деление юридических норм на гипотезу, диспозицию и санкцию впервые было предложено Голлунским и Строговичем.[42] Мнение этих авторов получило наиболее широкое распространение. Не все правоведы были согласны с тем, что юридическая норма состоит из трех структурных элементов. Многие дореволюционные юристы исходили из двучленного строения юридической нормы и в связи с этим признавали наличием норм, не обеспеченных санкциями.[43]