Файл: Игрушка, как один из инструментов в работе психолога.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕОБХОДИМОСТИ ИГРУШКИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Возможности использования различных видов игр в педагогическом процессе школы
1.2 Предпочтение детей при выборе игрушек
2 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРУШКИ В ПСИХОЛОГИИ
2.1 Влияние игрушек на взаимодействие родителей и детей
2.2 Влияние игрушки на развитие детей
выбирают песенки и потешки, где есть соответствующие образы, и в целом, несмотря на признание правового равенства полов, в настоящее время продолжают придерживаться традиционного разделения гендерных ролей. В условиях ранней гендерной социализации у ребенка формируется устойчивая связь между определенными предметными образами, собственной активностью и близкими взрослыми, ощущением безопасности, удовольствием. 13
Игровое поведение близких взрослых может существенно определять выборы игрушек и игру детей: так, изучение игры малышей 18 мес показало, что они действуют игрушечными жучками на колесах либо как с жучками, либо как с машинками в зависимости от того, как научили их взрослые. Обнаружено, что родители предпочитают играть с «мужскими» игрушками, и это, возможно, влияет на рост предпочтения таких игрушек и у мальчиков, и у девочек: уже к началу дошкольного возраста мальчики все чаще выбирают «маскулинные» игрушки, причем эта тенденция сохраняется с возрастом; девочки в процессе взросления демонстрируют все более гибкое поведение в выборе игрушек и включают в свою игру игрушки для мальчиков. В то же время в домашних условиях мальчики позволяют себе более вариативные выборы предметов и игр, в большей степени демонстрируя стереотипное поведение в группе сверстников. Замечено, что папы строже придерживаются гендерной определенности, например, они однозначнее высказываются о принадлежности ребенка к полу и его гендерной роли, чем мамы; папы значительно реже покупают мальчикам «феминные» игрушки. Этот факт тоже может объяснять тенденцию к большей стереотипизации игр мальчиков, особенно в сообществе других мальчиков.
Таким образом, в современной психологии делаются попытки изучать игровые предпочтения маленьких детей непосредственно в связи с их полом и физическими характеристиками игрушек, однако основная тенденция в этой области науки – объяснение привлекательности игрушек влиянием социальных факторов. Родители, ближайшие взрослые, сверстники способны обусловливать выбор игрушек детьми, причем это происходит как косвенно (например, через организацию предметнопространственной среды), так и прямо – через высказывания о том
, во что должны играть девочки и мальчики.
Выбирая «маскулинные» и «феминные» игрушки, родители не только формируют предпочтения ребенка, но и во многом меняют свое поведение в игре с ним. Обнаружено, что при игре с куклами они чаще хвалят детей, чаще задают им вопросы и больше обучают тому, как действовать с игрушками, рассказывают об их свойствах; в играх с машинками взрослые используют больше звукоподражаний и чаще негативно комментируют игрушки или интерес ребенка к ним, а также в целом склонны больше контролировать поведение ребенка. Авторы объясняют эти феномены особенностями игрушек, их возможностями и свойствами. Так, игра с машинками сопровождается увеличением физического расстояния между родителем и ребенком, что вызывает необходимость контролировать его поведение. В игре с куклой часто нужна помощь в ее одевании и раздевании, и это приводит к необходимости обучать и хвалить за успешные действия. 14
В последние десятилетия растет число исследований, направленных на изучение современных игрушек, в том числе их влияния на детско-родительское взаимодействие, например, на сравнение совместной игры с интерактивными (электронными) и «традиционными» игрушками. Многие авторы подчеркивают, что интерактивные игрушки оказывают негативное влияние на общение родителей с маленькими детьми, поскольку в игре с такими игрушками существенно страдает их совместное (разделенное) внимание. В процессе такого взаимодействия взрослый и ребенок фокусируются на одном объекте, событии или общем опыте, что способствует детскому развитию, поскольку они в это время больше общаются, высказываются и взаимодействуют. Важно, что в совместном внимании родитель играет ведущую роль, а ребенок постепенно становится инициативным. В игре с интерактивными игрушками у взрослого снижается необходимость удерживать ведущую роль, поскольку интерактивные элементы в игрушке удерживают внимание ребенка: дополнительная стимуляция, присущая этим игрушкам, отвлекает от взаимодействия. Обнаружено, что в совместной игре с такой игрушкой родители как бы отдают ей свой голос
, т.е. позволяют «говорить» за них.
Интерактивные элементы в игрушке уводят внимание родителей и детей от содержательной, смысловой стороны деятельности к ярким визуальным и звуковым эффектам. Например, вместо разворачивания сюжетной игры с куклой или мягкой игрушкой дети начинают экспериментировать с ней: изучают, какие звуки она издает, как двигается и т.п., после чего теряют к ней интерес. Необходимо отметить, что общение родителей с 3–5-летними детьми по поводу интерактивных книг тоже сводится к обсуждению их физических особенностей и возможностей (например: «Тебе нравится этот звук?», «Нажми на собачку, и она споет песню»). Взаимодействие же с обычной книгой включает больше разговоров о сюжете и вопросов, побуждающих к размышлению о прочитанном. Также отмечается, что в предметно-пространственной среде, насыщенной интерактивными игрушками, часто возникает шум от нескольких игрушек, одновременно издающих звуки, которые затрудняют общение родителей и детей. 15
Традиционные игрушки в большей степени поддерживают качественное детско-родительское общение. Совместное взаимодействие в игре мамы и младенца с традиционными игрушками включает больше направленных жестов и взглядов как друг на друга, так и на игрушку; отмечается больше высказываний мамы и вокализаций ребенка, обращенных друг к другу и направленных на игрушку; причем в условиях смешанной среды (использовании интерактивных и традиционных игрушек вместе) эта тенденция сохраняется. Реакции родителей на активность детей тоже существенно различаются в играх с традиционными и интерактивными игрушками: родители больше реагируют на направленную вокализацию младенцев при взаимодействии с традиционными игрушками. Они берут на себя ведущую роль в регуляции поведения ребенка, например, чаще переключают его внимание с одной игрушки на другую или с одного ее свойства на другое.
С учетом того что вокализации и жесты являются предъязыковыми формами речи, это очень значимые результаты: известно, что количество направленных жестов у детей младенческого и раннего возраста достоверно связано со словарным запасом дошкольника; реакции родителей на предметно-направленную вокализацию их детей зависят от развития речи в 15 мес; общение по поводу объектов в процессе совместного внимания обусловлено развитием словарного запаса у ребенка раннего возраста. Таким образом, в отличие от интерактивных игрушек, традиционная игрушка, поддерживая совместное внимание,
положительно сказывается, в том числе, на развитии речи детей. 16
Таким образом, игрушки обусловливают взаимодействие детей и родителей: в зависимости от того, какая игрушка оказывается в руках у взрослого, меняются игра, а также поведение и общение. Более того, любая игрушка, будь то обычная кукла или машинка, определяет особенности взаимодействия взрослых с детьми, например, влияя на увеличение или уменьшение физической дистанции между ними, стимулируя обучение и т.п. Современные исследования показывают, что электронные игрушки негативно сказываются на детско-родительском взаимодействии, значительно обедняя качество общения и совместной игры. Клинический отчет Американской академии педиатрии от января 2019 г. «Выбор подходящих игрушек для детей младшего возраста в цифровую эпоху» содержит данные о признании потенциального вреда от электронных игрушек: в частности, электронные средства связаны с вытеснением игрового взаимодействия между взрослым и ребенком, а также со снижением когнитивной, речевой и двигательной активности, что имеет последствия для развития и здоровья ребенка.
Игровое поведение близких взрослых может существенно определять выборы игрушек и игру детей: так, изучение игры малышей 18 мес показало, что они действуют игрушечными жучками на колесах либо как с жучками, либо как с машинками в зависимости от того, как научили их взрослые. Обнаружено, что родители предпочитают играть с «мужскими» игрушками, и это, возможно, влияет на рост предпочтения таких игрушек и у мальчиков, и у девочек: уже к началу дошкольного возраста мальчики все чаще выбирают «маскулинные» игрушки, причем эта тенденция сохраняется с возрастом; девочки в процессе взросления демонстрируют все более гибкое поведение в выборе игрушек и включают в свою игру игрушки для мальчиков. В то же время в домашних условиях мальчики позволяют себе более вариативные выборы предметов и игр, в большей степени демонстрируя стереотипное поведение в группе сверстников. Замечено, что папы строже придерживаются гендерной определенности, например, они однозначнее высказываются о принадлежности ребенка к полу и его гендерной роли, чем мамы; папы значительно реже покупают мальчикам «феминные» игрушки. Этот факт тоже может объяснять тенденцию к большей стереотипизации игр мальчиков, особенно в сообществе других мальчиков.
Таким образом, в современной психологии делаются попытки изучать игровые предпочтения маленьких детей непосредственно в связи с их полом и физическими характеристиками игрушек, однако основная тенденция в этой области науки – объяснение привлекательности игрушек влиянием социальных факторов. Родители, ближайшие взрослые, сверстники способны обусловливать выбор игрушек детьми, причем это происходит как косвенно (например, через организацию предметнопространственной среды), так и прямо – через высказывания о том
, во что должны играть девочки и мальчики.
2 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРУШКИ В ПСИХОЛОГИИ
2.1 Влияние игрушек на взаимодействие родителей и детей
Выбирая «маскулинные» и «феминные» игрушки, родители не только формируют предпочтения ребенка, но и во многом меняют свое поведение в игре с ним. Обнаружено, что при игре с куклами они чаще хвалят детей, чаще задают им вопросы и больше обучают тому, как действовать с игрушками, рассказывают об их свойствах; в играх с машинками взрослые используют больше звукоподражаний и чаще негативно комментируют игрушки или интерес ребенка к ним, а также в целом склонны больше контролировать поведение ребенка. Авторы объясняют эти феномены особенностями игрушек, их возможностями и свойствами. Так, игра с машинками сопровождается увеличением физического расстояния между родителем и ребенком, что вызывает необходимость контролировать его поведение. В игре с куклой часто нужна помощь в ее одевании и раздевании, и это приводит к необходимости обучать и хвалить за успешные действия. 14
В последние десятилетия растет число исследований, направленных на изучение современных игрушек, в том числе их влияния на детско-родительское взаимодействие, например, на сравнение совместной игры с интерактивными (электронными) и «традиционными» игрушками. Многие авторы подчеркивают, что интерактивные игрушки оказывают негативное влияние на общение родителей с маленькими детьми, поскольку в игре с такими игрушками существенно страдает их совместное (разделенное) внимание. В процессе такого взаимодействия взрослый и ребенок фокусируются на одном объекте, событии или общем опыте, что способствует детскому развитию, поскольку они в это время больше общаются, высказываются и взаимодействуют. Важно, что в совместном внимании родитель играет ведущую роль, а ребенок постепенно становится инициативным. В игре с интерактивными игрушками у взрослого снижается необходимость удерживать ведущую роль, поскольку интерактивные элементы в игрушке удерживают внимание ребенка: дополнительная стимуляция, присущая этим игрушкам, отвлекает от взаимодействия. Обнаружено, что в совместной игре с такой игрушкой родители как бы отдают ей свой голос
, т.е. позволяют «говорить» за них.
Интерактивные элементы в игрушке уводят внимание родителей и детей от содержательной, смысловой стороны деятельности к ярким визуальным и звуковым эффектам. Например, вместо разворачивания сюжетной игры с куклой или мягкой игрушкой дети начинают экспериментировать с ней: изучают, какие звуки она издает, как двигается и т.п., после чего теряют к ней интерес. Необходимо отметить, что общение родителей с 3–5-летними детьми по поводу интерактивных книг тоже сводится к обсуждению их физических особенностей и возможностей (например: «Тебе нравится этот звук?», «Нажми на собачку, и она споет песню»). Взаимодействие же с обычной книгой включает больше разговоров о сюжете и вопросов, побуждающих к размышлению о прочитанном. Также отмечается, что в предметно-пространственной среде, насыщенной интерактивными игрушками, часто возникает шум от нескольких игрушек, одновременно издающих звуки, которые затрудняют общение родителей и детей. 15
Традиционные игрушки в большей степени поддерживают качественное детско-родительское общение. Совместное взаимодействие в игре мамы и младенца с традиционными игрушками включает больше направленных жестов и взглядов как друг на друга, так и на игрушку; отмечается больше высказываний мамы и вокализаций ребенка, обращенных друг к другу и направленных на игрушку; причем в условиях смешанной среды (использовании интерактивных и традиционных игрушек вместе) эта тенденция сохраняется. Реакции родителей на активность детей тоже существенно различаются в играх с традиционными и интерактивными игрушками: родители больше реагируют на направленную вокализацию младенцев при взаимодействии с традиционными игрушками. Они берут на себя ведущую роль в регуляции поведения ребенка, например, чаще переключают его внимание с одной игрушки на другую или с одного ее свойства на другое.
С учетом того что вокализации и жесты являются предъязыковыми формами речи, это очень значимые результаты: известно, что количество направленных жестов у детей младенческого и раннего возраста достоверно связано со словарным запасом дошкольника; реакции родителей на предметно-направленную вокализацию их детей зависят от развития речи в 15 мес; общение по поводу объектов в процессе совместного внимания обусловлено развитием словарного запаса у ребенка раннего возраста. Таким образом, в отличие от интерактивных игрушек, традиционная игрушка, поддерживая совместное внимание,
положительно сказывается, в том числе, на развитии речи детей. 16
Таким образом, игрушки обусловливают взаимодействие детей и родителей: в зависимости от того, какая игрушка оказывается в руках у взрослого, меняются игра, а также поведение и общение. Более того, любая игрушка, будь то обычная кукла или машинка, определяет особенности взаимодействия взрослых с детьми, например, влияя на увеличение или уменьшение физической дистанции между ними, стимулируя обучение и т.п. Современные исследования показывают, что электронные игрушки негативно сказываются на детско-родительском взаимодействии, значительно обедняя качество общения и совместной игры. Клинический отчет Американской академии педиатрии от января 2019 г. «Выбор подходящих игрушек для детей младшего возраста в цифровую эпоху» содержит данные о признании потенциального вреда от электронных игрушек: в частности, электронные средства связаны с вытеснением игрового взаимодействия между взрослым и ребенком, а также со снижением когнитивной, речевой и двигательной активности, что имеет последствия для развития и здоровья ребенка.