Файл: Предметом и объектом исследования дипломной работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Специализированные контейнеры предназначены для перевозки одного вида грузов, требующих соблюдения специфических условий для их транспортировки: например, жидких, сыпучих, гранулированных, пылевидных, мелкокусковых, крупнокусковых. К специализированным относятся также изотермические контейнеры: термосы, охлаждаемые, обогреваемые и наиболее распространенные с устройствами для охлаждения и обогрева. Они используются для перевозки скоропортящихся продуктов, требующих поддержания во время перевозки и хранения установленного температурного режима, влажности и других условий.

Универсальные контейнеры принадлежат транспортным организациям и, как правило, не имеют порожнего пробега или имеют небольшой порожний пробег. Специализированные контейнеры принадлежат предприятиям (отправителям и получателям) и имеют, как правило, порожний пробег, равный гружёному (также, как и специализированные поддоны), что является их существенным недостатком.

По виду транспорта контейнеры подразделяются на предназначенные для использования:

–на всех основных видах транспорта (автомобильном, железнодорожном, морском и внутреннем водном);

–на воздушном транспорте.

По общему устройству контейнеры можно подразделять на:

– атмосфероустойчивые (оборудуются лабиринтами для отвода воды);

– водонепроницаемые (оснащаются резиновым или иным уплотнением);

– герметизированные.

Атмосфероустойчивые и водонепроницаемые преимущественно выполняются неразборными, герметизированные – только неразборными. Неразборные и разборные контейнеры могут выполняться с одно- двух- или трехстворчатой дверью. Двери могут размещаться в торцовой стенке, в боковых стенках либо в тех и других. Они могут заменять и соответствующие стенки. Герметизированные контейнеры, как правило, выполняются с одной одностворчатой дверью.

По материалу изготовления грузовые контейнеры делят на:

– цельнометаллические: из углеродистой или легированной стали, алюминиевых сплавов;

– комбинированные: с каркасом из прокатных профилей углеродистых сталей и панелями из легированных сталей, алюминиевых сплавов и многослойной клееной фанеры, покрытой пластиком, деревянно-металлические и пластмассовые.

В зависимости от средств для перегрузки контейнеры подразделяются на:

–контейнеры с проемами в основаниях для погрузки-выгрузки с транспортных средств посредством вилочных погрузчиков;


–контейнеры с рымами или фитингами для захватов кранами.

В зависимости от сферы применения контейнеры бывают:

–неунифицированные - ограниченного обращения;

–унифицированные - широкого обращения.

Перевозка в неунифицированных контейнерах осуществляется только одним видом транспорта (контейнер, перевозимый только автомашинами, соответственно называется автомобильным). К парку ограниченного обращения также могут относиться контейнеры, посредством которых осуществляется смешанная перевозка, но только в определенных направлениях5.

Унифицированные контейнеры могут использоваться всеми видами транспорта без ограничения районов обращения. В зависимости от характера, свойств и размера партии перевозимого груза, условий его погрузки-выгрузки выбирают соответствующий тип контейнера и определяют его параметры.

Для осуществления контейнерных перевозок железнодрожным траспортом необходим специализированный подвижной состав, представленный на рисунке 7 – фитинговые платформы.



Рисунок 7 – Фитинговые платформы: специализированный подвижной состав для перевозки контейнеров

К основным техническим характеристикам контейнеров относятся: масса брутто; грузоподъемность; полезный внутренний объем; погрузочная площадь, габаритные и внутренние размеры, размеры загрузочно-разгрузочных устройств (двери, люки); собственная масса (тара); коэффициент тары. Унифицированные контейнеры могут использоваться всеми видами транспорта без ограничения районов обращения.

В таблице 1 представлено погрузочное и складское оборудование, используемое при контейнерной системе организации перевозок.


Таблица 1 – Погрузочное и складское оборудование, используемое при контейнерной системе организации перевозок

Перегрузочное оборудование

Складское оборудование

  1. Мостовые, козловые и портальные краны

2. Причальные перегружатели

3. Контейнеровозы-штабелеры на пневмоходу

4. Автопогрузчики с боковым и фронтальным захватами


  1. Складские площади открытого хранения

2. Контейнеровозы-штабелеры на пневмоходу

3. Автопогрузчики с боковым и фронтальными захватами

4. Закрытые склады

5. Мостовые краны

6. Складские машины напольного типа




В результате широкого развития контейнерных перевозок изменился весь технологический процесс обработки грузов. Создана сложная инфраструктура, обеспечивающая контейнерные перевозки (терминалы, погрузочно-разгрузочное и складское оборудование и т.п.), появились специализированные суда контейнеровозы, был создан специальный парк автомобильных прицепов и железнодорожных платформ. Таким образом, контейнерный терминал – это более широкое понятие, чем контейнерный склад или площадка. Контейнерная площадка является элементом, составной частью контейнерного терминала – наряду с другими сооружениями и объектами, входящими в состав терминала.

Для этого изменения грузопотоков терминал имеет определенное устройство, техническое оснащение и технологию работы всех его составных частей.


    1. Отличительные особенности и виды контейнерных перевозок


В последние годы традиционная структура поставок промышленных товаров между развитыми странами и из развитых стран в развивающиеся в обмен на сырьевые товары претерпела существенные изменения. Расширение участия азиатских стран в мировой торговле сопровождалось формированием новой схемы перевозок. Ее особенность состоит в том, что страны азиатского региона импортируют сырье в виде массовых грузов из других развивающихся стран и экспортируют свою промышленную продукцию в развитые страны, преимущественно, контейнерами. В результате на протяжении последних десятилетий объемы мировых контейнерных перевозок, особенно из Азии в страны Северной Америки и Европы, стабильно увеличиваются.

Основным преимуществом контейнерных перевозок является возможность перевалки грузов с одного вида транспорта на другой (интермодальность) за счет стандартизации типоразмеров и тары. Интермодальность позволяет снизить стоимость и сократить время погрузочно-разгрузочных работ, а также оптимизировать логистическую цепочку в целом. Кроме того, использование контейнеров обеспечивает большую сохранность груза.

По оценкам аналитиков, большая часть контейнерных перевозок в мире осуществляется морским транспортом и по железным дорогам.

Контейнерные перевозки по железным дорогам осуществляются, в основном, в целях доставки грузов конечным потребителям после их перевалки с морских судов. Кроме того, железнодорожные перевозки используются на внутренних направлениях для транспортировки грузов на большие расстояния.


Сегменты рынка контейнерных перевозок6


Как уже было отмечено ранее, одним из основных достоинств контейнеризации является возможность осуществлять интермодальные перевозки, при которых задействованы несколько видов транспорта. В российской структуре интермодальных перевозок выделяются железнодорожный, морской и автотранспорт. Внутренний водный транспорт оказывает незначительное влияние на рынок контейнерных перевозок в нашей стране.
        1. Железнодорожные контейнерные перевозки


По показателям грузооборота российские железные дороги входят в пятерку лидеров мировой железнодорожной системы.

В 2019−2022 гг. среднегодовые темпы прироста грузоперевозок железнодорожным транспортом общего пользования составили 3,9%, объем грузооборота увеличивался на 6,1% в год. Согласно прогнозам МЭРТ, объем грузовых перевозок железнодорожным транспортом РФ вырастет к 2030 г. до 1524 млн тонн, грузооборот составит 2269 млрд ткм.

Необходимо отметить, что объемы перевозок и грузооборота железнодорожного транспорта общего пользования в 2022 г. оставались ниже уровня 2002 г. Согласно прогнозам МЭРТ, в течение ближайших 5 лет достичь показателей начала 2000-х гг. по объемам перевозок не удастся.


Рисунок 8 – Темпы роста контейнерных грузов железнодорожным транспортом
Несмотря на конкуренцию со стороны альтернативных видов транспорта: морского и, особенно, автомобильного, объемы доставки контейнерных грузов по железной дороге постоянно увеличиваются. Это показано на рисунке 8. Кроме того, по сравнению с другими видами грузоперевозок по железным дорогам, контейнерные транспортировки грузов развиваются более динамично. Так, темп роста объема железнодорожных контейнерных перевозок в 2022 г. составил 12,5% (с 2266 тыс. ДФЭ до 2550 тыс. ДФЭ)7.
        1. Морские перевозки


Контейнерные перевозки морем широко востребованы благодаря универсальности, безопасности и надежности. 

Основную долю контейнерных перевозок морским транспортом составляют экспортно-импортные операции. В настоящее время в сфере контейнерных перевозок преобладают тенденции развития сотрудничества между участниками рынка железнодорожных и морских контейнерных транспортировок, а также совершенствования системы интермодальных перевозок.