Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (Применение франчайзинга на рынке быстрого питания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Активно используются рекламные средства, направленные на визуализацию соответствующей продукции (рис. 3).

Рис. 3. Реклама пиццы

Стихийное открытие китайских ресторанов не убавило их жизнеспособности и тоже дало толчок к разработке программ франчайзинга. В этом русле развивается сеть петербургских бистро Panda Hit, предлагающих блюда по уникальной адаптированной рецептуре, которые готовят строго на специальном оборудовании. Обучение поварами из Китая и полноценная информационная поддержка обеспечивают ценные преимущества для партнеров.

Условия покупки франшизы - одни из наиболее лояльных: вступительный взнос для фудкорта или кафе - 600 тысяч рублей, фиксированный размер роялти - 5%, заявленный срок окупаемости составляет 6 месяцев.[19]

Таблица 3

Франшизы заведений японской, паназиатской, восточной кухонь

Компания

Кол-во предприятий

на территории

России

Инвестиции

Паушальный

взнос

Роялти

Суши Wok

Более 390

От 1,2 млн. руб.

2,5% от оборота

Суши Шоп

Более 230

От 1,5 млн. руб.

430 тыс. руб.

32 тыс. руб.

СушиСет

100 (26)

От 1 до 1,5 млн. руб.

299 тыс. руб. – для Москвы и МО,

199 тыс. руб. – для регионов

2,5% от оборота,

2% от оборота – от 3 магазинов

Воккер

38

От 1 млн. руб.

От 150 тыс. руб. до 1 млн. руб. – в зависимости от формата

5% – 1й год,

6% – 2й год,

7% – 3-5-й годы

Аналогично рекламе пиццы, заведения восточной кухни также опирается на привычные и характерные визуальные образы (рис. 4).

Рис. 4. Реклама продукции восточной кухни

Приток потребителей из ресторанного сегмента в кофейни, желающих не только выпить качественный кофе, но и вкусно перекусить, побудил владельцев сетей добавлять основные блюда, формировать специальные предложения на завтраки и ланчи, продавать напитки и еду на вынос. Появляются новые интересные концепции. В некоторых кофейнях даже внедряют отдельное японское меню. В израильской сети кофеен Cofix все позиции меню по фиксированной цене, за 50 рублей. С ноября 2016 года программа франчайзинга стартовала в Москве, а с середины 2017 года будет доступна и в регионах России.


Кофейные заведения позволяют снизить затраты на запуск предприятия, сократив его площадь. Франчайзеры охотно идут на встречу новым партнерам, создавая лояльные пакетные предложения. Если открыть кофейню по франшизе под брендом MY, то доставка, сборка, подключение оборудования и запас ингредиентов на месяц - за счет компании, не будет паушального взноса, а роялти составит 3%. И в оригинальной сети Coffee machine франшиза мобильных кофеен предполагает, что владелец берет на себя строительство павильона "под ключ".

Американская сеть Dunkin' donuts впечатляет достижениями (свыше 11 тысяч кофеен в 36 странах) и разнообразием меню (множество видов кофейных напитков и пончиков, сладкая выпечка, закуски, сэндвичи, бейглы и салаты). В 2016 году можно было купить франшизу кофейни по специальным условиям с более низким первоначальным взносом в зависимости от площади заведения. В среднем инвестиции для открытия кофейни - одни из самых доступных в секторе общественного питания (от 2,5 млн. рублей).[20]

Таблица 4

Франшизы кофеен

Компания

Кол-во предприятий

на территории

России

Инвестиции

Паушальный взнос

Роялти

Tea funny

346

От 406 тыс. руб. до 1,343 млн. руб. – в зависимости от формата

Coffeeshop Company

96

От 4,3 до 16 млн. руб.

1,5 млн. руб.

6% от оборота

Dunkin' donuts

32

От 2,5 до 6 млн. руб.

15 тыс. долларов – для первых 2-х точек стандартного формата,

10 тыс. долларов – для последующих

10 тыс. долларов – для первых 2-х точек формата "мини",

6 тыс. долларов – для последующих

6% от оборота

Бодрый день

143 (133)

100 тыс. руб.

От 120 до 850 тыс. руб.

Отсутствует

Гурме

От 150 до 350 тыс. руб. – в зависимости от формата

От 295 тыс. руб. до 6 млн. руб. – в зависимости от формата

Отсутствует или 3% от выручки – в зависимости от формата

Еще один заметный сегмент франшиз быстрого питания - кафе-мороженое и так называемый вафельный фастфуд. Сети "33 Пингвина", бессменному участнику рейтингов франшиз, принадлежит 1200 точек по продаже более 50 видов мороженого, расположенных в 175 городах России, Казахстана, Беларуси, Монголии. Желающий купить франшизу получает богатейший выбор форматов "на вкус и цвет": точка в торговом центре или в зоне кинотеатра (пристенная или угол, остров, фудкорт, кафе), стрит фуд (тележка с зонтиком), бонеты рядом с кассами в супермаркете, бренд витрина.


Рис. 4. Реклама кофе

В новосибирской сети мини-кафе "Вафельница", предлагающей франшизу фаст фуд с форматами мобильного киоска на колесах для уличной торговли, павильона, острова и полноценного кафе по индивидуальному проекту, среди преимуществ - изобилие вафельного ассортимента: гонконгские вафли (необычной пузырчатой формы), вафельные сэндвичи (из соленого теста с рыбной, мясной или овощной начинкой). Внедряются модные новинки - вафлпицца (с начинкой для классических пицц), корндоги (сосиски или рубленое мясо), мороженое в кукурузных трубочках.[21]

Перейдем к анализу тенденций и перспектив на данном рынке.

В настоящее время предрекают успех заведений fast casual - "экологичное" меню и возможность сделать персональный заказ из перечня продуктов или в рамках конкретного блюда.[22] Потребитель уже начинает обращать внимание на блюда из продуктов, выращенных без антибиотиков и иной химии. Сетевые компании будут стремиться удовлетворить запросы на оригинальность и новые вкусы. "Макдоналдс" привлекает шеф-поваров со звездами Мишлен для разработки бургеров. В заведениях фастфуд все чаще готовят на месте, демонстрируя отсутствие полуфабрикатов как конкурентное преимущество.

Заключение

Завершая исследование, следует отметить, что кроме расширения своего бизнеса и получения при этом дополнительной прибыли, использование франшизной системы способствует большей узнаваемости торговой марки предприятия в России и за рубежом, что в конечном итоге положительно повлияет на результаты его деятельности. Более того, участие в франшизной системе привлекает новые кадры, повышает их квалификацию, способствует поддержанию высокого качества товаров и услуг, предлагаемых предприятием, повышению конкурентоспособности предприятия, что в конечном итоге ценят потребители, инвесторы, партнеры.

В экономике России франчайзинг ещё не получил широкого распространения, хотя потенциальные возможности для его внедрения достаточно велики. Основным фактором, сдерживающим развитие франчайзинга в нашей стране, является несоответствие между жёсткими едиными стандартами, критериями, устанавливаемыми франчайзером, и специфичными конкретными условиями работы франчайзи.

Изучение сущности франчайзинга позволяет сделать ряд выводов:


- франчайзинг - это достаточно интересная форма организации бизнеса, которые устанавливает сложные взаимоотношения между сторонами-участниками;

- привлекательность франшизы - один из решающих факторов ее конкурентоспособности, поэтому оценивание франчайзинговой сети является чрезвычайно важным этапом в принятии решения о вхождение в нее;

- наиболее полной финансовой схемой привлечения инвестиционных ресурсов в инновационную деятельность является франчайзинг;

- вовлечённость франчайзера в инновационный процесс и заинтересованность его в получении инновации может способствовать обучению персонала предприятия, проведению НИОКР, внедрению результатов в производство и распространению технологий и инновационной продукции. Работа под известной торговой маркой даёт возможность малым предприятиям, сотрудничающим с крупными, быстрее утверждаться на внутренних и внешних рынках;

- франчайзинг создаёт условия умеренного риска, затрат и доходов, из чего следует, что в ситуации ограниченности возможностей именно этот вид договорных отношений способствует развитию малых инновационных предприятий и повышению их конкурентоустойчивости.

В целом, франчайзинг является весьма привлекательной схемой быстрого и надежного выстраивания бизнеса. При этом он с самого начала накладывает на предпринимателя определенные ограничения (со стороны франчайзера), что впоследствии снижает возможности роста и расширения.

В работе проанализирован один из наиболее быстро растущих рынков, опирающихся на системы франчайзинга – рынок быстрого питания (фастфуда). Он демонстрирует положительные темпы роста в условиях текущего кризиса. Наблюдается взлет сетевых игроков и закрытие точечных. Востребованность быстрого питания стимулирует бурное развитие франчайзинга. В помощь предпринимателям — доступность вложений, упрощенные и вариативные технические требования, быстрая отдача.

Можно сделать вывод, что на сегодняшний день франшиза фаст фуда - одна из первых ассоциаций, когда речь идет о франчайзинге. Сегмент быстрого питания в неустойчивых экономических условиях растет, несмотря ни на что. По итогам 2015 года на фоне снижения оборота рынка общественного питания фаст фуд прибавил более 5%. Несомненно, и в 2017 году эта тенденция сохранится. И решающее значение для успешного бизнеса будет иметь не звучность бренда, а уникальность товарного предложения в сочетании с грамотно выстроенной технологией работы.


Список использованных источников

Монографии и периодические издания

  1. Ангелин Д. Две стороны франчайзинга // Бизнес. - 2015. - № 34. - С. 62-64.
  2. Давыдова Е.Л. Франчайзинг: учеб. пособие / Е.Л. Давыдова, Рос. экон. ун-т им. Г.В. Плеханова. - М.: Изд-во РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2011. - 118 с.
  3. Захарченко Н. П. Теоретические и организационные основы формирования системы рекламной деятельности в условиях развития коммерческих отношений // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2014. - № 2 (50). - С. 280-285.
  4. Исаенко Е. В. Исследование рыночной активности организации: теория, стратегия, практика / Е. В. Исаенко, Е. Е. Тарасова, Д. Н. Милюкин. - Белгород, 2011. – 368 с.
  5. Колесникова Е. В. Особенности взаимодействия субъектов рекламного рынка в сфере розничной торговли // Сборник: Образование, наука и современное общество: актуальные вопросы экономики и кооперации. - Белгород: Издательство БУКЭП, 2013. - С. 64-73.
  6. Колесникова Е. В. Управление рекламной деятельностью на предприятии // II Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. - 2007. - № 2. - С. 165-170.
  7. Матузенко Е.В. К вопросу о проблемах, препятствующих развитию франчайзинга в России // Современные подходы к модернизации экономики, образования и кооперации: материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов. - Белгород: Издательство БУКЭП, 2012. - С. 22-30.
  8. Матузенко Е.В., Шиленко С.И., Колесникова Е.В. Технологии франчайзинга как основа продвижения предприятий малого бизнеса // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2016. - № 4 (60). - С. 102-110.
  9. О франчайзинге и не только (интервью с Н.Ченоновой, генеральным директором представительства корпорации Sela в России) // Торговое дело. - 2010. - № 4. - С.88-93.
  10. Основы инновационного менеджмента, теория и практика. Учебное пособие под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. - М., Экономика, 2015. – 248 с.
  11. Толкаченко Г.Л., Фёдоров А.В. Франчайзинг как инновационный инструмент развития бизнеса // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2016. - № 1. - С. 74-85.

Интернет-ресурсы

  1. Зиятдинова П. Франшизы быстрого питания фастфуд [Электронный ресурс] // Портал «franshiza.ru». - Режим доступа: http://franshiza.ru/article/ read/franshizy_bystrogo_pitaniya_fastfud/ (дата обращения: 20.01.2017)
  2. Портал «franshiza.ru». - Режим доступа: http://franshiza.ru/ (дата обращения: 19.01.2017)
  3. Сайт о франчайзинге. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://top-franсhising.сom.ua/doсs/ (дата обращения: 20.01.2017)
  4. Сойак Е. Развитие франчайзинга в регионах РФ как один из способов инновационного реформирования и интеграционной поддержки малого бизнеса [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.franсhisinguniverse.ru. (дата обращения: 20.01.2017)