Файл: Глобальные стратегии конкуренции (минимизации издержек, дифференциации, фокусирования, инноваций, оперативного реагирования).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 276
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЛОБАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ КОНКУРЕНЦИИ
1.1 Сущность глобальных стратегий конкуренции
1.2 Стадии развития и особенности глобальных стратегий конкуренции
ГЛАВА 2. ТИПЫ ГЛОБАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ КОНКУРЕНЦИИ
2.1. Стратегия минимизации издержек
ВВЕДЕНИЕ
Глобализация меняет масштабы и условия соперничества, делает конкурентную среду чрезвычайно подвижной, развивает различные источники преимуществ, порождает глобальную конкуренцию, в условиях которой фирмы соперничают между собой в любой точке планеты.
Основной единицей конкуренции является отрасль, то есть группа конкурентов, производящих товары или услуги и непосредственно соперничающих между собой. Стратегически значимая отрасль включает в себя продукты со сходными источниками конкурентного преимущества, достигаемое за счет предложения потребителям более высокой ценности. Кроме того, могут быть родственные отрасли, у продукции которых те же покупатели, технология производства или каналы сбыта, но они предъявляют свои требования к конкурентному преимуществу. На практике границы между отраслями всегда весьма расплывчаты.
Разрабатывая конкурентную стратегию, фирмы стремятся найти и воплотить способ выгодно и долговременно конкурировать в своей отрасли. Универсальной конкурентной стратегии не существует; только стратегия, согласованная с условиями конкретной отрасли промышленности, навыками и капиталом, которыми обладает конкретная фирма, может принести успех. Понятие «глобальная стратегия конкуренции» применимо к конкретным сферам бизнеса (отраслям).
Процесс глобализации и глобальная конкуренция требуют от фирмы разработки соответствующих ей глобальных стратегий для всего мирового рынка в целом как единого образования. Они одинаковы для всех стран с незначительным учетом национальной специфики, нацелены на достижение устойчивых конкурентных преимуществ на мировом рынке и базируются на правильном сочетании торговли и прямых зарубежных инвестиций.
Этим обусловливается актуальность выбранной темы курсовой работы.
Объектом исследования являются глобальные стратегии конкуренции. Предмет исследования – особенности глобальных стратегий конкуренции организации.
Для того чтобы добиться оптимального функционирования, предприятие должно выбрать хорошую стратегию, которая, в свою очередь, должна строиться на сильных позициях и использовании возможностей. Для выбора стратегий применяются различные модели.
Целью курсовой работы является изучение глобальных стратегий конкуренции организации.
Достижение поставленной цели осуществляется в ходе решения следующих задач:
1. Изучение теоретических основ глобальных стратегий конкуренции организации.
2. Анализ стадий развития и особенностей глобальных стратегий
конкуренции организации.
3. Изучение различных типов глобальных стратегий конкуренции организации.
Теоретико-методической основой работы послужили исследования отечественных и иностранных специалистов, а также учебные и методические пособия, законодательные акты и нормативные документы, действующие в течение исследуемого периода.
Структура работы отражает логику исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных нормативных правовых источников и научной литературы.
В ходе исследования применялись следующие методы: анализ источников и литературы, описательный и логический, системный и ситуационный подход, структурный и сравнительный анализ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЛОБАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ КОНКУРЕНЦИИ
1.1 Сущность глобальных стратегий конкуренции
Основной единицей конкуренции является отрасль, то есть группа конкурентов, производящих товары или услуги и непосредственно соперничающих между собой. Стратегически значимая отрасль включает в себя продукты со сходными источниками конкурентного преимущества, достигаемое за счет предложения потребителям более высокой ценности. Кроме того, могут быть родственные отрасли, у продукции которых – те же покупатели, технология производства или каналы сбыта, но они предъявляют свои требования к конкурентному преимуществу. На практике границы между отраслями всегда весьма расплывчаты.
Разрабатывая конкурентную стратегию, фирмы стремятся найти и воплотить способ выгодно и долговременно конкурировать в своей отрасли. Универсальной конкурентной стратегии не существует – только стратегия, согласованная с условиями конкретной отрасли промышленности, навыками и капиталом, которыми обладает конкретная фирма, может принести успех[1].
Понятие «глобальная стратегия конкуренции» применимо к конкретным сферам бизнеса (отраслям). Для того чтобы понять сущность глобальных стратегий конкуренции организации в какой-либо сфере бизнеса необходимо сопоставить два факта:
а) функция зависимости удельной себестоимости произведенной продукции от объема выпуска до определенного значения величины объема выпуска убывает, затем возрастает, то есть имеет минимум;
б) каждый рынок товара с определенным функциональным назначением может быть сегментирован.
Глобализация меняет масштабы и условия соперничества, делает конкурентную среду чрезвычайно подвижной, развивает различные источники преимуществ, порождает глобальную конкуренцию, в условиях которой фирмы соперничают между собой в любой точке планеты.
Глобальная конкуренция предполагает, что цены и условия соперничества рынков разных стран тесно связаны между собой и появляется в полном смысле международный рынок. На нем позиция и конкурентные преимущества фирмы в одной стране поддерживает ее позиции и преимущества в других государствах. Таким образом, конкурентные преимущества компании в целом обеспечиваются действиями на всех рынках, дополняя те, которые она имеет дома.
Считается, что сила позиции фирмы в условиях глобальной конкуренции пропорциональна набору конкурентных преимуществ, которые она имеет в своей стране.
Глобальная конкуренция имеет место в таких отраслях, как выпуск гражданских самолетов, телевизоров, автомобилей, часов, копировальной аппаратуры и пр. Их продукция лишена национальных различий, поэтому может выпускаться в больших объемах, что позволяет существенно снизить издержки и обеспечить высокую конкурентоспособность. Именно здесь фирмы борются за мировое господство. В то же время существуют отрасли, где присутствуют элементы как глобальной, так и многонациональной конкуренции, например производство автомобильных масел.
Процесс глобализации и глобальная конкуренция требуют от фирмы разработки соответствующих ей глобальных стратегий для всего мирового рынка в целом как единого образования. Они одинаковы для всех стран с незначительным учетом национальной специфики, нацелены на достижение устойчивых конкурентных преимуществ на мировом рынке и базируются на правильном сочетании торговли и прямых зарубежных инвестиций[2].
Объектами таких стратегий являются:
а) размещение предприятий (зависит от уровня заработной платы в стране, квалификации рабочей силы, наличия материальных ресурсов, развитости инфраструктуры и других преимуществ);
б) производство и сбыт продукции во многих (но не во всех) странах;
в) конфигурация рынков;
г) координация поведения предприятий фирмы на них на основе единого подхода, с помощью чего обеспечиваются конкурентные преимущества.
В результате достигается экономия на инвестициях, меньшей дифференциации продуктовой линии, времени создания и внедрения нового товара или товарной группы (возможен практически одновременный вывод продукции на все рынки).
Поскольку для каждой отдельной страны изготавливать товар менее выгодно, за глобальной стратегией – будущее (в то же время нужно иметь в виду, что разные звенья производственного процесса имеют неодинаковую степень глобализации).
Стратегия глобализации основана на предположении о вероятном предпочтении потребителями более дешевых по сравнению с дифференцированными стандартизированных товаров и услуг (однако такое предположение допустимо не для любого рынка). В результате на практике выбирают нечто среднее (стандартизация – где возможно; дифференциация – где необходимо)[3].
В практике разработки и реализации глобальной стратегии организации руководители учитывают следующие положения:
а) при решении глобальной проблемы размещения производства учитываются факторы влияния на уровень цен, изменения валютных ставок, стоимости рабочей силы, производительности;
б) при решении глобальных проблем усиления стратегических позиций на освоенных рынках, выхода на новые рынки учитываются факторы влияния на объемы продаж на указанных рынках и увеличение производственных мощностей;
в) при решении глобальных проблем продвижения продукции учитываются факторы влияния на развитие коммуникации, информационного поля, каналов доставки в любой уголок мира.
Средствами реализации глобальных стратегий являются расширение рынков, использование более выгодных ресурсов, законодательных и политических возможностей, международных источников конкурентных преимуществ, оптимизация размещения производства по странам и тщательная координация деятельности филиалов, обеспечивающие быструю реакцию, гибкость, успешную дифференциацию деятельности и продукта.
Таким образом, процесс глобализации и глобальная конкуренция требуют от фирмы разработки соответствующих ей глобальных стратегий для всего мирового рынка в целом как единого образования. Они одинаковы для всех стран с незначительным учетом национальной специфики, нацелены на достижение устойчивых конкурентных преимуществ на мировом рынке и базируются на правильном сочетании торговли и прямых зарубежных инвестиций.
1.2 Стадии развития и особенности глобальных стратегий конкуренции
Стадиями развития глобальной стратегии являются следующие:
1. Формирование факторов, которые потенциально дают глобальные конкурентные преимущества, и соответствующих внутренней базовой или гибридной стратегии.
2. Интернационализация базовой стратегии, в соответствии с которой фирма начинает размещать свою деятельность в тех местах, где имеются реальные возможности реализации преимуществ.
3. Глобализация многонациональной стратегии, предполагающая координацию и интеграцию стратегических способностей в глобальном масштабе. На этом этапе принимаются решения о том, какие элементы стратегии должны быть общими (стандартизованными), а какие — адаптированными к национальным особенностям.
Важным направлением стратегии становится оптимизация ценностной цепочки в глобальном масштабе.
Отличия глобальной стратегии конкуренции от многонациональной отображены в таблице 1 ниже.
Таблица 1
Отличия глобальной стратегии конкуренции от многонациональной[4]
Параметры |
Многонациональная стратегия |
Глобальная стратегия |
Продукция |
Учитывает национальную специфику |
Стандартизована |
Размещение предприятий |
Исходя из максимального охвата территорий |
Исходя из выгод |
Поставщики |
Местные |
Выгодные |
Глобальная стратегия предполагает размещение предприятий фирмы в различных странах и координацию их деятельности, адаптацию их ресурсов и целей к возможностям глобального рынка. В ее рамках конкурентные преимущества, завоеванные фирмой на национальном рынке, дополняются преимуществами, появляющимися в других странах.
На практике глобальной стратегии целесообразно следовать, если можно стандартизировать продукт, добиться доступа к дешевым ресурсам, преодолеть торговые и тарифные барьеры и внедриться на стратегически важные рынки; при этом появляются конкуренты, имеющие такие же стратегии; требуется перекрестное субсидирование (использование прибылей одних предприятий фирмы для субсидирования других).
Глобальная конкуренция имеет место в таких отраслях, как выпуск гражданских самолетов, телевизоров, автомобилей, часов, копировальной аппаратуры и пр. Их продукция лишена национальных различий, поэтому может выпускаться в больших объемах, что позволяет существенно снизить издержки и обеспечить высокую конкурентоспособность. Именно здесь фирмы борются за мировое господство. В то же время существуют отрасли, где наличествуют элементы как глобальной, так и многонациональной конкуренции, например производство автомобильных масел.