Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 204
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
нему предъявляются, по крайней мере, два требования.
- Первое - по своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было бы расчленить на отдельные подзадачи и подпункты.
- Второе - быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать разные точки зрения, несовпадение позиций.
Чем более трудным оно является, чем больше информации необходимо для его правильного выполнения, тем интенсивнее идет взаимодействие между участниками группы.
Надо отметить, что преимущество групповой работы в том, что ученик учится высказывать и отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других, сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. Вырабатываются навыки контроля над действиями других и самоконтроля, формируется критическое мышление. Групповое обсуждение, дискуссия оживляют поисковую активность учащихся.
Одно из самых важных условий эффективной организации групповой работы правильное, продуманное комплектование групп. Зачастую преподаватели неверно делят на группы учащихся. Если работа парная, то, как правило, в эту пару включают учащихся, сидящих за одним столом. Если работа рассчитана на четыре человека, то впереди сидящие ученики поворачиваются к сидящим сзади и совместно выполняют задание. Такое произвольное комплектование снижает эффективность совместной работы. При комплектовании групп в расчет надо брать два признака: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений. Школьников можно объединить в группы или по однородности (гомогенная группа), или по разнородности (гетерогенная группа) учебных успехов. Гомогенные группы могут состоять либо из сильных, либо из средних, и даже слабых учеников (естественно, группа, состоящая только из слабых учеников, себя не оправдывает). Решение обучающих и воспитательных задач лучше всего осуществляется в гетерогенной группе, где и создаются более благоприятные условия для взаимодействия и сотрудничества. Сильный ученик, являющийся лидером, ведет за собой остальных. Но, возможно, что лидер подменит всю группу, сведя участие остальных в коллективном выполнении задания до минимума. Поэтому при комплектовании групп важно учитывать характер межличностных отношений учащихся. Психологи по этому поводу утверждают, что в группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае в группе возникает
психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх.
Если учитель хорошо знает, как относятся друг к другу его ученики, то он сам должен сформировать группы. Если такой информации у него нет, то можно обратиться к учащимся с вопросом:- «С кем бы вы хотели работать в одной группе?».
Доказано, что результаты совместной деятельности сильно зависят от межличностных отношений. Если в группу входят учащиеся, которые испытывают друг к другу неприязнь, то результативность работы будет минимальной. Такую групповую работу можно рассматривать и как важное средство решения воспитательных задач.
Влияние количественного состава на психологический климат в группе, на ее работоспособность и результативность велика. Психологами проведены исследования, в которых выяснилось, что группа из четырех человек в большей мере склонна к обсуждению проблемы, чем группа из восьми человек. Деятельность группы из четырех человек более продуктивна, чем работа пары. Важно и то, четной или нечетной является группа. Группа с четным составом учащихся при обсуждении сложной и спорной проблемы распадается на равные подгруппы и с трудом приходит к общему решению. Целесообразнее создавать группу с нечетным составом. Считается, что группа из пяти человек является самой оптимальной. При определении количественного состава группы надо помнить одно: с увеличением численного состава снижается ее работоспособность, соответственно - и результативность.
Организация групповой работы меняет функции учителя. Если на традиционном уроке он передает знания в готовом виде, то здесь должен быть организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Его действия должны сводиться к следующему:
объяснение цели предстоящей работы;
- деление учащихся на группы;
- раздача заданий для групп;
- контроль за ходом групповой работы;
- попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску;
- после отчета групп о выполненном задании объявление результатов работы, обращение внимания на типичные ошибки;
- оценка работе учащихся.
Глава 2.Организация групповой формы работы на уроках географии
Основной формой организации обучения географии, как и для всех учебных предметов, является урок. Одним из направлений работы учителя географии является организация групповой работы обучающихся как способа углубления географических знаний.
Задачи групповой формы обучения:
-конкретно -познавательную, связанную с непосредственной учебной ситуацией;
-коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения в середине и за пределами данной группы;
-социально ориентированную, воспитывающая гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в обществе.
Функции групповой формы обучения:
-решение поставленных задач (учебных, поведенческих и др.);
-оказание поддержки членам группы в процессе общей работы.
Для того, чтобы обе эти функции реализовались на всех этапах групповой работы, необходимо, чтобы учитель имел представление о возможном распределении ролей в группе, а также об особенностях поведения учащихся во время выполнения заданий на разных этапах деятельности.
Групповые формы работы предполагают:
- организацию совместных действий, ведущих к активизации всех участников группы;
- распределение действий и операций на весь состав группы;
- выбор соответствующих способов действия для всех;
- взаимопонимание, взаимопомощь, включение всех участников в совместную деятельность для решения поставленной задачи.
Этапы внедрения групповой формы обучения:
Функции учителя:
-объяснение цели предстоящей работы;
-комплектование групп;
-комментарий к заданиям для групп;
-контроль за ходом групповой работы;
-попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску;
-после отчета групп о выполненном задании делает выводы, обращает внимание на ошибки,
дает оценку работе учащихся;
-повышается учебная и познавательная мотивация;
-снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач;
- в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний; улучшается психологический климат в классе.
Требования к учебному материалу:
Задание должно быть таким, чтобы его можно было расчленить на отдельные подзадачи;
Содержание материала не должно быть легким, желательно проблемным.
Правила работы в группах:
Руководитель группы распределяет задания между членами группы и следит за их выполнением. Поэтому руководителем группы должен быть сильный ученик с организаторскими навыками.
Особенности организации групповой формы работы и оценивание
- класс на уроке делится на группы, для решения поставленной учебной задачи;
- каждая группа получает задание и выполняет его сообща под руководством руководителя группы или учителя;
- задания в группе выполняются таким образом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.
Организация групповой деятельности Таблица 1.
Оценивания при групповой форме работы на уроках географии Таблица 2.
Взаимооценивание внутри группы по пятибалльной шкале Таблица 3.
Оценка работы группы. Таблица 4.
- Первое - по своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было бы расчленить на отдельные подзадачи и подпункты.
- Второе - быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать разные точки зрения, несовпадение позиций.
Чем более трудным оно является, чем больше информации необходимо для его правильного выполнения, тем интенсивнее идет взаимодействие между участниками группы.
Надо отметить, что преимущество групповой работы в том, что ученик учится высказывать и отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других, сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. Вырабатываются навыки контроля над действиями других и самоконтроля, формируется критическое мышление. Групповое обсуждение, дискуссия оживляют поисковую активность учащихся.
Одно из самых важных условий эффективной организации групповой работы правильное, продуманное комплектование групп. Зачастую преподаватели неверно делят на группы учащихся. Если работа парная, то, как правило, в эту пару включают учащихся, сидящих за одним столом. Если работа рассчитана на четыре человека, то впереди сидящие ученики поворачиваются к сидящим сзади и совместно выполняют задание. Такое произвольное комплектование снижает эффективность совместной работы. При комплектовании групп в расчет надо брать два признака: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений. Школьников можно объединить в группы или по однородности (гомогенная группа), или по разнородности (гетерогенная группа) учебных успехов. Гомогенные группы могут состоять либо из сильных, либо из средних, и даже слабых учеников (естественно, группа, состоящая только из слабых учеников, себя не оправдывает). Решение обучающих и воспитательных задач лучше всего осуществляется в гетерогенной группе, где и создаются более благоприятные условия для взаимодействия и сотрудничества. Сильный ученик, являющийся лидером, ведет за собой остальных. Но, возможно, что лидер подменит всю группу, сведя участие остальных в коллективном выполнении задания до минимума. Поэтому при комплектовании групп важно учитывать характер межличностных отношений учащихся. Психологи по этому поводу утверждают, что в группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае в группе возникает
психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх.
Если учитель хорошо знает, как относятся друг к другу его ученики, то он сам должен сформировать группы. Если такой информации у него нет, то можно обратиться к учащимся с вопросом:- «С кем бы вы хотели работать в одной группе?».
Доказано, что результаты совместной деятельности сильно зависят от межличностных отношений. Если в группу входят учащиеся, которые испытывают друг к другу неприязнь, то результативность работы будет минимальной. Такую групповую работу можно рассматривать и как важное средство решения воспитательных задач.
Влияние количественного состава на психологический климат в группе, на ее работоспособность и результативность велика. Психологами проведены исследования, в которых выяснилось, что группа из четырех человек в большей мере склонна к обсуждению проблемы, чем группа из восьми человек. Деятельность группы из четырех человек более продуктивна, чем работа пары. Важно и то, четной или нечетной является группа. Группа с четным составом учащихся при обсуждении сложной и спорной проблемы распадается на равные подгруппы и с трудом приходит к общему решению. Целесообразнее создавать группу с нечетным составом. Считается, что группа из пяти человек является самой оптимальной. При определении количественного состава группы надо помнить одно: с увеличением численного состава снижается ее работоспособность, соответственно - и результативность.
Организация групповой работы меняет функции учителя. Если на традиционном уроке он передает знания в готовом виде, то здесь должен быть организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Его действия должны сводиться к следующему:
объяснение цели предстоящей работы;
- деление учащихся на группы;
- раздача заданий для групп;
- контроль за ходом групповой работы;
- попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску;
- после отчета групп о выполненном задании объявление результатов работы, обращение внимания на типичные ошибки;
- оценка работе учащихся.
Глава 2.Организация групповой формы работы на уроках географии
Основной формой организации обучения географии, как и для всех учебных предметов, является урок. Одним из направлений работы учителя географии является организация групповой работы обучающихся как способа углубления географических знаний.
Задачи групповой формы обучения:
-конкретно -познавательную, связанную с непосредственной учебной ситуацией;
-коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения в середине и за пределами данной группы;
-социально ориентированную, воспитывающая гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в обществе.
Функции групповой формы обучения:
-решение поставленных задач (учебных, поведенческих и др.);
-оказание поддержки членам группы в процессе общей работы.
Для того, чтобы обе эти функции реализовались на всех этапах групповой работы, необходимо, чтобы учитель имел представление о возможном распределении ролей в группе, а также об особенностях поведения учащихся во время выполнения заданий на разных этапах деятельности.
Групповые формы работы предполагают:
- организацию совместных действий, ведущих к активизации всех участников группы;
- распределение действий и операций на весь состав группы;
- выбор соответствующих способов действия для всех;
- взаимопонимание, взаимопомощь, включение всех участников в совместную деятельность для решения поставленной задачи.
Этапы внедрения групповой формы обучения:
-
Организационный момент. Деление класса на группы. -
Инструктаж групп. Объяснение учащимся правил работы в группах, способов предоставления результатов групповой деятельности. Знакомство с критериями оценивания групп. -
Выдача заданий. Распределение работы среди членов группы. Обеспечение групп необходимым материалом, источниками информации, контурными картами, бумагой, цветными карандашами и др. -
Работа в группах. Наблюдения со стороны учителя за работой групп и дополнительный инструктаж при необходимости. -
Презентация результатов работы. -
Оценивание, рецензирование, и анализ работы групп. Подведение итогов.
Функции учителя:
-объяснение цели предстоящей работы;
-комплектование групп;
-комментарий к заданиям для групп;
-контроль за ходом групповой работы;
-попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску;
-после отчета групп о выполненном задании делает выводы, обращает внимание на ошибки,
дает оценку работе учащихся;
-повышается учебная и познавательная мотивация;
-снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач;
- в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний; улучшается психологический климат в классе.
Требования к учебному материалу:
Задание должно быть таким, чтобы его можно было расчленить на отдельные подзадачи;
Содержание материала не должно быть легким, желательно проблемным.
Правила работы в группах:
-
Вначале необходимо избрать командира (спикера, капитана) и распределить обязанности. -
Внимательно слушать друг друга и не перебивать. -
Не спорьте понапрасну. -
Старайтесь понять друг друга. -
Будьте активны. -
При возникновении проблемы обращайтесь к учителю.
Руководитель группы распределяет задания между членами группы и следит за их выполнением. Поэтому руководителем группы должен быть сильный ученик с организаторскими навыками.
Особенности организации групповой формы работы и оценивание
- класс на уроке делится на группы, для решения поставленной учебной задачи;
- каждая группа получает задание и выполняет его сообща под руководством руководителя группы или учителя;
- задания в группе выполняются таким образом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.
Организация групповой деятельности Таблица 1.
Компоненты деятельности | Функции группы, ведущие к успешной деятельности | |
решение задач | оказание поддержки | |
Роли членов группы | Инициатор, разработчик, координатор, контролёр, оценщик, интерпретатор | Вдохновитель, организатор общения, доброжелательный слушатель |
Содержание деятельности | Внесение, принятие предложений, сведений, мыслей, их обработка | Поддержка начинаний, побуждение к высказываниям, принятию чужих идей |
Результат | Мобилизация всех членов группы на поиск достижения поставленной перед группой цели | Поддержка членов группы и их сплочённости с целью облегчения достижения групповой цели |
Оценивания при групповой форме работы на уроках географии Таблица 2.
№ | ФИО учащихся | Взаимооценка работы в группе | Самооценка | Оценка учителя | Средняя оценка |
1 | | | | | |
2 | | | | | |
3 | | | | | |
Взаимооценивание внутри группы по пятибалльной шкале Таблица 3.
Мешал работе группы. | 0 баллов |
Не принимал участия в работе группы, но и не мешал остальным. | 1 балл |
Принимал небольшое участие в работе группы. | 2 балла |
Принимал участие в работе группы, но выполнял свою часть работы не полностью или с помощью других участников группы. | 3 балла |
Принимал активное участие в работе группы, справлялся со своей частью работы, но в работе были небольшие недочёты (ошибки, неполное изложение материала и т. п.) | 4 балла |
Принимал активное участие в работе группы, полностью справлялся со своей частью работы, помогал другим участникам группы. | 5 баллов |
Оценка работы группы. Таблица 4.
1.Все ли члены группы принимали участие в работе? | а) Да, все работали одинаково. б) Нет, работал только один человек. |
2.Дружно ли вы работали? Были ли ссоры? | в) Кто-то работал больше, а кто-то меньше. а) Работали дружно, ссор не было. |
3. Тебе понравился результат работы группы? | б) Работали дружно, спорили, но не ссорились в) Очень трудно было договориться, не всегда получалось. а) Да, все получилось хорошо б) Нравится, но можно было бы лучше в) Нет, не нравится |
4. Оцени свой вклад в работу группы. | 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |