Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 201
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эффективными средствами запуска дискуссий являются задания «ловушки». В опыте нашей работы накопилось несколько типов таких заданий, специально предназначенных для упражнения учащихся в инициативном учебном сотрудничестве.
Метод проектов. Избирается оргкомитет, разрабатывается план, определяются группы по интересам. Учащиеся самостоятельно ищут интересующую их информацию, дополнительный материал, пользуются Интернетом, составляют сжатые сообщения по теме. Учитель вдохновляет и направляет учеников. Учащиеся защищают проекты по теме. При защите проекта ребята располагаются таким образом, чтобы члены группы могли видеть друг друга, они сидят за специальным столом. Благодаря такому расположению учащихся совершенствуется обращенность речи, толерантное отношение при обмене мнениями. У учащихся углубляются знания по выбранной теме.
Метод проектов является эффективным, поскольку он способствует развитию у учащихся самостоятельности, развивает навыки устный речи, способность работать в группе, распределять обязанности между собой.
Конференция. При использовании такой формы групповой работы, как конференция, учащиеся опрашивают как можно больше участников конференции, выясняют их мнение, записывают ответы на поставленные вопросы. Затем в небольших группах пытаются найти общее решение, которое обосновывают в итоговой общей дискуссии. Такая организация деятельности стимулирует мотивацию к изучению предмета географии. Во время живого общения участники групп задают вопросы, обмениваются мнениями.
Все эти задания требуют совершенно определенной атмосферы урока: атмосферы дискуссии, спора, рассуждения, доказательств, совместного поиска истины.
2.2 Примерные задания при групповой формы организации обучения географии.
Для познавательной деятельности необходимо использовать разные формы групповой деятельности на каждом этапе урока.
-
При проверке домашнего задания. Приём «Стенка на стенку».
Класс делится на несколько групп. Одна группа садится напротив другой и по очереди друг другу задают вопросы. Рядом находится арбитр, подсчитывающий результаты.
В процессе «боя» капитан наблюдает за командой и в конце выставляет отметки или распределяет заработанные баллы.
2.Игра «Кто больше знает?» Соревнуются две команды, по три-пять учащихся в каждой. Учитель объявляет тему, например «Евразия». Нужно записать как можно больше названий равнин, гор, рек, озёр, городов, стран и других географических объектов за 3-5 минут. Выигрывает та команда, которая запишет наибольшее количество географических названий.
Можно предложить учащимся другую игру. Учитель называет какую-то букву, например «Д», и предлагает назвать географические объекты, начинающиеся с этой буквы.
На этапе изучения нового материала можно использовать много интересных и эффективных приёмов группового обучения: «Ажурная пилка», «Обучаясь – учусь», «Карусель», «Анализ ситуации», «Дерево решений», «Аквариум». Например: «Аквариум» - форма диалога, когда учащимся предлагается обсудить проблему «перед лицом общественности». Малая группа выбирает того, кому она доверяет вести диалог. Иногда это может быть несколько желающих. Другие члены группы выступают в роли зрителей. После решения одной проблемы место в «Аквариуме» занимает другая группа и обговаривают новую ситуацию. Все группы по очереди должны побывать в «Аквариуме», и деятельность каждой из них должна быть оценена классом. Эта форма деятельности учащихся в малых группах направлена на развитие навыков общения в группах, совершенствование умений дискутировать и аргументировать свои мысли.
Приём «Творческая лаборатория» можно использоватьво время изучения тем «Охранаприроды», когда каждая группа предлагает свою программу охраны природных ресурсов.
Приём «Мозговая атака». Учащимся предлагается проблема, которую они должны решить без помощи учителя. Учащиеся должны знать, что идей может быть много и они могут быть оригинальны и даже фантастическими. Учащиеся могут свободно высказывать свои смелые идеи и нестандартные мысли. Основные условия:
* максимум идей;
* стимулировать любую инициативу;
* не критиковать;
* изменять, улучшать предложенные идеи.
Пример: Известно, что химические предприятия являются главными загрязнителями речных вод. Предложите эффективные способы сохранения речных вод чистыми.
Приём «Деловые (или ролевые) игры». Игра для детей – это обучение, и работа, и серьёзная форма воспитания. Игровые задания дают возможность выделить из всего изучаемого материала те явления и факты, которые могут быть сохранены памятью как наиболее жизненно важные и интересные в плане познания. Игра учит ученика сосредоточиться, развивать внимание, думать самостоятельно. Создавая игровую ситуацию, необходимо чётко планировать деятельность учащихся, направлять их на достижение цели.
Приём «Кейс – методы». Учащимся даётся описание реальной ситуации и предлагается проанализировать причины успешности или неудачи этой ситуации.
Пример: 10 класс. Тема: «Китай». Задание: Проанализируйте, какие причины способствовали или препятствовали развитию этого государства.
На этапе закрепления знаний можно попробовать предложить такой интерактивный приём, как «Картографическая лаборатория», где группы будут выполнять задания по картам или на контурных картах.
На этапе обобщения знаний учащихся уместно использование проектной технологии. При изучении природных комплексов учащимся каждой группы предлагается создать свой проект природоохранного комплекса: придумать название, место расположения, объяснить, почему именно здесь они решили сделать свой комплекс, создают задания, режим охраны, правила поведения на территории комплекса и т. д.
Большая возможность для проведения групповой работы возникает при проведении занятий на местности: исследования элементов природно-территориального комплекса, метеорологических показателей, хозяйственной деятельности населения и т. д. При таком виде работы обязательно используется метод решения проблемных заданий.
Часто встречающие задания:
1 задание. «Контуры континентов»
Группы получают конверты с разрезанными контурами континентов. Надо собрать континенты (в конверте помещены два континента).
2 задание. «Географические объекты»
Каждая группа получает карточки с написанными на них географическими объектами. Задача состоит в том, чтобы распределить названия на картосхеме материков.
3.задание. «Знаешь ли ты карту»?
Качество знаний по географии предполагает не только знание теоретического материала, но и знание карты. На первых порах учащиеся бояться карты, они отказываются выходить к доске. Работа в группах позволяет решить эту проблему. Проходит время, прежде чем учащиеся начинают понимать, что карта - это не просто лист бумаги, на который нанесены различные географические объекты и который висит на стене в вертикальном положении. Оказывается, карта имеет четыре основные стороны света – север, запад, юг и восток.
Для более быстрого запоминания необходимо разместить буквы, обозначающие стороны света. Постоянно приходится поправлять: «не сверху, а на севере; не снизу, а южнее ...».
Например, при проведении игры «Экспедиция в Африку» класс делится на 4 экспедиционных отряда. Выбирается руководители отряда. Каждый отряд исследует определенную область – географическое положение, климат, население Африки и.т.д. Часть работы будет выполняться с места группой, а часть работы необходимо выполнить работая с картой.
Группы получают конверты с небольшими фрагментами картосхем. Задача, назвать все географические объекты изображенные на картосхеме.
4 задание. «Ты уверен»?
Группы получают картосхемы, на которых цифрами обозначены географические объекты. В обозначениях умышленно допущены ошибки. Задача, найти допущенные ошибки и дать правильное решение. При изучении экономической географии в 9-10-х классах необходимо знание расположения стран, субъектов, экономических объектов, учащиеся активно принимают участие при работе в группах.
5 задание. «Расположение субъектов РФ на политической карте» (9-й класс)
Группа получает конверты с заданиями. По фрагменту картосхемы определить субъекты РФ относительно физических объектов (реки, озера, горной системы),
6 задание. «Страны Мира» (10-й класс)
Группы получают конверты с заданиями. По фрагментам картосхемы определить страны мира, относительно географических объектов (реки, моря, океана),
7 задание. Бытовой опыт (9-й класс)
За несколько дней перед уроком учащиеся получают опережающее задание, составить список продуктов, которые использовала семья за неделю, и рассмотреть географию их производства. Такое задание выполняется при изучении географии пищевой и легкой промышленности.
Некоторые задания можно повторить в течении года, меняя состав групп. При этом усложнять задания, в начале года работать с использованием атласов, в конце года работать по память, не используя атласы.
Заключение
Специфика урока географии заключается в его содержании, в применении различных, в том числе и свойственных не только географии, методов, форм и приемов, в разных сочетаниях коллективной и индивидуальной работы учащихся.
Изучив и проанализировав литературу по использованию групповой формы работы на уроках географии, я убедилась в эффективности и успешности применения данной формы работы.
Её применение психологически обосновано и педагогически целесообразно. Существуют различные виды групповой работы