Файл: Игрушка, как один из инструментов в работе психолога.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Даже в Древней Греции образование занимало особое место в обществе и было частью жизни каждого гражданина. Начиная со спартанских времен, обучение основывалось на принципе игры, соревнования, где юноши яростно соревновались в танцах, пении или в публичных соревнованиях за звание первых. Рассматривая Западную Европу эпохи Возрождения, образование строилось на игровом обучении, к которому призывали Т. Кампанелла и Ф. Рабле. Дело было в том, что дети без особого труда, играя, могли познакомиться со всем разнообразием наук. Хочу сказать, что в XVI – XVII веках великий дидактик Ян Амос Коменский призывал все «школы – каторги» и «школы – мастерские» превратить в места для игр. По его мнению, любая школа может стать универсальной игрой.

Фридрих Фрёбель классифицировал игру как педагогическое явление, он смог доказать, подметив её дидактичность, что она может решать задачи обучения школьника. Игры могут давать представление о цвете, форме, а также помогают овладевать культурой. Последующие их изучение показало, что с помощью игровых форм можно изучить практически все педагогические задачи. Могу сказать, что, переходя на современное развитие игровых технологий, особую роль сыграло продвижение игротехнического движения, которые в свою очередь послужили основой становления большой группы активных форм и методов обучения. В современнoм мире невозможно представить такие страны, как США и Россия, где в учебных заведениях не применялось бы игровых технологий. 9

Многие педагоги и психологи рассматривали игру как метод обучения. Большой вклад в его развитие внесли такие выдающиеся ученые как: П. П. Блонский, Л. С. Выготский, С. Т. Шацкий, Д. Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев. Они разработали широкий спектр учебного материала с использованием игр в учебном процессе. Само понятие как «игровая технология» появилась на рубеже 1940 – 1950гг., что означает совокупность психолого-педагогических установок, определяющих формы, методы и приемы обучения. Является инструментарием педагогического процесса, делая его более результативным. Л.С. Выготский характеризовал игру как пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок. А по мнению А.Н. Леонтьева игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов».


А. Н. Леонтьев доказал, что ребенок осваивает более широкий круг реальности, непосредственно ему недоступной, только в игре. Получая удовольствие и находясь в игре, ребенок осознает себя как личность. Теперь, в социальной практике, смысл игры начал осмысливаться по-новому, занимая серьезную общенаучную категорию. Поэтому дидактические игры –более активный метод использования учителями в работе. Дидактическое значение игры в России доказывал еще К.Д. Ушинский.

Обращаясь к книге Д.Б. Эльконина «Психология игры», мы убедились, что игра является передачей информации накопленного опыта реальной деятельности человека. Эльконин трактует игру, как одну из форм развития психических функций и способов познания мира взрослых.

В наши дни игра стала выполнять обучающую функцию не только на уроках в школе, но и в различных средствах массовой информации. Поскольку использование Интернета и просмотр различных телевизионных программ стали пользоваться большим спросом среди детей, с ростом большого объема информации можно наблюдать, что каждая телевизионная программа предлагает нам множество различных развивающих игр, около 10 - 15 типов. Это говорит нам о том, что ученики пассивно втягиваются в процесс игры, тем самым поглощая нужную ему информацию. Но необходимо следить за предлагаемым контентом, предоставляя детям такую возможность «обучения» необходимо отбирать материал, чтобы он нес достоверную, смысловую нагрузку для ребенка.

Основной задачей обучения является развитие у учащихся таких способностей, как самостоятельность в отборе информации и ее активном использовании, которые достигаются за счет участия в дидактических играх. С помощью которых студент может проявлять активность, демонстрировать полученные знания и навыки.

Известный педагог и основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский писал: «Чем долее вы будете оберегать ребенка от серьёзных занятий, тем труднее для него потом переход к ним. Сделать серьезные занятия для ребенка занимательными – вот задача первоначального обучения». Из этих слов можно сказать, что игра помогает ребенку пройти период адаптации. Помогает снять ребенку напряжение и формирует устойчивый интерес к учению. 10

Этого же мнения придерживаются и современные педагоги, например, Г. И. Щукина является одним из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса школьников к учебному процессу. По её мнению, чтобы урок был интересен для ребенка нужно соблюдать такие условия, как:



1. Личность учителя – даже самый сложный или скучный к восприятию урок будет интересен за счет любимого учителя, который готов на все, чтобы школьник мог с удовольствием получить и усвоить учебный материал.

2. Содержание учебного пособия.

3. Применение современных обучающих технологий.

Именно последний пункт чаще встречается в педагогической практике, так как первые два подвластны далеко не всем, даже самым опытным учителям. Но педагогические технологии — это поле для использования творческой деятельности любого учителя.


1.2 Предпочтение детей при выборе игрушек



Одним из наиболее интересных вопросов в области изучения игровых материалов является вопрос о предпочтениях при выборе игрушек. Поскольку игрушка является предметным средством детской игры, ее привлекательность – важная характеристика. Изучение детских предпочтений игрушек начинается уже в младенческом возрасте ребенка. В центре интересов исследователей в большинстве случаев находятся гендерные предпочтения. Изучение данных предпочтений строится вокруг поиска биологических и социальных факторов, влияющих на выбор игрушек детьми. Анализ исследований показывает крайнюю противоречивость результатов, методов и понимания данного вопроса. Сложности начинаются уже на этапе классификации игровых материалов: одна и та же игрушка в одном исследовании может быть отнесена к определенному полу, а в другом – считаться гендерно нейтральной или кроссгендерной, более того, в различных работах одни и те же игрушки могут быть отнесены к разному полу. Методы изучения предпочтений игрушек тоже кардинально различаются, что затрудняет сравнение и обобщение результатов: методы варьируются от принудительного выбора до свободной игры. В связи с тем, что методология исследований существенно различается, результаты могут быть крайне противоречивыми. Так, ряд работ показывает, что уже в первом полугодии младенцы-мальчики чаще смотрят на машинки, чем младенцы-девочки, однако предпочитаемых объектов у них нет (им одинаково интересно смотреть и на кукол, и на машинки), в то время как младенцы-девочки однозначно предпочитают смотреть на кукол, а не на машинки, т.е. девочки демонстрируют боqльшую избирательность в предпочтении объектов, причем обнаруженные тенденции сохраняются у мальчиков и девочек на протяжении раннего возраста. Результаты других исследований демонстрируют, что младенцы обоих полов однозначно предпочитают лицо в качестве объекта рассматривания. Но уже к году у них формируется устойчивая разница: мальчики предпочитают машинки, а у девочек предпочтения отсутствуют, т.е. они одинаково интересуются машинками и куклами. 11

На предпочтения игрушек может влиять множество факторов. Одним из них являются физические характеристики игровых предметов:
цветовые сочетания, детализированность, привлекательность отдельных элементов могут служить основой для визуальных фиксаций младенцев. Известно, что мальчики и девочки дошкольного возраста демонстрируют высокую избирательность в выборе цвета, в связи с чем цветовые предпочтения становятся предметом изучения в психологии. Однако многочисленные исследования показывают отсутствие предпочтений при выборе цвета игрушек: маленькие дети (12, 18 и 24 мес) вне зависимости от пола, предпочитают красные оттенки голубым. Различия появляются только с возрастом, с первым этапом становления гендерной идентичности: девочки выбирают розовые игрушки, а мальчики – игрушки, окрашенные в голубые и синие оттенки. 12

По данным некоторых исследований, психофизические характеристики младенцев-мальчиков включают боqльшую подвижность, чем у младенцев-девочек, что, возможно, приводит к предпочтениям динамических игрушек или игрушек на колесах, провоцирующих на двигательную активность, – мячей, машинок и т.п.. Однако было обнаружено, что такие предпочтения связаны не с полом младенцев, а с количеством и качеством двигательной активности детей: младенцы, использующие ходунки, коляски и с опытом различных двигательных занятий однозначно предпочитают машинки и другие динамические игрушки остальным (вне зависимости от пола). Опыт хватания у маленьких детей также может обусловливать их предпочтения в игрушках: дети предпочитают предметы, которые могут взять в руку, например, маленькие машинки их интересуют больше, чем настоящие машины. Использование игрушек дома тоже влияет на их привлекательность. В условиях лабораторного эксперимента дети предпочитают играть со знакомыми игрушками: если у ребенка дома есть похожие машинки, куклы, пирамидки, то в процессе эксперимента он будет отдавать предпочтение именно таким игрушкам.

В настоящее время объяснение гендерных предпочтений при выборе игрушек маленькими детьми напрямую связано с особенностями гендерной социализации ребенка. Начиная с рождения, ребенок оказывается в гендерно определенных предметно-пространственных условиях: не только игрушки, но и одежда, мебель, обои и др. включают «маскулинные» или «феминные» темы и цвета (например: машинки, роботы, самолетики – для мальчиков, куклы, посудка, коляска – для девочек; голубые, синие цвета – для мальчиков, розовые – для девочек). Родители во взаимодействии с детьми также используют соответствующую тематику, например, подражают звучанию автомобилей,