Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 3554
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
2. Применяемые стандарты оценочной деятельности
3. Допущения, использованные оценщиком при проведении оценки
4. Сведения о заказчике оценки и об оценщике
7.1. Краткий анализ макроэкономической ситуации в России в январе 2019 г.[2]
7.2. Анализ сегмента рынка, к которому принадлежит оцениваемый объект .[3]
7.2.3. Анализ положения ПАО «ТАТНЕФТЬ» на рынке нефтепродуктов
7.2.4. Анализ сделок с объектом оценки[6]
7.4. Основные выводы относительно рынка создания и использования объекта оценки
8.1 Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности доходным подходом
Сравнительный подход рекомендуется применять, когда доступна достоверная и достаточная для анализа информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов.
Для объектов интеллектуальной собственности обычно не существует эффективного рынка, применение сравнительного подхода в чистом виде затруднительно. Тем не менее, существуют методы стоимостной оценки, прямо или косвенно использующие информацию о продажах. В рамках сравнительного подхода рассматриваются методы:
- метод прямого анализа сравнения продаж;
- метод качественного анализа для корректировки данных;
- метод параметрической оценки;
- правила Бегунка.
Для использования метода качественного анализа для корректировки данных необходима информация по нескольким объектам-аналогам. Этот метод используется, когда характеристики объекта оценки и объектов-аналогов выражены качественными показателями. Метод параметрической оценки; требует анализа информации по большому количеству сделок с аналогичными объектами. Метод Бегунка– это метод экспресс - оценки и не может быть единственной основой для принятия решения стоимости объекта оценки по результатам применения сравнительного подхода.
Для определения рыночной стоимости объекта оценки применяется метод прямого анализа сравнения продаж.
Затратный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для приобретения, воспроизводства либо замещения объекта оценки с учетом износа и устареваний. Затратный подход преимущественно применяется в тех случаях, когда существует достоверная информация, позволяющая определить затраты на приобретение, воспроизводство либо замещение объекта оценки.
При применении затратного подхода оценщик учитывает следующие положения:
а) затратный подход к оценке объекта оценки целесообразно применять:
- при оценке стоимости объектов оценки, созданных самими правообладателями;
- при недостаточности данных, необходимых для применения сравнительного и доходного подходов;
б) стоимость объекта оценки определяется затратным подходом, когда существует возможность его воссоздания путем определения затрат на его воспроизводство или замещение;
в) входные переменные, которые учитываются при применении затратного подхода к оценке нематериальных активов, включают:
- затраты на разработку или приобретение идентичного объекта или объекта с аналогичными полезными свойствами;
- любые корректировки затрат на разработку или приобретение, необходимые для отражения специфических характеристик объекта оценки, в том числе его функционального и экономического устареваний;
- экономическая выгода разработчика объекта оценки;
г) затраты на разработку объекта оценки могут включать расходы по оплате труда и иные виды вознаграждения, оплату материалов, накладных расходов, а также юридические издержки по правовой охране, налоги, предпринимательскую прибыль в период разработки объекта оценки;
д) в случае использования исторических (первоначальных) затрат на создание объекта оценки необходимо будет привести их к текущей дате с помощью наиболее подходящего индекса;
е) при определении затрат на воспроизводство объекта оценки оценщик определяет стоимость воссоздания новой точной копии объекта оценки. Затраты в этом случае определяются исходя из действующих на дату оценки цен на услуги с использованием знаний, опыта и навыков авторов-разработчиков (при наличии) объекта оценки;
ж) при определении затрат на создание объекта, имеющего аналогичные полезные свойства, оценщик определяет стоимость создания объекта оценки той же полезности, являющегося аналогом объекта оценки по функциональному назначению и вариантам использования. В этом случае затраты должны быть определены на основе действующих на дату оценки цен на сырье, товары, услуги, энергоносители и стоимости рабочей силы в том регионе и (или) в той отрасли экономики, в которых создаются объекты, аналогичные объекту оценки.
Основные методы затратного подхода в оценке НМА и ИС:
- метод индексации затрат;
- метод стоимости создания;
- аналоговый метод и метод удельных затрат.
Для оценки стоимости товарных знаков примени только один из этих методов – метод стоимости создания.
8.1 Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности доходным подходом
Оцениваемый товарный знак используется ПАО «Татнефть» как в собственной деятельности, так и на условиях неисключительных лицензионных договоров. На дату оценки в отношении товарного знака ПАО «Татнефть» (свидетельство на товарный знак № 223775 от 14 октября 2015г.) заключено 3 лицензионных договора (таблица 15). Оба варианта использования товарного знака обеспечивают ПАО «Татнефть» доходы, которые необходимо учесть в процессе оценки стоимости объекта оценки.
8.1.1. Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности ( на основе доходов Заказчика, обеспеченных использованием объекта оценки)
Для расчета рыночной стоимости объекта оценки применяется метод освобождения от роялти. Этот метод используется для оценки стоимости патентов и лицензии. Владелец патента предоставляет другому лицу право на использование объекта интеллектуальной собственности за определенное вознаграждение (роялти). Роялти выражается в процентах от общей выручки, полученной от продажи товаров, произведенных с использованием патентованного средства. Размер роялти определяется на основании анализа рынка, как правило, ставка роялти колеблется в пределах 1-12%. Наиболее часто она устанавливается в пределах 2-6 %. Преимуществами данного метода являются возможность его применения как при оценке уже используемых ОИС, так и при оценке прав ИС, которые только предполагается использовать и относительная простота.
Этапы метода освобождения от роялти с использованием дисконтирования.
- Составляется прогноз объема продаж, по которым ожидаются выплаты роялти. Прогноз составляется в натуральных и стоимостных показателях с разбивкой по годам или более коротким интервалам.
- Определяется ставка роялти. Если нет опыта продаж лицензий аналогичного типа, то данные берутся из таблиц стандартных размеров роялти.
- Определяется экономический срок службы патента или лицензии, который может быть существенно короче юридического, если изобретение устаревает раньше окончания срока действия патента.
- Рассчитываются ожидаемые выплаты в виде роялти.
- Из ожидаемых выплат в виде роялти вычитаются все расходы, связанные с поддержанием патента в силе и т.п. (если они сопоставимы с размерами ожидаемых роялти).
- Рассчитываются дисконтированные потоки прибыли, получаемой от выплат в виде роялти. Коэффициенты дисконтирования определяются в зависимости от области применения изобретения, отраслевых и индивидуальных рисков.
- Определяется приведенная стоимость потоков прибыли за весь период. Для этого дисконтированные потоки прибыли суммируются
Анализ и прогноз объема продаж
Прогноз выручки составляется с учетом эффективного распространения товарного знака на рынке, что приведет к росту всей прибыли компании.
На сайте ПАО «Татнефть» представлены данные по выручке за 1 полугодие 2019 года. Анализ темпов прироста выручки в ретроспективном периоде приведен в таблице.
Таблица 19
Год |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
V1 квартал 2018 |
Выручка, тыс. рублей |
623 067 022 |
728 301 763 |
751 136 895 |
877 251 122 |
235 026 723 |
Темпы прироста выручки, % к предыдущему году |
1,168 |
1,031 |
1,168 |
||
Средние темпы прироста выручки, % |
1,222 |
||||
Темпы прироста выручки, % к 1 полугодию прошлого года |
1,171 |
1,1835 |
1,1907 |
||
Средние темпы прироста выручки, % |
1.1817 |
||||
Средние темпы прироста выручки, % |
1,201 |
Ставка роялти
Размер роялти определяется эмпирически на базе стандартных среднестатистических значений. Поскольку информации о значениях роялти для нефтедобывающей промышленности нет, рассчитываем размер роялти по усредненному значению размеров роялти тех видов продукции, которые могут быть использованы и произведены в нефтедобывающей отрасли.
Таблица 20
N |
Вид изделий |
Ставки роялти % |
Средняя ставка,% |
1 |
Оборудование для химической промышленности |
3-5 |
4 |
2 |
Продукты органической химии |
3-3,5 |
3,25 |
3 |
Минеральные масла |
2-3 |
2,5 |
4 |
Ставка роялти |
3,25 |
Прогнозируемые выплаты роялти корректируются с учетом выплат налога на прибыль. Ставка налога на прибыль составляет 20%.
Срок полезного использования
Юридический срок жизни товарного знака – 4 года, но с учетом возможного продления прав, его можно принять как бессрочный.
Срок службы товарного знака предполагает его использование в долгосрочном периоде. В краткосрочном периоде не ожидается техническое, технологическое или коммерческое устаревание объекта интеллектуальной собственности. При этом для подержания стоимости товарного знака необходимо проведение рекламных компаний. На основе данных, представленных Заказчиком, затраты на товарные знаки на дату оценки составляют 20 200 тыс. руб. в год. ПАО «Татнефть» является правообладателем 20 товарных знаков. Оценщиком сделано допущение, что расходы на рекламу одного товарного знака составляют 1/20 расходов на рекламу по компании в целом.
Прогнозные темпы инфляции устанавливаются для 2019 года в размере 4,2%[11], 2020 года в размере 4,0% и для 2021- 3,8, 2022 - 3,4 %.
Дата истечения срока действия исключительного права: 14 октября 2025 г.
Таким образом, длительность прогнозного периода определяется с даты оценки до 14.10.2025 г. –2019 год, 2020 год, 2021 год , 2022 год , 23 год, 24 год, и 10 месяцев 2025 года итого 6 лет и 10 месяцев.
По истечении 14.10.2025 г. права на товарный знак с большой степенью вероятности будут продлены. Это объясняется достаточно высокой доходностью и отрасли в целом. Для поддержания силы товарного знака компании - владельцу будет выгодно дальнейшее использование обозначения, зарекомендовавшего себя на Российском рынке. Таким образом, объект оценки будет существовать и приносить доход своему владельцу и по истечении прогнозного период, поэтому в отчете приводится расчет стоимости товарного знака в постпрогнозном периоде.
Ставка дисконта
В расчете ставки дисконтирования методом кумулятивного построения для оценки НМА и ИС, не связанных с оценкой бизнеса, учитываются следующие риски:
- риск, связанный с возможностью нарушения прав на ОИС;
- риск, связанный с предсказуемостью доходов от использования ОИС;
- риск, связанный с более ранней стадией разработки ОИС, с недостаточной проработанностью инвестиционного проекта;
- риск, связанный с низкой ликвидностью ОИС;
- риск, связанный с конкурентоспособностью ОИС.
В качестве безрисковой ставки принимается среднесрочная ставка ГКО-ОФЗ на 30.12.2018 –8,29%[12] .
Таблица 21
Факторы риска для оценки стоимости НМА и ИС не связанных с конкретным предприятием
Элементы риска |
Ответы (да, нет, не знаю) |
Значе-ние |
Риск, связанный с возможностью нарушения прав на ОИС |
||
Права на ОИС охраняются патентом/свидетельством на территории страны |
да |
0 |
Права на ОИС охраняются патентом/свидетельством на международном уровне |
да |
0 |
Информация об ОИС охраняется в режиме коммерческой тайны |
нет |
5 |
Имеются доказательства о собственности на ОИС |
да |
0 |
Сложность воспроизведения ОИС при наличии неполного комплекта документации (либо вовсе при отсутствии таковой) |
нет |
5 |
Отсутствие возможности использования ОИС в производственном процессе без значительных инвестиций |
не знаю |
3 |
Отсутствие аналогичных разработок в конкурирующих структурах |
нет |
5 |
Сумма значений: |
18 |
|
Количество составляющих факторов: |
7 |
|
Итоговое значение элемента риска: |
2,57 |
|
Риск, связанный с предсказуемостью доходов от использования ОИС |
||
ОИС имеет один или несколько близких прототипов |
да |
5 |
Аналогичный ОИС уже используется для производства продукции пользующейся спросом на рынке |
да |
5 |
Предполагаемый к производству товар будет пользоваться постоянным спросом (не зависит от моды и сезонности) |
да |
0 |
Существует реальная возможность оценить объем спроса (долю и емкость рынка) |
да |
0 |
Умеренная (либо низкая) конкуренция в отрасли (один или несколько конкурентов) |
нет |
5 |
Сумма значений: |
15 |
|
Количество составляющих факторов: |
5 |
|
Итоговое значение элемента риска: |
3 |