ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 235
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вне зависимости от типа конфликта процесс формирования противоречий,
противоборства осуществляется постепенно: на начальном этапе личность осознает наличие противоположных интересов, впоследствии – осознание наличий противоречий перерастает в конфликт, противостояние. Указанное противостояние будет продолжаться до тех пор, пока не появятся результаты противоборства, не будет устранена причина возникновения конфликта, не наступит стадия разрешения.
Вопросы для самопроверки:
1.
Как вы можете объяснить понятие «общение»?
2.
В чем суть перцептивной стороны общения?
3.
Какие виды общения выделяют в научной литературе?
4.
С какими науками связана конфликтология?
5.
Назовите стадии развития конфликтов.
6.
Кто является участниками конфликта?
7.
В чем заключается субъективное восприятие конфликта?
8.
Опишите, как работает механизм регрессии.
9.
Какие существуют механизмы психологической защиты в условиях внутриличностного конфликта?
10.
Перечислите виды социальных конфликтов.
Литература по теме:
Основная литература:
1.
Богомолова Т.П. Управление человеческими ресурсами: учебное пособие (курс лекций, проблемно-тематический курс, тесты и практико-ориентированные задания) /
Т.П. Богомолова, Э.А. Понуждаев. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 418 с.:
табл., ил. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4475-9883-9; То же [Электронный ресурс]. –
URL: http://biblioclub.ru/
2.
Кильмашкина Т.Н. Конфликтология: социальные конфликты: учебник / Т.Н.
Кильмашкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2015. –287 с. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-238-01542-2; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/
3.
Шарков Ф.И. Общая конфликтология: учебник / Ф.И. Шарков, В.И. Сперанский;
под общ. ред. Ф.И. Шаркова; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. – М.: Дашков и К°,
2018. – 238 с.: ил. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-394-02402-3; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/
4.
Язык и конфликт: учебное пособие / сост. Т.С. Вершинина, М.О. Гузикова, О.Л.
Кочева; Министерство образования и науки Российской Федерации и др. – 2-е изд., стер.
– Москва: ФЛИНТА: УрФУ, 2017. – 81 с. – Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-9765-3318-9. –
ISBN 978-5-7996-1370-9 (Изд-во Урал. ун-та); То же [Электронный ресурс]. – URL:
http://biblioclub.ru/
Дополнительная литература:
1.
Белинская А.Б. Конфликтология в социальной работе: учебное пособие / А.Б.
Белинская. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. – 215 с.: табл. – Библиогр. в кн. –
ISBN 978-5-4475-9630-9; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/
2.
Зеленков М.Ю. Конфликтология: учебник / М.Ю. Зеленков. – М.: Дашков и К,
2015. – 324 с.: табл. – (Учебные издания для бакалавров). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-
5-394-01918-0; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/
3.
Конфликтология: учебник / под ред. В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. –
М.: Юнити-Дана, 2015. – 543 с.: табл., граф., ил., схемы. – (Золотой фонд российских учебников). – Библиогр.: с. 527-531 - ISBN 978-5-238-02174-4; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/
4.
Левкин В.Е. Тренинг конфликтонезависимости: учебное пособие / В.Е. Левкин.
– Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 166 с.: ил., табл. – Библиогр.: с. 153–162 –
ISBN 978-5-4475-8756-7; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/
5.
Мандель Б.Р. Психология общения: история и проблематика: учебное пособие для обучающихся в системе среднего профессионального образования / Б.Р. Мандель. –
Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. – 422 с.: ил. – ISBN 978-5-4475-2809-6; То же
[Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/
6.
Суворова А.В. Психология конфликта: учебное пособие / А.В. Суворова, С.В.
Нищитенко; Министерство образования и науки Российской Федерации, Северо-
Кавказский федеральный университет. – Ставрополь: СКФУ, 2018. – 105 с.: схем., ил. –
Библиогр. в кн.; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/
Интернет-ресурсы:
1.
Электронный журнал «Конфликтология / nota bene» - https://e-notabene.ru/knt/
2.
Вопросы психологии - http://www.voppsy.ru
3.
Библиотека психологической литературы - http://www.koob.ru/
4.
Университетская библиотека онлайн - http://biblioclub.ru/
5.
Портал «Медиация и практическая Конфликтология» - http://www.conflictology.spb.ru/
Тема 2. Психогенез межличностных коммуникативных конфликтов
Цели и задачи, достигаемые при изучении темы: определить динамику конфликта, дать понятие психогенезу и выявить причины, и механизмы появления конфликта, изучить взаимосвязь коммуникаций и образование конфликтов.
Вопросы темы:
1.
Динамика конфликта.
2.
Понятие «психогенез конфликтов». Причины и механизмы конфликтов.
3.
Конфликтогенность и синтонность в инициальном коммуникативном акте.
4.
Значение межличностных коммуникативных конфликтов.
Вопрос 1. Динамика конфликта.
Динамика конфликта – это процесс его изменения.
Любой конфликт может быть представлен тремя этапами:
1.
начало;
2.
развитие;
3.
завершение.
К конфликту примыкают еще два периода:
1.
предконфликтный;
2.
послеконфликтный.
Таким образом, общая схема динамики конфликта складывается из следующих периодов:
1.
предконфликтная ситуация (латентный период);
2.
открытый конфликт (собственно конфликт):
·
инцидент (начало конфликта);
·
эскалация (развитие) конфликта;
·
завершение конфликта;
3.
послеконфликтный период.
Предконфликтная ситуация.
Предконфликтная ситуация – это возможность, а не действительность конфликта,
который не возникает на пустом месте, а вызревает постепенно, по мере развития и обострения противоречий, его вызывающих. Эти противоречия и факты, приводящие к противоборству, вначале не обнаруживаются ясно и отчетливо, они скрыты за множеством случайных и второстепенных явлений. Это период накопления факторов и процессов, которые могут привести к конфликту. Поэтому довольно часто и вполне справедливо его называют латентным периодом конфликта, предконфликтным
периодом или инкубационным состоянием конфликта. Мы его будем называть
предконфликтной ситуацией.
В предконфликтной ситуации будущие оппоненты конфликта еще не осознают в
полной мере последствий уже наметившихся в действительности различий и даже
противоречий интересов. Так, заказ на установление нового оборудования в организации объективно уже связан с теми противоречиями интересов, которые возникнут в связи с необходимостью увольнения части работников, вызванного внедрением новой техники. Но пока конфликта еще нет и его угроза может и не осознаваться будущими оппонентами противоборства за сохранение рабочих мест на производстве.
Другой пример. Рабочим предприятия длительное время не выплачивают зарплату.
Администрация, как обычно, пытается найти объективные и, конечно, временные причины. До поры до времени к этим объяснениям прислушиваются, и работники надеются, что не сегодня завтра зарплата будет выплачена. Конфликта еще нет, рабочие не бастуют, но он уже «вызревает» в виде негативного общественного мнения,
отрицательных эмоций и все увеличивающейся готовности к открытой борьбе за свои права.
Предконфликтная ситуация характеризуется, таким образом, тем, что она создает реальную возможность конфликта. Но она может быть разрешена и мирным,
бесконфликтным путем, ели условия, породившие ее, исчезнут сами по себе или будут
«сняты» в результате осознания ситуации в качестве предконфликтной. Так, если рабочим выдадут зарплату, то исчезнет и причина конфликта. Бесконфликтно можно разрешать и проблемную ситуацию с введением новой техники. Для этого работникам следует заранее объяснить, как будет решена проблема: кто и какую компенсацию получит, кто будет послан на курсы переподготовки, кто переведен на другую работу и т.д.
Осознание причин конфликта.
При этом следует иметь в виду, что само осознание причин потенциального конфликта в предконфликтной ситуации может быть, как адекватным (правильным), так и неадекватным. В последнем случае конфликт не может быть устранен окончательно,
ибо истинные причины конфликта рано или поздно дадут о себе знать, а задержка с разрешением конфликта может только усилить его остроту.
Открытый конфликт.
Если намечающиеся на предконфликтной стадии противоречия интересов разрешить не удается, рано или поздно предконфликтная ситуация переходит в
открытый конфликт. Наличие противоборства становится очевидным всем.
Противоречие интересов достигает такой степени зрелости, что их уже невозможно не замечать или скрывать. Они становятся фактором, мешающим нормальному взаимодействию, стороны которого превращаются с этих пор в открытых оппонентов,
противостоящих друг другу. Каждая сторона начинает открыто защищать свои собственные интересы.
На этой стадии развития конфликта его оппоненты начинают апеллировать к третьей стороне, обращаться в юридические органы для защиты или утверждения своих интересов. Каждый из субъектов противоборства старается привлечь на свою сторону как можно больше союзников и средств давления на другого, в том числе материальные,
финансовые, политические, информационные, административные и другие ресурсы. В
ход идут не только «дозволенные», общепринятые, но и «грязные» средства, способы и технологии давления на оппонента, который с этого времени считается не иначе как
«противником», «врагом».
Достаточно вспомнить предвыборную кампанию по выборам в Государственную
Думу и противоборство различных СМИ, которые выливали на кандидатов в депутаты много грязи в зависимости от того, к какому блоку или партии они принадлежали и чьи интересы выражало то или иное средство массовой информации.
На стадии открытого конфликта становится также очевидным, что ни одна из сторон не хочет идти на уступки или компромисс, напротив, доминирует установка на противоборство, на утверждение собственных интересов. При этом на объективные противоречия в группах часто накладываются межличностные трения и различия,
усугубляющие ситуацию.
Такова общая характеристика второго этапа развития конфликта. Однако и внутри этого – открытого периода можно выделить свои внутренние этапы, характеризующиеся различной степенью напряженности, которые в конфликтологии обозначаются как:
1.
инцидент;
2.
эскалация;
3.
завершение конфликта.
Инцидент.
Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборств происходит в результате того или иного инцидента (от лат. incidens – случай,
случающийся). Инцидент – это тот случай, который инициирует открытое противоборство сторон. Инцидент конфликта следует отличать от его повода.
Повод – это то конкретное событие, которое служит толчком, предметом к началу конфликтных действий. При этом оно может возникнуть случайно, а может и специально придумываться, но во всяком случае повод еще не есть конфликт. В отличие от этого инцидент – это уже конфликт, его начало.
Однако даже после инцидента сохраняется возможность решить конфликт мирным путем, посредством переговоров прийти к компромиссу между субъектами конфликта.
Если после инцидента найти компромисс и предотвратить дальнейшее развитие конфликта не удалось, то за первым инцидентом следуют второй, третий и т. д.
Открытый конфликт.
Если намечающиеся на предконфликтной стадии противоречия интересов разрешить не удается, рано или поздно предконфликтная ситуация переходит в
открытый конфликт. Наличие противоборства становится очевидным всем.
Противоречие интересов достигает такой степени зрелости, что их уже невозможно не замечать или скрывать. Они становятся фактором, мешающим нормальному взаимодействию, стороны которого превращаются с этих пор в открытых оппонентов,
противостоящих друг другу. Каждая сторона начинает открыто защищать свои собственные интересы.
На этой стадии развития конфликта его оппоненты начинают апеллировать к третьей стороне, обращаться в юридические органы для защиты или утверждения своих интересов. Каждый из субъектов противоборства старается привлечь на свою сторону как можно больше союзников и средств давления на другого, в том числе материальные,
финансовые, политические, информационные, административные и другие ресурсы. В
ход идут не только «дозволенные», общепринятые, но и «грязные» средства, способы и технологии давления на оппонента, который с этого времени считается не иначе как
«противником», «врагом».
Достаточно вспомнить предвыборную кампанию по выборам в Государственную
Думу и противоборство различных СМИ, которые выливали на кандидатов в депутаты много грязи в зависимости от того, к какому блоку или партии они принадлежали и чьи интересы выражало то или иное средство массовой информации.
На стадии открытого конфликта становится также очевидным, что ни одна из сторон не хочет идти на уступки или компромисс, напротив, доминирует установка на противоборство, на утверждение собственных интересов. При этом на объективные противоречия в группах часто накладываются межличностные трения и различия,
усугубляющие ситуацию.
Такова общая характеристика второго этапа развития конфликта. Однако и внутри этого – открытого периода можно выделить свои внутренние этапы, характеризующиеся различной степенью напряженности, которые в конфликтологии обозначаются как:
1.
инцидент;
2.
эскалация;
3.
завершение конфликта.
Инцидент.
Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборств происходит в результате того или иного инцидента (от лат. incidens – случай,
случающийся). Инцидент – это тот случай, который инициирует открытое противоборство сторон. Инцидент конфликта следует отличать от его повода.
Повод – это то конкретное событие, которое служит толчком, предметом к началу конфликтных действий. При этом оно может возникнуть случайно, а может и специально придумываться, но во всяком случае повод еще не есть конфликт. В отличие от этого инцидент – это уже конфликт, его начало.
Однако даже после инцидента сохраняется возможность решить конфликт мирным путем, посредством переговоров прийти к компромиссу между субъектами конфликта.
Если после инцидента найти компромисс и предотвратить дальнейшее развитие конфликта не удалось, то за первым инцидентом следуют второй, третий и т. д.
Конфликт вступает в следующий этап – происходит его эскалация (нарастание).
Эскалация конфликта – это ключевая, самая напряженная его стадия, когда
происходит обострение всех противоречий между его участниками и используются все
возможности для победы в противоборстве. Происходит мобилизация всех ресурсов:
материальных, политических, финансовых, информационных, физических, психических и других.
На этой стадии становятся затруднительными какие-либо переговоры или иные мирные способы разрешения конфликта. Эмоции часто начинают заглушать разум,
логика уступает чувствам. Главная задача состоит в том, чтобы любой ценой нанести как можно больший вред противнику. Поэтому на этой стадии могут теряться первоначальная причина и основная цель конфликта и на первое место выдвигаться новые причины и новые цели. В процессе этой стадии конфликта возможно и изменение ценностных ориентации, в частности, ценности-средства и ценности-цели могут меняться местами. Развитие конфликта приобретает спонтанный неуправляемый характер.
Среди основных моментов, характеризующих этап эскалации конфликта, можно выделить в первую очередь следующие:
1.
создание образа врага;
2.
демонстрацию силы и угрозу ее применения;
3.
применение насилия;
4.
тенденцию к расширению и углублению конфликта.
Создание образа врага. Это один из важнейших моментов этапа развития конфликта. Он начинает формироваться еще на его ранней стадии и окончательно складывается в период эскалации. На важную роль и необходимость создания образа врага обращал внимание еще Г. Зиммель: существование неких врагов в качестве
обязательного элемента необходимо для поддержания эффективного единства членов
группы и для осознания ими этого единства как одного из своих жизненных интересов,
может даже считаться проявлением политической мудрости для некоторых групп.
Действительно, внутреннее единство группы будет укрепляться, если на идеологическом уровне создан и постоянно поддерживается образ врага, с которым нужно вести борьбу и против которого следует объединяться. Образ врага создает дополнительные социально-психологические и идеологические факторы для сплоченности группы, организации или общества. В этом случае их члены осознают, что они борются не только (и даже не столько) за свои собственные интересы, а за «правое дело», за страну, народ, за великую и высшую цель, являющуюся стержнем объединения группы. При наличии образа врага предмет противостояния приобретает, таким образом, внеличностный, объективный характер. А это, по замечанию Зиммеля,
способствует тому, что борьба «приобретает более острый характер».
Таким образом, в межгрупповом конфликте его участники для поддержания и укрепления сплоченности группы стремятся к идеологическому и социально- психологическому оформлению образа врага. Этот враг в действительности может быть,
как реальным, так и мнимым, то есть он может быть придуман или искусственно сформирован для укрепления единства группы или общества.
Образ врага может создаваться также для решения внутригрупповых
противоречий и проблем.
Таким образом вступает в действие девиз «кто не с нами, тот против нас», его применение всегда ожесточает борьбу.