Файл: Игрушка, как один из инструментов в работе психолога.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕОБХОДИМОСТИ ИГРУШКИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Возможности использования различных видов игр в педагогическом процессе школы
1.2 Предпочтение детей при выборе игрушек
2 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРУШКИ В ПСИХОЛОГИИ
2.1 Влияние игрушек на взаимодействие родителей и детей
2.2 Влияние игрушки на развитие детей
2.2 Влияние игрушки на развитие детей
Игрушка влияет на развитие детей опосредствованно – через деятельность и общение со взрослым, поэтому многие исследования, посвященные изучению влияния игрушки на ребенка или связи между игровым материалом и различными аспектами игрушки обычно включают анализ активности ребенка или описание его действий. Так, традиционно считается, что социальному взаимодействию детей способствует игра с правилами, однако вопрос о различных видах таких игр, их особенностях, влияющих на социальное развитие ребенка, изучен недостаточно. Обнаружено, что взаимодействие детей развивается во всевозможных настольных играх с правилами – вне зависимости от направленности на соревнование или кооперацию участников. Это происходит за счет того, что правила игры регулируют отношения участников, чего нет в других видах деятельности, т.е. правила взаимодействия – смыслообразующая единица этой деятельности: без них невозможен данный вид игры. Он представляет собой соревнование, направленное на выигрыш по правилам, которые носят формализованный, обязательный характер для всех участников игры. 17
Социальное развитие ребенка происходит также в сюжетной игре. Например, в исследовании, направленном на изучение игрового поведения детей с разными видами детских игрушек, было показано, что действуя с различными творческими конструкторами (Лего, деревянные блоки, железная дорога), дети чаще играли в одиночестве, в то время как играя с сюжетными игрушками (костюмы, плюшевый мишка и другие образные игрушки5 – fantasy figurines) они предпочитали совместность и взаимодействие со сверстниками. Похожие результаты были получены в работе, где анализировались игры с различными материалами по трем шкалам: мышление/обучение, креативность/воображение, социальное взаимодействие. Согласно полученным данным, сюжетные игрушки получили значимо более высокие оценки по социальной шкале, чем головоломки, математические игры, пазлы и краски.
18
Социально-коммуникативное развитие традиционно связывается с игрой с куклами, мягкими игрушками и другими игрушками-персонажами, что нашло подтверждение в новом исследовании: в таких играх активируются те же зоны мозга, которые активны у детей в процессе социального взаимодействия. Таким образом, экспериментально доказана уникальность и ценность образной игрушки для развития детей. Игрушка-персонаж выступает предметом идентификации для ребенка, а также объектом проекций – дети наделяют ее психическим содержанием, значимым для них. Это связано с тем, что она является единственной игрушкой, которую можно наделять интенциональностью, т.е. это единственный «субъект» действия в предметном игровом мире. При этом дети не склонны приписывать психическую жизнь игрушкам. Они прекрасно различают условность мнимой ситуации, поэтому интенциональной игрушка становится только в контексте игры. В игре, действуя с игрушками-персонажами, ребенок не воспринимает их как живых, – напротив, он намеренно «одушевляет» их для своей игры. Даже любимым игрушкам крайне редко приписываются психические состояния, не говоря об остальных. К одушевлению приводит уже наличие лица у игрушки: даже кубики с нарисованными схематическими лицами становятся персонажами игры, причем одушевление связано с уровнем игры вне зависимости от вида игрушки: чем в большей мере ребенок представляет образную игрушку как субъекта игрового действия, тем более развитую игру он демонстрирует.
Однако в ряде случаев маленькие дети все-таки наделяют психической жизнью объекты, например, те игрушки, к которым они испытывают привязанность: объект привязанности имеет особенные функции, не связанные с игрой. Еще одной игрушкой, которую дети склонны наделять психическими состояниями, является игрушка-робот. Было обнаружено, что дети дошкольного возраста в вербальном плане одинаково наделяли психическими состояниями мягкую игрушку собаку и собаку-робота AIBO. Однако поведение детей с этими двумя игрушками значимо различалось: с собакой-роботом фиксировалось исследовательское, осторожное поведение, отмечалось больше попыток налаживания отношений (как с живым партнером по игре), а плюшевую игрушку ребенок чаще одушевлял и позволял себе грубое обращение с ней. Таким образом, игрушки способны влиять и на развитие фундаментальных онтологических категорий у детей, например различение живого и неживого.
19
Игрушки также могут способствовать или препятствовать развитию воображения детей. Это связано с тем, чтоq находится в центре интересов ребенка в игре с теми или иными игрушками. С сюжетными игрушками дети заинтересованы в создании и развитии игрового сюжета, что приводит к повышению гибкости в общении, стремлении договариваться и изменять первоначальный замысел, а использование различных конструкторов, головоломок и других игрушек для познавательной деятельности ведет к склонности придерживаться первоначального замысла, что снижает работу воображения, и к тому, что ребенок играет один. При этом в уже упомянутом исследовании Дж. Травик-Смита с сотрудниками деревянные конструкторы получили высокие баллы по социальной шкале. Возможно, такие противоречивые результаты связаны с недостатками классификации. По шкале мышление/обучение наивысшие баллы набрали математические игрушки, что вполне предсказуемо. В то же время авторы этого исследования получили неожиданный и интересный результат: сюжетные игрушки получили статистически сопоставимые баллы с конструкторами и пазлами по шкале мышление/обучение. Данный результат связан с теми параметрами, которые включает эта шкала: разнообразие и смена стратегий, замыслов и идей; устойчивый интерес и длительность игры, вопросы и исследовательские действия с игрушкой и т.д. 20
Таким образом, анализ работ показывает, что игрушки оказывают влияние на детское развитие: различные когнитивные функции, поведение и взаимодействие детей. Э. Пеллегрини и И. Джонс утверждают, что выбор игрового предмета определяет языковые паттерны, которые будут использоваться в игре с той или иной игрушкой, следовательно, достаточно продолжительная игра с определенным типом игрового материала прямо влияет на формирование языка и способа (стиля) мышления. То же с выбором игрушек для мальчиков и девочек: сегрегируя игрушки по половому признаку, общество способствует формированию определенных качеств у детей. Поэтому так важно организовывать игровую предметно-пространственную среду, учитывая необходимость разнообразных и вариативных материалов для детей любого возраста и пола.
2.3 Игрушка в психологическом исследовании
Рассмотрим понятие «технология», которое появилось в обществе во второй половине ХХ столетия. Технология помогает выстраивать деятельность на максимально научной, а не экстенсивной основе, использовать все современные информационные средства, исключить неоправданные затраты сил, времени и ресурсов, перейти на новый уровень результативности и наукоемкости, в отличие от «методов». Технологии разнообразны, но практически все имеют единую цель - повышение конкурентоспособности организации. Поэтому основной идеей организаций, занимающихся рекламой и продвижением игрушек, является постоянное информирование о новинках педагогов и родителей. 21
Существует несколько подходов к определению понятия «продвижение». По мнению В.В. Амбросова, под продвижением понимают любое действие, которое осуществляется для информирования потребителя о предлагаемом товаре, услуге и т.д.
Исходя из этого определения, ученый выделяет следующие функции продвижения:
- информирование потребителей о свойствах, характеристиках продукции;
- обоснование стоимости продукции;
- создание у потребителей образа фирмы, предприятия и т.д.;
- внедрение в сознание потребителей образа продукции;
- информирование о преимуществах приобретения продукции. В нашем случае потребителями являются дети, но часто не они, а их родители выбирают и совершают покупку игрушки.
М.П. Стати уделяет внимание материальному аспекту понятия «продвижение» и дает следующее понятие «продвижение - процесс, связанный с планированием и контролем за передвижением продукции от мест производства до потребителей, имеющей материальную выгоду для производителя22.
В рамках нашего исследования под процессом обучения педагогов и родителей технологиям подбора детских развивающих игрушек для детей дошкольного возраста являются новые технологии обучения правильному подбору и использованию игрушек.
По мнению В.А. Сластенина это личностно-ориентированные технологии, предполагающие диалогический подход, т.е. персонализацию педагогического взаимодействия. Использование данной технологии подразумевает побуждение ребенка к развитию, создание условий для самодвижения.
Личностно-ориентированная технология ориентирована на:
- учет индивидуальности каждого ребенка;
- Я-концепцию ребенка; - выбор ребенка;
- педагогическую поддержку.
По мнению Н.Г. Калинниковой личностно-ориентированные технология - это такая технология, в которой ребенок становится в центре воспитательного процесса23. В своей работе она приводит примеры, как должен строиться игровой процесс с детьми дошкольного возраста, где применяются личностно-ориентированные технологии:
Предоставление ребенку свободы выбора игрушки. Часто родители или педагоги навязывают ребенку свое мнение в данном вопросе, что в корне неправильно.
По наблюдениям Н.Г. Калинниковой дети чаще выбирают:
- развивающие игрушки вопреки ожиданиям родителей;
- совместная игровая деятельность;
- открывать для детей новые возможности игрушки;
- приносить разнообразие в игру ребенка ненавязчиво.
Личностно-ориентированные технологии строятся на основе идей развивающего обучения. Так, например, согласно методике Л.В. Занкова основной мотивацией в обучении детей является их познавательный процесс. Образовательный процесс должен строиться таким образом, чтобы ребенок был вовлечен в различную деятельность, а родители или педагоги должны использовать дидактические игры и игрушки. К сожалению, большинство родителей ни разу не слышали о технологиях развивающего обучения, как и сотрудники магазинов детских игрушек.
Возникает вопрос, зачем же учить сотрудников магазина личностно-ориентированным технологиям? В первую очередь, сотрудники осознают, что перед ними не потенциальный потребитель, а личность, хоть и маленькая. Каждый ребенок индивидуален, требует разного подхода, учета его умственных, физических и психических способностей. Сотрудники, имеющие знания в области развивающего обучения, умеющие подсказать родителю, как правильно построить игровой процесс с максимальной пользой для ребенка, смогут заострить внимание потребителя именно на развивающей игрушке. К педагогически подкованным сотрудникам захочется прийти за консультацией снова.