Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 3550
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
2. Применяемые стандарты оценочной деятельности
3. Допущения, использованные оценщиком при проведении оценки
4. Сведения о заказчике оценки и об оценщике
7.1. Краткий анализ макроэкономической ситуации в России в январе 2019 г.[2]
7.2. Анализ сегмента рынка, к которому принадлежит оцениваемый объект .[3]
7.2.3. Анализ положения ПАО «ТАТНЕФТЬ» на рынке нефтепродуктов
7.2.4. Анализ сделок с объектом оценки[6]
7.4. Основные выводы относительно рынка создания и использования объекта оценки
8.1 Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности доходным подходом
Риск, связанный с более ранней стадией разработки ОИС, с недостаточной проработанностью инвестиционного проекта |
|||
ОИС находится на стадии конструкторской разработки или выше |
нет |
0 |
|
ОИС находится на стадии опытного образца или выше |
нет |
0 |
|
ОИС находится на стадии освоения в производстве |
да |
0 |
|
Нет необходимости в значительных дополнительных ресурсах для начала массового производства |
нет |
5 |
|
Инвестиционный проект проработан со значительным «запасом прочности» |
нет |
3 |
|
Сумма значений: |
8 |
||
Количество составляющих факторов: |
5 |
||
Итоговое значение элемента риска: |
1,6 |
||
Риск, связанный с низкой ликвидностью ОИС |
|||
ОИС не является пионерским изобретением |
да |
5 |
|
На территории страны имеются предприятия, производящие аналогичную продукцию и заинтересованные в оцениваемом ОИС |
да |
5 |
|
На международном уровне имеются предприятия, производящие аналогичную продукцию и заинтересованные в оцениваемом ОИС |
да |
5 |
|
ОИС находится на стадии освоения в производстве |
да |
0 |
|
ОИС охраняется патентом/свидетельством |
да |
0 |
|
Существует готовый инвестиционный проект, а так же есть инвестор (один или несколько) с которым заключена предварительная договоренность |
да |
0 |
|
Сумма значений: |
15 |
||
Количество составляющих факторов: |
6 |
||
Итоговое значение элемента риска: |
2,5 |
||
Риск, связанный с конкурентоспособностью ОИС |
|||
ОИС соответствует мировому уровню в данной области |
да |
0 |
|
Высокая степень патентно-правовой защищенности (например, защищены все основные узлы и ТЗ) |
да |
0 |
|
Выпускаемая продукция с использованием ОИС новая и не имеет аналогов |
нет |
5 |
|
Рынок сбыта продукции с использованием ОИС не является узкоспециализированным и ограниченным |
нет |
5 |
|
Выход конкурентов на рынок с аналогичной продукцией с использованием ОИС затруднён |
да |
0 |
|
Сумма значений: |
10 |
||
Количество составляющих факторов: |
5 |
||
Итоговое значение элемента риска: |
2 |
||
Безрисковая ставка: |
11,67 |
||
Итого ставка дисконтирования (сумма всех итоговых значений элементов риска и безрисковой ставки): |
23,21 |
Составляющими каждого элемента риска являются простые вопросы, ответить на которые можно: «да», «нет» или «не знаю». Присвоив каждому ответу соответствующее значение риска, можно рассчитать совокупное значение элемента риска. Если ответу «да» присвоить минимальное значение риска – 0%; ответу «нет» – максимальное значение 5%, а ответу «не знаю», соответственно, среднее значение – 2,5%, тогда совокупное значение фактора риска можно рассчитать по следующей формуле:
,
где К – итоговое значение каждого фактора риска;
В1-n – значения составляющих фактора (т.е. соответствующие значения ответов на ключевые вопросы – 0%, 5% или 2,5%).
ТВ – количество составляющих фактора.
Чем выше вероятность того, что товарный знак обеспечит прогнозируемый уровень дохода, тем ниже риск.
Расчет стоимости можно производить с использованием таблицы (таблица 21).
Выручка, затраты на рекламу в первом прогнозном периоде прогнозируются на оставшиеся 12 месяцев 2019 года. Дисконтирование чистого дохода от объекта оценки производится с учетом длительности первого прогнозного периода.
Длительность последнего прогнозного периода – с января 2019 года по октябрь 2025 года. Соответственно, прогнозирование выручки от использования товарного знака, затрат на рекламу и маркетинг, дисконтирование чистого дохода производится с учетом дробной величины этого периода.
Таким образом, рыночная стоимость объекта оценки на 01.01.2019 г. по результатам использования доходного подхода на основе анализа доходов Заказчика от использования объекта оценки в его деятельности составляет 6 746 167 222 млн. руб.
8.1.2. Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности (на основе доходов Заказчика по лицензионным соглашениям)
Использование оцениваемого товарного знака по лицензионным договорам осуществляется, в основном, на автозаправочных станциях – при продаже моторного топлива «Татнефть», нетопливных товаров (масла и автохимия.
На дату оценки в отношении товарного знака ПАО «Татнефть» (свидетельство на товарный знак № 223775 от 14.10.15г) заключено 3 договора, условия которых, в свою очередь, устанавливают возможность заключения сублицензионного договора ( договора коммерческой субконцессии).
Таблица 22
Действующие на дату оценки лицензионные договора
Лицензиат |
Юридический адрес лицензиата |
Дата государственной регистрации и номер договора |
Общество с ограниченной ответственностью "Нафта-Капитал" |
121357, Москва, Кутузовский пр., д. 69/6 |
15.12.2003 номер 4687 |
Общество с ограниченной ответственностью "Татнефть-Москванефтепродукт" |
117234, Москва, Ломоносовский пр-т, д. 20 |
16.11.2005 РД0004052 |
Общество с ограниченной ответственностью "Сервис-28", |
127644, Москва, Вагоноремонтная ул., 4А, корп.2 |
19.05.2006 РД0008901 |
Стоимость прав ПАО «Татнефть» на оцениваемый товарный знак, переданных по лицензионным договорам, определяется методом дисконтированных денежных потоков. Доходы по каждому договору спрогнозированы в соответствии с данными, предоставленными заказчиком. Расходы лицензиара (владельца товарного знака) в связи с реализацией требований лицензионных договоров, отсутствуют.
Расчет текущей стоимости доходов, получаемых лицензиаром по лицензионным соглашениям представлен в таблице, при этом расходами на пошлины за товарный знак можно пренебречь.
Таким образом, рыночная стоимость объекта оценки на 01.01.2019 г. по результатам использования доходного подхода на основе анализа доходов, получаемых лицензиаром по лицензионным соглашениям, составляет 17810,928 млн. руб.
Расчет стоимости объекта оценки методом освобождения от роялти на основе доходов, который лицензиар получает от использования ОИС в собственной деятельности
Дата оценки 01.01.2019
Таблица 23
Общество с ограниченной ответственностью "Нафта-Капитал" |
||||||
Календарный год |
01.01.2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
14.10.2025 |
|
Год прогонозного периода |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Темпы прироста выручки % |
1,3% |
1,3% |
1,3% |
1,3% |
1,3% |
|
Доход по договору , тыс. руб. |
13 067 022 |
13 210 759 |
13 395 710 |
13 596 646 |
13 814 192 |
|
Прирост выручки (к уровню предыдущего года), тыс.. руб. |
- |
143 737 |
184 951 |
200 936 |
217 546 |
|
Ставка роялти, % |
3,25 |
3,25 |
3,25 |
3,25 |
3,25 |
|
Ожидаемые выплаты по роялти, тыс. руб. |
424 678 |
429 350 |
435 361 |
441 891 |
448 961 |
|
Ставка налога на прибыль,% |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
|
Прибыль от выплат по роялти , тыс. руб. |
339 742 |
343 480 |
348 289 |
353 513 |
359 169 |
|
Ставка дисконтирования ,% |
23,21 |
23,21 |
23,21 |
23,21 |
23,21 |
|
Текущая стоимость прибыли от выплат по роялти , тыс. руб. |
275 742 |
226 261 |
186 210 |
153 399 |
126 494 |
|
Стоимость объекта оценки, тыс. руб. |
968 106 |
|||||
Общество с ограниченной ответственностью "Татнефть-Москванефтепродукт" |
||||||
Календарный год |
01.01.2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
14.10.2025 |
|
Год прогонозного периода |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Темпы прироста выручки % |
1,2% |
1,2% |
1,2% |
1,2% |
1,2% |
|
Доход по договору , тыс. руб. |
10 654 325 |
10 771 523 |
10 922 324 |
11 086 159 |
11 263 538 |
|
Прирост выручки (к уровню предыдущего года), тыс.. руб. |
- |
117 198 |
150 801 |
163 835 |
177 379 |
|
Ставка роялти, % |
3,25 |
3,25 |
3,25 |
3,25 |
3,25 |
|
Ожидаемые выплаты по роялти, тыс. руб. |
346 266 |
350 074 |
354 976 |
360 300 |
366 065 |
|
Ставка налога на прибыль,% |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
|
Прибыль от выплат по роялти , тыс. руб. |
277 013 |
280 059 |
283 981 |
288 240 |
292 852 |
|
Ставка дисконтирования ,% |
23,21 |
23,21 |
23,21 |
23,21 |
23,21 |
|
Текущая стоимость прибыли от выплат по роялти , тыс. руб. |
224 830 |
184 484 |
151 828 |
125 075 |
103 138 |
|
Стоимость объекта оценки, тыс. руб. |
789 355 |
|||||
Общество с ограниченной ответственностью "Сервис-28" |
||||||
Календарный год |
01.01.2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
14.10.2025 |
|
Год прогонозного периода |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Темпы прироста выручки % |
1,2% |
1,2% |
1,2% |
1,2% |
1,2% |
|
Доход по договору , тыс. руб. |
1 524 147 |
1 539 388 |
1 557 861 |
1 578 113 |
1 600 207 |
|
Прирост выручки (к уровню предыдущего года), тыс.. руб. |
- |
15 241 |
18 473 |
20 252 |
22 094 |
|
Ставка роялти, % |
3,25 |
3,25 |
3,25 |
3,25 |
3,25 |
|
Ожидаемые выплаты по роялти, тыс. руб. |
49 535 |
50 030 |
50 630 |
51 289 |
52 007 |
|
Ставка налога на прибыль,% |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
|
Прибыль от выплат по роялти , тыс. руб. |
39 628 |
40 024 |
40 504 |
41 031 |
41 606 |
|
Ставка дисконтирования ,% |
23,21 |
23,21 |
23,21 |
23,21 |
23,21 |
|
Текущая стоимость прибыли от выплат по роялти , тыс. руб. |
32 163 |
26 365 |
21 655 |
17 804 |
14 653 |
|
Стоимость объекта оценки, тыс. руб. |
112 640 |
11.2 |
Сумма текущих стоимостей доходов по лицензионному соглашению, тыс. руб. |
6 746 167 222 |
12.3 |
Сумма текущих стоимостей доходов по лицензионному соглашению, тыс.. руб. |
1 870 101 (112 640+789 355+968 106) |
* - по данным Заказчика.
Таким образом, рыночная стоимость объекта оценки на 01.01.2019 г. по результатам использования доходного подхода, составляет (6 746 167 222+ 1 870 101) =
6 748 037 323 млн. руб.
8.2 Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности затратным подходом
Затратный подход к оценке интеллектуальной собственности основан на определении затрат, необходимых для восстановления или замещения объекта оценки с учетом его износа.
Для расчета рыночной стоимости объекта оценки применяется метод стоимости создания. Данный метод заключается в калькулировании в ценах и тарифах, действующих на дату оценки, всех ресурсов (элементов затрат), необходимых для создания аналогичного объекта интеллектуальной собственности.
Для расчета стоимости товарного знака необходимо все затраты необходимо привести к текущей стоимости по формуле:
Vтз = ((Здi + Зпi + Змi + Зрi)*(1+)* Киi)*Кв*М*Кэсв, ( )
где Vтз – стоимость товарного знака;
Здi – затраты на дизайн в i-ом году;
Зпi – затраты на правовую охрану в i-ом году;
Змi – затраты на маркетинг в i-ом году;
Зрi – затраты на рекламу в i-ом году;
р – рентабельность, %;
Киi - коэффициент индексации в i-ом году;
М – коэффициент масштабности использования товарного знака;
Кэсв – коэффициент эстетического восприятия;
Кв –коэффициент времени использования товарного знака;
Затраты на дизайн при создании нового товарного знака.
Оценщиком была собрана информация о затратах на создание нового товарного знака, аналогичного объекту оценки.
Таблица 25
Наименование услуг |
Стоимость услуг по созданию товарного знака, руб. |
||
https://gagarinlogo.ru/ |
https://m-in.ru/ |
https://versuslegal.ru/ |
|
Разработка товарного знака |
30000 |
20 000 |
40000 |
Средняя стоимость услуг |
30000 |
Затраты на дизайн товарного знака на 01.015.2019. составят 30 000 тыс. руб.
Затраты на рекламу и маркетинг
Оценщиком была собрана информация о стоимости услуг по организации и проведении рекламной компании товарного знака.[13]
Значительный рост затрат на рекламу и маркетинг в рублях в 2018 году вызван падением курса рубля относительно доллара США. В долларовом эквиваленте затраты на рекламу практически не менялись.
ПАО «Татнефть» является правообладателем 5 товарных знаков (см. Приложение 1). Оценщиком сделано допущение, что расходы на рекламу одного товарного знака составляют 1/5 расходов на рекламу по компании в целом.
Т.к. дата оценки 01.01.2019 года, то необходимо учесть затраты на рекламу и маркетинг оцениваемого товарного знака за 4 месяца 2019 года.
Таблица 26
ПАО «Татнефть» |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
01.01.2019 |
Затраты на рекламу в целом по компании, млн. долл. |
1,1 |
1,15 |
1,16 |
1,17 |
|
Курс доллара на конец соответствующего года |
32,1 |
30,5 |
33,5 |
60,1 |
|
Затраты на рекламу в целом по компании, млн. руб. |
35,31 |
35,075 |
38,86 |
70,317 |
|
Индекс потребительских цен, % |
106,1 |
106,6 |
106,5 |
111,4 |
|
Темпы инфляции, % |
6,1 |
6,6 |
6,5 |
11,4 |
10,4 |
Коэффициент индексации ( затраты известны на конец года) |
1,369 |
1,236 |
1,230 |
1,104 |
1 |
Приведенная к дате оценки величина затрат на рекламу и маркетинг, млн. руб. |
48,34 |
43,35 |
47,80 |
77,63 |
|
Приведенная к дате оценки величина затрат на рекламу и маркетинг на 1 ТЗ, млн. руб. |
9,668 |
8,67 |
9,56 |
15,526 |
|
Сумма приведенных к дате оценки затрат на рекламу и маркетинг, млн. руб. |
43,424 |