Файл: Общая характеристика групповой формы работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 203

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Оценивание учителем работы каждой группы Таблица 5.

гр.


Правильность

изложения материала


Логика изложения материала,

четкость


Культура изложения материала


Дополнения других групп


Поведение в группе, умение сотрудничать.

Средняя оценка


I



















II



















III



















IY






















Карта наблюдения для педагога Таблица 6.



УУД

Шкала


1

Умеет самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

0 1 2 3 4 5

2

Умеет запросить недостающую информацию у одногруппников, у педагога;

0 1 2 3 4 5

3

Умеет взаимодействовать с любым партнером;

0 1 2 3 4 5

4

Умеет находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

0 1 2 3 4 5

5

Умеет инициировать учебное взаимодействие – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

0 1 2 3 4 5

6

Умеет вести дискуссию;

0 1 2 3 4 5

7

Умеет отстаивать свою точку зрения;

0 1 2 3 4 5

8

Обладает навыками интервьюирования, устного опроса.

0 1 2 3 4 5

9

Обладает навыками монологической речи;

0 1 2 3 4 5

10

Умеет отвечать на незапланированные вопросы.

0 1 2 3 4 5


2.1. Виды групповых форм работ на уроках географии.
Существует множество разновидностей групповых форм работы на уроках географии, и такие как: общественный смотр знаний, групповой опрос, учебная встреча, групповая дискуссия, диспут, дебаты, метод проектантов и т.д.

К групповым формам работы, следует отнести и многие формы нетрадиционных уроков, в которых имеет место разделение класса на какие-либо группы.

Примеры: урок-конференция, урок-путешествие, интегрированный урок и др. При использовании групповых форм работы на уроках и во внеурочное время происходит увеличение учебного актива учащихся, основное ядро которого составляют консультанты (их называют также ассистентами, лаборантами) по различным предметам. Консультанты по учебному предмету – это хорошо

успевающие и интересующиеся предметом ученики, которые проявляют желание помочь своим товарищам в учении. Наша задача рассмотреть групповые формы работы на уроках географии.

Для эффективного проведения групповых занятий педагог должен очень хорошо знать класс (не только уровень знаний, но и особенности личностных отношений, сложившихся в коллективе) и систематически заниматься с консультантами (проверять качество их знаний, давать методические советы и т.д.). Некоторые дополнительные затраты времени на подготовку полностью компенсируются большим педагогическим выигрышем.

Групповой опрос. Своеобразной разновидностью группового занятия является групповой опрос, который проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Он может быть организован как после уроков, так и на самом уроке. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Перечень вопросов к такому занятию составляет учитель.

Структура группового опроса сходна со структурой группового занятия с тем лишь различием, что соотношение вводной, основной (опрос учащихся в группах) и заключительной части в данном случае составляет пропорцию 1:8:2. Такой опрос, организованный в классе, ведется во всех группах одновременно. Беседа происходит вполголоса, чтобы не мешать друг другу.

Кроме высокой интенсивности группового опроса, позволяющего в течение урока выявить знания всех без исключения учащихся, эта форма организации коллективной деятельности способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учебу.

Учебная встреча. Учебная встреча, как вид групповой технологии является особым фактором совместной (коллективной) деятельности, которая оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ученика.

Главной целью учебной встречи является обеспечение активности учебного процесса.

Данный вид коллективной деятельности предполагает:

-взаимное обогащение учащихся в группе;

-организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;

-распределение начальных действий и операций (задается системой заданий);


-коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание;

-обмен способами действия;

-взаимопонимание – диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;

-рефлексию.

Главными особенностями организации учебной встречи являются:

-класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;

-каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

-задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

-состав группы непостоянный, он подбирается на время подготовки к учебной встрече с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

Учебная встреча обычно проводится при повторении изучаемого материала как на уроке, так и во внеурочное время. Учебная встреча может быть организована между двумя командами параллельных классов или одного класса. Тему учебной встречи намечает учитель или учебный актив класса (на классном собрании, а иногда прямо на уроке утверждается ее тема и время).

Организация учебной встречи состоит из подготовки и самой встречи. Ведет учебную встречу учитель.

Встреча протекает следующим образом. Ведущий задает вопрос одной стороне. Отвечает тот, кто первым поднял руку. Учащиеся из той же команды могут дополнить его. Если ответы окажутся недостаточными, то отвечает другая сторона. Ведущий и члены жюри могут задавать и дополнительные вопросы. Одновременно несколько учеников вызываются к доске, к столу для выполнения письменных (графических) работ. Учебная встреча отличается своим рабочим характером. Это по существу обычный текущий контроль знаний, в котором используются групповые эффекты.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах
, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом. При использовании групповых технологий на уроках и во внеурочное время происходит увеличение учебного актива учащихся, основное ядро которого составляют консультанты (их называют также ассистентами, лаборантами) по различным предметам. Консультанты по учебному предмету – это хорошо успевающие и интересующиеся предметом ученики, которые проявляют желание помочь своим товарищам в учении.

Диспут и дискуссия. Ещё одной разновидностью учебной встречи является диспут и дискуссия. Организация диспута, основанного на столкновении разных мнений, - сложное и ответственное дело. Успех диспута во многом определяется темой, заключающей в себе, как минимум, две разноречивые позиции.

Педагог тщательно продумывает задачи диспута, его предполагаемое течение, возможные варианты и, главное, выводы, к которым учащиеся должны прийти в результате обсуждения. В ходе дискуссии он следит за соблюдением правил ведения дискуссии:

 Я критикую идеи, а не людей.

 Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.

 Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении.

 Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен.

 Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям.

 Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.

 Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.

Очень велика роль ведущего на диспуте. Он обязан предоставлять слово желающим, следить за соблюдением регламента, репетировать очередность выступлений и, главное, заботиться о том, чтобы накал встреч не спадал до конца.

Диспут не требует ни выставления отметок, ни принятия решений. Поэтому его цель – научиться логично, доказательно отстаивать свою точку зрения, в откровенном споре показать ученикам истинность той или иной позиции.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения. Использование этого метода позволяет: дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, выработать общее решение класса, повысить интерес учеников к проблеме.