Файл: Понятие системы права и ее структурные характеристики.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
Характеристика системы права была бы неполной без рассмотрения вопроса о делении права на частное и публичное.
Такое деление, имеющее принципиальное значение, сложилось в юридической науке и практике давно – его проводили еще римские юристы. В нынешнее время оно в той или иной форме существует во всех развитых правовых системах. Правда, в некоторых странах деление словесно выражается иначе. Например, в английском праве различают общее право и право справедливости. Не столь четко оно выражено в юриспруденции США. Однако сама идея двух срезов права сохраняется везде.[53]
Древнеримский юрист Ульпиан считал, что публичное право выражает интересы государства, а частное – интересы частных, то есть отдельных лиц. Разделение отраслей по критерию – это то чьи интересы охраняют и защищают отрасли права – характерно для государств, принадлежащих романо – германской правовой семье. В англосаксонской правовой семье и семье религиозного права нет деления отраслей на частное и публичное.[54]
Публичное право, прежде всего, связано с публичной властью, носителем которой является государство. Частное право "обслуживает" в основном потребности частных лиц (физических и юридических), не обладающих властными полномочиями и выступающих в качестве свободных и равноправных собственников.
Частное право связано в первую очередь с возникновением и развитием института частной собственности и теми отношениями, которые зарождаются на его основе. Исторически "частное право развивается одновременно с частной собственностью" (Ф. Энгельс). Частная собственность, экономическая свобода, предпринимательство, равноправие и юридическая защищённость субъектов рыночной системы – это неотъемлемые атрибуты гражданского общества, признанные всем цивилизованным миром.[55]
Публичное право и частное право – это не отрасли права, а прежде всего, это правовые сферы, в которых располагаются основные отрасли права. Главным критерием разграничения отраслей в главной структуре права является не предмет, а метод правового регулирования: метод властиподчинения для публичных отраслей и метод равенства участников отношений – для частноправовых отраслей. Системообразующими отраслями права в сфере публичного права являются административное право, в сфере частного права – гражданское право.[56]
В реальных правоотношениях публичное и частное право оказываются «перемешанными»: в отраслях права одновременно наличествуют элементы, одни из которых относятся к частному праву, другие – к публичному праву (например, публичные договоры в гражданском праве). Процессы интеграции приводят к тому, что наблюдается своего рода «приватизация» публичного права и «публицизация» частного права. Складываются комплексные образования, в которых в разных пропорциях присутствуют одновременно публично – правовые и частноправовые начала (предпринимательское право, корпоративное право, морское право, банковское право, земельное право и др.).[57]
Исследуя природу публичного права, Ю.А. Тихомиров полагает, что сопоставление двух подсистем права должно осуществляться не столько путем их разграничения, сколько посредством нарастающего взаимопроникновения принципов, институтов и норм, в основе которого лежит меняющееся представление о соотношении личности, общества, а также власти.[58] Особенности правового регулирования публично – правовых и частноправовых отношений с неизбежностью сказываются и на процессе реализации норм публичного и частного права.[59]
Публичное право – представляет собой право, регулирующее отношения с участием государства. В этих отношениях всегда присутствует государство как носитель власти. Следовательно, это всегда отношения субординации. Регулирование таких отношений неизбежно имеет императивный характер. Если регулирование носит императивный характер, значит, это регулирование централизованное. Предписания, которые используются в отраслях публичного права, - это либо нормы – обязывания, как в налоговом праве, либо нормы – запреты, как в уголовном праве. Поскольку нормы - обязывания и нормы – запреты трудно реализуются в жизни, то они обязательно подкрепляются понуждением. Элемент принуждения здесь достаточно четко выражен, иначе эти нормы работать в реальной жизни не будут.
В отношениях, регулируемых частным правом, государство напрямую не участвует, а если участвует, то не как носитель власти, а как, допустим, продавец, покупатель или кредитор, заемщик и так далее. Эти отношения строятся на основе правовой автономии субъектов. Отношения строятся по типу координационных отношений. В регулировании используются начала диспозитивности, нормы в значительной степени диспозитивны. Следовательно, сама система регулирования является децентрализованной. Большое значение в этой системе имеет договор как средство регулирования. Нормы являются преимущественно дозволительными. В результате применения этих норм участники соответствующих отношений выступают в качестве носителей субъективных прав. Субъективные права, в свою очередь, и позволяют им удовлетворять свои потребности и реализовать свои интересы.[60]
Таким образом, частное право по своему методу и механизму воздействия приспособлено как раз для закрепления частного интереса, для обеспечения, а также для защиты. Принуждение здесь применяется в ослабленном виде, потому что в основе исполнения дозволительных норм лежит интерес участников этих отношений.
Публичное право применяется для устройства самого государства, организации власти, государственного управления, государственных финансов, социального обеспечения, осуществляемого за счет государства; для уголовно – правовой охраны соответствующих отношений и для обеспечения правосудия.
Частное право применяется для регулирования отношений личной и семейной жизни, частной собственности, товарно – денежного (материального) оборота, привлечения наемного труда, а также для регулирования отношений использования природных ресурсов. Это сфера применения институтов и отраслей частного права.[61]
Деление на частное и публичное право в разных формах имеется во всех развитых правовых системах.
Для публичного права характерны:
- одностороннее волеизъявление;
- субординация субъектов и правовых актов;
- преобладание императивных норм;
- ориентация на удовлетворение общественного интереса.
Для частного права характерны:
1) свободное двустороннее волеизъявление, использование договорной формы регулирования;
- равенство сторон;
- преобладание диспозитивных норм;
- ориентация на удовлетворение частных интересов.
Систематизация частноправовых норм реализуется при использовании следующих способов:
а) институционального (наставнического);
б) пандектного (свободного, совокупного).[62]
Основная функция частного права состоит в распределении материальных и иных благ, в фиксировании их за конкретными субъектами.
Основная функция публичного права состоит в регуляции отношений между людьми велениями, которые исходят от единственного центра, каким является государственная власть.
Мировая юридическая практика показывает, что частное и публичное право как правовые институты, играют позитивную роль в поддержании рационального баланса социальных интересов, более гибком взаимодействии динамично развивающихся общественных отношений, защите и осуществлении прав и свобод человека и гражданина.
Частное право, как уже говорилось, является основой предпринимательства и рыночной экономики. При этом современное частное право подразделяется на два вида: договорное и корпоративное.
Договорное право – это подотрасль обязательственного права, совокупность правовых норм, регулирующие гражданско-правовые обязательства, возникающие из различного вида договоров. Данное право включает в себя институты отдельных договорных обязательств (купли-продажи, аренды, подряда и так далее).
Корпоративное право – это институт предпринимательского права, представляющий собой совокупность норм или правил поведения, регулирующих на основе сочетания частных и публичных методов правового регулирования общественные отношения, связанные с образованием и деятельностью корпораций.[63]
Частное право – это главным образом «рыночное право», оно играет важную роль в создании единого правового пространства, а публичное право реализует воздействие на государственные и межгосударственные интересы.[64]
Различные аспекты соотношения частного и публичного права были обстоятельно рассмотрены еще М.М. Агарковым в обширной статье, опубликованной в 1920г. и перепечатанной в двух первых номерах журнала "Правоведение" за 1992г. В ней, отмечается, что публичное право есть область власти и подчинения; гражданское право – область свободы и частной инициативы. Исходя из этого, во всех правоотношениях, где одной из сторон выступает государство, мы имеем дело с публичным правом.[65]
Система публичного и частного права обусловлена природой публичного и частного права, особенностями национальной правовой системы. С учетом этого публично – правовая и частноправовая системы могут быть представлены следующим образом.
Рис. 4. Система права
Источник: «Лазарев В.В. Общая теория права и государства. 2000г.»
Таким образом, абсолютной публично – правовой или частноправовой отрасли не существует. Публично – правовые элементы присутствуют в отраслях частного права, равно как и наоборот. К примеру, в семейном праве к публично – правовым элементам относятся судебный порядок расторжения брака, лишения родительских прав, а также взыскания алиментов. В земельном праве публично – правовой элемент имеет значительное проявление – определение порядка землеустройства, предоставления (отвода) земель, изъятия земель и др. Оно применительно к каждой конкретной отрасли права имеет место комбинирование этих юридических приемов.[66]
В юридической литературе выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо к публичному праву:
1) интерес (если частное право призвано регулировать частные интересы, то публичное право призвано регулировать общественные и государственные интересы);
2) предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному праву, соответственно, неимущественные);
3) метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном праве метод субординации);
4) субъектный состав (когда частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право – частных лиц с государством, либо между государственными органами).[67]
Основные подходы по вопросу определения критериев деления права на частное и публичное можно обозначить следующим образом.
1. Критерий интереса.
Данный подход, как отмечалось выше, был выработан еще римскими юристами (в частности, Ульпианом) и суть его сводилась к тому, что публичное право относится к положению римского государства, а частное – к пользе отдельных лиц. Иными словами, публичное право – это то право, которое имеет в виду интересы государства как целого, а частное право – то право, которое имеет в виду интересы индивида как такового.
Однако впоследствии, помимо характера интереса, был добавлен и субъектный критерий. Например, Г.Ф. Шершеневич отмечал, что область гражданского (как частного) права определяется двумя данными:
а) частные лица как субъекты отношений;
б) частный интерес как содержание отношения.[68]
Это явилось следствием попыток полностью отождествить частное и гражданское право. К сожалению, это увело в сторону от сути проблемы и предопределило появление точки зрения, согласно которой таким критерием выступает метод правового регулирования.
2. Критерий защиты интереса.
Этот подход является модернизацией первого. Суть его сводится к тому, что если нарушенное право защищается только по инициативе государства, в том числе и помимо воли потерпевшего лица, то перед нами область публичного права. Если защита осуществляется по требованию лица, чье право нарушено, то это право установлено нормами частного права. Однако, в рамках действующего российского законодательства этот критерий неприменим, поскольку существует целый ряд ситуаций, по которым инициатива в защите прав может исходить как от государственного органа, так и от лиц, чьи права нарушены.
3. Критерий метода.
Суть данного подхода заключается в том, что основную сущность публичного права составляет прием юридической централизации (метод субординации), а сущность гражданского (как частного) права – прием юридической децентрализации (метод координации).