Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 200
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (география)
ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Содержание
Введение………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика групповой формы работы…………………5
1.1 Характеристика групповой формы работы в трудах отечественных и зарубежных методистов……………………………………………………………….5
-
Психолого-педагогический аспект групповой формы работы……………..8
Глава 2.Организация групповой формы работы на уроках географии……….13
2.1. Виды групповых форм работ на уроках географии………………….……......18
2.2 Примерные задания при групповой формы организации обучения географии………………………………………………….…………………………..…23
Заключение……………………………………………………………………………28
Список используемой литературы………………………………………..………..29
Введение
Школьный возраст – возраст учения, когда приходится усваивать сравнительно большое количество учебного материала, в котором заключены основы наук, искусства, морали, права и других развитых форм общественного сознания. Основная образовательная задача школы состоит в обеспечении активного, сознательного, прочного и систематического усвоения знаний.
Современная система образования характеризуется многообразием научно-методических концепций, типов учебных заведений, программ и методов обучения. Но все это не меняет того общего положения, что ученик должен обладать определенным потенциалом, необходимым для усвоения учебного материала. Изучая окружающую среду и приспосабливаясь к ней, человек в то же время подготавливается образованием для встречи с собственным «Я». Научить ориентироваться в новой среде, согласовывать себя не только с природой, но и с социумом может педагог, основывающий свою дидактику на методологии современной науки, владеющий методами совершенствования личности, способный к саморазвитию и управлению развитием воспитуемых.
Вопрос о групповой форме организации учебных занятий и о групповом способе обучения в последние годы все чаще ставится на страницах педагогической печати. Этот вопрос – один из главных, волнующих современную педагогическую общественность.
Интерес к групповой форме обучения и к групповому способу обучения вызван тем, что возникла настоятельная необходимость переосмыслить формы организации урока и классно-урочной деятельности. Личностно-ориентированное обучение предполагает изменение структуры урока, а также форм его организации. Урок превращается в творческое общение и проблемную дискуссию. Учителя постепенно начинают отходить от фронтальной работы со всем классом, комбинируя ее с работой в малых группах и индивидуальной работой. Меняется отношение к оценке и отметке как стимулам поощрения и наказания.
Цель: Изучить особенности организации и использования групповой формы работы в обучении географии.
Задачи:
-
Изучение теоретических материалов о групповых формах (ГФО); обучения на уроках географии -
Изучить труды отечественных и зарубежных методистов с целью выявления общих характеристик групповой формы работы; -
Выбор методов организации групповой формы работы -
Определение степени влияния ГФО на развитие обученности и сплоченности школьников.
Гипотеза: Групповая форма обучения расширяет возможности учащегося в усвоении программного материала на уроках географии и улучшают межличностные отношения учащихся, увеличивая сплоченность классного коллектива.
Глава 1. Общая характеристика групповой формы работы
Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. В то же время эффективность групповой работы проявила себя и в скорости решения задач, и в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, и в формировании навыков организаторской работы, и в формировании рефлексивных способностей.
Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач. Наиболее применима и целесообразна она при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов по естественнонаучным предметам. В ходе проведения таких занятий используются совместные обсуждения результатов
Ученики, работая в группе, пытаются совместно выполнить поставленную задачу. При этом задание строится таким образом, чтобы ученик не смог выполнить его без помощи остальных участников группы. Меняется роль учителя, который превращается из единственно возможного источника информации и контроля в советника и консультанта, направляющего работу группы в правильное русло.
-
Характеристика групповой формы работы в трудах отечественных и зарубежных методистов
Эффективность учебного процесса зависит от тех форм обучения, которые выбирает учитель. Формы обучения соответствуют конкретным требованиям общества в определенный момент, а также должны соответствовать реальным целям и задачам учебно-воспитательного процесса. На данный момент в методике можно выделить 3 формы обучения: индивидуальную, фронтальную и групповую. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки, а при разумном их сочетании достигаются высокие показатели эффективности обучения.
Групповая работа – это такая форма организации деятельности, при которой на базе класса создаются небольшие рабочие группы для совместного выполнения задания или учебных задач. При групповой работе предполагается совместное планирование учебной деятельности, выбор методов и средств ее осуществления.
В. К. Дьяченко в своей книге «Сотрудничество в обучении» пишет что, групповой способ обучения возник в 15 – 16 вв., когда появились противоречия в системе индивидуального способа обучения, который не соответствовал требованиям буржуазного общества. В средневековой школе у одного преподавателя обучалось 5 – 8 учеников и все имели разную подготовку. Учитель работал с каждым индивидуально и по очереди. В таких условиях единственно возможным был индивидуальный способ обучения.
Но с развитием промышленности, экономики, увеличением числа городов, с появлением книгопечатания спрос на грамотных людей значительно увеличился. У одного учителя могло быть 20, 40, 70, а иногда и больше учеников. Обучать каждого в отдельности становилось всё труднее, а эффективность такого обучения падала. Наступил кризис индивидуальной 7 формы обучения. Возникло противоречие между количественным ростом учеников у одного учителя и его индивидуальными возможностями обучать каждого по очереди. Появилась потребность в принципиально новой организации процесса обучения. Выход из положения оказался только один: начали вводить групповую форму организации обучения. Учитель стал обучать учеников не отдельно каждого, а сразу одновременно целую группу. Группы сначала были маленькими (от 3 до 10 человек), а затем становились больше (30 – 50 и т.д.). Групповая форма обучения перевернула представление обо всём учебно-воспитательном процессе, она стала системообразующим компонентом. Постепенно в школах и вузах распространился и стал всеобщим исторически новый для тех времён (XVI – XVII вв.) групповой способ обучения.
Групповая форма обучения стала универсальной и распространилась не только на уроки и аудиторные занятия, но и на весь учебно-воспитательный процесс, на все формы и методы обучения и в значительной мере – воспитания.
Другие ученые также занимались этой темой. Американский профессор Л. Трамп пытался совместить коллективную форму обучения с групповой. В начале 20 века американские ученые Р. Джонсон и Д. Джонсон занимаются разработкой технологии обучения в сотрудничестве в малых группах, развитее этой технологии продолжила Е.С. Полат.
Современное общество предъявляет все более высокие требования к выпускнику школы. В связи с этим, в последние годы произошли значительные перемены в жизни школы. Качественно новое содержание обучения школьников предполагает качественно новые формы обучения. Для развития требуемых навыков и умений учащихся многие методисты сегодня обращают большее внимание на групповую форму работы. Она гармонично вписывается в классно-урочную систему и дополняет ее, приспосабливая к современным требованиям, исправляя ее некоторые недостатки.
Педагогический словарь дает следующее определение групповой работы на уроке:
«Групповая работа на уроке – форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога»
Е.И. Пассов дает следующее определение: «Группа – это определенное количество учащихся
(3 – 5человек) , временно объединенных учителем или по собственной инициативе в целях выполнения учебного задания и имеющих общую цель и функциональную структуру».
Л.В. Гикал в своей статье «Групповая работа как эффективная форма организации урока» определяет групповую форму работы как «…такую форму организации деятельности, при которой на базе класса создаются небольшие рабочие группы для совместного выполнения учебного задания».
Во всех указанных определениях общим является то, что создаются небольшие группы учащихся, объединенные для выполнения общего задания.
Однако между групповой формой обучения и групповым способом обучения существует разница. Форма обучения определяется видом общения. А организационные формы обучения, в свою очередь, определяют способ обучения.
В основе сегодняшних представлений о роли групповой работы в обучении лежат труды Ж. Ж. Пиаже, Л. С. Выготского и других ученых, которые подчеркивают особую роль социального взаимодействия и межличностного общения в процессе интеллектуального развития учащегося. Исследования педагогов и психологов показывают, что обучение в группе благоприятно влияет на развитие речи, приносит более высокие учебные результаты по сравнению с другими формами и методами работы.
-
Психолого-педагогический аспект групповой формы работы.
В современной школе используются три организационные формы обучения: индивидуальная, групповая и фронтальная. На разных исторических этапах предпочтение отдавалось то одной, то другой из них. Примерно до XVI века основной была индивидуальная форма. Затем ее заменяет групповая. С XIX века, когда ведущей в массовой школе стала классно-урочная система, преобладает фронтальная.
В двадцатые годы в советской школе была групповая форма обучения. Позаимствовав у американцев основанный на принципе индивидуального обучения Дальтон-план, наши исследователи внесли в него ряд корректив, имеющих целью развитие у учащихся коллективистских черт, так появился бригадно-лабораторный метод. Для выполнения определенного задания сроком на одну-две недели учащихся в классе делили на бригады. В условленное время бригадир отчитывался перед учителем за все сделанное. Однако очень скоро этот метод показал свою неэффективность, и в начале 30-х годов вновь вернулись к классно-урочной системе, для которой характерно преобладание фронтальной формы. Эта форма и по сей день является в нашей школе основной, а вот обучающие и воспитательные возможности групповой работы явно недооцениваются. К тому же групповая работа строится совсем на других принципах.
Говоря о принципах, остановимся подробнее на особенностях организации группы, на требованиях к учебному материалу, на функциях учителя при групповой работе. Эстонский ученый X. И. Лийметс относит к ним следующие:
1) Класс разбивается на несколько небольших групп - от 3 до 6 человек.
2) Каждая группа получает свое задание. Задания могут быть одинаковыми для всех групп либо дифференцированными.
3) Внутри каждой группы между ее участниками распределяются роли.
4) Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками.
5) Выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.
Как видим, для такой работы характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения. А это принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности.
При отборе учебного материала для групповой работы необходимо уточнить, какие виды знаний будут представлены в предлагаемом для совместного выполнения задании (понятия, факты, законы, методические знания, оценочные знания). Надо помнить, что не всякий учебный материал подходит для групповой работы. К