Файл: Понятие системы права и ее структурные характеристики.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 2
Структурными элементами системы права являются:
1) норма права;
2) отрасль права;
3) подотрасль права;
4) институт права;
5) субинститут.
Норма права – это первичный элемент системы права. Правовые нормы регулируют лишь те общественные отношения, которые на данный момент являются для государства наиболее важными и объективно нуждающимися в таком опосредовании.
Предмет правового регулирования выступает основным критерием деления права на отрасли. Он представляет собой качественно определенный вид общественных отношений, на который направлено воздействие данной отрасли права (например, сфера управленческих отношений в административном праве).
Метод правового регулирования – это дополнительный критерий, который представляет собой сочетание юридических средств и приемов, осуществляющих воздействие права, в первую очередь на поведение людей, а главным образом на общественные отношения. Так, для урегулирования общественных отношений используются, два метода: диспозитивный и императивный.
Используя эти два критерия, право подразделяется на следующие отрасли: государственное, административное, уголовное, гражданское, уголовно – процессуальное и другие. Отрасль права может включать в себя подотрасли.[44]
Отрасль права – это совокупность однородных правовых норм, обособившаяся внутри данной системы, регулирующих определенную сферу родовых общественных отношений с помощью особого метода.
Система права современного общества объединяет основные отрасли:
- Государственное право – это отрасль права, объединяющая совокупность норм, регулирующих основы экономической, политической и социальной жизни общества. В свою очередь, государственное право закрепляет основы общественного строя, основные права, свободы и обязанности граждан, национально-государственное устройство, избирательную систему, порядок создания и компетенцию органов государственной власти и управления, порядок принятия нормативных актов. Важнейшим нормативным актом, закрепляющим основы государственности, является Конституция Российской Федерации;
- Конституционное право – это основная и фундаментальная отрасль права, на основе которой формируются другие отрасли права;
3. Административное право, в свою очередь, регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно – распорядительной деятельности органов государства, определяет, структуру и компетенцию, закрепляет деятельность управленческих органов правительства, министерств, государственных комитетов, ведомств и органов местного самоуправления;
4. Финансовое право – регулирует такие отношения, которые возникают в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, функционирования банков, других финансовых учреждений. Финансовое право включает в себя правовые нормы, регулирующие отношения, связанные с накоплением, распределением и перераспределением денежных средств, государственными и иными органами;
5. Земельное право, в свою очередь, регулирует земельные отношения в целях обеспечения рационального и эффективного использования и охраны земель. Также регулирует вопросы отчуждения земельных угодий;
6. Экологическое право, как правило, регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы направленные на сохранение, восстановление и улучшение благоприятных природных условий, охрану окружающей среды;
7. Гражданское право характеризуется, как наиболее объемная отрасль системы права, которая регулирует разнообразные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, а также регулирует заключения и исполнения различных договоров, вопросов наследования, изобретательства, защиты чести, достоинства и деловой репутации;
8. Трудовое право – это отрасль права, которая объединяет правовые нормы, регулирующие трудовые и тесно связанные с ними производственные отношения между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и хозяйствования;
9. Хозяйственное право – объединяет правовые нормы, которые определяют порядок руководства хозяйственной деятельностью и ее осуществления, регулирующие складывающиеся при этом хозяйственные отношения между различными организациями;
10. Семейное право – это отрасль права, которая регулирует брачно - семейные отношения. Нормы семейного права, устанавливают, главным образом, условия и порядок вступления в брак и определяют права и обязанности супругов, родителей и детей по отношению друг к другу;
11. Гражданско – процессуальное право, в свою очередь, регулирует отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров. Нормы гражданско – процессуального права определяют цели и задачи, права и обязанности суда при осуществлении правосудия; закрепляют правовое положение участников гражданского процесса; регламентируют ход судебного разбирательства; порядок вынесения и обжалования судебного решения;
12. Уголовное право – это право, которое объединяет систему норм, регулирующих отношения, связанные с преступлениями и установлением наказаний за их совершение. Уголовное право определяет, какие деяния являются преступлением, и какие наказания могут быть назначены за их совершение, закрепляет основания уголовной ответственности, цели, объем и характер наказания и условия его применения к лицам, совершившим преступления;
13. Уголовно – процессуальное право, в свою очередь, регулирует деятельность суда, прокуратуры, следствия и дознания по рассмотрению и расследованию уголовных дел. Уголовно – процессуальное право регулирует деятельность, связанную с возбуждением, предварительным расследованием и судебным рассмотрением уголовных дел;
14. Исправительно-трудовое право регулирует отношения, складывающиеся при исполнении мер уголовного наказания и связанные с исправительно-трудовым воздействием.
Однородность одной или другой сферы общественных отношений вызывает к жизни соответствующую отрасль права (гражданское право, уголовное право, административное право и так далее). Все отрасли права взаимосвязаны органическим единством, хотя и неравнозначны. Критерии деления системы права на отрасли – это предмет и метод правового регулирования. При этом основным, материальным критерием выступает предмет правового регулирования, тогда как метод рассматривается как дополнительный.[45]
Подотрасль права, прежде всего, относится к совокупности правовых норм, которые в свою очередь регулируют общественные отношения определенного вида и составляют часть предмета правового регулирования отрасли права. Иными словами, это группа родственных институтов права в составе определенной отрасли права. Например, авторское и патентное право в гражданском праве. Внутри отраслей имеются правовые институты.
Правовой институт – это группа нормы права, которые регулируют близкие по своему характеру и содержанию общественные отношения, отличающиеся существенными особенностями. Например, институты права собственности в гражданском праве; в уголовном праве – институты необходимой обороны и крайней необходимости.
Выделяются следующие виды правовых институтов:
а) внутриотраслевые правовые институты, которые состоят из норм одной отрасли права;
б) межотраслевые правовые институты – состоят из норм двух и более отраслей (институты, такие как, опека и попечительства, собственность и так далее);
в) простой институт – это, как правило, небольшой институт, и не содержит в себе никаких других подразделений;
г) сложный институт или комплексный (институт поставки – который включает в себя институты штрафа, неустойки, ответственности – называемые субинститутами);
д) регулятивные правовые институты, в свою очередь, направлены на регулирование соответствующих отношений;
е) охранительные правовые институты – направлены на их охрану, защиту (типичны для уголовного права);
ж) учредительные правовые институты – это такие институты, которые закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц, а также граждан (характерны для государственного и административного права).[46]
Таким образом, система права представляет собой сложное, полиструктурное динамическое образование, в котором чётко выделяются четыре ступени:
1) структура отдельного нормативного предписания;
2) структура правового института;
3) структура правовой отрасли;
4) структура права в целом.
Все вышеперечисленные уровни субординированы, логически и функционально предполагают друг друга. Вместе взятые они образуют достаточно сложную конструкцию.[47]
А.Д. Перевалов считает, что структурные образования в системе права отличаются по сложности строения (горизонтальные, вертикальные, линейные, матричные и др.). В те или иные периоды развития общества и права на передний край выступает наиболее оптимальная структура. В настоящее время это – нормы, институты, а также отрасли. Но может быть и иная структура. Может быть целый ряд структур, не исключающих друг друга, а построенных и выявленных по иным принципам и основаниям.[48]
Упор на понятие структуры делает и А.В. Мицкевич. Он говорит о структуре системы права и законодательства. По его мнению, структурный элемент правовой системы всякого государства состоит в том, что все правовые нормы, входящие в действующее, позитивное право, составляют единое целое (действующее право в целом), разделяемое по содержанию различных норм на соответствующие взаимосвязанные части структуры права и законодательства. Разделение права на отрасли, институты, и иные структурные элементы по предмету и методу регулирования представляет собой основную, главную юридическую структуру предметной дифференциации права и законодательства.[49]
Объективность права – это важнейшее свойство системы права в отличие от систематизации права, которая носит субъективный характер, то есть зависимый от государственной воли. Там, где есть право, всегда есть и определенная его система, в то время как систематизации может и не быть (например, в Великобритании право не систематизировано).
Систематизация права – это всего лишь сознательно проводимое упорядочение действующих правовых норм в целях удобства пользования ими на практике. Но любое право имеет свою систему, даже если оно не систематизировано. Система показывает, из каких частей и элементов состоит право и каким образом они соотносятся между собой.
Для образования самостоятельной отрасли права имеют значение следующие условия:
а) степень своеобразия тех или иных отношений;
б) их удельный вес;
в) невозможность урегулировать возникшие отношения с помощью норм других отраслей;
г) необходимость применения особого метода регулирования.[50]
Отрасли права Российской Федерации могут быть подразделены на три основных звена:
1. Профилирующие, базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы; базовая отрасль всей системы – конституционное право; материальные отрасли – гражданское право, административное право, уголовное право, соответствующие им три процессуальные отрасли. Именно здесь, в этой группе сконцентрированы главные, первичные с правовой стороны юридические средства регулирования.
2. Специальные отрасли, где правовые режимы модифицированы, приспособлены к особым сферам жизни общества: трудовое право, земельное право, финансовое право, семейное право и право социального обеспечения (например, в узком смысле называется только обеспечение престарелых и нетрудоспособных граждан, осуществляемое управомоченными государственными органами за счет прямых ассигнований из государственного бюджета).
3. Комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей: хозяйственное право, сельскохозяйственное право, природоохранительное право, торговое право, право прокурорского надзора и морское право.[51]
Иерархия структур системы заключается в том, что любая система может быть разбита на элементы самым различным образом. Каждой такой совокупности элементов соответствует своя совокупность связей, то есть своя структура предмета как системы. Таким образом, каждая система объективно имеет множество структур, например, пространственную структуру, временную структуру и так далее. Все структуры системы объективно взаимосвязаны друг с другом, образуя иерархию структур системы.[52]
В итоге систему права можно кратко определить как совокупность взаимосвязанных между собой юридических норм, институтов и отраслей, характеризующихся внутренним единством и различием в соответствии с особенностями регулируемых общественных отношений.