Файл: Практика оценки нематериальных активов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 3545

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Задание на оценку

2. Применяемые стандарты оценочной деятельности

3. Допущения, использованные оценщиком при проведении оценки

4. Сведения о заказчике оценки и об оценщике

Общие сведения об Оценщике

Основные факты и выводы

6. Описание объекта Оценки

7. Анализ рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость

7.1. Краткий анализ макроэкономической ситуации в России в январе 2019 г.[2]

7.2. Анализ сегмента рынка, к которому принадлежит оцениваемый объект .[3]

7.2.1. Анализ создания и предоставления правовой охраны аналогичным объектам интеллектуальной собственности.[4]

7.2.2. Анализ текущего состояния, перспектив и тенденций развития отрасли, к которой относится объект оценки.[5]

7.2.3. Анализ положения ПАО «ТАТНЕФТЬ» на рынке нефтепродуктов

7.2.4. Анализ сделок с объектом оценки[6]

7.4. Основные выводы относительно рынка создания и использования объекта оценки

8.1 Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности доходным подходом

8.1.1. Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности ( на основе доходов Заказчика, обеспеченных использованием объекта оценки)

8.1.2. Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности (на основе доходов Заказчика по лицензионным соглашениям)

перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения

7.2.3. Анализ положения ПАО «ТАТНЕФТЬ» на рынке нефтепродуктов

Применительно к Татарстану «наше все» — это, безусловно, «Татнефть», генерирующая заметную часть ВРП и бюджетов всех уровней (по разным оценкам, от 30 до 50%, в зависимости от того, как считать — напрямую или с мультипликаторами). Именно поэтому стоит внимательно приглядеться к вчерашнему заседанию совета директоров «Татнефти», которую они традиционно провели под руководством Рустама Минниханова, где без шума и пыли утвердили стратегию развития компании до 2030 года. Если внимательно почитать документ, сразу становится понятна «дорожная карта» республики: как будем жить ближайшие 12 лет: хорошо, богато или не очень? 

Сразу скажем, документ содержит ряд суперсенсаций, взрывающих рынок и показывающих новые перспективы для экономики республики. 

Вначале сообщим, что опубликованный документ включает в себя всевозможные параметры, начиная от стоимости бочки черного топлива и доллара до объемов добычи, планируемых инвестиций и объемов производства нефти, нефтепродуктов и шин, и в качестве вишенки на торте — конечной капитализации «Татнефти». Напомним, что в последний раз компания принимала стратегию развития буквально два года назад – в октябре 2016 года, на срок до 2025 года. Тогда «Татнефть» прогнозировала, что к 2020 году объем нефтедобычи достигнет 30 млн тонн в год (запомните эту цифру!), а капитализация при наилучшем сценарии – до $27,9 миллиарда. 

Первое, что привлекает внимание в стратегии развития «Татнефти» – 2030, – это прогноз экономистов нефтяной компании, как отечественная валюта сможет подешеветь, независимо от цен на нефть. Так, по худшему сценарию, средняя цена черного золота составит в 2019–2030 годах $42–52 за баррель, а по самому оптимистичному — $63–78 за баррель. Российская валюта же все равно будет дешеветь, и в лучшем случае курс дойдет до 73 рублей, а в худшем — 80 рублей за «американца» — это среднегодовые значения. С учетом высокой квалификации финансистов «Татнефти» оптимизма, которого и так немного, по отношению к российской валюте очередной раз поубавилось.

А пока что доллар торгуется у отметки 66 рублей, а нефть марки Brent – около $81 за баррель.

Что касается инвестиций, то в 2019–2030 годах «Татнефть» планирует вложить в развитие компании более триллиона — 1,162 трлн рублей без НДС (цифра впечатляет). 

Первый важнейший блок инвестиций посвящен увеличению нефтедобычи – на нее запланировано выделить 799 млрд – 69% от всей суммы. Цель по добыче — 38,4 млн тонн, или рост на 33% к уровню 2017 года! Безусловно, это главнейшая сенсация документа. Уточняется, что добыча традиционной нефти в РТ должна подрасти на 16% до 31,4 млн тонн, сверхвязкой нефти (СВН) — в 1,3 раза до 2,1 млн тонн и нефти за пределами Татарстана (в Ненецком автономном округе) – в 5 раз до 1,5 млн тонн.


Судя по приведенному графику, пик добычи традиционной нефти внутри Татарстана придется на 2025 год с объемом около 33 млн тонн, а вот к 2030 году спад составит 1,6 млн тонн. Далее по СВН пик по расчетам придется на 2024 год  с его 3,1 млн тонн, а далее спад на 1 млн до 2,1 млн к 2030 году. По добыче за пределами РТ пик – 1,5 млн тонн — прогнозируется на 2025–2027 годы, а затем ожидается спад до 1,4 млн к 2030 году. 

Получить тот самый рост до 38,4 млн тонн, то есть эффект в чистом виде 3,5 млн тонн в «Татнефти» планируют за счет технологии гидроразрыва (ГРР) и эффекта от инноваций. Судя по графику, эффект от новых технологий компания должна начать получать с 2026 года, как раз с того момента, когда добыча обычными методами уже не сможет обеспечивать роста объемов. Бурный рост нефтедобычи — это, пожалуй, самый важный элемент в стратегии в том числе потому, что в прошедшие два года компания добывала в районе 28–29 млн и практически все последнее десятилетие этот показатель находится в районе 30 млн тонн. Безусловно, ожидаемый рост окажет очень серьезное влияние на экономику всего Татарстана и его бюджет. Как?

Вот предварительные расчеты, которые сделали с ходу аналитики аналитического центра «БИЗНЕС Online». 10 млн тонн нефти, согласно нынешним биржевым ценам, стоят (очень грубый подсчет) около 400 млрд рублей. ВРП Татарстана в 2017 году — 2,1 трлн рублей. То есть валовый продукт республики получит плюсом 20% роста (это только от добычи и продажи сырой нефти, а ведь есть еще переработка и т. д.).

Будет ли реально освоена необходимая технология добычи – вопрос открытый. Член АН РТ, консультант президента РТ по вопросам разработки нефтяных и нефтегазовых месторождений Ренат Муслимов, комментируя обмен опытом по разработке тяжелых месторождений в 2017 году, указывал на высокую важность сотрудничества с США и Канадой. «Это [меморандум ТАНЕКО и Chevron Lummus Global LLC] очень важно, потому что катализаторы — это направление, которое может менять все. Мы здорово отстали по высоковязкой нефти от США и особенно Канады. У них много технологий на разных стадиях. Некоторые уже отработаны и идут в промышленность, другие находятся на стадии опытно-промышленных работ в полевых условиях, третьи еще в науке. Кое-что мы уже успели от них принять в плане технологий», — заявил нашему изданию Муслимов. «Пока мы работаем на хороших нефтеносных участках, но худшие участки — это дело будущего», — подчеркнул консультант президента РТ.

Впрочем, на тот момент еще «адских» и «очень жестких» пакетов санкций не предполагалось и оптимизм у многих экспертов сохранялся. «Конечно, санкции мешают и будут мешать, но, поскольку мы уже зацепились за технологии, сотрудничество обязательно будет», — уверенно заявил в прошлом году Муслимов. Разумеется, если Штаты захотят нанести самые серьезные удары по экономике РФ, то будут жестче бить в нефтегазодобычу и нефтегазохимию. Хочется верить, что у Наиля Маганова и Ко действительно есть реальный план по освоению передовых технологий, даже с учетом не самых теплых отношений с нашими заокеанскими партнерами.


Впрочем, есть и еще один штрих. Мелким шрифтом в стратегии написано, что планы по росту добычи не учитывают влияния договоренностей по ограничению со стороны соглашений формата ОПЕК+ или аналогичных. А значит, добыча вполне может быть заморожена около текущих уровней на откуп высокого среднего ценника.

7.2.4. Анализ сделок с объектом оценки[6]

Успешное развитие собственной нефтепереработки позволяет Компании активно развивать рознично-сбытовую сеть.

В настоящее время часть произведенного на НПЗ «ТАНЕКО» дизельного топлива реализуется через собственную сеть АЗС. Бренд «Татнефть» представлен широкой рознично-сбытовой сетью в России, Украине и Белоруссии и включает 711 АЗС, в том числе: в РФ – 602, в Республике Беларусь – 18, в Украине - 91.

Объем розничной и мелкооптовой реализации через сеть АЗС «Татнефть» в 2018 году составил более 3454,6 тыс. тонн нефте- и газопродуктов.

С 2018 года на АЗС «Татнефть» началась реализация синтетических масел «Татнефть», изготовленных на основе базовых масел производства АО «ТАНЕКО» и ООО «Татнефть-НК Ойл».

Большое внимание Компания уделяет развитию нетопливного бизнеса, валовый доход по данному направлению за прошедший год превысил 1 270 млн руб.

АЗС «Татнефть» участвуют в совместной с компанией Volkswagen экологической акции «За чистое настоящее. За здоровое будущее», где на 2-х автомобилях Multivan на территории Российской Федерации проводятся испытания новейших дизельных эко-двигателей Стандарта Евро 6. «Татнефть» выступает топливным партнером проекта и обеспечивает заправку автомобилей дизельным топливом «ТАНЕКО» на собственных- автозаправках. Один из автомобилей поступил в распоряжение Автотранспортного предприятия «Татнефти», другой - в ООО «Татнефть-АЗС-Запад», где в течение полугода, помимо дизельного топлива «ТАНЕКО», будут тестироваться шины и масла, произведенные предприятиями Группы «Татнефть».

Гарантированное качество нефтепродуктов на автозаправочных станциях обеспечивается неукоснительным соблюдением технологической дисциплины, требований нормативных документов при приеме, хранении, транспортировке и отпуске нефтепродуктов собственного производства.

Репутацию надежного поставщика высококачественной продукции и услуг подтверждают награды, полученные предприятиями рознично-сбытового блока «Татнефти». В 2018 г. ООО «Татнефть-АЗС Центр» стало дипломантом Премии Правительства РФ в области качества. Нефтебаза Челнинского филиала ООО «Татнефть-АЗС Центр» признана лучшей по версии международного конкурса «Oil Terminal 2018» и завоевала звание «Лучшая нефтебаза России и СНГ: инновации и безопасность», Гороховецкая нефтебаза ООО «Татнефть-АЗС-Запад» в том же конкурсе стала лучшей в номинации «Самая эффективная нефтебаза в России и СНГ: пропускная способность и оборачиваемость».


Сеть АЗС «Татнефть» продолжит активно развивать реализацию дополнительных услуг на автозаправочных станциях, повышать качество обслуживания при активном внедрении информационных технологий. Для эффективного оперативного управления АЗС совершенствуется автоматизированная система управления. Разрабатывается программа лояльности, основанная на анализе предпочтений клиентов, нацеленная на расширение оказываемых услуг.

Для обеспечения обратной связи с потребителем действует автоматизированная Система управления жалобами/пожеланиями клиентов АЗС «Татнефть» – обращения, претензии, жалобы, запросы, отзывы и благодарности клиентов поступают по круглосуточному телефону бесплатной Горячей линии АЗС «Татнефть» 8-800-5555-911, а также через специальный раздел на сайте сети автозаправочных станций «Татнефть».

Основной целью сбытовой деятельности Компании является увеличение объемов реализации качественной продукции с высокой добавленной стоимостью напрямую конечному потребителю. Для достижения этой цели «Роснефть» расширяет свою сбытовую сеть, прежде всего, в стратегически важных регионах, планомерно наращивая количество автозаправочных комплексов, оснащённых торговыми площадями, кафе, мойками и станциями техобслуживания.

Сеть розничной реализации НК «Роснефть» является крупнейшей в Российской Федерации по географическому покрытию и количеству станций. Бренд АЗС «Роснефть» является одним из лидеров в России по узнаваемости и восприятию качества топлива. На конец 2016 года география розничного бизнеса охватывала 66 регионов России, от Мурманска на севере до Северного Кавказа на юге и от Смоленска на западе до Сахалина на востоке. Кроме того, Компания имеет розничные активы в Абхазии, Белоруссии и Киргизии. В 2016 году в результате приобретения ПАО АНК «Башнефть» Компания вышла на новые географические рынки сбыта, существенно расширила сеть розничной и мелкооптовой реализации нефтепродуктов.

На 31 декабря 2016 г. сеть действующих АЗС Компании включала в себя 2 962 собственных и арендуемых станций, в том числе 65 АЗС в Республике Беларусь, на территории Абхазии и в Киргизии. Собственные и арендуемые АЗС располагали 1890 магазинами и 925 кафе. Нефтебазовое хозяйство Компании на 31 декабря 2016 г. включало 143 действующие нефтебазы общей емкостью 2,5 млн куб. м, а также около 1,1 тыс. бензовозов.

На дату оценки в отношении товарного знака ПАО «Татнефть» (свидетельство на товарный знак № 223775 от 04.03.2015) заключено 3 лицензионных договоров (таблица 15).[7].


Таблица15

Действующие на дату оценки лицензионные договора

Лицензиат

Юридический адрес лицензиата

Дата государственной регистрации и номер договора

Общество с ограниченной ответственностью "Нафта-Капитал"

121357, Москва, Кутузовский пр., д. 69/6

15.12.2003

номер 4687

Общество с ограниченной ответственностью "Татнефть-Москванефтепродукт"

117234, Москва, Ломоносовский пр-т, д. 20

16.11.2005 РД0004052

Общество с ограниченной ответственностью "Сервис-28",

127644, Москва, Вагоноремонтная ул., 4А, корп.2

19.05.2006 РД0008901

7.3. Анализ основных факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых с объектом оценки объектов

Стоимость товарного знака напрямую связана со стоимостью бизнеса. Товарные знаки успешного бизнеса стоят дорого. Если та же самая компания терпит убытки, стоимость её товарных знаков может опуститься до 0 или даже быть отрицательной величиной. Поэтому в данном разделе рассматриваются факторы, влияющие на стоимость компании на нефтяном рынке.

Нефть и газ являются физическими продуктами и цены на них находятся под влиянием спроса и предложения на сам товар. Вот некоторые ключевые факторы, которые влияют на цены на нефть и другие энергоносители:

Факторы, влияющие на спрос

Погода / времена года. Погодные условия оказывают серьёзное влияние на цены. Очень холодная зима или жаркое лето увеличивает спрос на эти товары, поскольку они используются для обогрева жилищ, а также для питания кондиционеров. Эти товары по своей природе зависят от времени года. В общем, спрос на эти продукты повышается в зимние месяцы.

Автомобильная промышленность. Рост продаж автомобилей приводит к росту спроса на нефть, в то время как более экономичные двигатели уменьшают спрос.

Налоги. Рост налогов на горюче-смазочные материалы /дорожных сборов / налогов на авиаперевозки приводит к снижению спроса на нефть, и, соответственно, уменьшению цен.

Экология. Широкое использование нефти и природного газа наносит ущерб окружающей среде, приводит к её загрязнению и изменениям климата. Увеличение осведомлённости об этом и внимания к этой проблеме, в совокупности с технологическими прорывами в области повышения эффективности использования возобновляемых источников энергии, будет приводить к снижению цен на нефть.