Файл: Учет наличных денежных средств в кассе предприятия (на примере ООО «ТОН»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- доверенности на получение денежных средств,

- журнал депонированных сумм;

- журнал регистрации платежных ведомостей.

А также необходимо обратить внимание на правильность оформления кассовых документов, соблюдения лимита остатка наличных денежных средств на конец операционного дня, соблюдения предельного размера наличных расчетов между юридическими лицами, на правильность применения контрольно-кассовой техники [14].

При инвентаризации производится сверка фактического наличия в кассе денежных знаков, бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности. Сверка наличных денег осуществляется путем полного и полистного пересчета сумм, наличествующих в кассе предприятия. При пересчете наличных денежных средств должны присутствовать материально- ответственные лица

При инвентаризации кассы организации оформляются следующие документы:

Инвентаризационная опись бланков строгой отчетности и денежных документов, инвентаризационная опись наличных денежных средств, ведомость расхождений по результатам инвентаризации, оформленная в случае, если были найдены несоответствия и акт о результатах инвентаризации. Акт о проведении инвентаризации ИНВ-15 должен быть подписан всеми лицами, участвующими в ее проведении, не должен содержать ошибок и исправлений [20].

При выявлении излишков или недостачи ценностей в кассе, материально ответственному лицу необходимо представить письменные пояснения о причинах расхождения, а руководителю принять соответствующие меры по недопущению выявленных нарушений.

Таким образом, систематическое и правильное проведение инвентаризации денежных средств в кассе организации, поможет контролировать руководству их оборот, сохранность, правильность отражения и учета наличности. Это поможет вести финансовые дела компании в полном порядке и в соответствии с действующим законодательством.

2. УЧЕТ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ КАССЕ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «ТОН»

2.1 Документальное оформление учета кассовых операций


Исследуемое предприятие ООО «ТОН» является юридическим лицом - коммерческой организацией, действует на основании Устава и осуществляет свою хозяйственную и иную деятельность в соответствии с Гражданским кодексом, Федеральным Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», другими нормативными актами, регулирующими создание и деятельность предприятий на территории Российской Федерации и Республики Коми.

Общество создано как юридическое лицо с момента его государственной регистрации 04 июня 2004г. и учреждено на неограниченный срок.

Местонахождение: 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Карла Маркса, д. 197.

Общество обладает полной хозяйственной самостоятельностью, обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс.

Уставный капитал Общества состоит из вклада единственного участника Общества и составляет 10 000 руб., который является единоличным исполнительным органом – директором.

Основной целью Общества является извлечение прибыли из своей деятельности, для достижения цели Общество может осуществлять следующие виды деятельности:

- Розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами;

- Деятельность гостиниц и ресторанов;

- Деятельность сухопутного транспорта;

- Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность;

- Финансовое посредничество;

- Вспомогательная деятельность в сфере финансового посредничества и страхования;

- Аренда машин и оборудования без операторов, прокат бытовых изделий и предметов личного использования;

- Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий;

- Предоставление прочих видов услуг.

Также Общество осуществляет иные виды деятельности, не запрещенные законодательством.

Руководство текущей деятельностью ООО «ТОН» осуществляется директором, средняя численность Общества на 01 января 2019 г. составляет 15 человек. Организация относиться к субъектам малого предпринимательства (микро предприятие), в связи с чем ведет упрощенный бухгалтерский учет и составляет упрощенную бухгалтерскую отчетность. Находится на двух спецрежимах налогообложения и ведет раздельный учет доходов и расходов:

- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);

- упрощенная система налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (УСН).

В настоящее время большую долю выручки занимает розничная торговля продуктами питания и алкогольной продукцией.


В ООО «ТОН» применяется автоматизированная форма учета с использованием программного обеспечения «1С: Предприятие.

Общество применяет унифицированные формы первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88 (в ред. от 03.05.2000г.).

Для оформлении финансово-хозяйственных операций, по которым не предусмотрены унифицированные формы, организация разработала самостоятельно формы первичных учетных документов, содержащие обязательные реквизиты, установленные Федеральным Законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. № 402-ФЗ.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет директор Общества, а главный бухгалтер - за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное и достоверное отражение хозяйственных операций и представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

В связи с тем, что компания относится к субъектам малого бизнеса, то в соответствии с Указанием Банка России от 11.03.2014 №3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» в ред. от 19.06.2017г. лимит в кассе организации не установлен.

В ООО «ТОН» обязанности ведения кассовых операций по письменному распоряжению директора возложены на бухгалтера-кассира, который под расписку ознакомился с Порядком ведения кассовых операций и образцами подписей должностных лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы.

А также, обеими сторонами подписан договор об индивидуальной ответственности, в соответствии с которым, бухгалтер-кассир несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за ущерб, нанесенный Обществу, как в результате умышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям.

Касса ООО «ТОН», расположена в отдельном помещении, оборудованном сигнализацией. В кассовой зоне размещен несгораемый металлический сейф для хранения денежных средств и прочих ценностей. Доступ в помещение кассы посторонним воспрещен. В сейфе запрещено бухгалтеру-кассиру хранить собственные денежные средства, так как в случае проверки наличности, выявленные излишки буду оприходованы в кассу.

В кассу наличными денежными средствами поступают:

- розничная выручка из магазина;

- неизрасходованные средства подотчетными лицами;


- арендная плата от арендатора.

Выплата из кассы организации производится:

- на выдачу заработной платы;

- выдача под авансовый отчет;

- возврат покупателю;

- оплата поставщикам.

Для остальных расчетов, собравшаяся наличность в кассе, транспортируется директором в банк по объявлению на взнос наличными. В банке выдается квитанция о приеме наличных денежных средств для зачисления на расчетный счет, в которой указывается вносимая сумма средств и их источник поступления, ФИО представителя юридического лица – владельца счета (Приложение 1).

Прием наличных в кассу проводится по приходным кассовым ордерам (Приложение 2) по форме КО-1 (ПКО) [14].

При получении приходного кассового ордера бухгалтер-кассир проверяет:

- наличие подписи главного бухгалтера, а при его  – подпись руководителя и сверяет эту подпись с имеющимся образцом;

- соответствие наличной суммы, указанной цифрами, сумме, указанной прописью;

- наличие подтверждающих документов, поименованных в ПКО.

Бухгалтер-кассир принимает наличные деньги полистным, поштучным пересчетом. При этом лицо, вносящее наличность в кассу, должен иметь возможность наблюдать за действиями кассира.

Пересчитав деньги, бухгалтер-кассир сверяет сумму в ПКО с фактически полученной суммой и, если суммы совпадают, то кассир подписывает ПКО, ставит печать/штамп на квитанции к ПКО и отдает эту квитанцию лицу, вносившему наличность.

При внесении арендной платы от арендатора, бухгалтер-кассир пробивает чек на онлайн-кассе (ККТ) и прикрепляет бумажный носитель к квитанции к ПКО.

При выдаче наличных денежных средств из кассы оформляется расходный кассовый ордер по форме КО-2 (РКО) (Приложение 3). Получив его, кассир проверяет:

- наличие подписи главного бухгалтера, а при его отсутствии – подписи руководителя и ее соответствие образцу;

- соответствие сумм, указанных цифрами, суммам, указанным прописью.

При выдаче наличности бухгалтер-кассир проверяет наличие подтверждающих документов, перечисленных в РКО.

Перед выдачей денег кассир должен идентифицировать получателя по паспорту (иному документу, удостоверяющему личность). Выдача наличных денег лицу, не указанному в РКО, запрещена.

Подготовив необходимую сумму, кассир передает получателю РКО для подписи. Затем кассир должен пересчитать подготовленную сумму таким образом, чтобы получатель мог наблюдать данный процесс. Выдача наличности производится полистным, поштучным пересчетом в сумме, обозначенной в РКО. После выдачи денег бухгалтер-кассир подписывает РКО.


Если вместо расходного кассового ордера составлена платежная ведомость на выдачу денег нескольким лицам, то получатели также предъявляют указанные документы, удостоверяющие их личность, и расписываются в соответствующей графе платежных документов.

Так как часть розничной выручки поступает наличными денежными средствами, то ООО «ТОН», в целях экономии на комиссии расчетно-кассового обслуживания в банке, удобно осуществлять выплату заработной платы персоналу в наличной форме. Выдача производится в течение пяти рабочих дней, установленных для выплаты заработной платы. Бухгалтеру-кассиру перед днем выдачи заработной платы передается платежная ведомость (Приложение 4), подписанная директором Общества и главным бухгалтером. В последний день, в платежной ведомости напротив фамилий лиц, по которым не произведены указанные выплаты, бухгалтер-кассир ставит штамп «ДЕПОНИРОВАНО» и в конце платежной ведомости ставит надпись о фактически выплаченных и депонированных сумм, сверяет их с общим итогом по платежной ведомости и скрепляет. Затем записывает в кассовую книгу фактически выплаченную сумму, на фактически выданные суммы наличных денег по платежной ведомости оформляет РКО и указывает его номер в ведомости. Реестр депонированных сумм не составляется. Учет расчетов с депонентами ведется в книге учета депонированной зарплаты, утвержденной Приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н (ред. от 17.11.2017) «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.06.2015 N 37519), форма по ОКУД 0504048.

Книга учета депонированной заработной платы открывается на год. Для каждого депонента отводится отдельная строка, по которой указывается табельный номер, фамилия, имя и отчество, депонированная сумма, а в случае выдачи, делается отметка. Для отметок о выдаче сумм предусмотрены двенадцать граф по количеству месяцев. Отметки о выдаче производятся в соответствующей графе, в зависимости от того, в каком месяце была произведена выплата причитающейся суммы. Неоплаченные суммы, оставшиеся на конец года, переносятся в новую книгу, открываемую так же на следующий календарный год. Ответственность за ведение книги возложена, в соответствии с Учетной политикой Общества и Положением о порядке ведения кассовых операций в организации, на бухгалтера-кассира.