Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 3542
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
2. Применяемые стандарты оценочной деятельности
3. Допущения, использованные оценщиком при проведении оценки
4. Сведения о заказчике оценки и об оценщике
7.1. Краткий анализ макроэкономической ситуации в России в январе 2019 г.[2]
7.2. Анализ сегмента рынка, к которому принадлежит оцениваемый объект .[3]
7.2.3. Анализ положения ПАО «ТАТНЕФТЬ» на рынке нефтепродуктов
7.2.4. Анализ сделок с объектом оценки[6]
7.4. Основные выводы относительно рынка создания и использования объекта оценки
8.1 Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности доходным подходом
Таким образом, затраты на рекламу и маркетинг оцениваемого товарного знака на 01.05. 2019 г. составляют 43,424 млн. руб. или 43 424 тыс. руб.
Рентабельность продаж ПАО «Татнефть» за 4 квартал 2018г. составила 5,5 %, за 2018 год – 4,5%[14].
Затраты на правовую охрану
Размер государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией товарного знака установлен Положением утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. N 941 [15]. Согласно данному документу:
Таблица 27
Действия, связанные с государственной регистрацией товарного знака, руб.
Регистрация заявки на регистрацию товарного знака, знака обслуживания (далее - заявка на товарный знак) и принятие решения по результатам формальной экспертизы |
2700 |
Проведение экспертизы обозначения, заявленного в качестве товарного знака, и принятие решения по ее результатам |
11 500 + (2 050*5шт) за каждый из классов МКТУ, свыше 1 |
Регистрация товарного знака и выдача свидетельства на него |
16200 |
Продление срока действия исключительного права на товарный знак |
20250 |
Общий размер затрат на правовую охрану товарного знака на 01.05.2019 г. составит 2700+(11500+5*2050)+16200+20250 = 60 900руб.
Коэффициент индексации
Затраты на рекламу и маркетинг приведены к дате оценки в таблице 20.
Остальные затраты на создание товарного знака определяются в ценах на дату оценки, использование коэффициента индексации для приведения прошлых затрат к текущему моменту, не требуется.
Коэффициент масштабности использования товарного знака (М) зависит от величины товарооборота и определяется по таблице приведенной ниже.
Таблица 28
Коэффициент масштабности использования товарного знака
Товарооборот, тыс. долл. В месяц |
Величина М |
До 10 |
1,0 |
10-50 |
1,2 |
50 – 100 |
1,4 |
100 — 500 |
1,6 |
500 – 1000 |
1,8 |
Более 1 млн долл. |
2,0 |
Выручка ПАО «Татнефть» по итогам 4 квартал 2018 года составила 6 млн. долл., т.е. за месяц 2 млн. (6/3) млн. долл.
Для расчета стоимости объекта оценки применятся коэффициент масштабности – 2.
Коэффициент эстетического восприятия (Кэсв) зависит от времени использования товарного знака.
Для определения коэффициента эстетического восприятия рекомендованы величины, представленные в таблице
Таблица 29
Величины коэффициента эстетического восприятия
Кэсв |
Время использования, лет.; рейтинг |
1,3 |
Более 10; мировая известность у потребителей |
1,2 |
Более 5; широкая узнаваемость |
1,1 |
Менее 5; устойчивая ассоциация у потребителей по отношению к производителю |
1,05 |
Не менее 3 |
1 |
В течение 1 года |
Оцениваемый товарный знак используется ПАО «Татнефть» на российском рынке с 2000 г. следовательно Кэсв = 1,2.
Коэффициент времени использования товарного знака (Кв) определяется по формуле
,
где Кв – коэффициент времени использования товарного знака;
Тф – фактический срок службы товарного знака;
Тн – номинальный срок службы товарного знака (10 лет).
Дата подачи заявки на первичную регистрацию права на товарный знак - 26.04.2000г. С это даты до даты оценки прошло лет.
Таким образом, Кв = 1+18,6/10 = 2,859.
Определение стоимости объекта оценки затратным подходом.
Стоимость товарного знака определяется по формуле:
Vтз = ((Здi + Зпi + Змi + Зрi)*(1+)* Киi)*Кв*М*Кэсв
Зд = 30 тыс. руб.
Зп = 60,9 тыс. руб.
Зм = 500 тыс. руб.
Зр = 43,424 тыс. руб.
р = 10,0 %
М = 2
Кэсв = 1,3.
Кв = 2,6.
Vтз = (30 + 60,9+500+43,4) * (1 + 3,12/100))*2*1,2*2,9 = 4488,27 тыс. руб.
Таким образом, рыночная стоимость объекта оценки на 01.01.2019 г. по результатам использования затратного подхода составляет 4488,27 тыс. руб.
8.3. Оценка стоимости объекта интеллектуальной собственности сравнительным подходом
Сравнительный подход предполагает применение следующих методов:
- метод прямого анализа сравнения продаж;
- метод качественного анализа для корректировки данных;
- метод параметрической оценки;
- правила Бегунка для определения стоимостной оценки;
Для определения рыночной стоимости объекта оценки применялся метод прямого анализа сравнения продаж.
В связи с отсутствием информации о цене сделок с товарными знаками объекты-аналоги были подобраны на основании данных представленных рейтинговыми агентствами.
Таблица 30
Данные по объекты - аналоги
Объект-аналог № 1 |
Объект-аналог № 2 |
Объект-аналог № 3 |
Объект оценки |
|
Наименование объекта |
ПАО «НГК «Славнефть» |
ПАО «Роснефть» |
ПАО «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» |
ПАО «Татнефть» |
Назначение объекта |
Товарный знак |
Товарный знак |
Товарный знак |
Товарный знак |
Стоимость товарного знака по данным рейтинговых агентств, млн.руб. |
1652,469 |
1869,382 |
2028,302 |
|
Источник данных |
Rbc.ru |
Rbc.ru |
Rbc.ru |
|
Дата определения стоимости |
01.01.2019 |
01.01.2019 |
01.01.2019 |
01.01.2019 |
Наличие патентной охраны |
+ |
+ |
+ |
+ |
Отрасль, в которой были или будут использованы ОИС |
Нефтедобывающая |
Нефтедобывающая |
Нефтедобывающая |
Нефтедобывающая |
Корректировка на дату определения стоимости определяется с учетом изменения темпов инфляции с даты определения стоимости объектов-аналогов до даты оценки.
Уровень инфляции в 2018 году был на уровне 4,2 %[16].
По данным исследования рынка, стоимость товарного знака, имеющего международную регистрацию в 2 раза выше стоимости товарного знака, действующего для группы однородных товаров, зарегистрированного на территории РФ.
Корректировка на срок использования товарных знаков устанавливается на уровне 10% за каждый год использования прав на товарный знак.
Большая часть аналогов и объект оценки существуют на рынке более 10 лет, поэтому вводится корректировка на срок существования ИС на дату оценки. Чем дольше существует товарный знак, тем больше его стоимость. Цена аналога 1 и 3 корректируются в сторону увеличения на 25%.
Таблица 31
Индекс изменения стоимости с 01.01.2019 по 01.05.2019
Месяцы 2019 года |
01 |
02 |
03 |
04 |
Индекс потребительских цен в % к декабрю 2018 г. |
101,0 |
100,4 |
100,3 |
100,3 |
Темпы инфляции, в % к 01.01.2019 |
1,01 |
0,44 |
0,32 |
0,29 |
Индекс потребительских цен в % к предыдущему месяцу |
103,9 |
102,2 |
101,2 |
100,5 |
Темпы инфляции, в % к предыдущему месяцу |
3,9 |
2,2 |
1,2 |
0,5 |
Чем больше зарегистрировано аналогичных товарных знаков тем же правообладателем, тем сильнее правовая охрана оцениваемого товарного знака, тем больший ассортимент продукции (услуг) и её качество ассоциируется у покупателей с определенным производителем.
Затраты на рекламу и маркетинг должны быть постоянными для поддержания известности товарного знака. Поэтому устанавливаются корректировки для цен объектов – аналогов в зависимости от величины затрат на рекламу.
Корректировка на спрос на продукцию, которая производится с использованием объекта ИС, производится с учетом данных рынка. Учитывается, что продукты нефтепереработки, продающиеся под менее известными товарными знаками, пользуются меньшим спросом, при этом стоимость такого товарного знака снижается на 30% по сравнению со стоимостью ТЗ более крупных и известных компаний.
Внесение корректировок
Таблица 32
Объект-аналог № 1 |
Объект-аналог № 2 |
Объект-аналог № 3 |
Объект оценки |
|
Наименование объекта |
ПАО «НГК «Славнефть» |
ПАО «НК «Роснефть» |
ПАО «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» |
ПАО «Татнефть» |
Назначение объекта |
Товарный знак |
Товарный знак |
Товарный знак |
Товарный знак |
Стоимость товарного знака по данным рейтинговых агентств, млн.руб. |
6873,543 |
6354,764 |
7653,875 |
|
Элементы сравнения |
||||
Дата определения стоимости |
01.01.2019 |
01.01.2019 |
01.01.2019 |
01.01.2019 |
Корректировка,% |
0,00% |
0,00% |
0,00% |
|
Скорректированная цена, млн. руб. |
6873,543 |
6354,764 |
7653,875 |
|
Территория действия исключительных прав |
Россия, Беларуссия |
Международный |
Международный |
Международный |
Корректировка,% |
40,00% |
0,00% |
0,00% |
|
Скорректированная цена, млн. руб. |
4124,1258 |
2416,77 |
3895,245 |
|
Срок полезного использования ИС, лет |
Бессрочно |
Бессрочно |
Бессрочно |
Бессрочно |
2 |
5 |
6 |
2,89 |
|
Корректировка,% |
8,90% |
-28,90% |
-28,90% |
|
Скорректированная цена, млн. руб. |
4491,172996 |
1718,32347 |
2769,519195 |
|
Год регистрации ИС |
1998 |
1998 |
1993 |
2000 |
Срок существования ИС на дату оценки, лет |
17 |
17 |
22 |
21 |
Корректировка,% |
20,00% |
20,00% |
0,00% |
|
Скорректированная цена, млн. руб. |
5389,407595 |
2061,988164 |
2769,519195 |
|
Количество зарегистрированных ТЗ, ед. |
15 |
46 |
40 |
42 |
Корректировка,% |
10,00% |
5,00% |
0,00% |
|
Скорректированная цена, млн. руб. |
5928,348355 |
2165,087572 |
2769,519195 |
|
Затраты на рекламу и маркетинг, млн. руб. в год |
65 |
100 |
250 |
100 |
Корректировка,% |
20,00% |
0,00% |
-30,00% |
|
Скорректированная цена, млн. руб. |
7114,018026 |
2165,087572 |
1938,663437 |
|
Спрос на продукцию, которая может производиться или реализовываться с использованием ИС |
Средний |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
Корректировка,% |
30,00% |
0,00% |
0,00% |
|
Скорректированная цена, млн. руб. |
9248,223434 |
2165,087572 |
1938,663437 |
|
Количество корректировок, n |
5 |
3 |
2 |
10 |
1/n |
0,5 |
0,3 |
0,2 |
|
Сумма 1/n |
0,62 |
|||
Вес аналога |
0,27 |
0,32 |
0,41 |
|
Взвешенная стоимость, млн. руб. |
2497,020327 |
692,8280231 |
794,852009 |
|
Рыночная стоимость объекта оценки, млн. руб. |
3984,700359 |
Таким образом, рыночная стоимость объекта оценки на 01.01.2019 г. по результатам использования сравнительного подхода составляет 3984,7тыс.рублей.
9. описание процедуры согласования результатов оценки и выводы, полученные на основании проведенных расчетов по различным подходам
Определение рыночной стоимости оцениваемого товарного знака Публичное акционерное общество «ТАТНЕФТЬ» имени В.Д.Шашина проводилось затратным, сравнительным и доходным подходами.
Таблица 33
Результаты применения подходов
Подходы |
Затратный |
Сравнительный |
Доходный |
Рыночная стоимость, полученная в рамках каждого из подходов, тыс. руб. |
4488,27 |
3984,7 |
6748,03 |
Итоговое значение стоимости устанавливается в процессе обобщения расчетных материалов путем согласования (взвешивания) результатов, полученных в рамках использованных подходов. При формировании итоговой величины стоимости по экспертному мнению оценщика проанализированы следующие характеристики использованных подходов:
- степень соответствия (задача и цели оценки, функциональное назначение и оцениваемые права);
- степень достаточности и достоверности используемых данных;
- степень предпочтительности;
- надежность расчетов и процедур анализов;
- удельный вес экспертных оценок и суждений.
С учетом анализа по вышеприведенным характеристикам, оценщиком присваиваются коэффициенты весомости промежуточным результатам, полученным на основе использования различных подходов.
Рыночная стоимость оцениваемого имущества определяется как взвешенная, полученная каждым из подходов стоимость, результаты согласования приведены в таблице ниже.
Таблица 34
Рыночная стоимость оцениваемого имущества
Критерий |
Затратный |
Сравнительный |
Доходный |
|
согласования |
||||
1 |
Степень соответствия каждого из примененных подходов: |
|||
1,1 |
предполагаемому использованию результатов оценки |
25 |
25 |
50 |
1,2 |
цели оценки |
25 |
25 |
50 |
1,3 |
функциональному |
20 |
20 |
60 |
назначению объекта оценки |
||||
2 |
Какая степень достоверности и полноты исходных данных, используемых в каждом из подходов |
10 |
10 |
80 |
3 |
Какова надежность |
10 |
10 |
80 |
расчетов и процедур |
||||
анализа, проведенных в используемых подходах |
||||
4 |
Минимальный удельный вес |
10 |
10 |
80 |
экспертных оценок и суждений |
||||
Средний балл |
16,66666667 |
16,66666667 |
66,66666667 |
|
Коэффициент весомости каждого из подходов, отн.ед. |
0,17 |
0,17 |
0,67 |
|
Рыночная стоимость, полученная в рамках каждого из подходов, тыс. руб. |
4488,27 |
3984,7 |
6748,03 |
|
Согласованная рыночная стоимость, тыс. руб. |
5961,585 |
|||