Файл: Учет наличных денежных средств в кассе предприятия (на примере ООО «ТОН»).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Понятие денежных средств их значение в системе бухгалтерского учета
1.2 Нормативное регулирование учета наличных денежных средств на предприятии
1.3 Контроль за ведением кассовых операций и сохранностью денежных средств
2. УЧЕТ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ КАССЕ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «ТОН»
2.1 Документальное оформление учета кассовых операций
2.2 Синтетический и аналитический учет кассовых операций
3. ОЦЕНКА УЧЕТА НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В КАССЕ ООО «ТОН» И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕГО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
3.1 Оценка учета наличных денежных средств в кассе ООО «ТОН»
Непосредственно регулирование учета денежных средств находит отражение в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», в котором закреплены основные моменты учета этого участка, а также в ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств», где указаны правила по формированию данного отчета. В Гражданском кодексе РФ сформулированы основные аспекты денежного обращения, поскольку денежные средства представляют собой один из объектов гражданского оборота.
Основные нормативные документы, которыми руководствуется предприятие при учете движения денежных средств в кассе и проведения кассовых операций, представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Нормативные документы по учету денежных средств в кассе
№ |
Наименование документа |
1 |
Указание Банка России от 11.03.2014 №3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» в ред. от 19.06.2017; |
2 |
Указание Банка России от 07.10.2013 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов»; |
3 |
Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» в ред. от 03.05.2000; |
4 |
Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» в ред. от 26.07.2016г.; |
5 |
Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» в ред. от 08.11.2010г.; |
6 |
Постановление Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности». |
Указание Банка России № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» регламентирует порядок, согласно которому юридические лица определяют лимит остатка наличных денег, то есть максимальную сумму наличности, которая может оставаться в кассе после подсчета суммы остатка наличных средств на конец дня. Деньги сверх лимита должны сдаваться на счета в банк. Организация самостоятельно устанавливает лимит остатка наличных, основываясь на виде своей деятельности и принимая во внимание либо объемы поступлений, либо объемы выдач наличных средств [4].
Индивидуальные предприниматели и субъекты малого бизнеса в свою очередь лимит наличных средств в кассе могут не устанавливать [13].
Однако в определенных случаях можно превысить установленный лимит на пять рабочих дней, учитывая день получения наличных средств с расчетного счета. Например, в дни выплат социального характера, стипендий, заработной платы и выплат, включенных в фонд оплаты труда. Операции в кассе ведутся кассовым или иным работником, определенным руководителем, либо самим руководителем. С кассиром обязательно заключается договор об индивидуальной материальной ответственности.
Полученные и выданные деньги оформляются соответственно приходными кассовыми ордерами или расходными кассовыми ордерами и учитываются в кассовой книге.
Записи в ней ведутся кассиром по каждому кассовому ордеру. В соответствии с Указаниями Банка России № 3073-У от 07.10.2013 «Об осуществлении наличных расчетов» в расчетах между организациями и индивидуальными предпринимателями нужно следовать лимиту расчетов наличными, который составляет сто тысяч рублей в пределах одного договора [14].
Индивидуальные предприниматели и юридические лица не могут расходовать поступившую в кассу выручку за реализованные товары, оказанные услуги и выполненные работы, за исключением следующих целей:
- выплаты, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера;
- выплаты страховых возмещений по договорам страхования физическим лицам, уплатившим ранее страховые премии наличными деньгами;
- выдача наличных денег на нужды индивидуального предпринимателя, не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности;
- оплата товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг;
- выдача наличных средств под отчет;
- возврат за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги;
- выдача наличных денег при осуществлении операций банковским платежным агентом (субагентом).
Постановление Госкомстата РФ № 88 от 18.08.1998 устанавливает формы первичных документов учета кассовых операций, а именно:
- Приходный кассовый ордер (№ КО-1);
- Расходный кассовый ордер (№ КО-2);
- Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (№ КО-3);
- Кассовая книга (№ КО-4;
- Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (№ КО-5 ) [13].
С 15 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который внес кардинальные поправки в основной закон. Одним из главных плюсов в произошедших изменениях является возможность ФНС контролировать все потоки наличности в онлайн режиме.
Закон предусматривает следующие основные положения:
- передача информации о расчетах через операторов фискальных данных в ФНС России;
- возможность осуществления всех регистрационных действий с ККТ и иного юридически значимого документооборота по вопросам применения ККТ через личный кабинет на сайте ФНС России;
- изготовление кассовых чеков и бланков строгой отчетности исключительно кассовыми аппаратами с возможностью их направления в электронной форме на абонентский номер или электронную почту покупателя. Бланк строгой отчетности приравнен к кассовому чеку.
- применение кассовых аппаратов при оказании услуг, а также плательщиками единого налога на вмененный доход и патента;
- применение фискального накопителя (аналог электронной контрольной ленты защищенной) с возможностью его самостоятельной замены 1 раз в 3 года плательщиками ЕНВД и патента, а также сферы услуг. Предельные сроки применения фискального накопителя законом не ограничены;
- техническое обслуживание не обязательно для регистрации кассового аппарата в ФНС России.
- экспертиза произведенных кассовых аппаратов и технических средств операторов фискальных данных;
- поэкземплярный учет ФНС России произведенных кассовых аппаратов и фискальных накопителей в форме реестров;
- возможность применения ККТ в авИНОВАомном режиме при определенных условиях.
- новые формы контрольных мероприятий, возможность запроса в банках информации по счетам в ходе оперативных проверок.
Основные положения предлагаемой системы – это:
- передача информации о расчетах в электронном виде в адрес налоговых органов через оператора фискальных данных;
-электронная регистрация ККТ без посещения налогового органа и без физического предоставления ККТ;
- построение системы гарантированного выявления нарушений на основе автоматизированного анализа информации о расчетах, выявления зон риска совершения правонарушений и проведения точечных результативных проверок;
- вовлечение покупателей в гражданский контроль.
Новая технология, в первую очередь позволяет добросовестному владельцу ККТ:
- снизить ежегодные расходы на ККТ;
- получить инструмент, с помощью которого он сможет в режиме реального времени следить за своими оборотами, показателями, и лучше контролировать свой бизнес;
- иметь возможность через сайт ФНС России зарегистрировать ККТ без ее физического предоставления в налоговый орган;
- применять в составе ККТ современные электронные устройства – мобильные телефоны и планшеты;
- избавиться от проверок, так как оперативное получение информации о расчетах обеспечивает соответствующую среду доверия;
- работать в условиях честной конкурентной бизнес среды за счет пресечения возможности недобросовестных налогоплательщиков незаконно минимизировать свои налоговые обязательства и нечестно получать конкурентное преимущество.
Гражданину новая технология дает дополнительную защиту своих прав как потребителя за счет возможности:
- получить электронный чек у оператора фискальных данных и (или) в своей электронной почте;
- самостоятельно быстро и удобно проверить легальность кассового чека через бесплатное мобильное приложение и в случае возникновения вопросов тут же направить жалобу в ФНС России;
С точки зрения государства ожидается легализации розничной торговли и сферы услуг и, соответственно, увеличение налоговых поступлений, а также оптимизация трудозатрат за счет перехода на электронную регистрацию и сосредоточения внимания налоговых органов на зонах рисках.
Таким образом, бухгалтерский учет денежных средств – это важный процесс, поскольку фундаментом хозяйственной деятельности любого предприятия являются операции, связанные с поступлением и расходованием денежных средств. Вследствие этого, точное, полное и своевременное отражение получения и выплаты средств – это необходимое условие формирования достоверной информации для органов управления предприятия.
В законодательстве, касающемся бухгалтерского учета, есть определенные требования к ведению учета и отражению хозяйственных операций. Закономерный, взаимосвязанный учет денежных средств позволит управлять денежными потоками таким образом, чтобы каждый платеж был произведен в срок, а поступление денежных средств совершалось своевременно и без ограничений. Это позволит обеспечить текущую платежеспособность предприятия и прочное существование в условиях современной экономики.
1.3 Контроль за ведением кассовых операций и сохранностью денежных средств
Отечественное законодательство предписывают каждой российской организации периодически проводить инвентаризацию кассы, активов, запасов, иных обязательств и ценностей. Данная обязанность возникает вне зависимости от формы собственности предприятия, а исключительно исходя из наличия у компании статуса юридического лица.
Инвентаризация наличных денежных средств – обязательная процедура, которая проверяет достоверность учета операций, выявляет ошибки и дает возможность контроля за ценностями в кассе. Существуют два вида процедуры: плановая и внеплановая ревизия.
Плановая инвентаризация проводится в соответствии с требованием действующих правовых актов. Внеплановая инвентаризация проводиться в тот момент, когда этого не ожидает ответственное лицо. Это позволит организации проверить добросовестность и компетентность работника, отвечающего за ведение кассовых операций [28].
Проводя названную проверку, ответственные сотрудники пересчитывают бланки строгой отчетности и иное имущество, а также проводят инвентаризацию денежных средств [24].
Необходимо заметить, что количество инвентаризаций в календарном году законодательством РФ не установлено, а потому каждое предприятие вправе установить произвольную периодичность проведения инвентаризации кассы. Рекомендуется разработать внутренний нормативный акт, который будет регламентировать порядок проведения инвентаризации в конкретной организации.
Цель инвентаризации:
- проверка фактического присутствия ценностей и обязательств;
- установление соответствия их величины данным бухгалтерского учета и полноты их отражения.
Важно помнить, что при проведении сверки фактического присутствия денежных ценностей в кассе организации с данными бухгалтерского учета операции с наличными не производятся и движение денег не осуществляется.
В соответствии с Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» в ред. от 08.11.2010г., в качестве основания и инвентаризации выступает приказ, изданный руководителем. Проверка проводится исключительно членами комиссии.
В состав комиссии включаются:
- представители администрации организации;
- работник отдела бухгалтерии;
- сотрудники, из отдела внутреннего аудита;
- привлеченные сторонние специалисты.
Проводится проверка в следующих ситуациях:
- количество денежных средств в кассе не соответствует данным, отраженным в документах;
- окончание календарного года;
- преобразования внутри организации;
- смена кассира.
Основные документы, которые необходимо проверить в момент проведения инвентаризации:
- кассовая книга и отчет кассира;
- приходные кассовые и расходные кассовые ордера;
- журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов;